18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Глава Алтайского края дал интервью информационному агентству ИТАР-ТАСС, главной темой которого стала региональная политика в сфере государственного заказа и бюджетных закупок, где, по признанию авторитетных экспертов, у Алтайского края есть несомненные достижения и успехи, отмечаемые и федеральными органами власти. Вот текст интервью.

 

 


Внимание власти и общества к бюджетным расходам, в том числе, на госнужды и на функционирование аппарата чиновников в России никогда не было столь активным, как сейчас. О реформе госзаказа спорят ведомства друг с другом внутри правительства, спорят с экспертами, блогерами, а те – между собой – словом, все спорят со всеми. Вся широта дискуссий обещает сконцентрироваться на площадке Всероссийского Форума ГОСЗАКАЗ-2011. Накануне его открытия о взгляде регионов на систему госзаказа у губернатора Алтайского края Александра Карлина поинтересовалась корр. ИТАР-ТАСС Екатерина Слабковская.

 

 

- Александр Богданович, федеральное законодательство о госзаказе в последнее время претерпевает достаточно серьезные изменения, Ваши региональные законы в этом плане тоже модернизируются?

 

- Действительно, 2010 г. отмечен активным изменением законодательства в этой сфере: 4 раза вносились изменения в 94-ый Федеральный закон «О госзаказе», в общенациональном масштабе внедряется электронная форма государственных и муниципальных закупок.  С 1 января этого года все региональные и муниципальные заказчиков обязаны проводить в электронной форме все открытые аукционы.

 

Для нас, для Алтайского края,  электронный аукцион стал полноценным элементом системы размещения заказов еще с 2007 года. Уже по итогам 2008 года край стал вторым в России регионом по объему размещенного государственного заказа на электронных аукционах. Не скрою, нам было приятно тогда, что мы существенно опередили по данному показателю не только многие федеральные округа, но и столицу России. С 2007 по 2010 гг. электронных аукционах в регионе было заключено почти 18 тыс. государственных и муниципальных контрактов, при этом по итогам 2010 г. краевая   площадка  по количеству заявок на участие в закупочных процедурах  вышла на второе место по России.

 

Учитывая большой опыт работы уполномоченного органа по проведению электронных аукционов, нормативные правовые акты Алтайского края достаточно оперативно были приведены в соответствие с действующим с 1 января 2011 года федеральным законодательством. Значительное внимание при этом мы уделили реализации на территории края  основных положений бюджетного послания президента Медведева и его послания Федеральному Собранию РФ.

 

Мы конкретизировали не только права и обязанности участников аукционов, но добились повышения ответственности заказчиков при формировании заявок на поставку товаров или услуг. Например, что исключить попытки детализации заказчиками технического задания под конкретного поставщика, введено условие об указании не менее чем 2-х производителей товаров, требования по которым включены в заявку на размещение заказа. При этом по каждому производителю указывается минимальная цена на товар, основанная на отчете о проведении предварительного исследования рынка.

 

Мы продолжили работу по совершенствованию порядка и формированию условий для более эффективного размещения муниципального заказа путем проведения совместных торгов. В начале года были заключены соглашения о проведении совместных торгов почти с 3 тыс. муниципальных заказчиков. Это соответствует тем задачам, которые обозначил Дмитрий Анатольевич: применять современные процедуры при размещении заказов, консолидироваться заказчикам, исключить случаи необоснованного завышения цен, а также предварительного опубликовать информацию о планируемых закупках.

 

 

- Руководство страны сегодня делает акцент на доступе к госзакупкам инновационных компаний и малого бизнеса. Президент Медведев вопрос о госзакупках у малых компаний поднимал даже на заседании G20. Наверное, для Алтайского края, где большая часть населения рассредоточена в  сельской местности, поддержка спроса на продукцию «малышей» достаточно актуальна. Только, пожалуй, не всякий предприниматель, находясь в деревне, может через Интернет участвовать в электронных торгах.

 

- Вы правы, вопросам поддержки малого бизнеса в Алтайском крае уделяется особое внимание, в том числе и при размещении госзаказов. Чтобы привлечь к участию как можно больше малых предприятий ежемесячно в адрес некоммерческого партнерства «Алтайский Союз предпринимателей» направляется план проведения уполномоченным органом Алтайского края государственных и муниципальных закупок. В 2010 г. практически во всех закупочных процедурах для субъектов малого предпринимательства не устанавливалось требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах. Это позволило предприятиям края не изымать из оборота денежные средства при участии в торгах. В результате конкуренция среди субъектов малого бизнеса увеличилась до 4 участников на каждый государственный контракт.

 

По данным Росстата, по итогам 2010 года общая начальная стоимость специализированных закупочных процедур для субъектов малого предпринимательства в Алтайском крае превысила соответствующие показатели по Новосибирской, Томской областям и Забайкальскому краю более чем в 3 раза, по Красноярскому краю – в 1,3 раза и составила почти 600 млн. рублей. Мы вошли в число 20 регионов-лидеров.

 

Что касается доступа малого бизнеса к сети Интернет, то еще в 2009 г. согласно данным Алтайкрайстата из 3,5 тыс. опрошенных организаций в Алтайском крае более 65% использовали сеть Интернет.

 

Кроме того, во всех районах и городах края созданы муниципальные информационно-консультационные центры поддержки предпринимательства, которые обеспечивают комплексное обслуживание предпринимателей «одного окна», сюда входит и оказание консультационных услуг по вопросам участия в торгах. Для малого бизнеса проводятся специальные семинары. Сейчас в крае прорабатывается вопрос о возможности предоставления субъектам малого предпринимательства рабочего места и доступа к сети Интернет для участия в электронных аукционах.

 

Таким образом, участие малого бизнеса в электронных аукционах сегодня ограничивает не столько доступ к сети Интернет или необходимость приобретения электронной цифровой подписи, сколько установленное 94-ым ФЗ требование об обязательном внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционах.

 

 

- В Алтайском крае достаточно развито наукоемкое, высокотехнологичное производство. Насколько компании нуждаются в спросе на их продукцию со стороны государства и удается ли им участвовать в госзакупках?

 

- Действительно, Алтайский край обладает достаточно сильным инновационным потенциалом. Это подтверждается и рейтингом Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, в соответствии с которым край отнесен к числу регионов с высоким уровнем инновационной активности.Предприятиями края накоплен опыт разработки и производства конкурентоспособной продукции в области глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, биофармацевтики, энерго- и ресурсосбережения.

 

Выход инновационной продукции на рынок государственных закупок в настоящее время затруднен. Это связано с несовершенством федеральной нормативно-правовой базы. Так, приоритет ценового фактора при конкурсном отборе, а также отсутствие четко регламентированной системы преференций для инновационной продукции и параметров оценки её качества существенным образом ограничивают конкурентоспособность новых изделий.

 

На региональном уровне мы предпринимаем попытки использовать госзаказ в качестве инструмента стимулирования спроса на инновации. Специальным постановлением  краевой администрации мы установили, что товары, работы, услуги должны обеспечивать достижение максимально возможных показателей энергосбережения, энергетической эффективности и способствовать снижению затрат заказчика, в том числе  расходов на энергетические ресурсы.

 

Формированию спроса на инновационную продукцию уделяется большое внимание и на федеральном уровне. Не случайно главной темой форума «Госзаказ-2011» стала «Эффективность и инновации». Алтайский край примет активное участие в этом мероприятии, представив продукцию предприятий, осуществляющих деятельность в сфере энергоэффективности, энергосбережения, биофармацевтики, космецевтики и медицинской техники. В числе участников форума НП «Алтайский биофармацевтический кластер», Алтайский завод прецизионных изделий, Барнаульский радиозавод, ООО НПО «Алтайский лен», ООО «ТРИВОНТ» и др.

 

 

- Вице-премьер Алексей Кудрин недавно рассказал журналистам, что внимательно следит за тем анализом по госзакупкам, который проводят общественные организации и отдельные добровольцы. Он сказал, что интересные моменты «подчеркивает красненьким» и отправляет для ознакомления главам «проблемных» министерств. Наверняка, у Вас тоже есть такие примеры сотрудничества власти с гражданским обществом.

 

- Обеспечение открытости информации о государственных закупках для нас безусловный приоритет. В этом ключе, переход в Алтайском крае к централизованному размещению заказов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд оказался полностью оправданным. Для реализации принципа публичности в сфере размещения заказов ежемесячно в адрес Общественной и Торгово-промышленной палат Алтайского края, некоммерческого партнерства «Алтайский Союз предпринимателей» направляется план проведения уполномоченным органом государственных и муниципальных закупок, содержащий в том числе наименования и начальную стоимость закупаемой продукции. Кроме того, данная информация ежемесячно размещается на сайте «Портал государственных закупок Алтайского края». Их представители включаются по желанию в состав комиссий по размещению заказов.

 

Администрацией края также ежегодно проводятся конкурсы на присвоение званий «Лучший поставщик продукции по государственному заказу Алтайского края», «Лучший государственный заказчик Алтайского края», «Лучший муниципальный заказчик Алтайского края». Для объективности, беспристрастности и прозрачности принятия решений в состав конкурсной также включены представители общественных организаций. Я думаю, что такой подход к доступности и открытости информации о деятельности органов исполнительной власти края в сфере бюджетных закупок позволяет не только оценивать их работу по статистическим показателям, но и непосредственно участвовать в процессе принятия решений, «видеть процесс изнутри», что также способствует установлению доверия гражданского общества к государственной власти.

 

 

- Для того чтобы уменьшить коррупцию и нецелевые траты из казны сегодня на помощь приходят различные технологии. Через сайт, мониторинги выстраивается четкая структура, прозрачность системы госзакупок. Но суть проблемы все-таки в области, не побоюсь этого слова, идеологии. Что может сделать более честным и эффективным каждый регион и государство в целом?

 

- Борьба с коррупцией во всех ее проявлениях - это общегосударственная задача. Значительные показатели в борьбе с ней не могут быть достигнуты в отдельно взятом регионе. Но это не значит, что мы не должны прилагать усилия и принимать соответствующие меры на региональном уровне.

 

Еще с 2006 года для пресечения коррупции при проведении закупок край перешел к централизованному размещению. Размещение государственного заказа путем торгов и запросов котировок цен производится исключительно через уполномоченный орган исполнительной власти. При этом заказчики лишены прав на проведение закупок указанными способами и их обязанности ограничены подачей заявок на размещение заказов и под­писанием государственных контрактов. Аналогичный подход был внедрен и на муниципальном уровне – уполномоченные органы были созданы практически во всех муниципальных районах и городских округах края.

 

Во-первых, это предотвратило дублирование при размещении заказа. Во-вторых, мы получили эффективный инструмент мониторинга, позволяющий пресекать случаи нарушений законодательства при составлении требований к закупаемой продукции. Таким образом, в сфере государственных закупок Алтайского края мы попытались минимизировать коррупционные риски, и наша система имеет признание на уровне Федерации. В 2009-2010 гг. в рамках «Национального рейтинга прозрачности закупок», реализуемого при поддержке Минэкономразвития и ФАС РФ, в номинации «Государственные закупщики регионального уровня» Алтайский край прочно удерживает второе место среди лучших регионов с присвоением оценки «гарантированная прозрачность».

 

 

Источник: ИТАР-ТАСС