18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На днях в Барнауле прошла научно-практическая конференция «Бизнес: социальное измерение (Современные аспекты корпоративной социальной ответственности). Открывая ее, с докладом выступил  начальник управления Алтайского края по труду и занятости населения Игорь Бушмин.  Публикуем текст его выступления.

 


Уважаемые коллеги!

В современном мире формирование и развитие социальной ответственности бизнеса становится все более актуальной и востребованной темой. В условиях нестабильной экономики проблема социальной защиты наемных работников, которые составляют главный ресурсный потенциал общества, обозначилась особенно остро. Очевидно, что ее решение невозможно без социально ответственного поведения работодателей. Следует также отметить, что представление о социальной ответственности работодателей в нашем обществе пока недостаточно сформировано.

Что именно следует понимать под этим?

В данном случае мы исходим из принципов Международного стандарта «Социальная ответственность», который разработан на основе рекомендаций МОТ.

Этот документ определяет, что социальная ответственность работодателей включает в себя производство продукции и оказание услуг надлежащего качества, добросовестное ведение бизнеса, соблюдение прав персонала, выполнение требований к безопасности и гигиене труда, к промышленной безопасности и охране окружающей среды, ресурсосбережению, участие в социальных мероприятиях и поддержка инициатив местного сообщества.

Понятия «корпоративная социальная ответственность», «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность работодателя» мы используем в качестве синонимов и подразумеваем под ними взаимодействие бизнеса, общества и власти.

Эти три субъекта экономически заинтересованы друг в друге, соответственно каждый в определенной мере должен взять на себя груз социальной ответственности. Наемный работник заинтересован в работодателе, создающем рабочие места, гарантирующем стабильную занятость и определенный уровень трудового дохода. Работодатель заинтересован в наемном труде как единственном факторе производства, который обеспечивает создание товаров и услуг и получение прибыли. Власть заинтересована в сохранении социальной стабильности и потому выступает как гарант и координатор обеспечения социальной защиты человека в обществе.

 

Влияние кризиса на становление социальной ответственности в Алтайском крае

Неблагоприятные экономические условия сформировали на рынке труда Алтайского края (как и в целом по стране) ряд рисков, которые требовали минимизации:

- рост уровня регистрируемой и скрытой безработицы;

-снижение доходов граждан;

- невыполнение (или снижение) обязательств работодателей перед работниками, в том числе с нарушением норм трудового законодательства, что чаще всего выражалось в увеличении долгов по заработной плате;

- снижение социальной защищенности работника.

Общая численность безработных в Алтайском крае в среднем за 2009 год возросла более чем в 1,4 раза, достигнув 12,3% от экономически активного населения (в 2008 году – 8,4%).

В условиях кризиса конкуренция работодателей за привлечение высококвалифицированных кадров сменилась конкуренцией работников за право сохранить (занять) рабочее место. Рынок продавца трансформировался в рынок покупателя. Это привело к тому, что в неблагоприятных экономических условиях большинство организаций отказались от обязательств перед работниками и стали сворачивать социальные программы.

Государственная политика на рынке труда (федеральный уровень)

В то же время высшие должностные лица страны иначе обозначили приоритеты в выстраивании отношений между бизнесом и обществом.

Федеральная власть указала ориентир – защита работника как более уязвимого партнера трудовых отношений.

Президент страны Дмитрий Медведев в одном из своих выступлений сказал: «Я хотел бы специально подчеркнуть, что для меня, как Президента, абсолютный приоритет в антикризисных мерах – это, естественно, социальная защита людей. Если человек реально стал настоящим бизнесменом, он умеет ценить своих работников, он будет стараться, может быть, часть своих предложений, часть своих идей или личное потребление отложить на потом. Сохранить трудовой коллектив, платить ему заработную плату, сохранить то, чем он занимался последние годы».

Премьер-министр страны Владимир Путин в интервью информационному агентству Bloomberg 27 января 2009 года заявил: социальная ответственность предпринимателей является "абсолютной обязательной составляющей участия в нормальном производственном процессе. Недопустимо использовать кризисные явления для решения сиюминутных задач".

Губернатор Алтайского края Александр Карлин обозначил свою позицию в этом вопросе в программной речи на торжественной церемонии вступления в должность 25 августа 2009 года. Руководитель региона сказал: «Мы будем вести диалог с бизнесом честно и открыто, настаивая на том, чтобы его ключевыми приоритетами стали человек труда и его права. Это моя принципиальная позиция, которую я буду отстаивать и впредь».

Цели и задачи, определенные региональной властью, в новых экономических условиях

Заявленные стратегические ориентиры федеральных властей на нашем уровне трансформировались в конкретные управленческие задачи.

Минимизация социальных рисков и управление ими – это то, к чему мы стремимся.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- сохранение и развитие кадрового потенциала региона,
- сохранение и создание новых рабочих мест, отвечающих нормативным требованиям охраны труда; развитие самозанятости населения;
- формирование мотивации к повышению социальной ответственности работодателей;

Распределение ответственности между органами власти

Решение задач, обозначенных выше, по нашему мнению, находится на стыке трех политик: экономической политики в интересах занятости, региональной кадровой политики и государственной политики содействия занятости. Проведение экономической политики в интересах занятости, по определению, входит в компетенцию финансово-экономического блока, а также отраслевых органов исполнительной власти. Нам представляется, что весьма значительна в данном вопросе роль администраций муниципальных образований и сельских поселений.

 

Прямая обязанность управления Алтайского края по труду и занятости населения (как межотраслевого органа власти) – осуществление политики содействия занятости населения. Основными действиями в этом направлении являются: организация и координация деятельности по трудоустройству граждан (в том числе по самозанятости), профессиональная подготовка и переподготовка, социальная поддержка безработных граждан и граждан, ищущих работу.

 

Управление Алтайского края по труду и занятости населения играет ключевую роль в формировании социально ответственного поведения работодателей на рынке труда.

 

В наши задачи входит:

- совершенствование правовой базы в целях создания института социально ответственных работодателей;

- координация деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей;
- социальная экспертиза проектов и программ социально-экономического развития края, договоров о социально-экономическом сотрудничестве администрации края с хозяйствующими субъектами на предмет создания и сохранения рабочих мест, соблюдения корпоративной социальной ответственности;

- создание информационной системы регионального рынка труда;

- информирование и продвижение принципов социальной ответственности через СМИ.

 

Таким образом, формирование института социально ответственных работодателей стало инновационным социальным мегапроектом в нашем регионе.

 

Совершенствование правовой базы в целях создания института социально ответственных работодателей

 

Отправной точкой в формировании социально ответственного поведения работодателей на региональном рынке труда стало создание работоспособных в смысле реальной практики документов.

 

На уровне Алтайского края примерами правовых актов в сфере корпоративной социальной ответственности стали: постановления Администрации Алтайского края ”О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края” и ”О проведении ежегодного краевого конкурса ”Лучший социально ответственный работодатель года”, положение о краевом журналистском конкурсе ”Дело чести”.

 

Для того чтобы обеспечить участие в реализации концепции социального партнерства органов местного самоуправления были созданы дополнительные нормативные документы, обеспечивающие полномочия власти на всех уровнях – региона, муниципальных образований, организаций. В частности, соглашение о реализации Постановления Администрации Алтайского края «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» было подписано практически всеми муниципалитетами края.

 

Для понимания вопроса, каких работодателей считать социально ответственными, нами разработаны единые критерии отнесения работодателей к категории социально ответственных. Тринадцать критериев сгруппированы в четыре блока: трудовое законодательство, социальное партнерство, заработная плата, охрана труда. Заметим, своей основой критерии имеют законодательные нормы Российской Федерации. На основании соответствия деятельности работодателей критерям в регионе создан реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей.

 

Нам удалось повысить статус социально ответственного работодателя в обществе. Для этого региональная власть сочла целесообразным учредить почетные звания «Социально ответственный работодатель Алтайского края» и «Социально ориентированный работодатель Алтайского края».

 

Подчеркнем: работодатели на добровольной основе подают декларацию о соответствии своей деятельности установленным критериям социальной ответственности. Срок действия сертификата "Социально ответственный работодатель Алтайского края" - 3 года; "Социально ориентированный работодатель" - 1 год.

 

Мы добились законодательного закрепления механизма государственного протекционизма в отношении социально ответственных и социально ориентированных работодателей. Система протекций на разных уровнях (региона, муниципальных образований) обеспечивает приоритет социально ответственных и социально ориентированных работодателей при получении государственного финансирования и иных форм поддержки. На наш взгляд, работа по формированию социально ответственного поведения работодателей стала бы еще более эффективной, если бы статус социально ответственного работодателя учитывался при проведении конкурсов на государственные закупки товаров, работ, услуг, а также при предоставлении тех или иных государственных услуг и выделении квот, в том числе на привлечение иностранной рабочей силы.

 

В настоящее время в отношении социально ответственных и социально ориентированных работодателей Управлением внесены предложения в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае о непроведении у них ежегодных плановых проверок. И эти предложения поддержаны. Такие действия со стороны органов регионального управления можно расценивать как сертификат доверия.

 

Для того чтобы обеспечить мотивацию социально ответственных работодателей на непрерывное улучшение социально-трудовых отношений и развитие социального партнерства, а также, чтобы поддержать дух состязательности у социально-ответственных работодателей, был учрежден краевой ежегодный конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года». Этот конкурс является региональным этапом всероссийского конкурса ”Российская организация высокой социальной эффективности”. В конкурсную комиссию с апреля 2010 года – момента подписания Губернатором края Постановления о проведении конкурса, поступило более 140 заявок от 70 работодателей из 27 территорий края.

 

По итогам конкурса 2010 года решением краевой трехсторонней комиссии к награждению были представлены 12 социально ответственных и социально ориентированных работодателей по 7 номинациям. Четверо победителей регионального конкурса (занявших 1 места в номинациях) будут представлять край на всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности».

 

Координация деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти, профсоюзов, иных представительных органов работников и работодателей

 

Формирование социально ответственного поведения работодателей в крае осуществляется при тесном взаимодействии органов исполнительной власти и местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов. Обязательства сторон закреплены в Региональном соглашении между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией края, в городских и районных территориальных соглашениях.

 

Управлением выстроена новая система взаимоотношений с муниципальными образованиями. В настоящее время нами ведется рейтинг социальной ответственности муниципальных образований края.

В качестве конкретных примеров взаимодействия участников социального партнерства можно привести следующие факты.

Разработка критериев отнесения работодателей к социально ответственным проходила при участии Алтайского краевого совета профсоюзов. Представители общественных объединений входят в состав комиссии по рассмотрению представлений о награждении руководителей организаций наградой Алтайского края – медалью «За заслуги в труде» (кстати, все претенденты на указанную награду оцениваются с точки зрения соблюдения критериев социальной ответственности).

Проведение первого краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года» осуществлялось при непосредственном участии органов исполнительной власти края и местного самоуправления, краевых объединений работодателей и профсоюзов. Их представители входят в состав экспертной рабочей группы. Подведение итогов конкурса, согласно утвержденному положению, осуществляется краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Уважаемые участники конференции!

 

Для квалификации поведения работодателя на рынке труда нами создан оценочный инструмент – социальная экспертиза. Для непосредственного проведения экспертизы и подготовки заключений по ее результатам в управлении по труду и занятости создан отдел социальной экспертизы и государственной экспертизы условий труда. В задачи специалистов отдела входит проверка краевых программ, инвестиционных проектов и соглашений о социально-экономическом партнерстве между Администрацией края и хозяйствующими субъектами, добровольных деклараций работодателей на предмет их соответствия принципам корпоративной социальной ответственности. Таким образом, присвоение звания «Социально ответственный работодатель» осуществляется на основе заключения социальной экспертизы.

С момента вступления в действие Постановления № 341 проведено более 500 экспертиз деклараций работодателей о соответствии показателей деятельности категориям «Социально ответственный работодатель» и «Социально ориентированный работодатель»; выдано 80 заключений на программы, инвестиционные проекты и соглашения о социально-экономическом партнерстве.


Создание региональной информационной системы рынка труда

 

Эффективное функционирование института корпоративной ответственности невозможно без создания четкой системы сбора, хранения и анализа информации о рынке труда. В настоящее время единое информационное пространство рынка труда Алтайского края составляют три электронных ресурса.

 

Один из них – реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края – находится в открытом доступе на сайте УТЗН.

 

В течение полутора лет в реестр социально ответственных работодателей внесены 254 предприятия и организации, а это значит, что около 40 тысяч человек занимают рабочие места, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда.

 

Также в крае создан и действует государственный кадастр трудовых ресурсов Алтайского края. Это электронный банк, в который занесены данные на высококвалифицированных работников Алтайского края. Внесение в базу данных о работнике осуществляется на добровольной основе. Граждане, сведения о которых внесены в госкадастр (на сегодня это 29500 человек), считаются зачисленными в активный кадровый резерв Алтайского края.

 

В настоящее время управлением Алтайского края по труду и занятости населения создается электронный Государственный кадастр рабочих мест. Содержание этого ресурса представляет собой подробное описание рабочих мест по итогам их аттестации.

 

Внесение рабочих мест в госкадастр является гарантией их соответствия нормативам и своеобразным ориентиром надежности и безопасности для работников при трудоустройстве.

 

Информационная система рынка труда Алтайского края позволяет соискателям работы и работодателям своевременно получать необходимую и достоверную информацию о спросе и предложении на региональном и федеральном рынках труда. Перечисленные электронные ресурсы позволяют сократить затраты времени на трудоустройство, а также сформировать внешний кадровый резерв для социально ответственных работодателей.

Информирование и продвижение принципов социальной ответственности

Мы считаем весьма важным, чтобы политика в сфере корпоративной социальной ответственности, была понятна населению, работодателям, общественности. Поэтому нами была развернута широкая информационная кампания в СМИ. Для того чтобы привлечь внимание населения к заявленной теме мы использовали разные медийные инструменты. Вручение сертификатов социально ответственным работодателям проходит в торжественной обстановке, и эти события получили широкое освещение в СМИ. В тематическом журнале «Рынок труда Алтая» тема социальной ответственности стала главной. В конце 2009 года управление Алтайского края по труду и занятости населения учредило новый краевой конкурс журналистских работ «Дело чести». Цель конкурса – привлечь внимание общественности к работодателям, для которых социальная ответственность перед работниками является делом чести; сделать тему корпоративной социальной ответственности актуальной. В адрес жюри конкурса поступило более 70 работ от журналистов ТВ, радио, электронных и бумажных СМИ. Сегодня будут объявлены итоги этого конкурса и вручены награды самым достойным.

Для того чтобы сделать информацию о концепции социальной ответственности максимально доступной, на сайте УТЗН создан раздел «Бизнес: социальное измерение».

Заметим, управление по труду и занятости населения в краевом рейтинге информационной открытости среди органов исполнительной власти в течение двух последних лет занимает лидирующие позиции.

Корпоративная социальная ответственность: перспективы

 

Возьмем на себя смелость утверждать, что в перспективе государство будет отдавать бизнесу все больше социальных функций. Бизнес, в свою очередь, будет брать на себя все больше социальных обязательств. Главная причина этого – растущая роль крупных корпораций в развитии регионов.

Другим обстоятельством, повышающим социальную ориентированность бизнеса, является то, что экономический рост сегодня во многом определяют нематериальные факторы, а именно - человеческий потенциал. В настоящее время конкурентоспособность фирм определяют новейшие технологические достижения, в основе которых лежит интеллектуальный капитал. В плоскости рынка труда - это качество рабочей силы и мотивация работников. Чтобы быть конкурентоспособным, работодателю выгодно повышать квалификацию своих работников. Чтобы удержать ценных работников на своем производстве, работодатель вынужден будет разрабатывать и применять систему льгот.

 

Уровень социальной ответственности, которому призывает соответствовать власть Алтайского края сегодня, - базовый. Он лишь актуализирует нормы трудового законодательства. Будущее за работодателями, которые выбирают более высокий уровень социальной ответственности. Это подтверждает мировая практика и отечественный опыт.

 

Спасибо за внимание.