18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Андрей Клепач: «Решение о мерах развития и поддержки экспорта зерна в Азиатско-Тихоокеанский регион будет принято в ближайшее время».

Об этом заместитель министра экономического развития заявил в Белокурихе в ходе научно-практической конференции «Возможности развития сельских территорий Алтайского края и Сибири – новое прочтение П.А.Столыпина». Он также сообщил, что в целях регулирования и поддержания стабильности зернового рынка правительство рассматривает вопрос о проведении т.н. «обратных» интервенций по скупке излишков зерна у сельхозтоваропроизводителей. По словам Клепача, руководство страны изучает вопрос строительства крупного современного зернового терминала на Дальнем Востоке, который должен стать перевалочной базой для экспорта российского зерна в страны АТР, а также намерено сохранить льготы по железнодорожным тарифам для его перевозки. Традиционно сделал в Алтайском крае Андрей Клепач и ряд других важных, с нашей точки зрения, заявлений, комментариев и прогнозов, поделился с участниками конференции любопытными суждениями и оценками.


- Андрей Николаевич, к теме конференции. Насколько актуален, с вашей точки зрения, опыт реформ П.А.Столыпина?

- Актуален сам подход, который был связан с несколькими обстоятельствами. Во-первых, так или иначе решался вопрос о земле, поскольку центральная часть Россия страдала от малоземелья. Были предложены варианты поддержки крепких, сильных хозяйств, которые получили возможность выхода из общины, получить землю. Причем они могли кредитоваться на достаточно льготных условиях, на 50 лет под 2 процента. Поэтому главный вопрос, который и мы сегодня решаем, - создание цивилизованного оборота земли, возможность для крестьян иметь доступные кредитные ресурсы (ну, не на 50, но на 10-20 лет), которые бы позволяли получать прибыль, а не нести убытки. Во-вторых, сама программа переселения (и Алтай здесь занимал важное место, являлся ключевым регионом для переселения) актуальна для России тем, что сегодня для страны заселенность регионов Сибири, где население переживает стагнацию, крайне важна. В том числе и путем предоставления земли тем, кто готов ее обрабатывать. Тут задачу еще предстоит решать.

- Какие выводы сделало для себя правительство из минувшего сложного для сельхозпроизводства года? Какие коррективы предполагается внести в аграрную политику?

- Не стал бы оценивать проведенные зерновые интервенции как неудачные. Во-первых, интервенции были направлены на снижение крайне высоких цен на зерно, доходивших до 8-9 тыс. рублей и делавших нерентабельным животноводческое производство. При этом правительство принимало достаточно экстраординарные меры по внебиржевому распределению фуражного зерна и продовольственной пшеницы. Причем ничего на этом не заработало, даже потеряло. В результате было поддержано именно животноводство за счет того, что зернопроизводители недополучили часть доходов. Сегодня иная ситуация: цены упали, экспорт открыт, что дает возможность поддержать цены и заработать. Будем думать, какие дополнительные меры необходимы. Не исключаю, что понадобятся обратные интервенции, связанные с закупкой зерна для того, чтобы поддержать внутренние цены.

- Зерновые интервенции будут проводиться в прежнем формате, который порой вызывал нарекания?

- Механизм работает, он совершенно прозрачен. Есть торговые площадки, есть отработанные инструменты и схемы. С вашими оценками не согласен.

- Не кажется ли вам, что интересы сельхозтоваропроизводителей Сибири ущемляются? Каковы перспективы создания т.н. «Восточного коридора» для сбыта профицитного сибирского зерна?

  

Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.
 
 
- Да нет никакой дискриминации в отношении Сибири! Меры господдержки не осуществляются по региональному принципу. Помощь ОЗК в 3 млрд. рублей оказана государством для поддержки и реконструкции элеваторных мощностей, которых традиционно больше в Европейской части России. Там же хранится и значительная часть производимого в России зерна. Это уже вопрос корпоративной стратегии. Что касается «Восточного коридора», то это дорогое и небыстрое решение. Нужно принять решение о тех льготах, которые нужны для поставок зерна по восточному направлению. Решение об этом, думаю, будет принято в сентябре-октябре. Второе – это строительство терминала или элеватора на Дальнем Востоке. Рассматриваются разные варианты. Скорее всего, это будет порт Восточный. Принципиальное решение есть, но не надо спешить. Нужно добиться снижения издержек, чтобы они были ниже нежели, чем сейчас в Новороссийске. Необходимо, чтобы зерно или мука была при экспорте конкурентоспособна.

Если в этой связи говорить в целом про инфраструктуру, есть стратегия развития Объединенной зерновой компании», есть программа развития логистики зернового экспорта, которая рассматривается сегодня правительством. Там очень амбициозные планы, но пока под ними реального финансового обоснования нет. Сейчас идет разработка новой госпрограммы по развитию сельского хозяйства с 2013 по 2020 годы. Процесс идет сложно, если говорить о цифрах, то они выглядят так: на 2012 годы предусмотрено 130 млрд. рублей. Об этом договорились, хотя уже сегодня обсуждаются дополнительные вопросы. На 2013 год – 118 млрд. руб., это первоначальная заявка Минсельхоза, учитывающая и поддержку модернизации элеваторного хозяйства. Поддержка в основном будет осуществляться путем субсидирования процентной ставки по кредитам. Так, из 130 млрд. рублей на эти цели планируется направить не менее 80 млрд. руб. На все остальное остается не так уж и много. Поднимался здесь вопрос о мелиорации. Заявка Минсельхоза по этой теме, по-моему, 27 млрд. руб., но она пока не согласована и не принята. Хотя программа по мелиорации, в первую очередь, направленная на восстановление межхозяйственных систем, которые сегодня практически не реконструируются, в целом поддерживается. Как бы то ни было, цена вопроса велика, и осуществление поддержки будет осуществляться постепенно, с ряда регионов. Надеюсь, что в их число попадет и Алтайский край. Поэтому поиск финансовых источников крайне актуален.

Должен согласиться, что в основном поддержка касается Европейской части страны. Хотя, с точки зрения перспектив, более предпочтительно выглядит проект создания «вторых ворот» экспорта на Дальнем Востоке на базе порта Восточный. Схема финансирования строительства элеватора и терминала при участии частных инвестиций будет найдена. Без этого задачу существенного повышения зернового экспорта, его устойчивости и конкурентоспособности, выхода на перспективные рынки решить будет просто невозможно.

- Почему речь идет только о западном или восточном направлениях? Ведь Столыпин в 1910 году предлагал транспортировать зерно и муку по Оби и Енисею, построить порт в устье Оби, в Обской губе…

-Так или иначе, но железную дорогу на Алтай при нем как раз и построили. Что же касается поставок по сибирским рекам, то у нас есть «северный завоз». Согласен с вами, что сегодня использование крупных водных артерий, таких как Волга или Обь, переживает некоторый кризис. Повышать грузопоток по ним нужно. Но это пока экономически не всегда срабатывает, поскольку нужно менять все механизмы финансирования «северного завоза», нужно строить корабли, причалы и т.д. Нельзя сказать, что сегодня этим никто не занимается, но проработка железнодорожной схемы более глубока и продуманна. Ну, а по экспорту через Обь – надо изучать этот вопрос. К примеру, корабли класса «река-море» сюда просто не пройдут по глубине. А строительство порта – это миллиарды рублей! Согласен с вами, проблемы эти и перспективы надо изучать.

- С такой инфраструктурой сбыта, как сегодня, мы неконкурентоспособны в будущем. Сегодня мы 60-80 долларов проигрываем в цене нашим конкурентам-туркам на внешних рынках, причем именно на железнодорожном тарифе. Насколько реально в рамках Таможенного союза мы можем рассчитывать на сохранение и расширение льгот по железнодорожному тарифу?

- Так или иначе решения по ним принимаются, льготы действуют. Подчеркну, мы всегда поддерживали льготы по тарифу. Сейчас вместе с Минсельхозом прорабатывается новая конструкция льготирования, которая была бы более стабильной и не требовала ежегодного принятия специального решения, а работала на перспективу. Думаю, в августе-сентябре будет ясно, о чем мы все вместе сможем договориться. Пока есть несколько развилок. Первый и, наверное, самый главный вопрос, по которому пока нет решения: чтобы льгота распространялась не только на поставки из Сибирского федерального округа на внутренний рынок свыше 1100 км, но и на поставки в порты и погранпереходы, т.е. и на экспортные поставки. Второй вопрос: откуда считать. ФСТ и РЖД против того, чтобы это был «нулевой» километр, льготы – только с 1100 км. В противном случае невозможно администрировать внутренние перевозки, а вся экономика перевозчиков будет просто дезорганизована. К тому же не будет решаться задача стимулирования поставок сибирского зерна в Европейскую часть страны и на экспорт. Третий момент: какой должен быть коэффициент – 0,3 или 0,5. Коэффициента 0,3 вводился во время засухи в регионы, пострадавшие от нее. Сейчас не готов сказать, какое будет решение. И, наконец, четвертая часть проблемы – услуги железнодорожных станций. Тариф растет все равно, на будущий год его рост прогнозируется в размере 7,4 процента. Рост реальных платежей административно вообще практически невозможно, потому что услуги здесь либерализованы. Сейчас выстраивается конструкция регулирования и стимулирования рынка, однако ее детали до сих пор обсуждаются. Здесь ничего оптимистичного сказать не могу, хотя проблема понятна. Тем не менее понятная система платежей за услуги железнодорожных станций, разгрузку, очистку вагонов и т.д. так или иначе будет вырабатываться, но пока еще не сложилась. Поскольку мы в Таможенном союзе, вопрос льготы будут включены как базовая составляющая в единый тариф и для России, и для Казахстана, и для Беларуси. А значит, и льгота будет распространяться и на них.

- Принятые льготы будут постоянными, не надо будет их подтверждать каждый год?

- Ничего ежегодно обосновывать не нужно, но надо иметь в виду, что льгота будет предоставляться не только ФСТ по представлению Минсельхоза, но и по решению структур Таможенного союза. И изменения в него тоже будут вноситься таким же образом.

- Почему в Доктрине продовольственной безопасности России не учитывается обеспеченность плодами, ягодами и овощами россиян, витаминной продукцией?


  

Вице-губернатор Алтайского края Александр Лукьянов предложил принять Клепача в аграрный актив региона.
 
 
- Надо понимать, что Доктрина – не Библия, она не может ответить на все вопросы и все охватить. Там есть несколько ключевых параметров, да и то все они, как количественные показатели, носят достаточно условный характер. Сейчас Минсельхоз подготовил целевую комплексную программу по садоводству и плодоовощной продукции, и она уже обсуждалась на Комиссии по развитии АПК под председательством В.А.Зубкова. Там учтены проблемы потребительского баланса с учетом импорта, без которого нам в этой сфере никак не обойтись по понятным причинам. В то же время очевидно, что по мере роста доходов населения спрос на плодоовощную продукцию будет расти, и с точки зрения инфляция эта зона наиболее чувствительна. Это показал и прошлый год, когда и картофель, и капуста подорожали настолько, что даже когда цены уже полгода падают, достичь прежнего уровня никак не могут и все равно существенно выше, чем были до этого скачка. В программе есть подходы, которые предусматривают поддержку отрасли защищенного грунта (тепличного хозяйства) и требования к качеству. Проблема в том, что у нас современных производств здесь нет, и эта программа ориентируется на новые технологии. Понятно, что все это стоит достаточно больших денег. С одной стороны, предполагается субсидировать кредиты под строительство тех же теплиц. Но один из ключевых вопросов – субсидирование затрат на электроэнергию, тепло, ведь тепличное производство, как известно, довольно энергоемко. В целом подходы одобрили, но о деньгах не договорились. Мы решили, что целесообразно, в отличие от существующей сегодня госпрограммы по развитию АПК в новую, разрабатываемую сегодня, включить в новую госпрограмму и согласовать друг с другом в ее рамках все ранее существовавшие обособленно целевые программы по основным продовольственным рынка и продовольственным цепочкам, включая и программу по зерну и его логистике. А потому и новая федеральная программа по развитию АПК будет рассчитана не на 5 лет, а до 2020 года. Будет сделана попытка и сбалансировать все потребности в финансировании. Ведь все проблемы на все случаи жизни предусмотреть невозможно. Вот эта работа сейчас и идет. А потом, думаю, будет проведено обсуждение этой программы, причем не только с наукой, которая и сегодня участвует в работе, но и с регионами.

- Предполагаются ли какие-то новации по стимулированию и поддержке молочного рынка в разрабатываемой программой развития АПК?

- Да, появится новая опция, которую и наше министерство поддержало. Целевая программа поддержки молочного животноводства будет предусматривать субсидирование на литр молока, правда, обусловленное тем, что произведенное молока имеет определенные качественные характеристики и за ним стоит определенная технология. Такая форма субсидирования будет ориентирована на достаточно крупные и современные хозяйства. А для крестьянских и фермерских хозяйств предусмотрена другая система: не просто доплата на литр молока или на голову коровы. Будет система поддержки региональных программ, где регионы выстраивают конструкцию сбора молока с мелких производителей, созданию коллективных центров по приему и закупкам молока, его переработке, охлаждению и т.д. Предполагается, что это будут в первую очередь кооперативы, хотя и не только. Таким образом, субсидироваться будет в приоритетном порядке товарность молочного производства. Не уверен, что новые механизмы заработают в 2012 году.

- Будут ли при этом учитываться интересы регионы, производящие молоко не только и не столько для внутреннего потребления, но и для вывоза, как, к примеру, Алтайский край?

- Исхожу из того, что у нас единый российский рынок. И если мы софинансируем продукцию, производимую в каком-то регионе, а она оттуда вывозится в другие территории, то в итоге сельхозтоваропроизводитель обеспечивает себя объемами производства, получает доходы, а регион – налоги. А если продукция уходит на экспорт, то получается, к примеру, Индонезия кому-то должна? Думаю, вся экономика Алтайского края должна быть ориентирована на то, что вы работаете на общероссийский рынок, на экспорт. При этом, действительно, важна глубина переработки. Если же говорить о соотношении федерального и регионального финансирования, то, с одной стороны, госпрограмма – для всей страны и для всех регионов, но с другой – с точки зрения эффективности приоритетом должны пользоваться регионы, являющиеся наиболее мощными производителями, «аграрными локомотивами», как сказал Иван Иванович Лоор. Поэтому определенная концентрация таких ресурсов есть. Насколько она эффективна – вопрос, и, может, пропорции надо менять, пересматривать, совершенствовать систему поддержки. Будем над этим работать вместе с Минсельхозом и вами, потому как федеральная поддержка должна в первую очередь концентрироваться в регионах, которые работают на общероссийский рынок, на экспорт, на повышение конкурентоспособности всего аграрного сектора страны.

- Нет ни одной федеральной программы для АПК, которая обеспечивала бы безопасность продуктов питания для детей, стимулировала инвестиции в эту сферу…


- Согласен, проблема есть. Но, согласитесь, невозможно учесть все проблемы сразу. Специальных субсидий, действительно, нет, но это не означает, что нет каких-то других инструментов стимулирования и поддержки. К тому же не исключено, что какие-то меры поддержки будут переориентированы. Так, у нас перепроизводство по птице, возможно, откажемся от мер поддержки этой отрасли или изменим условия субсидирования, а вот как перераспределить средства – будем решать. Что же касается производства детского питания, то прежде чем решать вопрос о его субсидировании, надо перестраивать всю систему оценки качества ввозимой к нам продукции. А уж потом смотреть, нужны или нет там субсидии.

- Каков прогноз перспектив производства зерна в России и его экспорта?

- Считаем, что оценки экспертов будущего урожая в 90 и более (92-93 млн. тонн) достаточно реалистичны. Это означает, что давление на цены, их дальнейшее понижение будет. Поэтому, повторюсь, по всей видимости, придется идти на интервенции: низкая цена – убытки и подрыв базы доходов и работы на следующий год. Хорошие урожаи ожидаются на Юге России, в Поволжье. Если говорить о балансе по долгосрочным прогнозам выглядит так: производство - 120-125 млн. тонн, а экспорт – от 20 до 30 с небольшим миллионов тонн. При этом есть огромный потенциал эффективности использования зерна в животноводстве, повышения коэффициентов конверсии. Здесь баланс можно поддержать даже с учетом существенного роста животноводства. По тем оценкам, которые мы считаем обоснованными, выходить на производство зерна в 143-146 млн. тонн нам просто не нужно. Если оценивать потенциал экспорта (а оценки здесь разнятся!), то теоретически мы можем, вернув в оборот земли, которые у нас за эти годы не использовались, нарастить его объемы. Но вопрос в том, насколько конкурентоспособно будет наше зерно на внешних рынках. Ведь там никто нас с распростертыми объятиями не ждет, а конкурентоспособность нашего зерна весьма ограничена в силу качества, издержек. Поэтому мы пока достаточно консервативно смотрим на перспективу увеличения экспорта зерна. Другое дело, что существует потенциал – и даже достаточно большой! - роста экспорта муки, круп, продуктов переработки.

Подготовил Артем Кудинов.