18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Публикуем подборку материалов по громкому скандалу вокруг незаконного, по мнению государства, распределения кооперативом «Юнона» (руководитель – Людмила Комарова) сельхозтехники, принадлежащей «Росагролизингу».

Напомним, не вдаваясь в суть аферы (об этом вполне внятно написали журналисты, а окончательные оценки даст суд), что ныне обвиняемая г-жа Комарова пыталась организовать в оппозиционных СМИ Алтайского края кампанию (проплаченную?) по дискредитации региональных властей, пытаясь дезориентировать общественность и отвлечь ее внимание от истинных виновников мошенничества, от которого пострадали фермеры. Комарова обвиняла чиновников в ущемлении интересов алтайских крестьян, репрессиях в отношении них. Между тем, несмотря на все обещания, г-жа Комарова так и не смогла представить общественности, к которой активно и настойчиво апеллировали, ни одного доказательного документа. Тем более, не пыталась обжаловать действия власти в суде, демонстративно игнорировала приглашения участвовать в работе комиссий, пытавшихся разобраться в возникшей ситуации. Теперь разбирательства перешли в плоскость судебного следствия, последствия которого пока трудно предсказать. Ведь развитие событий продемонстрировали заинтересованность целого ряда высокопоставленных московских чиновников в том, чтобы замять громкое дело. Ну а Людмиле Комаровой, по всей видимости, придется навсегда распрощаться с агроснабженческим бизнесом на территории Алтайского края…



ТЕХНИКА ДЛЯ СЕЛА: ГДЕ ОСЕЛА?


Два дня в крае работал представитель компании «Росагролизинг» Андрей Ходин, пытаясь мирно решить проблемы, созданные руководителем кооператива «Юнона» Людмилой Комаровой. Она, не имея на то прав, отдавала технику, принадлежащую «Росагролизингу», сельхозпроизводителям. Кому на хранение, кому в лизинг.


Многим наверняка помнится разнос, учиненный председателем правительства Владимиром Путиным руководителям сельского хозяйства страны в начале года. До него дошли сведения, что на площадках хранения «Росагролизинга» скопилось огромное количество так нужной крестьянам техники. В конце марта в Москве приняли решение сдать её в лизинг за 50 процентов стоимости. На места ушел документ, обязывающий администрации края создать межведомственную комиссию, которая должна определиться, кому эта техника достанется. А также условия получения техники сельхозпроизводителями: среднегодовая зарплата не ниже, чем по стране, отсутствие задолженностей по налогам и сборам. Плюс к этому добавлялось одно региональное: в крае на технику могли претендовать только те сельхозпредприятия, которые занимаются животноводством или свеклой.

Вместе с документом из «Росагролизинга» прислали реестр, который гласил, что у ответственного хранителя кооператива «Юнона» находится 114 автомобилей, тракторов и сельхозмашин, принадлежащих данной компании, и что именно эту технику межведомственная комиссия и обязана до 12 апреля распределить между сельхозпроизводителями.

Край сработал оперативно. Уже 4 апреля в районах имели все необходимые документы, а в Барнауле была создана межведомственная комиссия. В её вошли 20 человек, из них трое от ГУСХ, остальные - от других ведомств и общественных организаций.

Заявок поступило из хозяйств в пять раз больше, чем техники. Так что было из кого выбирать. Комиссия тщательно работала с каждым из заявителей. В указанные сроки в Москву за подписью губернатора на имя генерального директора ОАО «Росагролизинг» ушло письмо с перечнем тех хозяйств, с которыми предлагалось заключить договора. Но когда все формальности были соблюдены и на технику пришли документы, оказалось, что та давным-давно фирмой «Юнона»… продана крестьянам. И они за неё уже платят деньги. Так, хозяйство из Суетского района ООО «Волна» к этому времени заплатило за два трактора МТЗ, взятых у «Юноны», 1 145 644 рубля.
Администрация края, в том числе и руководители сельхозотрасли региона, попытались выяснить у Людмилы Комаровой, на каких основаниях она так поступила. Внятного ответа она дать не смогла. Как оказалось, никто её не уполномочивал продавать технику в лизинг. Ещё в начале января её «Росагролизинг» предупредил об этом, с ней заключён договор только ответственного хранения, и не более.

28 июля в ГУСХ собралось представительное совещание, на котором были озвучены позиция «Росагролизинга» и дальнейшие действия этой компании. На совещание пригласили всех тех, у кого на данный момент не совсем законно находится техника (приехал всего один руководитель), её настоящих хозяев, руководителей ГУСХ во главе с начальником Александром Чеботаевым и представителя «Росагролизинга» Андрея Ходина. Вёл совещание заместитель губернатора Александр Лукьянов. Пригласили и госпожу Комарову, но она не приехала. Не приехало и большинство тех, кто сейчас использует спорную технику. Говорят, что им звонила Комарова и предупреждала, что если поедете на совещание, то не получите ни техники, ни своих денег. Но, скорее всего, они останутся без техники и денег именно потому, что не захотели слушать представителей власти и «Росагролизинга». Как заявил Андрей Ходин, компания в любом случае передаст технику законным хозяевам. А тем, кто её сейчас использует, будет выставлен счёт.

В «Росагролизинге» понимают, что они также виноваты в сложившейся ситуации, и предлагают пострадавшим на льготных условиях заключить договора на поставку техники по лизингу. Обязуются её доставить через 20 дней после подписания необходимых документов.

А теперь давайте подумаем, почему так произошло. Понятно, что госпожа Комарова не совсем правильно исполняла взятые на себя обязательства и тем самым многих ввела в заблуждение. Но куда смотрели сами руководители? Если в договоре написано, что техника передается на хранение, то как её можно рассматривать в качестве лизинговой? Если ты её получил на хранение, то на каком основании используешь? А если у тебя договор о хранении, то зачем тогда платишь за лизинг? Не разобравшись, кому и на каких основаниях.

На совещании прозвучала такая мысль: мол, мы, крестьяне, должны выращивать зерно, производить молоко и мясо и не обязаны разбираться в тонкостях законов. Возможно, это утверждение и верно для механизаторов и доярок, но только не для руководителей сельхозорганизаций и КФХ. Они-то как раз обязаны знать законодательство. Как же без этого можно руководить! Конечно, всё до тонкостей знать нельзя, но для этого и существуют специалисты, в том числе и юристы. Увы, от их услуг многие руководители хозяйств отказались. Даже при заключении таких серьёзных контрактов, как в данном случае. А потом спрашивают: «Куда крестьянину податься?»

Сейчас необходимо разобраться с тем, перечисляла ли деньги за якобы заключённые и настоящие договора лизинга Комарова дальше или нет, дошли ли деньги до настоящих владельцев техники. Кто за это будет платить, кто окажется пострадавшим? Боюсь, что ими окажутся те, кто так безотчетно верит сегодня Комаровой и пытается воевать с законом.

На совещании возникла ещё одна проблема. В крае есть много хозяйств, которые год и более назад оформляли лизинг через «Юнону» и через неё же и платили в Москву. Что теперь им делать? Скорее всего, в Москве примут решение работать с ними напрямую.

Понятно, пока техника одних находится у других, пока люди, закрутившие всю эту историю, не понесли наказания, точку ставить рано. Но есть один рубеж, который достаточно четко определяет позицию краевых властей: Генеральная прокуратура признала их действия абсолютно законными.

Александр Тимошенко, “Алтайская правда».



«РОСАГРОЛИЗИНГ» СУДИТСЯ С КООПЕРАТИВОВ, КОТОРЫЙ ОБВИНИЛ ЕГО В РАЗЖИГАНИИ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ.


«Росагролизинг» подал иск на 143,4 млн руб. к алтайскому кооперативу «Юнона», который ранее пожаловался на госкомпанию министру сельского хозяйства Елене Скрынник.

Аграрии обвиняют «Росагролизинг» в затягивании процедуры передачи лизинговой техники и ее двойном распределении. А госкомпания в свою очередь утверждает, что кооператив, у которого техника была на хранении, незаконно передал ее третьим лицам.

На прошлой неделе «Росагролизинг» подал иск в Арбитражный суд Москвы о взыскании с алтайского сельскохозяйственного потребительского кооператива «Юнона» 143,4 млн руб. Представитель госкомпании Сергей Селиванов пояснил РБК daily, что поводом для подачи иска послужили грубые нарушения договора ответственного хранения техники со стороны «Юноны».

По его словам, в июне текущего года Генпрокуратура проверила, как соблюдаются права сельхозпроизводителей Алтайского края, в том числе в рамках программы по реализации сельхозтехники за 50% ее стоимости. Соответствующее постановление правительство РФ выпустило 24 марта 2011 года. «В ходе этой проверки было выявлено, что имущество «Росагролизинга», переданное по договору ответственного хранения «Юноне», было несанкционированно использовано третьими лицами без получения согласия собственника», — рассказал г-н Селиванов.

Он утверждает, что по условиям договора ответственного хранения убытки по утрате, недостаче или повреждению сельхозтехники возмещаются в размере суммы, на которую понизилась ее стоимость. «Для определения убытков вследствие неправомерной эксплуатации техники «Росагролизинг» привлекал независимого оценщика, и по результатам был составлен отчет. Были доказаны убытки в размере исковой суммы», — заявил г-н Селиванов.

О судебных претензиях «Росагролизинга» председатель кооператива «Юнона» Людмила Комарова узнала от корреспондента РБК daily. Она утверждает, что независимой оценки ущерба не проводилось, и считает, что претензии сильно завышены.

Г-жа Комарова рассказала, что в 2009 году госкомпания под заявки местных хозяйств в лизинг отгрузила кооперативу сельхозтехнику на ответственное хранение. Однако в том году в крае был получен хороший урожай, цены на сельскохозяйственное сырье резко упали, и хозяйства отказались от техники.

Год спустя «Юноне» удалось через свою структуру ООО «Агро С+» (оператор «Росагролизинга» на Алтае) оформить технику в лизинг. «Мы оформили обеспечение и передали сельхозтехнику хозяйствам под заявки по договорам ответственного хранения и сублизинга», — говорит г-жа Комарова. Однако в 2010 году, после перехода главы «Росагролизинга» Елены Скрынник на должность министра сельского хозяйства, в госкомпании существенно замедлилась процедура оформления документов, и эта техника попала на распродажу, утверждает собеседница РБК daily.

«В этом году все наши хозяйства подали заявки в Главное управление сельского хозяйства при администрации края на выкуп сельхозтехники, реализуемой в соответствии с мартовским решением правительства за полцены», — продолжает глава кооператива. Однако, по ее словам, алтайская краевая администрация вторично перераспределила 67 из 99 единиц в другие хозяйства, а «Росагролизинг» подписал соответствующие документы.

В итоге в крае началась крестьянская война, жалуется г-жа Комарова. «Юнона» обращалась к председателю правительства Владимиру Путину, первому вице-премьеру Виктору Зубкову, министру сельского хозяйства Елене Скрынник, спикеру Госдумы Борису Грызлову. «Нам заявили, что вопрос взят на контроль, и пообещали решить проблему и защитить фермеров, — говорит г-жа Комарова. — Но наши обращения привели только к ускорению процедуры передачи сельхозтехники вторичным покупателям». В свою очередь вторичные покупатели начали инициировать судебные дела, в том числе и уголовные, и обвинять фермеров в краже техники.

Алтайские фермеры накануне майских праздников приезжали в Москву на пикет у крыльца «Росагролизинга». «После этого мне позвонили из госкомпании, попросили привезти документы и пообещали решить вопрос. Также они запросили письмо губернатора Алтайского края со списком перераспределения, но губернатор нас не принял, — рассказывает г-жа Комарова. — Администрация Алтайского края игнорирует все наши обращения и документы и продолжает перераспределение техники».

Глава кооператива также неоднократно пыталась попасть на прием к гендиректору «Росагролизинга» Валерию Назарову, но ей было отказано во встречах. По словам г-жи Комаровой, две недели назад в Алтайский край из Москвы неожиданно приехал представитель «Росагролизинга» и в ультимативной форме потребовал передать технику вторичным покупателям. Как оказалось, в июле текущего года госкомпания в одностороннем порядке задним числом расторгла договоры лизинга со структурой «Юноны».

«Действия «Юноны» нанесли «Росагролизингу» значительный ущерб, и мы посчитали необходимым расторгнуть договор хранения. Договор позволяет нам это делать», — утверждает г-н Селиванов.

Алексей Кузьменко, РБК-daily.