18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
По итогам 2011 года Алтайский край занял 1-е место в стране по ведению бюджетного процесса. За несколько дней до наступления Нового года губернатор края Александр Карлин провел традиционное ежегодное совещание с главами администраций и руководителями представительных органов городов и районов края на тему «О некоторых предварительных итогах социально-экономического развития края в 2011 году и задачах муниципальных образований на 2012 год». С докладом об исполнении бюджета и задачах на следующий год выступил вице-губернатор, председатель финкомитета администрации края Владимир Притупов.




Итоги исполнения консолидированного бюджета края за 11 месяцев 2011 года


По итогам 11 месяцев текущего года доходы консолидированного бюджета края составили 75 млрд. рублей, что выше показателя за аналогичный период 2010 года на 11 процентов.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 39,8 млрд. рублей, что на 14 процентов превышает уровень 2010 года.
Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет края в 2011 году оценивается в сумме 42,1 млрд. рублей, что выше уровня 2005 года в 3 раза, уровня 2010 года - на 6 процентов.

Финансовая помощь из федерального бюджета за 11 месяцев текущего года поступила в сумме 34,8 млрд. рублей. В течение года в бюджет края из федерального бюджета дополнительно поступило 11,7 млрд. рублей, что на 52 процента больше, чем было предусмотрено в первоначальном бюджете края на 2011 год.


Изменение структуры консолидированного бюджета края за 2005-2011 гг.

За период 2005-2011 гг. обеспеченность бюджета края собственными доходами увеличилась с 47 до 65 процентов в объеме доходов.

С 2005 года структура расходов консолидированного бюджета претерпела существенные изменения и носит более инвестиционный характер: в 2 раза увеличился удельный вес расходов на капитальные вложения, доля расходов на оплату коммунальных услуг стала в 2 раза меньше.

В то же время усиливается и социальная направленность бюджета края – удельный вес расходов на социальную поддержку населения увеличился с 10 процентов в 2005 году до 15 процентов в 2011 году.


Расходы на реализацию краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году

Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году составляют 6,0 млрд. рублей, в том числе на реализацию Губернаторской Программы «75x75» - 2,5 млрд. рублей, с учетом увеличения в течение года более чем в 2 раза.


Итоги исполнения бюджетов муниципальных образований за 11 месяцев 2011 года


За январь-ноябрь 2011 года доходы бюджетов муниципальных образований края составили 33,8 млрд. рублей, или на 19 процентов выше уровня 2010 года.
Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов поступили в сумме 12,4 млрд. рублей, что на 9 процентов выше уровня 2010 года.

Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты в 2011 году оценивается в сумме 13,3 млрд. рублей, что выше уровня 2005 года в 3 раза, уровня 2010 года - на 4 процента.

В 2011 году дважды увеличивалась финансовая помощь муниципальным образованиям в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на общую сумму 750 млн. рублей.


Основные принципы распределения финансовой помощи бюджетам муниципальных образований края


При распределении финансовой помощи муниципальным образованиям края основным принципом является обеспечение равного доступа граждан к государственным и муниципальным услугам на всей территории Алтайского края, независимо от места проживания.

В результате проводимой политики в сфере межбюджетных отношений за период 2000-2011 гг. соотношение удельного веса доходной части бюджетов и численности населения муниципальных районов и городских округов края в общем объеме указанных показателей практически одинаковы, отклонение составляет в среднем 0,5 процента, что еще раз подтверждает взаимосвязь объемов местных бюджетов с численностью населения муниципальных образований.

Динамика основных видов финансовой помощи бюджетам муниципальных образований края в 2005-2011 гг.


За период 2005-2011 гг. собственные доходы местных бюджетов выросли в 3 раза – с 4,4 до 13,3 млрд. рублей.

Объем финансовой помощи муниципальным образованиям за этот же период увеличился с 12,1 до 21,0 млрд. рублей, или на 74 процента.

Темпы роста собственных доходов местных бюджетов в 1,7 раза превышают темпы роста финансовой помощи, в результате обеспеченность бюджетов муниципальных образований собственными доходами выросла с 27 процентов в 2005 году до 39 процентов в 2011 году.

В объеме финансовой поддержки муниципальным образованиям наибольший удельный вес занимают субвенции, передаваемые в районы и города для осуществления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и Алтайского края. За 2005-2011 гг. объем субвенций увеличился с 7,5 до 10,5 млрд. рублей, или в 1,4 раза, а их удельный вес снизился с 62 до 50 процентов.

Объем финансовой помощи на исполнение полномочий по вопросам местного значения с 2005 года вырос в 2,3 раза – с 4,5 до 10,5 млрд. рублей, а их доля в финансовой поддержке – с 38 до 50 процентов.

Объем дотаций местным бюджетам в 2011 году вырос на 3 процента к уровню 2005 года и составляет чуть более 4 млрд. рублей. Их удельный вес в финансовой помощи снизился с 33 до 20 процентов.

В наибольшей степени увеличился объем субсидий – целевых средств на выполнение местных полномочий по важнейшим направлениям социального и экономического развития муниципальных образований: с 26 млн. рублей в 2005 году до 5 млрд. рублей в 2011 году, рост составил 19321 процент. Их удельный вес в финансовой помощи вырос с 0,2 до 24 процентов.


Кредиторская задолженность муниципальных образований в 2011 году

Объем кредиторской задолженности муниципальных образований с начала года сократился на 112,9 млн. рублей, или на 36 процентов, и составляет 199,4 млн. рублей, из них 60,9 млн. рублей (31 процент) – задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды. На протяжении ряда лет полностью отсутствует задолженность по социальным обязательствам местных бюджетов.

По итогам 11 месяцев текущего года 28 муниципальных образований не имеют кредиторской задолженности, кредиторская задолженность 6 муниципальных образований составляет 54 процента от общей суммы по всем муниципальным образованиям, 11 муниципальных образований имеют задолженность от 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

В течение 2011 года проведены мероприятия по сокращению просроченной кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг - с начала года она сократилась на 66 процентов и составляет 3,2 процента (6,3 млн. рублей) от общей суммы задолженности. Такая задолженность имеется в 8 районах.


Формирование бюджета края на 2012 год

Бюджет края на 2012 год сформирован с учетом изменений в расходных обязательствах как краевого, так и местных бюджетов в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части разграничения полномочий.

С 1 января 2012 года с краевого на федеральный уровень переходит полномочие по финансовому обеспечению деятельности полиции.
С федерального бюджета на уровень края передаются расходы на:
  • содержание 14 учреждений среднего профессионального образования, ранее подведомственных Минобрнауки России и Минсельхоз России;
  • финансирование мероприятий в области содействия занятости населения в части расходов по осуществлению этих полномочий и реализации активных мероприятий по содействию занятости.

Кроме того, с 2012 года в полном объеме за счет средств краевого бюджета будут осуществляться расходы на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также оплата труда приемного родителя и на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

С 1 января 2012 года с муниципального на краевой уровень передаются полномочия по оказанию медицинской помощи населению. Для обеспечения этого полномочия изменен объем финансовой помощи муниципальным образованиям и нормативы отчислений налоговых доходов в местные бюджеты, в частности увеличен норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в краевой бюджет, с 10 до 40 процентов.

В результате перераспределения доходных источников и расходных полномочий местные бюджеты получат дополнительно 687 млн. рублей, на эту же сумму возрастет нагрузка на краевой бюджет.

С 1 января 2012 года создается дорожный фонд Алтайского края, размер которого на 2012 год составит 5,7 млрд. рублей, из них 285 млн. рублей будет направлено в бюджеты районов и городов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, еще 285 млн. рублей – на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Алтайского края в первую очередь будут направлены на выполнение мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых на территории края на условиях софинансирования, с учетом приоритетных направлений расходов краевого бюджета, на капитальное строительство объектов с высокой степенью готовности, предусмотренных к вводу в 2012 и 2013 годах, а также на выполнение работ на аварийных объектах социальной сферы, представляющих угрозу жизни населения. Предусматриваются средства на завершение реализации Губернаторской Программы «75х75».


Задачи органов местного самоуправления в области бюджетной политики на 2012 год

В следующем году муниципальным образованиям следует направлять свои усилия на повышение собственной доходной базы, увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов на подведомственной территории в новых условиях распределения доходных источников между краевым и местными бюджетами.

Следует обеспечить своевременную выплату заработной платы с начислениями и оплату коммунальных услуг в бюджетной сфере, не допуская образования просроченной кредиторской задолженности.

Необходимо продолжить практику по снижению неэффективных расходов, повышению энергоэффективности в бюджетной секторе муниципальных образований.

Вступление в силу Федерального закона № 83-ФЗ - об изменении типов бюджетных учреждений

В связи со вступлением в силу 83-ФЗ муниципальным образованиям необходимо обеспечить стабильную работу муниципальных учреждений в новых условиях. Нормативы финансовых затрат на выполнение муниципального задания, используемые при расчете субсидий муниципальным учреждениям, должны обеспечивать расходы, необходимые для оказания услуг, недопущения кредиторской задолженности по основным направлениям затрат муниципальных учреждений.