18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
В Алтайском крае открылась IV Международная конференция « «Зерновая Сибирь».

С основным докладом, открывая зерновой форум, выступил начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев. Публикуем текст его выступления.




Инвестиционная привлекательность аграрного сектора Сибирского региона
Барнаул, Алтайский край
16-17 ноября 2011 г.


Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве связана с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Государственная программа развития сельского хозяйства стала следующим шагом по повышению инвестиционной привлекательности отрасли. В аграрный сектор благодаря эффективной государственной поддержке пошли инвестиции.

Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций по данным ведомственной отчетности, увеличился с 2 млрд. рублей в 2005 году до 8 млрд. рублей в 2010 году. Объем инвестиционных кредитов вырос за этот же период более чем в 5 раз. При этом рентабельность инвестиций в 2010 году сложилась в пределах 10%. В целом за 2006-2010 годы окупаемость капитальных вложений составила 45%.



За последние три года на финансирование долгосрочных инвестиций крупными и средними предприятиями Алтайского края направлено около 24 млрд. рублей, из которых более 14 млрд. руб. – на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и ферм.

Уже не ведутся дискуссии о том, является ли село черной дырой или нет. Сельское хозяйство стало рассматриваться как сфера для выгодных вложений.

Предприятия, реализующие инвестиционные проекты, являются одними из наиболее успешных среди хозяйств края, развиваются высокими темпами и занимают весомые доли в общекраевом объеме производства сельскохозяйственной продукции. Прирост выручки за прошедший год в указанных организациях составил более 28%, налоговых платежей – более 35%. В хозяйствах, которые не осуществляли инвестиции, темпы прироста данных показателей были в 2-3 ниже.




  

Александр Чеботае, начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края
 
 
Хозяйства, вошедшие в десятку лидеров, при наличии около 2% сельхозугодий дали 20% объема сельскохозяйственной продукции, произведённой сельхозорганизациями Алтайского края. Объем реализованной продукции данными предприятиями по итогам 2010 года превысил 6 млрд. рублей, прибыль от реализации продукции составила более 1 млрд. рублей, рентабельность продаж в среднем сложилась на уровне 19%, а в наиболее эффективных хозяйствах - более 50%.

Важным фактором повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона является государственная поддержка. В отрасль ежегодно направляется около 4 млрд. рублей, в т. ч. из краевого бюджета – не менее 1 млрд. рублей. В текущем году объем государственной поддержки составит более 5 млрд. рублей.

Основным направлением поддержки является субсидирование процентных ставок по кредитам.

С 2007 года сельскохозяйственным товаропроизводителям по привлеченным инвестиционным кредитам перечислено 5 млрд. рублей. Объем субсидий по данному направлению вырос почти в 7 раз.

Объем субсидируемых кредитов в настоящее время составляет около 40 млрд. рублей, из них почти половина – инвестиционные. Их доля в структуре капитальных вложений составляет около 60%.

Приоритетным направлением инвестирования является замена изношенной техники и оборудования. Если в 2005 году на приобретение всех видов сельскохозяйственной техники и оборудования в крае было направлено 750 млн. рублей, то в последние годы – ежегодно более 4 млрд. рублей.



Так, с начала текущего года аграрии края приобрели технику на сумму около 6 млрд. рублей. В целом с 2006 года на техническое перевооружение было инвестировано порядка 26 млрд. рублей. За этот период сельскохозяйственными товаропроизводителями края приобретено более 4000 тракторов; около 2400 зерноуборочных комбайнов, 500 кормоуборочных комбайнов.


Одним из инструментов поддержки технического перевооружения является лизинг. За последние три года на пополнение краевого лизингового фонда было направлено 220 млн. рублей. За этот период на условиях лизинга сельскими товаропроизводителями было приобретено 772 ед. техники на сумму 1,7 млрд. руб., в т. ч. Причем с участием краевого лизингового фонда - 459 ед. стоимостью более 900 млн. рублей.

Активно ведется техническое перевооружение в животноводстве. За последние пять лет сельскохозяйственные производители приобрели 246 линейных доильных установок, 14 доильных залов, 267 мобильных кормоцехов, 46 комбикормовых установок.

В рамках программ по развитию молочного и мясного скотоводства на техническое перевооружение было перечислено более 290 млн. рублей. В текущем году объем финансирования указанных программ составит порядка 367 млн. рублей. Основной объем средств (75%) будет также направлен на компенсацию части стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования.

За последние 5 лет в строительстве, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм участвовало 119 хозяйствующих субъектов. Было введено более 53 тыс. скотомест.

В крае построены крупные животноводческие комплексы с установкой современного высокотехнологического оборудования, такие как:
- ООО «Западное» Ключевского района на 1700 коров;
- ОАО «имени Гастелло» Хабарского района на 1200 коров;
- ООО «Толстовское» Каменского района на 1200 коров;
- СХА ПЗ «Степной» Немецкого национального района на 500 коров;
- ООО «Сибирские бычки» Павловского района на 600 коров;
- СПК «Бурановский» Павловского района на 800 коров, и ряд других.

Введены в эксплуатацию крупные вертикально-интегрированные агропромышленные комплексы ЗАО «Алтайский бройлер» Зонального района мощностью более 60 тыс. тонн мяса птицы в год, ООО «Альтаир-Агро» Ребрихинского района по содержанию 24 тыс. голов свиней в год. В настоящее время в этих предприятиях ведется работа по вводу дополнительных производственных мощностей.

В текущем году в крае реализуются 28 инвестиционных проектов стоимостью порядка 23 млрд. рублей, в том числе по строительству двух крупных свиноводческих комплексов по содержанию 300 тыс. свиней в год каждый - ООО «Алтайский бекон» и ООО «Алтаймясопром».

Ведется модернизация и увеличение мощностей перерабатывающих предприятий, что обуславливает перспективность расширения посевов сахарной свеклы, подсолнечника и других технических культур. Заявлены к реализации проекты по созданию интегрированного производства по глубокой переработке пшеницы в ОАО «Пава» и глубокой переработке льна в ООО «НПО «Алтайский лен». В текущем году введен в эксплуатацию завод по переработке масличных семян мощностью 280 тыс. тонн ООО «АгроСибРаздолье», после реконструкции запущен Бийский сахарный завод по переработке на первом этапе 150 – 170 тыс. тонн сахарной свеклы, в дальнейшем его мощность планируется увеличить до 400 тыс. тонн. В целом на 2-х сахарных заводах края смогут перерабатывать до 850 тыс. тонн сахарной свеклы.

Реализация аграрной политики по стимулированию инвестиционных процессов в аграрном секторе экономики дает положительные результаты. На 1 рубль господдержки в отрасль привлекается от 4 до 10 рублей частных инвестиций и столько же, по оценкам экспертов, инвесторы вкладывают в смежные отрасли экономики. По такому мультипликативному эффекту с сельским хозяйством едва ли может сравниться какая-либо другая сфера производства.

В расчете на 1 рубль государственной поддержки стоимость основных фондов сельскохозяйственных организаций и объемы уплачиваемых налогов с 2007 года выросли в 2 раза, производство продукции сельского хозяйства – в 1,6 раза. Повысился уровень самообеспечения края в основных видах сельскохозяйственной продукции.

Кардинальные перемены, происходящие в сельском хозяйстве, на фоне роста мировых цен на продовольствие повышают привлекательность инвестиций в этот сектор.

Инвестиционная привлекательность аграрного сектора Алтайского края обеспечивается следующими факторами:
  • многообразие почвенно-климатических зон и богатые земельные активы, позволяющие заниматься производством всех видов сельскохозяйственной продукции и обеспечивать ежегодную устойчивость производства;
  • развитая пищевая промышленность;
  • наличие на территории края крупных научных центров, институтов и учебных заведений сельскохозяйственного профиля позволяет выстраивать обоснованную стратегию агропроизводства, внедрять современные инновационные методы хозяйствования;
  • разветвленная система информационного обеспечения и развитая финансовая инфраструктура для сельхозтоваропроизводителей;
  • реализация мер по развитию курортно-рекреационной сферы и игорной зоны, что создаст дополнительный спрос на продовольствие внутри региона;
  • наличие рыночных ниш и возможности расширять рынки сбыта за пределами региона.

Географическое положение края позволяет в значительной степени обеспечивать потребности Сибири и Дальнего Востока страны в качественном продовольствии.

Созданная в Алтайском крае законодательная база предлагает различные формы и действенные инструменты по поддержке проектов, защите прав собственности инвесторов, снижает финансовые риски.

Наиболее значимые для региона и сельских территорий проекты осуществляются в рамках частно-государственного партнерства в соответствии с заключаемыми между администрацией Алтайского края и инвесторами соглашениями о совместной социально-экономической и инвестиционной деятельности.

Это позволяет оперативно решать вопросы, касающиеся выделения земельных участков, технологического подключения строительных площадок к линиям электропередач, газовым сетям, увеличения энергетических мощностей, необходимых для устойчивого функционирования производств и минимизировать сроки строительства крупных объектов. Так, работы на «Алтайском бройлере» были начаты в июле 2007 года, а уже в октябре 2008 года была заложена первая партия инкубационного яйца, за 2010 год предприятие выпустило 62 тыс. тонн мяса. Для сравнения в предыдущие годы сроки строительства птицефабрик гораздо меньшей мощности составляли до 5 лет.

С 2007 года средства краевого бюджета направляются на развитие инженерной инфраструктуры инвестиционных объектов, играющих важную роль в социально-экономическом развитии региона.

Районам, где реализуются инвестиционные проекты, в приоритетном порядке предоставляются бюджетные средства на инженерное и социальное обустройство поселений, в частности на строительство жилья для молодых специалистов.

Накопленный опыт поддержки инвестиционных проектов в крае реализован в краевой программе «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае» на 2011-2013 годы. Этим документом впервые законодательно закреплено комплексное использование всех возможных форм государственной поддержки по наиболее значимым в отрасли проектам.

В текущем году распоряжением администрации Алтайского края утвержден План организационно-технических мероприятий по реализации крупных инвестиционных проектов в области АПК и создана рабочая группа из представителей структур администрации края и органов местного самоуправления, отвечающих за развитие инвестиционно-строительной деятельности на территории региона.

Немаловажным фактором в создании оптимального инвестиционного климата являются капитальные вложения, направляемые на жилищное обустройство сельских граждан по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». За период реализации программы были улучшены жилищные условия более 4 тысяч сельских семей, включая 1,5 тысячи молодых семей и семей молодых специалистов, построено (приобретено) 251,4 тыс. кв. м жилья.

На социальное развитие села было профинансировано более 3 млрд. рублей, из которых более 1 млрд. – средства консолидированного бюджета региона.

В текущем году планируется улучшить жилищные условия 415 сельских граждан, в том числе 270 молодых семей (специалистов). Объем финансирования программы составит более 640 млн. рублей.

В крае одном из первых регионов России утверждена долгосрочная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы, целью которой является повышение уровня жизни сельского населения. Наличие такой программы в регионе в дальнейшем позволит привлечь на развитие сельских территорий дополнительные средства федерального бюджета и повысит эффект ее реализации.



Несмотря на достигнутые положительные результаты в повышении инвестиционной привлекательности аграрного производства, потенциал Алтайского края в этой сфере еще далеко не реализован.

На пути инвестиций в сельское хозяйство сохраняются серьезные барьеры, которые, зачастую носят объективный характер и требуют усиления участия государства в их преодолении.

Во-первых, риски, связанные с природно-климатической нестабильностью. В целях выравнивания природно-климатических условий сельскохозяйственного производства необходима дифференциация государственной поддержки регионов России. Алтайский край является зоной рискованного земледелия, особенно в степной части. Основными мероприятиями, позволяющими минимизировать риски инвесторов, являются развитие мелиорации и восстановление лесополос. По нашим оценкам для этого требуется порядка 10 млрд. рублей, что невозможно обеспечить только средствами регионального бюджета. На уровне Правительства Российской Федерации для решения данной проблемы разработан проект федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года», где предусматривается долевое участие средств федерального бюджета в размере 30%.

Вторым фактором, сдерживающим инвестиционную привлекательность аграрного сектора, является проблема ценовых отношений в АПК, которая обуславливает отставание сельского хозяйства по доходам и нестабильность ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции. Для Алтайского края она усугубляется удалённостью от основных рынков сбыта и высокой стоимостью транспортировки сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В целях нивелирования влияния этого фактора на федеральном уровне является важным усиление мер государственного регулирования сельскохозяйственных рынков путем совершенствования интервенционного механизма, в т. ч. применения залоговых схем, усиления таможенно-тарифного регулирования.

В решении указанной проблемы важную роль сыграют установление льготных тарифов на перевозку зерна и продуктов его переработки при внутригосударственных и экспортных поставках на постоянной основе, а также реализация мероприятий по строительству зерновых портовых терминалов, которые предусмотрены в проекте Государственной программы до 2020 года.

Организация Дальневосточного зернового коридора является одним из приоритетов стратегического развития рынка Сибири и дополнительным фактором инвестиционной привлекательности агропромышленного производства регионов СФО. Сегодня алтайская мука востребована в странах Юго-Восточной Азии, и усиление мер поддержки экспорта позволит нашим производителям закрепиться на внешних рынках.

Наряду с этим, в крае необходимо продолжить реализацию мер, направленных на диверсификацию сельскохозяйственного производства и расширение участия отраслевых союзов в регулировании ценовых отношений в АПК, что позволит повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей.

Снижение инвестиционной привлекательности аграрного сектора обусловлено также длительностью технологического цикла производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Инвестиционные кредиты на строительство и реконструкцию молочных комплексов и ферм в связи с сезонными и годовыми колебаниями закупочных цен на молоко не окупаются за 8 лет, предусмотренных на возврат кредита. В настоящее время на уровне Правительства решается вопрос об увеличении сроков пользования кредитными ресурсами, выделенными на эти цели до 15 лет.

В целях обеспечения комплексного решения социально-экономических задач аграрных территорий, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов в АПК администрация края в 2008 году выступила с инициативой придания Алтайскому краю и ряду других субъектов Российской Федерации статуса особо значимых аграрных территорий.

В регионе разработан проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», целью которого определено повышение благосостояния населения, развитие сельских территорий за счет роста сбалансированной инновационной экономики.

Администрацией Алтайского края ведется целенаправленная работа по продвижению проекта на федеральном уровне, что повышает его статус и придает дополнительные гарантии инвесторам.

Проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» в 2010 году включен в Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года и в Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Предложение администрации Алтайского края о создании зон опережающего экономического роста – особо значимых аграрных территорий поддержано Комитетами Государственной Думы России и Совета Федерации.

Убежден, что реализация указанных мер государственной поддержки позволит значительно снизить инвестиционные риски в отрасли и обеспечить приток инвестиций, необходимый для реализации стратегических задач развития аграрного производства края.