18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Программа социально-экономического развития Алтайского края будет скорректирована в сторону увеличения ее основных финансовых параметров.

 

О ее выполнение в прошлом году и предлагаемых администрацией региона корректировках рассказал участникам заседания Экономического совета Алтайского края вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин. Публикуем текст  его доклада.

 

Д О К Л А Д

«О реализации программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года в 2010 году и ее корректировке на плановый период»


 

Уважаемые коллеги!

 

Позвольте проинформировать Вас о ходе реализации среднесрочной программы в 2010 году и представить основные моменты по ее корректировке на последующий плановый период.

 

Хочу обратить внимание, что предлагаемые сегодня к обсуждению поправки в Программу проработаны со всеми исполнителями. Мониторинг  реализации Программы осуществлялся нами совместно с органами исполнительной власти на основе анализа выполнения 159 мероприятий и фактических значений 91 индикатора.

 

Напомню, что предварительные итоги за полугодие рассматривались на заседании Совета Администрации Алтайского края, которые показали, что Программа реализуется в плановом режиме. Финансирование на тот момент составило 45% от плана.

 

В целом за 2010 год на выполнение программных мероприятий было направлено 53 млрд. рублей (94% от планового финансирования). Бюджетные ресурсы освоены сверх программного лимита на 4% - 29 млрд. рублей. Ниже запланированного уровня на 17% сложилось финансирование за счет внебюджетных источников (23,5 млрд. рублей) вследствие переноса инициаторами ряда инвестиционных проектов на более поздний период.

 

Финансовые ресурсы распределены в рамках установленных восьми приоритетов. Это:

эффективный рынок труда и занятости;

достойный уровень жизни населения;

надежная инфраструктура;

институциональное развитие;

конкурентоспособность промышленного и сельскохозяйственного производства;

туризм;

развитие международного сотрудничества;

эффективное управление.

 

На финансировании, результатах реализации и параметрах корректировки каждого приоритета остановлюсь подробнее.

 

Реализация первого приоритета – «Повышение качества трудовых ресурсов и развитие эффективного рынка труда и занятости» - осуществлялась в рамках 7 целевых программ на общую сумму 3,5 млрд. рублей (129% планового объема).

 

Мероприятия целевых программ по содействию занятости населения, подготовке профессиональных рабочих кадров реализованы в полном объеме, в результате чего достигнуты ощутимые результаты: численность занятых в экономике (в среднегодовом исчислении) возросла более чем на 50 тыс. человек, а уровень безработицы к трудоспособному населению сократился с 3,6% до 2,6%.

 

В последующие годы уровень безработицы планируется не выше 2,5% за счет расширения направлений содействия занятости населения и соответствующего увеличения финансирования мероприятий целевых программ на 1,2 млрд.рублей по сравнению утвержденными ранее объемами.

 

Что касается демографических показателей, то здесь, несмотря на стабилизацию рождаемости и снижение естественной убыли населения, показатели смертности остаются еще достаточно высокими. Чтобы переломить эту ситуацию в планируемый период будет существенно усилен блок мероприятий Программы, касающихся улучшения медицинского обслуживания населения, пропаганды здорового образа жизни, вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом. В комплексе это может обеспечить снижение естественной убыли населения до значения, близкого к нулю.
 

На реализацию второго приоритета  «Повышение уровня жизни населения и создание благоприятного социального и экологического климата» направлена большая часть целевых программных мероприятий. Приоритет охватывает 8 направлений, включая создание условий для роста заработной платы и доходов населения, все направления социальной сферы, а также обеспечение личной и экологической безопасности. В общей сложности на реализацию 60 мероприятий в отчетном периоде направлено 13,3 млрд. рублей из запланированных 10 млрд. рублей, преимущественно это - бюджетные средства.

 

Состав мероприятий достаточно широк: 5 федеральных целевых программ, 38 краевых и ведомственных целевых программ, 6 объектов адресной инвестиционной программы и 11 непрограммных мероприятий, таких как «Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», «Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (социальные выплаты)» и др.

 

Дополнительно в прошлом году в рамках губернаторской программы был утвержден перечень 75 особо значимых социальных строек и объектов, ввод в эксплуатацию которых приурочен к 75-летию образования Алтайского края.  В их числе 29 объектов образования, 25 – здравоохранения, 7 - культуры, 6 – спорта (всего – 67 объектов).

 

В 2010 году осуществлялось строительство (реконструкция, капитальный ремонт) 18 объектов губернаторской программы, из которых 14 – это объекты соцсферы, их полный перечень представлен в раздаточных материалах.

 

В результате реализации всего комплекса программных мероприятий, подавляющее большинство индикаторов приоритета (а их в Программе предусмотрено 26) характеризуются положительной динамикой и по итогам года выполнены.

 

Корректировка мероприятий данного приоритета связана с тем, что многие целевые программы в прошлом году утверждены в новой редакции. Были приняты и совершенно новые региональные целевые программы, например, по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста; развитию системы отдыха и оздоровления детей;  допризывной подготовке молодежи; развитию судебно-медицинской службы, развитию горнолыжного спорта и сноубординга и другие.

 

В плановый период  будет профинансировано строительство и реконструкция еще 53 объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта  из перечня 75 особо значимых социальных строек и объектов. Общий объем финансирования по приоритету может составить 43,7 млрд.рублей за 2010-2012 годы вместо 30,2  млрд.руб., утвержденных в законе №25 в прошлом году.

 

Приоритет  «Повышение эффективности и надежности функционирования объектов инфраструктуры» по итогам года профинансирован на сумму 8,3 млрд. рублей (план на год – 10 млрд. рублей).

 

В рамках Программы в 2010 году получили реализацию 26 мероприятий (2 ФЦП, 6 КЦП, 1 ВЦП, 2 объекта АИП и 15 непрограммных мероприятий) в сфере жилищного строительства,  модернизации  жилищно-коммунального хозяйства, ремонта и строительства автодорог.

 

В результате реализации целевых программ в транспортной сфере в 2010 году только за счет ФЦП «Модернизация транспортной системы России (до 2010 года) построено и реконструировано 17,1 км. автодорог и 206, погонных метров мостовых переходов. Осуществлялась реконструкция автомобильной дороги «Алтайское-Ая-Нижнекаянча-Бирюзовая Катунь», строительство мостового перехода через р. Катунь у с. Ая Алтайского района. Предприятиями, организациями и индивидуальными застройщиками на территории края построено 660 тыс. кв. м., построено 218 км газовых сетей, за счет бюджетных средств проводились мероприятия по обновлению и модернизации объектов коммунального хозяйства края.

 

За исключением отдельных индикаторов, характеризующих развитие жилищно-коммунального хозяйства, целевые индикаторы по приоритету в 2010 году выполнены.
 

В плановом периоде получат реализацию две программы, имеющие стратегические последствия для края. Это – краевая целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2011-2015 годы и ведомственная целевая программа «Энергоресурсосбережение на основе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Алтайского края» на 2011-2013 годы. С учетом этих программ и уточнения объемов финансирования других программных мероприятий, финансирование развития инфраструктуры Алтайского края в 2010-2011 годах может увеличиться в 4 раза и составить беспрецедентную сумму – 119,6 млрд.рублей.

 

Четвертый приоритет среднесрочного развития Алтайского края – «Формирование институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста» в прошлом году реализовывался в рамках 11 мероприятий в области развития предпринимательской и инновационной деятельности. Их фактическое финансирование составило 572 млн. рублей, более 70% из которых – средства федерального бюджета.

 

Алтайским гарантийным фондом по итогам прошлого года предоставлено 115 поручительств на сумму 289,8 млн. рублей, выдано 262 микрозайма на сумму 115,7 млн. рублей, с привлечением грантов реализуется 40 бизнес-проектов, 126 субъектам предпринимательской деятельности оказана поддержка в виде субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам.

 

Продолжилось формирование инновационной инфраструктуры и кластерных взаимосвязей – создан Алтайский центр кластерного развития, реализуется проект технического университета, вошедший в число победителей конкурса Минобрнауки России, готов к открытию бизнес-инкубатор инновационного типа. 

 Важное место отводится сотрудничеству с государственными научными фондами России, поиску и сопровождению инновационных проектов, развитию информационной базы инноваций. 

В ноябре прошлого года в новой редакции утверждена целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на период 2011-2013 годы. Помимо уже традиционных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ней предусмотрены мероприятия по поддержке  начинающих инновационных компаний, по  содействию развитию кластерных инициатив.

 

В плановом периоде  на реализацию мероприятий приоритета будет направлено 343,5 млн. рублей. Результатом станет достижение к 2012 году показателей удельного веса занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике  42%, удельного веса продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП – 17%. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции должен достичь 7,5% от факта 2009 года – 4%.

 

Финансирование пятого приоритета «Повышение эффективности и конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства» в рамках предусмотренных 45 программных мероприятий по итогам 2010 года составило 25,7 млрд. рублей. Завершено 8 инвестиционных проектов в сфере промышленного производства, 2 - в сельском хозяйстве. Большая часть мероприятий продолжат реализацию в плановом периоде.

 

Дополнительно по согласованию с курирующими органами исполнительной власти в программу включено 18 инвестиционных проектов, вошедших в том числе в утвержденную постановлением Администрации края в декабре прошлого года краевую программу «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Ряд проектов ориентирован на производство сельскохозяйственной техники, что для нас как для аграрного региона особо актуально.

 

Для оценки реализации приоритета в программе предусмотрено 11 целевых индикаторов, которые мы скорректировали с учетом их достижения в 2010 году и заложенных на плановый период мероприятий. Их динамика в плановом периоде будет положительной.

 

В 2010 году создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета» были основными мероприятиями приоритета по развитию в крае туризма.

 

С первым резидентом игорной зоны заключены договоры аренды на 2 земельных участка общей площадью 15,4 га. Компанией ведутся подготовительные работы по строительству первого гостинично-развлекательного комплекса. В 2010 году  завершено проектирование объектов внутренней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ (кроме энергоцентра и второго моста). В прошлом году на реализацию данных мероприятий направлено более 1 млрд. рублей. Их дальнейшая реализация продолжится в рамках КЦП «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы, в которую также включены мероприятия по созданию 10 туристско-рекреационных и автотуристических кластеров, перечисленных в раздаточном материале.

 

Динамика 7 целевых индикаторов приоритета скорректирована на плановый период в сторону их увеличения.

 

Седьмой приоритет программы – «Развитие международного сотрудничества» включает реализацию  ВЦП «Поддержка, развитие и укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом» на 2009-2011 годы с плановым объемом финансирования 900 тыс. рублей, которые освоены в полном объеме. Вместе с тем основными в данном приоритете являются мероприятия организационного характера (заключение соглашений о сотрудничестве, проведение выставочно-ярморочных мероприятий).

 

Программой по данному направлению предусмотрено 2 целевых индикатора («Внешнеторговый оборот на душу населения» и «Объем экспорта продукции»), динамика которых по итогам прошлого года сложились ниже запланированного уровня, что обусловлено сокращением поставок кокса и каменного угля в страны дальнего зарубежья (при этом увеличились объемы поставок алтайского кокса на производственную площадку  ОАО «Новолипецкий меткомбинат») и введением в 2010 г. запрета на вывоз из Российской Федерации пшеницы, ячменя, ржи, муки пшеничной и пшенично-ржаной.

 

Кроме того, с  1 июля прошлого года  вступили  в силу новые технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами между странами-членами Таможенного Союза, в связи с чем значения индикаторов, начиная с 2010 года, рассчитаны без учета взаимной торговли с Республикой Казахстан.

 

Последний приоритет - «Эффективное управление» профинансирован в объеме 146,8 млн. рублей (101,7% от плана). Все мероприятия осуществлялись за счет средств краевого бюджета в рамках целевых программ, 2 из которых приняты на плановый период в новой редакции. Результативность приоритета оценивается 3-мя целевыми индикаторами, которые Вы видите в раздаточном материале. В отчетном периоде существенно (на 33%) увеличилась бюджетная обеспеченность за счет доходов консолидированного бюджета на душу населения, что учтено при корректировке индикатора на плановый период.

 

Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что в результате нашей совместной корректировки Программа дополнительно наполнилась более чем сорока мероприятиями. В целом на текущий год запланирована реализация 177 мероприятий. В денежном выражении корректировка за период 2010-2012 годов составляет 114 млрд. рублей со знаком «плюс». На 2011-2012 годы плановое финансирование программных мероприятий составит около 250 млрд. рублей.

 

Спасибо за внимание!