18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Краевые власти приняли решение внести коррективы в Программу социально-экономического развития региона, рассчитанную до 2012 года. Основанием для таких поправок стали итоги развития в прошлом году, когда темпы роста региональной экономики значительно опережали общероссийские, а по некоторым направлениям параметры ее развития превысили докризисный уровень.

 

-В 2011 году мы должны по всем показателям превысить докризисный уровень развития. На сегодняшний день в программе социально-экономического развития зафиксирован экономический рост пять процентов, хотя для края это недостаточно. Нам нужны темпы роста не менее 7-8%, - заявил, открывая заседание Экономического совета региона губернатор края Александр Карлин.

 

Публикуем полный текст его выступления, в ходе которого Карлин неоднократно отходил от заранее подготовленного текста.

 

 

 


Выступление губернатора Алтайского края Александра Карлина на заседании Экономического совета Алтайского края

18 марта 2011 года

Барнаул

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Сегодняшнее заседание экономического совета традиционно посвящено программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года. В прошлом году она впервые получила статус закона Алтайского края, который для нас остается базовым. Для того, чтобы Программа оставалась рабочим документом и в полной мере учитывала все изменения текущей ситуации в экономическом и социальном развитии края, ее основные параметры по итогам каждого года подлежат корректировке. Именно они являются темой сегодняшнего нашего обсуждения.

 

Прошедший год в крае характеризовался увеличением объемов промышленного производства, улучшением финансового положения предприятий, сокращением уровня официально зарегистрированной безработицы, ростом заработной платы и основных показателей потребительского рынка. Причем по многим показателям темпы роста в крае значительно опережали общероссийские. В результате - по некоторым направлениям развития экономики мы превысили докризисный уровень.

 

В рамках Программы в истекшем году проводилась системная работа по реализации целого ряда крупных проектов. В промышленности осваиваются новые технологии и производства, идет освоение месторождений полиметаллических руд, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Официальное признание и одобрение на федеральном уровне получил проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», открывающий дополнительные возможности по привлечению в край инвестиций, созданию новых рабочих мест, росту доходов населения, прежде всего, жителей сельской местности.

 

Одним из результатов экономического развития края в 2010 году стал рост налоговых поступлений, а значит - расширение бюджетных возможностей региона. В течение прошлого года за счет бюджетных средств введены в строй социально-значимые объекты, обозначенные в Программе, - новые школы и детские сады, больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы. В крае успешно реализуются региональные целевые программы, направленные на подъем сельского хозяйства и промышленности, развитие инфраструктуры и социальной сферы.

 

Общие результаты развития края позволяют говорить о том, что масштабные задачи по стабилизации и переходу к восстановительному росту экономики и социальной сферы, которые мы планировали в Программе на 2010 год, в целом решены.

 

В 2011 году мы должны по всем показателям превысить докризисный уровень развития. На сегодняшний день в программе социально-экономического развития зафиксирован экономический рост пять процентов, хотя для края это недостаточно. Для того, чтобы сохранить достигнутые  положительные изменения, чтобы они затронули все территории края, нам нужно скорректировать основные параметры Программы. Нам нужны темпы роста не менее 7-8%. В связи с этим надо думать о новых факторах экономического роста, которых не было до кризиса, либо они недостаточно использовались или были невнятно выражены. В этом контексте основным и главным фактором является существенное улучшение инвестиционного климата региона, чтобы обеспечить как приток инвестиций извне, так и мобилизацию наших внутренних инвестиций. И это - задача номер один для всех нас, которая была сформулирована и являлась основной частью моего отчета перед краевым Законодательным собранием. Предложения по ее решению вполне реалистичны и в той или иной мере осуществляются в некоторых других регионах. Надо более смело опираться на этот опыт, применять его у нас в крае.

 

Мы должны использовать приток инвестиций извне, как инорегиональных, так иностранных. Это сверхзадача. Вместе с тем со всей самокритичностью нужно сказать, что мы пока слабо мобилизуем наши внутренние инвестиционные возможности. Слабо! В этом смысле наш бизнес особым патриотизмом не отличается. По каждому направлению деятельности можно назвать этому немало примеров. Речь идет не столько о том, что кто-то создает более привлекательные условия для бизнеса в других регионах. Я бы этого не сказал. Очень часто это не так, а скорее, наоборот. Нередко мотивами таких действий являются другие факторы. В том числе пресловутый фактор оптимизации налогов. Диверсификация бизнеса, размещение его в разных территориях, по разным производственным и управляющим площадкам преследует именно эту цель. Думаю, снижение налоговой нагрузки на бизнес мы можем обеспечить за счет более открытого ведения бизнес-деятельности и получения предусмотренных законодательством Алтайского края преференций, в том числе и в налоговой сфере. Прекрасно понимаю, что целый ряд направлений предпринимательской и иной экономической деятельности в основе своей имеют трансрегиональный характер. Мы приветствуем это, если это вытекает из логики развития бизнеса. Но мы имеем немало претензий, когда наша территория, и без того не богатая ресурсами, используется исключительно как территория, откуда эти ресурсы, которые могли быть использованы в последующих экономических переделах, выводятся в другие регионы. Не хотел бы выглядеть человеком, который препятствует свободному движению бизнеса. Ни в коем случае! Но хотел бы подчеркнуть еще раз для нашего бизнес-сообщества готовность региональной власти использовать весь имеющийся механизм поддержки инвестиционной деятельности. С другой стороны, мы готовы обсуждать с региональным бизнесом, законодателями и формирование новых механизмов, форм поддержки инвестиционной деятельности, активно их использовать. Но при этом должно быть встречное движение.

 

Хотел бы особо подчеркнуть, что мы далеко не в полной мере для развития промышленного потенциала Алтайского края, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности, используем площадки административной столицы – города Барнаула. Они оснащены инфраструктурно, готовы для размещения новых мощностей. Все здесь присутствовавшие знают, что когда в 2006 году мы стартовали по проблеме особых экономических зон, самым серьезным образом рассматривали и представляли в правительство материалы по созданию особой экономической зоны промышленного типа в Барнауле. Подобрали для этого площадку, она существует и сегодня, никуда не делась. Здесь есть большие резервы для работы.

 

Мы должны правильно распределять наши ресурсы между социальной сферой и поддержкой развития экономики. Есть немало способов сочетать и то, и другое, и достигать мультипликативного эффекта. Имею в виду вложения в социальную сферу. Нам необходимо более внятно работать в этой сфере для того, чтобы через эти капитальные вложения стимулировать большее развитие в регионе строительной отрасли, промышленности стройматериалов и целого ряда других отраслей. С другой стороны, мы должны более смело предлагать нашу продукцию для осуществления программ, осуществляемых на федеральном уровне. В частности, в прошлом году были небезуспешными наши попытки предложить те производства, которые занимаются в крае малоэтажным строительством, что их продукция использовалась в регионах Европейской части России, пострадавших от природных лесных пожаров. Надо подключаться к реализации предложений, высказанных председателем Правительства РФ Владимира Путина по применению лизинговых схем при строительстве фермерских усадеб. Состоялся предварительный разговор с руководителем «Росагролизинга» Валерием Львовичем Назаровым, который заявил о намерении включения таких объектов в лизинговые программы в формате их готовности «под ключ». Речь идет не только о территории Алтайского края, но и других регионах. Думаю, есть возможности двигаться в этом направлении и по сельхозмашиностроению, продукцию которого можно было предложить для включения в федеральную лизинговую программу.

 

При планировании региональных приоритетов нужно, прежде всего, умело рассчитывать свои силы и те ресурсы, которые будут всегда ограниченными. Правильно распределять между социальной сферой, поддержкой развития экономики, поддержкой инфраструктуры. Для этого требуется стратегическое планирование, основным элементом которого является Программа.

 

В ближайшее время в Алтайском краевом Законодательном Собрании состоится рассмотрение вносимых в Программу изменений, после чего они будут утверждены законом Алтайского края. Это позволит нам максимально консолидировать ресурсы и обеспечить достижение поставленных целей. Наша сверхзадача (а она вполне решаемая!) – при этом я делаю все оговорки, которые касаются встроенности нашей экономики в общенациональную, ее зависимости от макроэкономических и глобальных процессов – сделать темпы роста экономики региона, о которых я говорил, стабильными и устойчивыми.

 

В связи с этим сегодня хотелось бы услышать ваши предложения по содержанию Программы. Надеюсь также, что в ходе обсуждения члены Совета и приглашенные поднимут и другие вопросы, связанные с дальнейшим экономическим развитием края.  Думаю, это позволит нам выработать и принять совместные взвешенные и конструктивные решения.