18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом Александр Карлин заявил на встрече с журналистами накануне своего отчета о результатах деятельности администрации края в 2011 году, который состоится 16 февраля в рамках сессии краевого Законодательного собрания.

Глава региона не стал подробно рассказывать об итогах развития края в минувшем году, заметив, что все оценки и данные будут озвучены им в своем выступлении, текст которого сразу же после завершения доклада будет размещен на официальном сайте.  Вот о чем говорил губернатор Алтайского края Александр Карлин, отвечая на вопросы журналистов края. 

ОБ ИТОГАХ 2011 ГОДА

- Алтайский край продемонстрировал положительную динамику по большинству значимых отраслей экономики и социальной сферы.  Темпы социально-экономического развития края по основному набору базовых показателей превышает среднероссийские и среднесибирские параметры. Таким образом, мы выходим из группы регионов-аутсайдеров. Почему-то такая позиция была долгое время присуща Алтайскому краю. Теперь регион выдвигается на позиции регионов, демонстрирующих высокие показатели развития.

Задача 2012 года, если формулировать ее в самом общем виде, заключается в том, чтобы эти тренды закрепить, сделать стабильными и устойчивыми.

О СИТУАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

- Несмотря на все издержки развития, мы можем сказать, что в Алтайском крае достаточно объектов здравоохранения, отвечающих самым современным требованиям. А некоторые из них соответствуют европейскому уровню…

Но много вопросов вызывают проблемы качества оказания медицинских услуг. Необходимо увязывать его с уровнем оплаты  работников всех звеньев системы здравоохранения, всех учреждений здравоохранения. Повышению качества служит и внедрение стандартов медицинских услуг, формирование и сопровождение этих стандартов, контроль за их соблюдением.

Как бы то ни было, проблем в здравоохранении больше, нежели в другой кардинально реформируемой сфере – в образовании. И мы намерены использовать положительный опыт, который использовали в модернизации системы образования в крае. В первую очередь, в оценке качества и результатов работы. Сегодня здравоохранение находится в своеобразном переходном периоде, когда на старые системы оплаты труда накладываются поправочные коэффициенты качества и результативности труда. Это сложный процесс, и мы прислушиваемся, с одной стороны, к рекомендациям Минздравсоцразвития, изучаем опыт других регионов. С другой стороны, в этом процессе должна активно участвовать медицинская общественность. В этом плане весьма полезен был приезд в Алтайский край Леонида Михайловича Рошаля с его предложениями по консолидации медицинского сообщества. Такие процессы в крае уже идут.

О КУЛЬТУРЕ

- Некоторые наши проекты, которые напрямую к культуре не относятся, опосредованно влияют на развитие этой сферы. Взять, к примеру, наш проект «Большое Золотое кольцо Алтая». Сегодня мы его дорабатываем с привлечением экспертов национального уровня. Этот туристический маршрут длиной в 1,5 тыс. км предполагает не только развитие туристических объектов, но и объектов и памятников культуры, в частности, музеев. К примеру, в Бийске ведутся большие реставрационные и восстановительные работы в историческом памятнике, где когда-то располагалась Алтайская духовная миссия. Многое сделать предстоит в Змеиногорском, Курьинском, Алейском и других  районах. Будем очень обстоятельно заниматься культурой в наших малых городах и сельских районах.

ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Наша инвестиционная активность сегодня в известном смысле оценивается применительно к имеющемуся в крае инвестиционному потенциалу. Здесь надо иметь в виду особенности структуры нашей экономики, ее несырьевой характер. А отсюда - чтобы нам привлечь в реальный сектор экономики инвестиции в объеме в несколько миллиардов рублей – надо проделать огромную по объему работу, задействовать, включить в этот процесс десятки объектов. Замечу, сырьевой характер региональной экономики предполагает совсем другой, более впечатляющий порядок цифр и других, более крупных по масштабу инвесторов. Как бы то ни было, темпы роста инвестиций в регионе неплохие. Мы планируем разрабатывать новые программы развитие нашего инвестиционного потенциала, предусматривающие совершенствование региональной инфраструктуры. В этом отношении значимым для края является проект создания в крае крупной генерации электроэнергии на базе Мунайского угольного месторождения – Алтайской конденсационной станции. У нас очень серьезные планы по развитию электросетевого хозяйства, строительству новых сетей, которые бы позволили обеспечивать электроэнергией отдаленные или энергодефицитные территории края, что даст возможность включать эти территории в общие процессы экономического развития региона. В этом году более 1 млрд. рублей выделяется на газификацию региона. Все это в комплексе, в конечном счете,  и формирует  благоприятный инвестиционный климат. Та же «Бирюзовая Катунь» представляет собой сегодня готовую площадку для осуществления самых разнообразных инвестиционных проектов, реализации самых амбициозных планов в туристической сфере. По той же схеме, в том же алгоритме мы намерены создавать и промышленные площадки с готовой, обустроенной инфраструктурой для осуществления проектов в сфере реального сектора экономики. К примеру, в животноводстве и мясопереработке. Мы намерены и впредь тесно взаимодействовать с федеральными инвестиционными институтами, развивать собственные, региональные институты привлечения и поддержки инвестиций, будем способствовать снижению административных барьеров. Надеюсь, что мы сохраним и будем только наращивать в последующие годы объемы привлекаемых в экономику края инвестиций.  Между тем в связи со вступлением России в ВТО будут внесены коррективы в нашу региональную инвестиционную политику, которые будут связаны со стимулированием роста производительности труда и повышения конкурентоспособности.

О ПРОГРАММЕ «75х75» И ЕЕ ПРОДОЛЖЕНИИ – ПРОГРАММЕ «80х80»

- Об объемах освоенных в рамках программы «75х75» средств можно будет говорить после ее завершения в конце 2012 года. Новая программа «80х80» приобретет  большие черты народности. Обсуждение включения в программу тех или иных объектов будет происходить максимально широко и публично, в формате, если хотите, «народного вече». От каждого муниципалитета будет предлагаться один объект, и это должен быть «самый-самый», наиболее социально востребованный объект.

Объектов станет больше – 80. По краевой столице мы «разведем» объекты, выделив квоту для объектов общекраевого значения и отдельно – для нужд непосредственно столичного муниципалитета. Программа «80х80» будет рассчитана на 5 лет. Мне бы хотелось, чтобы мы стартовали уже в следующем году, поскольку объекты будут солидные, необходимо серьезно подготовить проектно-сметную документацию, пройти все необходимые экспертизы. По программе «75х75» мы работали на грани возможного. По самым предварительным оценкам, программа «80х80» потребует не менее 10 млрд. рублей.

О ВИДАХ НА УРОЖАЙ И АГРОСТРАХОВАНИИ

- Ситуация с видами на урожай очень  серьезная. Сегодня отмечается дефицит влаги в почве. Нет сил спокойно смотреть на наши почти голые, малоснежные поля! В феврале каких-то серьезных осадков не ожидается. Гидрометеослужба, к сожалению,  не дает хороших прогнозов. Поэтому некая тревога есть. Что касается агрострахования, то с 1 января этого года вступил в силу новый закон. Сегодня мы предварительно имеем соглашение с Минсельхозом на резервирование федеральных средств на агрострахование в размере 300 млн. руб. Ждем выхода ряда подзаконных документов. Но без их принятия мы не можем разработать свой региональный порядок. Хотя мы заложили под софинансирование и средства регионального бюджета. Думаю, мы сможем включить эти механизмы до начала массовых сельскохозяйственных работ.

О ПРИВАТИЗАЦИИ

- Как показал опыт и результаты проведения приватизации в 90-е годы, очень сложно эффективно управлять промышленными объектами в Алтайском крае, находясь за тысячи километров от региона. Каким-то предприятиям просто повезло с честными руководителями. Если такого везения не было, то, как правило, это предприятие оказывалось потерянным для экономики края…

О ФЗ-185

- Первый транш федеральных средств по ФЗ-185 в край уже поступил. Сейчас мы эти средства распределяем. Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ признал нашу работу в прошлом году удовлетворительной. А это означает, что мы будем и впредь получать федеральные средства в виде бонуса. Мы рассчитываем, что до конца года мы объем федеральных средств, выделяемых в 2012 году на капитальный ремонт жилья в Алтайском крае, увеличим раза в полтора. Сейчас уточняется список городов и районов края, которые получат средства.

О ЗАРПЛАТЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

- У нас есть возможность повышать зарплату и выводить ее из тени. На протяжении длительного периода времени у алтайского бизнеса складывалась ситуация, когда из-за высоких энергетических  и транспортных тарифов для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность  своей продукции предприниматели шли на замораживание зарплаты. Таким образом, труженики оказывались заложниками этой ситуации. Постоянно ориентироваться на среднюю по региону или территории зарплату, это в известном смысле будет хождение по кругу. Мы никогда не совершим прорыв. Мы говорим сегодня о том, что наши работодатели, в первую очередь в реальном секторе экономики, должны сверять зарплату, корректировать ее с учетом  средних показателей оплаты труда в отрасли, в аналогичных производствах в других регионах России. 

Сегодня в Алтайском крае достаточно много производств либо новых, либо тех, которые прошли глубокую модернизацию. Там объективно выше производительность труда, а именно она и определяет оплату труда. В этом смысле нам есть над чем работать. В том числе по сельскому хозяйству. Там складывается парадоксальная ситуация: мы демонстрируем очень приличные темпы роста сельскохозяйственного производства, высокую производительность труда. А среднеотраслевая зарплата в сельском хозяйстве Алтайского края отстает от некоторых регионов Сибири. Хотя она и растет более высокими темпами, нежели в других отраслях региональной экономики. К примеру, в 2005 году зарплата в сельском хозяйстве Алтайского края составляла около 2,5 тыс. руб.,  сегодня она достигла уровня в 10 тыс. руб. Иными словами, выросла почти в 4 раза.

По заработной плате мы будем всячески воздействовать на бизнес законными методами. В первую очередь, через механизмы его поддержки. Мы понимаем претензии бизнеса. Но говорим ему: вас это должно подвигать на новые подвиги – внедрять новые технологии, совершенствовать логистику, снижать издержки и т.д. Но не за счет снижения зарплаты работникам.

***

Подытоживая, губернатор Карлин заявил: «Мы все серьезно работали в 2011 году. Где-то опираясь на задел, созданный нашими предшественниками. Где-то осваивая новые направления, являясь первопроходцами. Поэтому, наверное, есть недочеты и у нас. Зачастую возникающие проблемы обусловлены общими, глобальными и макроэкономическими обстоятельствами. Как бы то ни было, мы видим, что нам предстоит сделать, видим масштабы и специфику этой работы, понимаем, как мы должны ее делать. За эти семь лет все мы, включая и губернатора, многому научились…».


P.S.

О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРИЛ ГУБЕРНАТОР?

- В этом году в плане развития сети сельских дорог краевые власти намерены заняться строительством примыканий от населенных пунктов к  трассам федерального и межрегионального значения. В частности, на дороге «Алтай-Кузбасс»…

- Я многократно обращался на самый высший уровень с предложением передать племенные животноводческие хозяйства в краевую собственность. Отвечали: это невозможно. Однако в последнее время ситуация меняется. А потому буквально полторы недели назад я отправил еще одно письмо на имя Председателя Правительства РФ о передаче оставшихся в федеральном управлении предприятий племенного животноводства в краевую собственность. Речь идет о передаче 100 процентов акций. Надеюсь на положительное решение этого вопроса…