«Отработали с плюсом» - к такому выводу приходят эксперты и специалисты в сфере туризма, подытоживая результаты работы туристической отрасли региона в минувшем летнем туристическом сезоне. Вот материал, опубликованный в журнале «Приоритетное мнение».
Прошедший летний туристический сезон показал, что местные туристы – люди консервативные, бесстрашные, но в то же время готовые к новым приключениям и впечатлениям. Об этом говорит то, что на зарубежном направлении лидером по-прежнему является Турция, ее позиций не поколебали даже инциденты с отдыхающими, случившиеся летом 2011 года. «Невыездные» туристы по-прежнему предпочитают Горный Алтай, однако хотя большего комфорта, экскурсий – словом того, что называется словами «отличный отдых».
Не страшен нам берег турецкий
То, что турецкое побережье в летний сезон-2011 будет снова востребовано, ни у кого не вызывало сомнений. Доступные цены в сочетании с уровнем обслуживания плюс уже многолетняя привычка жителей Алтайского края гарантировали популярность направления. На нее же «работают» и прямые рейсы из Барнаула в Анталию, а в этом году – еще в Мармарис. Организатором чартеров выступала компания «Пегас Туристик».
В летние месяцы в Турцию из краевой столицы совершалось по три рейса в неделю. Правда, начиналась чартерная программа не так «бодро» как хотелось бы. Рейс в Анталию, заявленный на 9 мая, переносился несколько раз. Однако это не повлияло на выбор алтайских путешественников. Как и история с Александром Рогачевым, который с острым приступом болезни не смог сразу покинуть турецкий курорт. Такие ситуации, по мнению президента Алтайской региональной ассоциации туризма Ирины Слесаревой, возникают из-за погрешностей в системе страхования туристов, которую нужно дорабатывать. Что собственно тоже новостью не является. Даже известие о трагической гибели четырех российских туристов из-за отравления суррогатным алкоголем в Бодруме массового отказа от путевок не вызвало. Возможно, здесь существенную роль играет пресловутый русский менталитет и надежда на «авось». Как бы там ни было, вряд ли события в Турции и Египте развернут предпочтения туристов на 180 градусов. По крайней мере, до отмены системы «все включено».
| |
фото Doc22.ru Строительство "Бирюзовой Катуни" идет полным ходом.
| | Несмотря на то, что турецкое направление «оттянуло» на себя львиную долю выезжающих за рубеж туристов, туроператоры все же рискнули поставить в летную программу еще несколько чартеров из Барнаула. Так, желающие могли улететь в Грецию (о. Крит), Египет и Таиланд. Эксперты отмечают, что именно в нынешнем сезоне произошел перелом в отношении к отдыху в Таиланде. Если ранее в этой стране традиционно отдыхали с ноября по апрель, то теперь туристы поняли, что летом в Таиланде можно хорошо отдохнуть. На незагруженность рейсов жаловаться не приходилось.
Рейс на Крит также был отработан. Правда, здесь оператор пошел на небольшую корректировку, объединив два курорта – Крит и Даламан на эгейском побережье в Турции. Были изменены маршрут и место посадки. Такое объединение помогло загрузить рейс и таким образом оправдать его постановку. В меньшей степени, но были востребованы путевки в Испанию, Вьетнам, Китай, Доминиканскую Республику с вылетами из Новосибирска. Итоги сезона в цифрах выглядят следующим образом: из Барнаула вылетело около 9,7 тыс. туристов в Анталию (44 рейса), было организовано 10 рейсов на Эгейское побережье (о. Крит). 1100 туристов из этих рейсов отправилось в Турцию, примерно столько же - в Грецию. Увеличение внешнего турпотока составило примерно 10% по сравнению с прошлым годом.
Интересно, что тот же «Пегас» заявил более чем разнообразную программу на зимний сезон. Помимо привычного уже Таиланда, жители края смогут улететь из Барнаула в Китай и Вьетнам. Кроме того, теперь полеты в Таиланд не будут ограничиваться только Паттаей – рейсы будут выполняться на остров Пхукет.
Приходите в гости к нам
Интересно, что итоги сезона по внутреннему туризму в этом году подводились гораздо более тщательно, чем всегда. Точнее именно посещению туристами Алтайского края и Республики Алтай уделялось гораздо больше внимания в СМИ. В том числе и потому, что именно в этом году и этом высоком сезоне в Алтайском крае было сделано несколько важных шагов по развитию сферы туризма.
Но для начала несколько цифр. Начальник управления по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрий Захаров во время on-line конференции заявил, что по результатам первого полугодия турпоток составил 664,2 тыс. человек, рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил 23%. У АРАТ данные немного оптимистичнее – турпоток составил около 1 млн человек. При этом, отмечает Ирина Слесарева, ярко проявились несколько тенденций.
| |
фото Doc22.ru Мост через Катунь, введенный в строй этой осенью.
| | Первая – это снижение спроса на активные туры. «Этот вид отдыха требует нового подхода», - считает Ирина Слесарева. В том числе потому, что эта услуга не массовая и люди могли уже удовлетвориться ею в существующем виде и при существующем сервисе. Во-вторых, активные туры – это не отдых на побережье океана, куда можно возвращаться много раз. Путешественники, говорят эксперты, идут по одному и тому же маршруту один, максимум два раза. Причем во второй раз они могут сделать это уже самостоятельно, не прибегая к услугам турфирмы. Поэтому активные туры нуждаются в «свежем глотке» идей.
«Самостоятельность» туристов и средств размещения снизила количество корпоративных заявок. То есть сегодня клиенты сами активно ищут базы отдыха и средства размещения, которые в свою очередь серьезно настроены работать с клиентом напрямую, без услуг турфирмы. Правда, отмечают в турфирмах, в данном случае речь идет о заявках с невысокими требованиями, потому как организовать полноценный корпоративный отдых с экскурсиями и обслуживанием все-таки могут только специализированные компании.
Как приятную тенденцию в АРАТе отмечают увеличение времени пребывания на местах отдыха – до 7-14 дней. Однако при этом встает вопрос о комфортабельности размещения и качестве отдыха: клиент готов платить за качественную услугу, которую ему надо предложить. Речь идет о наполняемости отдыха – экскурсиях, анимации, развлечениях, которые сегодня на многих средствах размещения еще оставляют желать лучшего.
Что касается мест отдыха, то здесь традиционно лидировал Алтайский район. В том числе и за счет «Бирюзовой Катуни», на которой продолжается строительство объектов инфраструктуры. В целом ОЭЗ была и остается центром туристических надежд и планов в Алтайском крае. Практически все новые проекты так или иначе связаны с нею. Например, презентованный в мае 2011 год тур по маршруту «Малое золотое кольцо Алтая»: Барнаул – село Новотырышкино - Белокуриха - село Алтайское - озеро Ая - ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» - Бийск - Барнаул. Это маршрут занимает от двух до пяти дней, его протяженность – около 300 км. Одна из «изюминок» маршрута – посещение различных музейных комплексов - в селе Новотырышкино, например, «Дома-музея сибирского крестьянина», «Дома-музея «Алтайский Аил», «Дома-музея немецкого переселенца».
Кстати, «Малое золотое кольцо Алтая» рассматривается в том числе и как способ привлечения в край туристов из соседних сибирских регионов. Директор по развитию турфирмы «Охота» Татьяна Сажаева говорила, что интерес проявляли представители омских турфирм. Они говорили о возможности организовать зимний тур по этому маршруту с ориентацией на горнолыжные трассы.
Через воздушные ворота
Что касается самой «Бирюзовой Катуни», то в высокий сезон здесь был открыт мост через Аю, который решил давнюю проблему всех желающих отдохнуть в этом районе. Еще один заслуживающий, на наш взгляд, внимания факт, касающийся «Бирюзовой Катуни» - это реконструкция аэропорта в Горно-Алтайске, которая должна завершиться в этом году. После реконструкции и получения необходимых допусков он сможет принимать новые типы воздушных судов Ту-204, Boeing-737, -757, -767, Аirbus-319, -320, -330. В настоящий момент аэропорт допущен к приему только Ан-24, Як-40, Ан-2, вертолетов Ми-8, Ми-2. Кроме того, реконструированный аэропорт Горно-Алтайска сможет удовлетворить требования регулярных перевозчиков, осуществляющих полеты на АТР-42, -72, Bombardier CRJ-100, -200, -700, Embraer 145, бизнес-джетах Cessna Aircraft, Gulfstream, Fokker. Планируется заключать договоры с такими перевозчиками как «ВИМ-Авиа», «ЮТэйр» и другими. Безусловно, реконструкция аэропорта нацелена в первую очередь на возможность принятия туристов, которые будут отдыхать в «Алтайском долине» - ОЭЗ Республики Алтай. Но и «Бирюзовая Катунь» наверняка не будет забыта. Тем более что при принятии решения о создании двух ОЭЗ на соседних берега Катуни в правительстве как раз говорили о синергетическом эффекте, который зоны могут дать друг другу.
| |
Так выглядит проект строительства "Бирюзовой Катуни" (кликабельно)
| | Что касается реконструкции Бийского аэропорта, который и должен был обеспечивать часть турпотока на «Бирюзовую Катунь», то пока известно только то, что его реконструкция должна быть завершена в ближайшие три года – именно на столько рассчитана долгосрочная целевая программа «Развитие авиационного комплекса Алтайского края», в которую вошли и «воздушные ворота» Бийска. На модернизацию двух аэропортов – Бийского и Барнаульского – и АКГУП «Алтайские авиалинии» предусмотрено выделение свыше 3 млрд рублей.
Туристические «манки»
Но вернемся к летнему туристическому сезону. В этом году с мертвой точки сдвинулся сельский или «зеленый» туризм. Движение, правда, пока микроскопическое – открылось несколько «зеленых» домов. Но вселяет надежду. Эксперты возлагают большие надежды на краевую программу по развитию сельского туризма, которая была принята в прошлом году. В ее рамках в 2011-м заработал сайт «Сельский туризм в Алтайском крае», где размещается информация о сельских гостевых домах. «В Алтайском крае в летнем сезоне этого года функционировало порядка 150, так называемых, «зеленых домов». И по итогам только 6 месяцев текущего года в сельских домах отдохнули более 30 тыс. туристов, в основном, жители крупных городов. В отношении прибыльности - это вопрос, скорее, к самим предпринимателям. По сравнению с 2010 годом количество желающих заниматься сельским туризмом увеличилось на 11%», - отметил Юрий Захаров.
Частью сельского туризма могут стать специализированные туры с использованием различных «манков» - алтайских достопримечательностей. Например, в Красногорском районе начал действовать первый туристический маршрут, главным пунктом которого является Карагужинский маслосырзавод. На заводе туристы участвуют в дегустации сыров. В программе тура также – встреча с национальной кумандинской фольклорной группой "Одычак". Кумандинцы презентуют свою литературу, национальные напитки, сувениры и многое другое. Затем по маршруту туристов ожидает посещение пасеки на частной усадьбе, где проходит дегустация мёда, чая из трав Красногорского района. Еще один подобный «сырный тур» организуется в Алтайском районе.
Вообще сырная тема в настоящий момент активно используется в продвижении Алтайского края по все направлениям, в том числе и туристическом. Возможно, это и есть поиск тех «уникальностей», которые способны заинтересовать жителей других регионов и стран посещать Алтай. Ранее много говорилось о том, что Алтайскому краю нужен свой «йети». Имелся в виду опыт Кемеровской области, где на основе легенды о пребывании не ее территории снежного человека была организована широкая pr-кампания туристических возможностей области, которая дала свои плоды – увеличение турпотока на 15%. Так почему бы не найти снежного человека и в Алтайском крае?
Еще один очень важный тренд – повышение спроса на экскурсии по Барнаулу. Идея сделать краевую столицу полноценным туристическим центром, а не только «перевалочной базой» по пути к Горному Алтаю витала в воздухе давно. Главной проблемой считалось отсутствие системного подхода, то есть желание развивать эту сферу в Барнауле было и у туркомпаний, и у хотельеров, и у чиновников, но чего-то не хватало. Теперь это что-то обрело конкретную форму - администрация Барнаула рассмотрела и утвердила долгосрочную программу развития туризма в Барнауле. По словам председателя комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда Александра Сарычева, цель программы - создание условий для устойчивого развития туризма в Барнауле. На программу планируют выделить 10 млн рублей, 3,5 млн из которых будут направлены уже в следующем году. Разработчики программы подчеркивают, что городу не надо ничего придумывать, в историческом плане у нас все есть, надо это только хорошо презентовать.
Полина Мироненко, «Приоритетное мнение», №6, 2011
| | | СПРАВКА. Алтайский туризм в цифрах
В текущем году в Алтайском крае функционирует около 780 туристических предприятий, из которых более 550 – коллективные средства размещения и «зеленые» дома. Реализацией турпутевок в Алтайском крае в 2011 году занималось около 200 туристических фирм.
Отдых туристов обеспечивали более 160 гостиниц, 42 санаторно-курортных учреждения, около 140 турбаз и организаций отдыха, порядка 150 «зеленых» домов и 83 детских оздоровительных лагеря. Предоставлением экскурсионных услуг занимались 74 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Инвестиции в основной капитал собственных и кредитных средств предприятий туристской отрасли по итогам 8 месяцев текущего года составили около 890 млн рублей, что более чем на 150 млн превосходит показатель 2010 года.
Общая выручка от оказания услуг субъектами туристской деятельности в Алтайском крае в 2010 году превысила 6 млрд рублей (+5% к уровню 2009 года).
Источник: Управление по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Алтайского края. |
| | | СПРАВКА
Как планируют развивать туризм в Алтайском крае
- создать детский круглогодичный лагерь по типу «Орленка» и парк развлечений по типу «Диснейленда». С таким предложением в августе обратился к правительству РФ губернатор края Александр Карлин.
- бюджетно поддержать развитие туристско-рекреационного кластера «Завьялово-Гуселетово» (территория Завьяловского и Романовского районов), основой которого станет предоставление санаторно-оздоровительных услуг на базе имеющихся лечебных ресурсов соленых озер степной части края. Для этого в крае принята специальная программа до 2016 года.
- в 2012 году начать строительство дороги федерального значения в обход г. Бийска к туристическим объектам Алтайского района. Это осуществляется в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2011-2015 годы)».
- капитально отремонтировать участки трассы Барнаул-Яровое в 2012 году за счет средств краевого бюджета.
Источник: Управление по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Алтайского края.
|
|