18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
В Центре международной торговли прошло заседание «Меркурий-клуб» на тему «Проблемы повышения эффективности агропромышленного комплекса России». Вел заседание президент, председатель правления «Меркурий-клуб» академик Евгений Примаков. Алтайский край представлял заместитель губернатора Алтайского края Евгений Александрович Островский.



Евгений ОСТРОВСКИЙ

Чем мы гордимся и что нас тревожит

Алтайский край, сказал в своем выступлении заместитель губернатора Алтайского края Евгений Александрович Островский, входит в десятку регионов – доноров продовольствия Российской Федерации. Алтайский край – это больше 20% российской крупы, свыше 12% муки, 7% зерна, 4% молока и 3% мяса. В Сибирском федеральном округе – это больше 20% продовольствия. Алтайский край – это первое место в Российской Федерации по производству сыра, муки, второе – по производству круп, третье – по производству молока, четвертое – по производству зерна, пятое – по производству скота и птицы на убой. По поводу качества: Алтайский край экспортирует сыр в Германию, а макароны в Италию.

Сельскохозяйственная направленность края и ответственность перед соседними регионами за продовольственное снабжение заставляет нас внедрять инновации, и не на словах, а на деле. В крае есть предприятия, где коровы ходят с электронными чипами: корова подходит к кормушке – и кормушка ее знает, помнит и кормит именно по ее личной истории.

Довольно активно вводятся новые сельскохозяйственные предприятия: заканчивается строительство двух крупных комплексов для содержания 300 тысяч голов свиней каждый. Понятно, что там есть целый ряд проблем, в том числе и с утилизацией отходов, но благодаря Минэнерго мы серьезно двигаемся в сторону биоэнергетики и переработки отходов в тепло.

Край близок к вводу в эксплуатацию уникального предприятия по глубокой переработке пшеницы – до молекулярного уровня. Это предприятие первое в России, и в мире таких – пальцев одной руки хватит сосчитать. Мы по праву этим гордимся.

Но есть и проблемы, и достаточно острые. Первая – сохранение повышения плодородия почв. В крае 6,5 млн гектаров пашни, из них 4 млн – в зоне рискованного земледелия.

На наш взгляд, нужны серьезные усилия по реконструкции и капитальному ремонту мелиоративных систем.

Следующая тема. У нас степи – это очень плодородная почва, но и ветер. В крае 80 тысяч гектаров лесополос, из которых больше половины достигли критического возраста. Предлагается вынести на федеральный уровень вопрос финансирования восстановления или реконструкции лесополос. Выгода тут прямая – создание лесополос повышает урожайность сельхозкультур примерно на четверть.

Больной вопрос, о котором неоднократно говорили, – удобрения. В 1986–1990 годах в крае вносилось от 20 до 32 кг удобрений на гектар, сегодня – от 2 до 3 кг. Полагаем необходимым, чтобы средства механизации были активно профинансированы в проектах государственных программ развития сельского хозяйства.

Задачи по техническому вооружению. В крае на один трактор приходится 308 гектаров. Износ основных видов техники – 70%, причем пикантность ситуации в том, что в Алтайском крае до недавнего времени находился Алтайский тракторный завод, который при советской власти делал 40% легких тракторов в стране. Но, к сожалению, завод практически погиб.



Очень тяжелая тема – лизинг техники, поскольку с деньгами, сами понимаете, у сельхозпроизводителей нехорошо, а Росагролизинг, к сожалению, надежд не оправдывает. Все сельхозпроизводители Сибири мечтают об унифицированном тракторе с унифицированным навесным оборудованием. Сегодня у нас работают подержанные китайские, корейские, американские и японские трактора с абсолютно разным оборудованием. Сами понимаете, как это влияет на себестоимость!

Снижение цен на зерно, высокие ставки по кредитам, ограничения на приобретение импортной сельхозтехники – хотя, давайте смотреть правде в глаза, она более конкурентна во всех смыслах. Для перевооружения сельхозпроизводителей края отечественными машинами требуется примерно 7–10 тысяч рублей на гектар, зарубежными – 13–16. Но мультипликативный эффект при перевооружении импортной техникой гораздо выше, то есть выгоднее вложить 16 тысяч на гектар – и отдача будет гораздо больше.

Серьезнейшая проблема с электричеством. Судьба так сложилась, что Алтайский край оказался на конце всех сетей: мы – пограничный регион плюс мы энергодефицитны на 40%. В Алтайском крае стоимость киловатт-часа – 3 рубля 75 копеек, в то время как у всех наших соседей по Сибирскому федеральному округу – от 2 до 2,5 рубля. Это загадка. Разгадку нам дать не может абсолютно никто.

В крае принята отчетливая установка на продажу труда, а не сырья, поскольку нефти у нас нет, а нам как-то приходится работать. Поэтому в отличие от общероссийского тренда на продажу сырья мы предпочитаем экспортировать муку. Сегодня действует контракт с Индонезией на поставку более миллиона тонн алтайской муки, которая по качеству превосходит требования всех возможных сертификатов.

Два других момента: регулирование квот на импортную продукцию и вопросы качества, несоблюдение требований закона № 88, технических регламентов на молочную продукцию. И в самом деле, страшные цифры: 90% молочной продукции в Центральном округе – импорт, в Сибири и на Дальнем Востоке – 50%. Но тем не менее при этом в крае регулярно происходит затоваривание сырами.

Дикая история была этой весной: за всю историю существования Алтайского края ни разу нормативные, переходные запасы сыра не превышали 2,5 тысячи тонн, в этом году они вдруг достигли семи. Почему? Потому что, с одной стороны, на полках лежит подозрительная молочная продукция импортного производства с тропическими растительными жирами внутри, а с другой, – сыры мы не можем вывезти, потому что для того, чтобы продукция зернопереработки и молочной промышленности была конкурентоспособна, коэффициент тарифа должен быть минимум 0,3.



До нас 4 тысячи километров, и когда в прошлом году были засуха и пожары, Алтайский край был готов поставить на колеса не одну сотню тысяч тонн пшеницы для отправки в центральные регионы. Губернатор края вынужден был в эфире просить у президента России помощи – введения корректирующего коэффициента до 50% себестоимости, если производители края везут продукцию в центр.

«Торгово-промышленные ведомости» № 19 /467/