18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Губернатор Алтайского края предлагает создать маневренный «фонд развития» и обещает сформировать в регионе правительство.

 

Александр Карлин провел традиционную встречу с журналистами районных, городских, краевых и федеральных СМИ, работающих в регионе. Правда, на этот раз ежегодная встреча прошла в несколько ином формате. Пресс-конференция состоялась вскоре после отчета главы края о работе краевой власти в прошлом году. Поэтому губернатор края решил сразу, без обиняков, всяких процедурных формальностей и околичностей  приступить к ответу на вопросы, интересующие алтайские масс-медиа. «В этом году нет необходимости делать обстоятельное вступление – многие из вас присутствовали на докладе о социально-экономическом развитии края в 2010 году, остальные ознакомились с ним через СМИ», - определил формат сегодняшней встречи с журналистами губернатор в самом начале встречи. Тем не менее ответы на вопросы журналистов он предварил коротким сообщением о том, что оперативные показатели работы промышленности и сельского хозяйства за два первых месяца 2011 года показывают:  стабильно проходит отопительный сезон, в нормальном режиме работают объекты энергетики, коммунального хозяйства, транспортного комплекса. «Тренды, обозначенные в 2010 году, сохраняются. В целом темпы развития экономики положительные», - пояснил Карлин и перешел к ответам на вопросы.

 

О КРАЕВОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ФОНДЕ

 

Напомним, что во время своего отчета губернатор выступил с инициативой создать в крае региональный инвестиционный фонд со стартовым капиталом не менее 500 млн. рублей и краевой гарантийный фонд. Если первый фактически, судя по всему, будет служить источником прямых инвестиций, то создание второго (как вариант – его развертывание на базе действующего краевого гарантийного фонда, обслуживающего малый и средний бизнес региона) должно стимулировать приток сторонних и внебюджетных капиталовложений. Причем направлять потоки средств господдержки краевые власти планируют прежде всего в развитие транспортной, энергетической и иной инфраструктуры крупных инвестпроектов, которая, помимо всего прочего, будет сложить не только интересам частного инвестора, но и напрямую работать на регион и его жителей. Региональный инвестфонд как инструмент повышение инвестиционной привлекательности региона, по словам губернатора Карлина, должен стать «приоритетом номер один и главным условием успешного социально-экономического развития края».

 

- В результате объем инвестиций, привлекаемых из всех источников на развитие инфраструктуры, экономической и социальной сфер региона, должен возрасти в ближайшие несколько лет не на десятки процентов, а в разы, - отметил в своем выступлении с ежегодным отчетом на сессии АКЗС Александр Карлин, пояснив, что будет продолжена оправдавшая себя практика заключения долгосрочных соглашений о сотрудничестве с общенациональными корпорациями, крупнейшими банками, компаниями – «якорными инвесторами» региона. -  Полагаю, эта практика себя в целом оправдала, а для таких сфер, как газификация, развитие железнодорожного транспорта, соглашения явились главным фактором, обусловившим качественное изменение положения дел.

 

Вот что ответил Александр Карлин на вопрос сайта Doc22, как ему видится работа создаваемой структуры:

 

- Жизнь сегодня развивается динамично, и практика показывает, что часто возникают ситуации, когда  у нас появляется потенциальная возможность войти в тот или иной перспективный инвестиционный проект. Но особенность нашего регионального бюджета заключается в том, что он очень плотно сформирован, без жиринки. Какие-то резервы в нем находить весьма сложно. Наличие инвестиционного, не резервного, подчеркну,  фонда позволило бы нам более оперативно реагировать на перспективные инвестиционные инициативы. Буквально день-два назад ко мне поступило одно из таких предложений: инвестор намерен быстро стартовать и показать хороший результат, при этом просит помочь с обустройством инфраструктуры -построить несколько километров автотрассы и подвести ЛЭП. Сумма небольшая. А у нас уже все расписано, проведены торги…  В течение года такие ситуации время от времени возникают. Думаю, сейчас, когда развитие экономики пойдет более динамично, они будут возникать еще чаще. Для того, чтобы в том числе такие возможности не упускать, и создается инвестиционный фонд. Не исключаю дополнительного парламентского контроля за его работой, консультации по получению положительного заключения комитетов Законодательного собрания. Почему бы и нет? Мы в этом смысле транспарентны, привыкли в таких условиях работать. Главное, что мы могли бы оперативно работать, а сам фонд стал бы своеобразной «заначкой для развития». Мы бы могли эту «заначку» оперативно распаковывать в случае необходимости и использовать на понятные, открытые, ясные цели, получая мультипликативный эффект.  Мы также можем говорить о привлечении этого фонда для осуществления проектов, направленных на решение проблем не только краевого уровня и масштаба, но и конкретных муниципальных образований.

 

Кстати, по словам Карлина, муниципалитеты могли бы более активно участвовать в развитии своих территорий.

 

- За пять последних лет параметры муниципальных бюджетов возросли ровно на столько же, на сколько возросли параметры краевого бюджета. А в некоторых даже и больше! Мы все это время не меняли правила игры. Считаю, что если муниципальные финансы выстроить грамотно, для чего есть очень приличные резервы, то средства найдутся для развития территорий. Могу назвать навскидку несколько муниципалитетов, где при всех прочих не изменившихся условиях, просто сменился руководитель, а положение дел спустя какое-то время радикально изменилось. Подчеркну: ресурс и условия те же, а результаты работы разительно меняются!.. Разные руководители в разных муниципалитетах работают по-разному. И это надо иметь в виду… - подытожил губернатор, в качестве таких примеров положительных перемен назвав Мамонтовский, Благовещенский, Павловский районы и отметив, что может продолжить этот список.

 

О РЕГИОНАЛЬНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

 

Пояснил глава края и свое видение возможного реформирования структуры краевой власти, о котором давно идут разговоры в регионе:

 

- Каждому нормальному человеку нравится выполнять свои обещания. Я в этом смысле человек не уникальный. Мне какое-то время назад больше стало нравиться строить школы и больницы, чем возводить некие бюрократические конструкции. Переименовывать госслужащих, наделять их статусом министров, членов правительства и т.д. – этот процесс многим кажется интересным. Не думаю, что я в этом качестве смотрелся бы хуже некоторых моих коллег-губернаторов. Правительство в Алтайском крае появится, как я и обещал. Но жизнь внесла в эти планы некие корректировки. Проведем консультации с лидерами наших депутатских фракций в краевом Законодательном собрании, с его руководством. Надеюсь, в этих консультациях будет превалировать здравый смысл, а не политическая конъюнктура, хотя опасность ее и существует. Тогда и определимся, когда будем вводит новую модель. В моем представлении и с точки зрения экономии бюджетных средств важно этот процесс синхронизировать с бюджетными периодами. Совершенно честно и откровенно вам признаюсь: мы меньше других экспериментируем со всякого рода властными моделями и структурами не потому, что у нас фантазии не хватает. Все наши проблемы от недостатка средств и наше преобладающее настроение – сэкономить. И это правда!.. Есть официальные статистические данные, согласно которым затраты на управление в Алтайском крае – одни из самых низких в России. Хотя территория для управления  очень даже непростая – и по количеству населения, и по расселенности его. У нас самое большое количество сельских муниципальных районов, край – третий в стране регион по числу участников бюджетного процесса. Тем не менее вместе с законодателями мы стараемся очень внимательно подходить к такого рода расходам…

 

Вы, наверное, заметили, что мы уже движемся в этом направлении. Недавно три инспекции были объединены в одну. Таким образом мы потихоньку будем правильно группировать структуры власти для того, чтобы более спокойно можно было перейти на модель правительства. С другой стороны, нам надо очень серьезно предусмотреть, что же мы собираемся делать с такой конфигурацией власти. Ведь модель «правительства» предполагает совершенной иной уровень ее организации и содержания. Это не комитет или управление в нашем традиционном виде, а это орган исполнительной власти, который ответственен за формирование и реализацию региональной государственной политики, если коротко сформулировать компетенцию министерства. Это на самом деле иной качественный уровень работы тех, кто будет возглавлять министерства, входить в состав правительства региона. Повторюсь, создание правительства - это серьезный процесс, который требует дополнительных ресурсов.

 

К тому же когда думаешь, поменять таблички на кабинетах, то пересчитываешь невольно это на строительство новой школы или больницы, очередной, очень нужный для людей объект. И часто выбор свой останавливаешь на том, что нужно поступать в интересах людей.

 

0 ЗАНЯТОСТИ ВЫСВОБОЖДАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

- Эта проблема существует. Думаю, она должна решаться, да и сегодня решается уже, комплексно. Во-первых, сегодня мы развиваем животноводство. Программа «100 плюс 100» (строительства ста молочных и ста мясных ферм в Алтайском крае – Ред.) направлена в том числе и на создание новых рабочих мест. Во-вторых, уже сегодня в сельской местности реализуются проекты, которые содержат и элементы перерабатывающего производства, связанного с животноводческой отраслью. Список таких объектов уже не мал. К примеру, «Альтаир-Агро» в Ребрихинском районе. Очень интересный проект осуществляется в Топчихинском районе на базе СПК «Искра», связанный с глубокой переработкой зерна. И так далее  А это тоже создание новых рабочих мест. В-третьих, мы должны решать эту проблему через развитие малого и среднего бизнеса, стимулируя сферу услуг, торговли на селе. Это очень емкая по трудовым ресурсам тема, если ее грамотно выстроить в интересах людей. В-четвертых, надо заниматься стимулированием внутрирегиональной миграции, считаю эту тему очень актуальной. Мы об этом, в частности, говорим с нашими строителями. Сегодня приходится концентрировать большие объемы строительных работ и реализовывать конкретные проекты в короткое время. А их осуществление требует аккумулирования на этих площадках рабочей силы. Сейчас строительные компании везут людей из Барнаула. А почему мы не можем привлекать людей с территорий края? Для этого многого не нужно. В крупных городах края надо восстанавливать на новой основе, в новом качестве рабочие общежития для того, чтобы привлекать специалистов из сельских районов и малых городов. Нам нужно постепенно приучаться к тому, что человек должен перемещаться к месту работы, пусть и не в режиме постоянного проживания.

 

О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА

 

Спросили губернатора и о решении проблемы энергодефицитности региона. «Насколько поможет этому строительство Мунайской КЭС и , может, по примеру  Томской области начать строительство атомной электростанции в нашем крае?» - задал вопрос редактор оппозиционного сайта ПолитСибРу Дмитрий Негреев.

 

- Я не так погружен в проблемы атомной энергетики и не обладаю такой смелостью, чтобы заявлять проекты строительства АЭС в Алтайском крае. Тем не менее, очевидно, что касается АЭС, то ее строительство обойдется раз в десятки раз дороже, нежели создание Мунайской КЭС. К тому же строительство АЭС – вопрос чрезвычайно деликатный, непростой и ответственный. Решаются эти вопросы на правительственном уровне, ресурсы привлекаются не региональные. Честно и откровенно вам признаюсь: строительство космодромов, атомных электростанций в наши планы пока не входит!..

 

Что же касается строительства Мунайской КЭС, то такие вопросы относятся к компетенции специалистов целого ряда министерств и ведомств. Все эти согласования, расчеты и процедуры по Мунайской КЭС пройдены. Поэтому это не просто какие-то непрофессиональные и досужие прожекты и фантазии, это проект, по которому мы более чем два года плотно работали с целым рядом федеральных министерств и ведомств. Завершение этой предварительной работы – решение Президиума Правительства РФ о включении этого объекта в Генеральную схему строительства объектов электрогенерации в стране. Для того, чтобы получить такое решение, нужно было пройти очень большой и тернистый путь, завизировать и согласовать на очень высоком уровне  многие килограммы документации самого серьезного содержания!..

 

О МИФАХ И ДОМЫСЛАХ

 

Задали губернатору Карлина вопрос и о перспективах игорной зоны «Сибирская монета», создаваемой на территории края

 

- Еще раз повторю: мы не принимали закон об игорной зоне, не выступали инициаторами ее создания. Мы никогда, подчеркну, ни-ко-гда! -  не говорили, что игорная зона выведет нас на дорогу прогресса. Прошу вообще относиться к этой теме спокойно. Я никогда не говорил также, что мы будем развивать виноградарство в Алтайском крае для целей виноделия. Не надо мне этого приписывать. На поддержку эксперимента по созданию опытных плантаций винограда средства бюджетов не использовались ни на копейку. Просил бы это иметь в виду.

 

О РАЗВИТИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Существенное сокращение и а в перспективе и полная ликвидация очередности при предоставлении мест в детских дошкольных учреждениях края может быть названа одной из наиболее социально значимых задач, которые предстоит реализовать краевой власти в ближайшие годы. Краевые власти завершают разработку специальной программы развития детских дошкольных учреждений, заявил губернатор края Александр Карлин:

 

-Эта программа, разработку которой мы завершаем, может быть включена в программу «Демографическое развитие Алтайского края» в качестве одного из разделов, либо станет отдельной программой развития системы детского дошкольного образования. В нее будет включены те объекты, строительство или реконструкция которых в ряде муниципальных образований идет по программе «75х75». Работа будет идти по нескольким направлениям. Мы будем строить новые современные детские дошкольные учреждения. Будем вести реконструкцию имеющихся, при этом достигая двух целей: во-первых, увеличения вместимости этого учреждения, во-вторых, создания детям и персоналу условий, которых требуют современные нормативные документы. Еще одно направление – это возвращение тех дошкольных детских учреждений, которые сегодня используются по другому назначению. К решению этой задачи мы будем подходить взвешенно. Нет смысла тратить деньги на построенные много десятилетий назад здания детских садов, затраты на переоборудование которых в современные дошкольные учреждения будут выше, чем на строительство новых детсадов, - подчеркнул Александр Карлин.

 

В качестве примера он напомнил участникам пресс-конференции о том, что в столице Алтайского края рядом со зданием ДК меланжевого комбината, реконструируемого для Молодежного театра Алтая, стоит здание, в котором когда-то размещался детский сад. «Но сегодня в этом здании нельзя сформировать даже игровые комнаты, соответствующие современным стандартам. Мы решили, что в этом здании будет общежитие с небольшими квартирами-студиями для актеров и сотрудников Молодежного театра Алтая. А мы продолжим работу с городом по этой теме. В частности, в прошлом году из краевого бюджета были выделены средства на строительство детского сада на 330 мест, - рассказал Александр Карлин.

 

Кроме того, в крае будет продолжена практика устройства дошкольных групп при общеобразовательных школах. В первую очередь, для детей в так называемом предшкольном возрасте – от 5 лет и старше. Это поможет детям, не ходившим в детский сад, подготовиться к учебе в школе.

 

- Федеральное законодательство сейчас изменяется, сегодня можно создавать дошкольные детские учреждения на основе ресурсов частного бизнеса при государственной или муниципальной поддержке. Работа по этим основным направлениям позволит в течение ближайших трех лет снять проблему очередности в детские сады: родители смогут в разумные сроки заявлять о своем желании привести ребенка по достижении им определенного возраста в детский сад, и это их желание будет удовлетворено. Это реальная задача. В крае уже есть муниципалитеты, в которых эта проблема решена, причем муниципалитеты не поселенческого уровня. Это Заринск, в котором использованы все способы решения проблемы. Мы в этой работе участвовали, но основную роль сыграл муниципалитет, что совершенно правильно, - подчеркнул Александр Карлин.