18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Реализация всех мероприятий новой краевой целевой программы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса позволит привлечь в эту сферу дополнительно свыше 5 млрд. рублей инвестиций в течение 2011-2013 годов. О цели и задачах программы подробно рассказал на недавно состоявшемся Общественном совете по развитию предпринимательства начальник профильного управления Евгений Дешевых.

 

В этом году на территории края завершается реализация программы государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением края на 2008-2010  годы.  


В новый 2011 год предпринимательство края, организации инфраструктуры  поддержки малого бизнеса входят с новым программным документом. Период его реализации рассчитан на 2011-2013 годы. Основные цели, задачи, мероприятия, которые определены новой программой, формировались с участием представителей ведущих объединений предпринимателей и в соответствии с государственной политикой поддержки и развития предпринимательства.  О них чуть позже, а в начале о некоторых итогах и состоянии дел в сфере предпринимательства края.

 

На начало текущего года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в крае составляло 101796 единиц, в том числе, 368 – средние предприятия, 27628 – малые и микропредприятия, 73800 – индивидуальные предприниматели.

 

Инвестиции в основной капитал малых предприятий края за январь-сентябрь т.г. составили 2 млрд. 264 млн. рублей или 155 % к аналогичному периоду прошлого года. По Сибирскому федеральному округу темпы роста инвестиций не превысили 99,6 %, по России в  целом – 97,2 %. По данному показателю мы занимаем 18 место среди субъектов Российской Федерации и  4 место – по Сибири.

 

Также в этом году на малых предприятиях произошло увеличение среднесписочной численности занятых. Без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера рост числа занятых на данных предприятиях к периоду прошлого года составил 101,2%. По России в целом - 97 %, по СФО - 98,8 %.

 

Тенденции распределения субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности за последние годы демонстрируют рост количества хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве (почти в 3 раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, воды и газа на 21 %, в строительстве на 21 %.

 

Сегодня в отраслевой структуре малых предприятий доля компаний, занятых в оптовой и розничной торговле, составляет 32,4 %. На начало текущего года данный показатель превышал 44 %.  За девять месяцев этого года в структуре малых предприятий почти вдвое увеличили свое процентное соотношение  компании, занятые   в  обрабатывающем производстве –  с    11,5 % до 21,4 %, почти в 2 раза – с 6,5 % до 15 % возросло число сельхозпредприятий.

 

Это важные изменения в малом бизнесе, которые демонстрируют эффективность проводимой политики, направленной на оказание адресной поддержки предприятиям реального сектора экономики.

 

За последние три года через реализацию различных механизмов поддержки предпринимательства, включая поддержку стартапов в рамках программы снижения напряженности на рынке труда, на развитие малого и среднего бизнеса нашего региона было направлено 2,6 млрд. рублей из краевого и федерального бюджетов.

 

Общий объем финансирования краевой программы поддержки предпринимательства составил 215 млн. рублей из средств краевого бюджета. Из федерального бюджета на эти цели было привлечено 609 млн. рублей.

 

Что сделано? Вот некоторые значимые мероприятия программы, которые стали базисными и в новой программе.

 

1. В крае создана и функционирует многоуровневая инфраструктура поддержки предпринимательства. Она состоит из сети муниципальных информационно-консультационных центров, вертикально интегрированных с краевым Центром поддержки предпринимательства.

 

Значимыми звеньями инфраструктуры также являются общественные советы предпринимателей при администрациях муниципальных образований.

 

В крае создан и действует Алтайский бизнес-инкубатор. С участием данной структуры на рынок края за прошедшие три года вышли 20 компаний. Сейчас на площадях бизнес-инкубатора размещено 16 начинающих компаний. Преимущественно они заняты в приоритетных для экономики региона видах экономической деятельности.

 

В начале следующего года в городе Бийске будет открыт бизнес-инкубатор инновационного типа. Он будет действовать как филиал Алтайского бизнес-инкубатора. В нем предусмотрено создание 16 офисных помещений и 4 научно-исследовательских лабораторий для проведения наукоемких исследований. 

 

Деятельность бизнес-инкубатора должна гармонично вписаться в базовые перспективные составляющие экономики города и края, а у наукоемких начинающих компаний появится хорошо оснащенная площадка для проведения научных разработок и их внедрения в производство.

 

Успешными инфраструктурными объектами, реализованными за время программы, стали Алтайский гарантийный фонд и Алтайский фонд микрозаймов. Сейчас капитализация гарантийного фонда составляет 480 млн. рублей, он входит в десятку крупнейших подобных фондов, действующих в стране. Только через использование поручительств фонда предприниматели края смогли привлечь кредиты банков на сумму свыше одного миллиарда рублей.

 

С начала деятельности фонда микрозаймов принято решение о предоставлении микрозаймов более 200 субъектам предпринимательства на сумму свыше 70 миллионов рублей. Это востребованный инструмент поддержки малого предпринимательства. В следующем году мы рассматриваем возможности  для дополнительной капитализации фонда и создания его первичных структур в муниципалитетах.

 

2. В крае заработал механизм софинансирования муниципальных программ развития и поддержки предпринимательства. В этом году на софинансирование программ территорий из краевого бюджета направлено 6 млн. рублей и привлечено 24 млн. рублей из федерального бюджета.

 

Данный механизм позволяет финансово наполнить мероприятия муниципальных программ, а главное, обеспечивает возможность получения предпринимателями адресной поддержки непосредственно на месте осуществления бизнеса. В частности, в этом году администрации 36 муниципальных образований, участвуя в софинансировании, возместили затраты субъектов предпринимательства, связанные с присоединением к коммунальным сетям, арендой помещений, обучением, оплатой банковских процентов по привлекаемым кредитам, а также затраты компаний, осуществляющих инновационную деятельность.

 

3. В 2009-2010 годах в крае впервые осуществлялось мероприятие по поддержке стартапов на условиях предоставления безвозмездных и безвозвратных грантовых средств в размере до 300 тысяч рублей на один бизнес-проект. С участием государственных средств в объеме 35 млн. рублей в регионе реализуется 117 таких бизнес-проектов.

 

4. Наш край стал единственным в Сибирском федеральном округе по реализации важного образовательного проекта в сфере предпринимательства. В 2009 году по инициативе и под патронатом Губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина стартовала программа подготовки профессиональных кадров для малого и среднего бизнеса. Она рассчитана на три года и полностью финансируется из средств краевого бюджета в объеме 28 млн. рублей.

 

В настоящее время обучение проходит второй набор слушателей в составе 150 руководителей и специалистов предприятий малого бизнеса. Параллельно организована стажировка лучших выпускников программы первого года выпуска на экономически успешных предприятиях страны и Сибирского региона.

 

В целом, оценка эффективности реализации программных мероприятий за 2008-2010 годы показала улучшение социально-экономической составляющей в сфере малого и среднего предпринимательства по ряду показателей:

1.увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. На момент принятия программы на территории края действовало 85 тыс. субъектов. По предварительной оценке в 2010 году количество субъектов возросло на 17 тыс. единиц и составило 102 тыс. субъектов;

 

2.увеличение доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности экономически активного населения края на 3 процентных пункта (в 2007 г. - 32,8%, в 2010 г. - 35%);

 

3.увеличение объема налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства. Только в консолидированный бюджет края за 3 года реализации программы поступило порядка 24 млрд. рублей;

 

4.суммарный объем привлекаемых субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов составил 76 млрд. рублей;

 

5.инвестиции в основной капитал малых предприятий составили за период реализации программы порядка 20 млрд. рублей. Темп роста инвестиций составляет 130 %.

 

При этом, нужно признать,  не произошло существенного роста в выполнении социальных обязательств малого бизнеса. В частности, средняя заработная плата на малых предприятиях края пока уступает среднекраевым показателям. Менее 9 тыс. рублей имеют работники малых предприятий в сельском хозяйстве, образовании, оптовой и розничной торговле, некоторых обрабатывающих производствах. В одном из стабильно рентабельных видов экономической деятельности - производстве и распределении электроэнергии, газа и воды заработная плата в среднем по краю складывается на уровне 14,1 тыс. рублей, на малых предприятиях только 8,7 тыс. рублей. В Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры считают, что резервы у предпринимателей для повышения заработной платы своих работников есть. И они должны быть использованы в целях повышения доходов населения и обеспечения достойного уровня жизни населения, занятого в предпринимательской сфере. 

 

Разрабатывая новую программу, край опирался на достигнутые количественные и качественные показатели в сфере предпринимательства, задачи, обозначенные в стратегии социально-экономического развития края и государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, определяющим принципом всех мероприятий программы является расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к ресурсам государственной поддержки при максимальном упрощении процедур их получения.

 

В отличие от предыдущих программ, новый документ учитывает межотраслевой характер деятельности предпринимательства. С учетом этого заказчиками и исполнителями программы на 2011-2013 годы являются три органа исполнительной власти края: Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, Управление по образованию и делам молодежи.

 

Изменены подходы к соблюдению условий и требований при оказании государственной поддержки. Они выстроены в соответствии с задачами, обозначенными Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Послании Федеральному Собранию. В частности, Президент подчеркнул, что «ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей».

 

Общий объем финансирования программы в течение следующих 3-х лет составит 551 млн. рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета – в размере 167,8 млн. рублей. Из федерального бюджета планируется привлечь 383,2 млн. рублей.

 

Программа содержит 28 мероприятий, которые будут способствовать решению задач по 4 основным направлениям:

1. развитие инфраструктуры государственной поддержки;

2. содействие модернизации, повышению энергоэффективности производства и инновационности малых компаний;

3. повышениеконкурентоспособностиалтайскихтоваропроизводителей;

4. содействие развитию молодежного предпринимательства.

 

Теперь более подробно остановлюсь на каждом.

 

1.Для дальнейшего развития инфраструктуры и механизмов распространения передовых технологий в 2011 году начнет деятельность инновационный бизнес-инкубатор в г. Бийске. В первом квартале следующего будут укомплектованы оборудованием 16 офисных помещений и 4 научно-исследовательских лабораторий для проведения инновационных исследований по направлениям: биотехнология, новые и перспективные материалы, нанотехнологии, полимерные материалы. Хочу подчеркнуть, что для оснащения бизнес-инкубатора предусмотрены средства краевого бюджета в размере 4 млн. рублей. Софинансирование из федерального бюджета на эти цели планируется в объеме 16 млн. рублей.

 

Проект создания инновационного бизнес-инкубатора получил одобрение и поддержку на уровне Федерации. Сейчас между Администрацией Алтайского края и Министерством экономического развития Российской Федерации заключено и действует соглашение о предоставлении краю федеральной субсидии в размере 10 млн. рублей для реализации проекта. Эти средства будут направлены на оснащение рабочих мест в бизнес-инкубаторе. Из краевого бюджета на эти цели предполагается использовать 4 млн. рублей.

 

В рамках программы будут поддержаны кластерные инициативы малых компаний. Увеличить долю малого бизнеса в промышленности, обрабатывающих производствах, фармацевтике без центров кластерного развития крайне сложно. Сейчас такой центр в крае создан. На него возложены задачи по продвижению продукции кластера, разработке совместных кластерных проектов, развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, мониторингу состояния инновационного, научного и производственного потенциала инновационных кластеров и ряд других. Центр создан по принципу «одного окна», что позволит повысить качество обслуживания участников кластера и снизить управленческие издержки в инновационной сфере.

 

Для обеспечения деятельности центра кластерного развития предусмотрены средства краевого бюджета в размере 5 млн. рублей, из федерального бюджета планируется привлечь 20 млн. рублей.

 

Значимым проектом программы станет строительство второй очереди Алтайского бизнес-инкубатора. Под его создание определена территория по ул. Гоголя, 65, расположенная в центральной исторической части г. Барнаула с хорошо развитой транспортной и коммунальной инфраструктурой.

 

На площадях нового объекта планируется разместить инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, выставочный и презентационный залы, конгресс-центр, офисы организаций, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

Второе. Содействие процессам модернизации, повышению энергоэффективности и инновационности малых компаний будет главным образом осуществляться через механизмы адресной финансово-кредитной и имущественной поддержки.

 

Программой на следующий среднесрочный период предусмотрено 184 млн. рублей, в том числе 46 млн. рублей из краевого бюджета. Наряду с уже действующими в крае мероприятиями, такими как: субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, предоставление грантовой поддержки, микрозаймов и поручительств Алтайского гарантийного фонда - будут осуществляться и новые формы поддержки. В частности, компенсация части затрат субъектов, приобретающих технику и оборудование по лизинговым договорам. Повышению энергоэффективности производства будет способствовать субсидирование затрат, связанных с проведением на этих предприятиях энергетических обследований, реализацией работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также программ по энергосбережению, финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией специальных программ энергосбережения для субъектов предпринимательства.

 

Для оказания поддержки инновационным компаниям предусмотрены средства на возмещение затрат по проведению исследований и разработок новых продуктов, услуг и методов их производства; приобретению машин, оборудования, связанного с технологическими инновациями (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений), предоставление грантов начинающим малым компаниям, в том числе создаваемым бюджетными научными и образовательными учреждениями.

 

Условия предоставления государственной поддержки инновационной деятельности определены постановлением Администрации Алтайского края от 20.09.2010 № 417.

 

Так, на государственную поддержку могут претендовать организации, предоставляющие данные в Алтайкрайстат по соответствующим формам федерального статистического наблюдения в сфере науки и инноваций, участники конкурсов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ежегодного краевого конкурса инновационных проектов «Новый Алтай», резиденты кластеров, полюсов инновационного развития и бизнес-инкубаторов инновационного типа, предприятия, реализующие проекты, зарегистрированные в краевом инновационном банке данных или реестре приоритетных инновационных проектов.

 

Уже в этом году данные условия отрабатываются на площадке наукограда Бийска. В общей сложности, на компенсацию затрат, связанных с организацией инновационного процесса, компании города получат порядка 20 млн. рублей.

 

Третье. Одним из основных направлений реализации программных мероприятий является повышение конкурентоспособности алтайских товаропроизводителей. Для улучшения конкурентной среды, создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения в крае в текущем году принята и действует краевая программа «Развитие конкуренции в Алтайском крае на 2010-2012 годы». Достижению поставленной цели также будут способствовать мероприятия, предусмотренные программой по поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

По экспертным оценкам в крае российские и международные сертификаты качества и безопасности имеют только 80 предприятий, из них 20 - субъекты малого и среднего бизнеса. Внедрение системы менеджмента качества и безопасности позволит повысить конкурентные преимущества как субъектов малого предпринимательства, так и конкурентоспособность экономики региона.

 

Внедрение международных систем качества на предприятиях края создаст возможности для расширения рынков сбыта, сотрудничества с крупными производителями и розничными сетями.

 

Иностранные инвесторы, как правило, предоставляют более льготные условия для сертифицированных компаний. Система менеджмента качества позволит использовать научно-технический потенциал региона во взаимодействии с производством. Предусмотренная программой поддержки компенсация части затрат, связанных с получением российских и международных сертификатов, является стимулом для малых и средних предприятий для организации производств по выпуску качественной и безопасной продукции.

 

Задачи по повышению конкурентоспособности алтайских производителей будут решаться также через проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, организацию «Деловых миссий». Участие в них предприятий края будет способствовать продвижению товаров и услуг алтайских предприятий и положительному позиционированию в целом алтайского бизнеса.

 

Для продвижения алтайской сувенирной продукции и стимулирования  ремесленничества планируется предоставление субсидий предпринимателям, изготавливающим соответствующую продукцию, а также развивающим товаропроводящую сеть по реализации ремесленных изделий.

 

Информационная составляющая программы выделена в отдельный раздел. Часть мероприятий мы начали осуществлять в этом году. В частности, запущены сайты управления, фондов поддержки предпринимательства. Управлением выстраивается системная работа со средствами массовой информации по освещению предпринимательской деятельности и реализации значимых для территорий и экономики края бизнес-проектов.

 

В следующем году в крае начнет функционировать региональный информационный портал поддержки малого и среднего бизнеса. Данный информационный портал будет представлен в виде web-сайта, через который также будет обеспечен  выход на российскую Интернет-площадку поддержки предпринимательства. Данный ресурс позволит потенциальным и действующим предпринимателям получать оперативную информацию по вопросам организации и ведения собственного дела, возможностях получения разных форм государственной поддержки.

 

Управление в целях информационного сопровождения мероприятий поддержки продолжит издание информационно-аналитического журнала «Деловой Алтай».

 

Одной из ключевых задач в реализации приоритетных направлений комплексных программ социально-экономического развития Алтайского края является улучшение делового и предпринимательского климата. Ее решение возможно только в условиях взаимодействия с общественными объединениями предпринимателей. С этой целью управлением запланировано проведение краевых съездов предпринимателей Алтайского края, «Дня предпринимателя», конференций, форумов, «круглых столов», презентаций.

 

И четвертое направление программы – поддержка развития молодежного предпринимательства.

 

Поддержка молодежного предпринимательства в настоящее время выступает в числе приоритетов государственной политики для вовлечения в сферу предпринимательства большего числа активных, по-новому мыслящих, самостоятельных молодых людей.

 

Комплекс мероприятий программы по поддержке молодых предпринимателей включает: проведение информационной и рекламной кампании по повышению престижа предпринимательской деятельности, проведение образовательных программ по составлению бизнес-планов, повышению финансовой грамотности и управленческих компетенций, обеспечение участия молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях.

 

Развитие молодежного предпринимательства обозначено приоритетным направлением Минэкономразвития России. В 2011 году им будет проведен конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансирование мероприятий по развитию молодежного предпринимательства. Алтайский край готов принять участие в данном конкурсе, так как им выполнено основное условие предоставления субсидии – разработка подраздела краевой целевой программы, посвященного молодежному предпринимательству. Основным исполнителем программы в этой части является управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.

 

Несмотря на то, что понятие «молодой предприниматель» пока еще не закреплено в законе, в соответствии с рекомендациями Федерального агентства по делам молодежи, молодыми предпринимателями в КЦП считаются физические лица до 30 лет, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%. Ранее молодые предприниматели не выступали в качестве самостоятельной целевой аудитории программ по поддержке малого бизнеса и входили в состав категории «начинающие предприниматели».

 

Принятая программа является механизмом для реализации одного из приоритетных направлений социально-экономического развития края, а именно: формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста.

 

С одной стороны, это будет напрямую выражаться в улучшении статистических показателей в сфере малого и среднего бизнеса: увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, удельного веса занятых в бизнесе, в том числе в сфере инноваций и наукоемкого производства, увеличение инвестиций в основной капитал. В частности, прогнозируется ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 2000 единиц; ежегодное увеличение удельного веса занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, а также прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и наукоемкого производства не менее чем на 15 %  в 2013 году к уровню 2009 года.

 

Как результат развития экономики и потенциала предприятий будут увеличиваться налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса в различные уровни бюджета, в том числе и консолидированный бюджет края. С другой стороны, реализация мероприятий позволит создать условия для повышения конкурентоспособности алтайских товаров и улучшения инвестиционного климата региона.

 

В целом через реализацию программных мероприятий на развитие  сферы малого и среднего бизнеса края будет привлечено  дополнительно свыше 5 млрд. рублей средств банков и микрофинансовых организаций.