18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
07.06.2011

Главный закон о здоровье: не принимать нельзя

Николай Герасименко прокомментировал готовящийся к принятию закон «Основы охраны здоровья граждан РФ».
Законопроект, разработанный правительством Российской Федерации, принят в первом чтении большинством голосов депутатов Государственной думы. Об особенностях нового документа краевой газете «Алтайская правда» рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН Николай Герасименко.



  

Николай Герасименко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН 

 
- Прежде в стране действовали «Основы законодательства по охране здоровья граждан РФ», принятые еще в 1993 году. С тех пор произошло много изменений в административно-правовом пространстве, трудовом и гражданском законодательстве? вплоть до изменения форм собственности учреждений, согласно федеральному закону ФЗ № 83, разделенным на бюджетные, автономные и казенные. Так что фактически прежний закон уже не может действовать.

Не все пока гладко

Основная задача законопроекта – изменить ситуацию в здравоохранении путем улучшения качества и доступности медицинской помощи, усиления ответственности органов власти за организацию работы и финансирование здравоохранения.

Министерство приступило к разработке закона еще в 2010 году. Первоначальный вариант, по мнению тех, кто ознакомился с ним - а он был представлен четырежды на ведомственных сайтах, вызвал немало нареканий, но в процессе работы он совершенствовался.

Однако даже после внесения проекта на рассмотрение Государственной думы у меня остались замечания по вопросам, касающимся принципов, на которых базируется не только российское, но и все мировое здравоохранение. В частности, беспокоит, что из проекта исчезли принципы защищенности граждан в случае утраты здоровья. А это нарушает устав Всемирной организации здравоохранения и ст.7 Конституции РФ, гарантирующую социальную защищенность граждан в случае временной нетрудоспособности и при стойкой утрате трудоспособности (при инвалидности). И второй тревожный момент – в проекте отсутствует положение об ответственности органов власти – государственной, субъекта Федерации, муниципальной, руководителей учреждений и предприятий за организацию медицинской помощи. Статья 12 законопроекта возлагает такую ответственность только на медицинских работников. Это тоже нарушает основополагающие международные документы и сам принцип ответственности государства за охрану здоровья граждан. Притом, что полномочия органов управления на всех уровнях, от федеральных до муниципальных, в проекте расписаны, а ответственность не предусмотрена.

Фракция «Единая Россия» заявила, что в таком виде не будет принимать законопроект, если во втором чтении не будут внесены изменения, касающиеся социальной защищенности граждан и ответственности органов власти за организацию медицинской помощи.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ согласилось с этим, и в настоящее время мы уже внесли поправку ко 2-му чтению.

  Мнение

Мы считаем, что важнейшие принципы должны быть соблюдены. Помимо названных к ним относятся также защита прав граждан на медицинскую помощь, недопущение отказа в медицинской помощи, профилактическая направленность здравоохранения.
 


По единой системе

Не менее важным является вопрос, относящийся к организации медицинской помощи. В проекте вводится такое понятие, как обязательное выполнение стандартов и порядка медицинской помощи, которые должны выполняться в рамках программы государственных гарантий на всей территории России, во всех типах лечебных учреждений - и государственных, и муниципальных, и частных форм собственности, по единой системе оказания помощи: и в городе, и в сельской местности.

Обсуждаемый документ предусматривает, что все полномочия муниципальных учреждений здравоохранения поднимаются на уровень субъекта Федерации, и вся ответственность за финансирование, организацию медицинской помощи в регионе возлагается на субъект Российской Федерации, что должно улучшить финансирование и организацию медицинской помощи в муниципальных образованиях.

В законопроекте много и других важных положений, затрагивающих различные стороны профессиональной деятельности медицинских работников. Например, обучение и аккредитацию специалистов. Мало закончить вуз, получить сертификат, важно определить, соответствует ли знание и умение специалиста той должности, на которую он претендует. Периодически,- раз в пять лет, - аккредитация должна подтверждаться.

Для удобства пациентов

Значительным положением законопроекта я считаю пункт, касающийся ухода за малолетними (до трех лет) детьми в период их госпитализации в лечебное учреждение. Он позволяет родителям (или другим лицам, осуществляющим уход), находиться в больнице с ребенком на законном основании, с предоставлением места в палате и питанием, чего не было предусмотрено ранее. Для детей свыше трех лет такой уход осуществляется только по медицинским показаниям.

Законопроект вносит новые понятия в медицинскую практику. Например, такое, как паллиативная медицинская помощь, адресованная онкологическим или другим больным, нуждающимся в облегчении болезненного состояния и сестринском уходе, улучшающем качество их жизни. . Это включается в программу госгарантий оказания медицинской помощи. Дается определение редких, так называемых орфанных заболеваний, требующих дорогостоящих лекарств.

Следует обратить внимание и на статью проекта, касающуюся взаимоотношений медицинских работников и фармацевтических компаний, которые зачастую навязывали свои препараты. Во избежание коррупционных связей закон запрещает прямые контакты фармацевтических организаций с лечебными учреждениями для рекламы своих препаратов и их продажи.

  Мнение

Закон многоаспектный и касается разных органов и сторон деятельности учреждений здравоохранения: трансплантации органов, изготовления медицинских изделий, утилизации медицинских отходов и других вопросов. Закон является базовым для системы охраны здоровья населения РФ. В существующей редакции он еще требует доработки. Например, трудновыполнимым я считаю положение о том, что только федеральные органы контролируют качество оказания медицинской помощи в стране. Вряд ли это осуществимо, поскольку невозможно проконтролировать из Москвы работу, скажем, Ельцовской районной больницы. Мы предложили также внести в проект ряд других изменений, касающихся организации медицинской помощи и уточнения понятийного аппарата.
 


В рабочем порядке

Законопроект в первом чтении принят 31 мая большинством депутатов. «За» проголосовали 316 человек. «Против» были депутаты от фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Но я считаю, что нельзя огульно критиковать еще не принятый закон. В стране ощутимо увеличено финансирование здравоохранения, идет его модернизация, на которую выделено 460 миллиардов рублей. Предлагаемый проект также тесно связан с двумя действующими законами («Об обязательном медицинском страховании» и ФЗ № 83 «Об организационно-правовых формах государственных и муниципальных учреждений»), которые упорядочивают организацию медицинской помощи.

Много есть проблем в здравоохранении. Часто можно слышать упреки в платности медицинской помощи, в ее недоступности, в коррумпированности здравоохранения ит.д. Мы тоже это знаем, но законопроект как раз и предлагает механизм ликвидации всех этих нарушений. Если закон не принимать, то это значит, что следует согласиться с существующим положением. В любом деле есть два варианта действий: помогать или критиковать. Мы тоже критиковали законопроект, но внесли изменения по всем вопросам, вызывающим у нас сомнения.

Создана рабочая группа, руководителем которой я являюсь, по подготовке закона ко второму чтению, которое состоится 1 июля. В настоящее время предстоит серьезная работа над поправками. 1 июня законопроект направлен в регионы, которые должны внести свои предложения, мы будем все их рассматривать, - в этом и заключается настоящая работа над законопроектом. Я полагаю, что до конца весенней сессии данный законопроект будет принят и послужит основой для улучшения качества и доступности медицинской помощи.

Ольга Польщикова
«Алтайская правда», 7 июня 2011 года.