18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об участии предпринимательского сообщества в развитии приоритетных отраслей экономики Алтайского края, конкретно - в области энергосбережения и информационных технологий, рассказал на Общественном совете предпринимателей при губернаторе Алтайского края Борис Чесноков, президент Алтайской торгово-промышленной палаты.

 

- В контексте неоднократно озвученных правительственных задач переход к интенсивному развитию экономики на инновационной основе в Алтайском крае определен как важнейший. Об этом свидетельствует постановление «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Администрации края», согласно которому на государственную поддержку могут претендовать организации – производители товаров, работ, услуг, зарегистрированные на территории Алтайского края. Деятельность, которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденным Президентом в 2006 году.

 

Предпосылками для перехода экономики Алтайского края на инновационный тип развития выступают научный потенциал региона, достаточно развитые производственно-технические мощности и образовательная система.

 

По числу научных и исследовательских организаций и количеству исследователей край входит в первую пятерку регионов Сибирского федерального округа. Ежегодно возрастает объем выполненных научно-технических работ и затрат на исследования и разработки. За последние пять лет объем научных исследований и разработок, выполненных предприятиями всех форм собственности, увеличился в Алтайском крае более чем в 2 раза, почти в 2,5 раза возросли размеры затрат на исследования и разработки. Основная часть исследований осуществляется в сфере технических и сельскохозяйственных наук.

 

Алтайский край характеризует высокая степень готовности к инновационным преобразованиям. В отличие от многих регионов Сибири экономика края не имеет жесткой привязки к добыче и переработке полезных ископаемых. Интенсивные иновационные процессы наблюдаются среди предприятий, выпускающих химическую продукцию, машины и оборудование, транспортные средства, пищевые продукты.

 

Правовой базой для формирования региональной инновационной системы является закон Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», который определяет понятийный аппарат, устанавливает основные цели и принципы государственной политики, формы стимулирования и условия предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, разграничивает полномочия органов государственной власти в этой области.

 

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона, формирования новых механизмов привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для разработки и внедрения современных технологий в производство разработан и принят Закон Алтайского края от 7 сентября 2009 года № 62-ЗС «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае». Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы формирования и (или) функционирования полюсов инновационного развития в Алтайском крае.

 

Для обеспечения поддержки малого инновационного бизнеса принят Закон Алтайского края от 06 ноября 2009 года № 83-ЗС «О налоговой ставке при применении упрощенной системы налогообложения на территории Алтайского края для отдельных категорий налогоплательщиков», в соответствии с которым налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, понижается с 15 до 5 процентов.

 

Поддержка и продвижение инновационных и научно-исследовательских проектов – направление реализации инновационной политики Алтайского края, которое помимо организационных мероприятий сопровождается мерами реальой финансовой поддержки в форме государственного заказа науке на прикладные для региона исследования, краевых грантов, премий, субвенций на развитие наукограда и другие.

 

В комплексе, реализация обозначенных направлений нацелена на формирование региональной инновационной системы, объединяющей потенциал науки, производственных структур и инфраструктурных составляющих с акцентом на энергосберегающие технологии и использование нетрадиционных энергоресурсов, а также информационные системы и технологии.

 

На сегодняшний день Алтайский рынок в сфере информационных технологий находится в стадии формирования. Многие сегменты пока не развиты до уровня соответствия «зрелому» рынку западных стран. Однако, несмотря на это, ИТ-рынок края характеризуется динамичностью происходящих в нем процессов.

 

По мере развития Алтайского рынка информационных технологий все более очевидной становится системообразующая роль сегмента ИТ-услуг. И его проблемы – это непрозрачность, отсутствие значимых публичных проектов, которые не позволяют развиваться быстрыми темпами.  

 

Наиболее популярными видами ИТ-услуг в крае являются управление корпоративными и офисными приложениями на настольных ПК. В портфеле предложений Алтайских ИТ-компаний, ориентированных на корпоративный сектор, представлены производители: Microsoft, HP, Acer, Intel, APC.   

 

В Алтайском крае фиксируется общероссийская тенденция – основными заказчиками ИТ-сферы являются представители производственного сектора, госсектора, сектора телекоммуникаций. В ближайшее время ожидается продолжение интеграции госсектора в сферу информационных технологий, чему будут способствовать принятые госпрограммы по созданию электронного правительства, усиление роли информационных технологий в образовании, медицине и других сферах. Кроме того, развитие в Алтайском регионе единой системы размещения заказов позволит создать условия для эффективного участия коммерческих компаний в обеспечении региональных заказов. Возрастающая потребность отдельных секторов экономики в отраслевых ИТ-решениях, с одной стороны, будет способствовать возникновению на рынке узкоспециализированных ИТ-компаний, предлагающих услуги, адаптированные под ключевые нужды определенной отрасли, с другой стороны, стимулировать переориентацию участников рынка на создание максимально ценных решений для своих клиентов.

 

Комитет по информационным технологиям Алтайской ТПП создан с целью содействия процессам развития рынка информационных технологий, формирования цивилизованных партнерских отношений между участниками рынка, поддержки и продвижения корпоративных интересов, содействия развитию инфраструктуры.

 

Ежегодно комитетом проводятся мероприятия, направленные на привлечение массового внимания к новым информационным технологиям, возможностям их применения и создания новых разработок.

 

Начиная с 2004 года, проводится «Конкурс ИТ-проектов»,  с целью выявления лучших из различных отраслей деятельности,. К участию в конкурсе допускаются реализованные и находящиеся в стадии реализации проекты, направленные на решение конкретных производственных задач.  

 

Ежегодно в Конкурсе участвуют от 15-25 проектов различного уровня и направленности. В 2009 году победителями стали такие проекты, как «Сервис просмотра результатов ЕГЭ с использованием WEB технологий» (ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», «iBear Money - программа личного финансового учета, разработанная  для iPhone» (ООО «АйБэа»), «Программный комплекс анализа физико-химических свойств зерна и продуктов его переработки с помощью цифрового анализа изображений» (АлтГТУ).

 

Информация о победителях размещается в СМИ. Выпускается информационный сборник для  предприятий Алтайского края.

 

Начиная с 2008 года Комитетом совместно с «Клубом ИТ-директоров» проводится «Алтайский региональный ИТ-Форум» с целью – организации площадки для обмена профессиональными мнениями и опытом в области организации и управления ИТ-подразделением на предприятии.

 

Основными результатами работы Форума для участников стали ответы на актуальные вопросы, получение информации о современных инфокоммуникационных продуктах и технологиях, новые знакомства и обмен опытом. В ходе проведенных Форумов участники получили экспертную оценку и обсудили современные подходы к актуальным вопросам эффективности работы ИТ-подразделений на предприятии, управлению персоналом, мотивации сотрудников ИТ-отделов, способам повышения эффективности корпоративных информационных систем, обеспечению защиты корпоративных сетей от вирусной угрозы и аутсорсингу ИТ-услуг.

 

Одним из наиболее активных участников Комитета является ООО «НТЦ Галэкс» -  компания - системный интегратор на рынке Алтайского края и Республики Алтай. Ее  работа направлена на развитие информационных технологий и внедрение инновационных решений во всех сферах жизнедеятельности. Деятельность компании уже затронула такие важные отрасли в социальной сфере, как здравоохранение, образование, социальные услуги и безопасность жизнедеятельности.
 

Примером внедрения новых информационных технологий является построение информационной системы для  Краевой поликлиники, входящей в комплекс Краевой клинической больницы. Построение данной системы позволило:

  • обеспечить пациентам упорядоченный доступ к записи на прием;
  • осуществлять запись в электронную регистратуру поликлиники из 60-ти центральных районных больниц;
  • включить объекты системы в единый комплекс информатизации здравоохранения.
 

На сегодняшний день аналогичная система спроектирована для Поликлиники Алтайского краевого онкологического диспансера. После решения вопроса с финансированием, система будет построена и введена в эксплуатацию.

 

Инновационный проект в области энергосбережения ООО «НТЦ Галэкс» реализовало в 2009 году для нужд ОАО «Кузбассэнерго». Первый пусковой комплекс строительства тепломагистрали от Кемеровской ТЭЦ в Рудничный район, включал в себя самую крупную в г. Кемерово подкачивающую насосную станцию (ПНС-11). Задача специалистов ООО «НТЦ Галэкс» заключалась в выполнении работ по оснащению ПНС-11 системой телеметрии с включением в существующую автоматизированную систему диспетчерского контроля и управления тепловыми сетями г. Кемерово. Внедренная система позволила:

  • получать информацию с объекта в режиме On-line;
  • осуществлять дистанционное управление исполнительными механизмами;
  • повысить оперативность управления режимами;
  • фиксировать измерения текущих значений технологических параметров;
  • вести протокол текущих и аварийных событий;
  • контролировать работоспособность каналов связи;
  • оптимизировать режимы работы технологических объектов.
 

В области безопасности жизнедеятельности компанией ООО «НТЦ Галэкс» было подготовлено и направлено в ГУВД по Алтайскому краю технико-коммерческое предложение на оснащение федеральной трассы M-52 в пределах Алтайского  края Автоматизированной системой видемониторинга и фиксации нарушения правил дорожного движения. Данная система позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, оперативность и эффективность реагирования на чрезвычайные события и происшествия дежурных частей.

 

Вместе с тем, вопросы финансирования данной разработки не позволяют приступить даже к начальному этапу – разработке проектно-сметной документации.

 

Еще одним не менее важным направлением инновационной политики края  является энергосбережение, поскольку край является энергодефицитным регионом. Одной из основных проблем развития является не столько нехватка энергетических мощностей, сколько неравномерное распределение свободных мощностей по территории. Кроме того, для энергетики края характерна высокая степень износа оборудования более 60% при приемлемом пороговом значении 30% и недостаточно эффективное использование электроэнергии, потери в сетях достигают 14,7%, а теплоэнергии – 16,3%.

 

На краевом уровне утверждена программа «Развитие электроэнергетики Алтайского края» на 2010 – 2014 годы, которая включает в себя мероприятия по совершенствованию данной отрасли, прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, а также перспективные балансы их производства и потребления.        

 

Неотъемлемой и значимой частью в развитии приоритетных отраслей экономики края является предпринимательское сообщество.

 

В рамках деятельности Алтайской ТПП организована и ведется работа Комитета по энергетике. В состав Комитета входит 23 организации, среди которых производители энергетического, электрощитового оборудования, дизель-электрических установок, предприятия, занимающиеся установкой приборов учета воды и тепла, проектные институты, разработчики и производители котельного оборудования, предприятия занимающиеся изготовлением и монтажом электрооборудования, а также независимая энергоснабжающая организация. В приоритетные задачи комитета входит внедрение энергосберегающих технологий, пропаганда мировых новинок в области энергосбережения на территории Алтайского края и Барнаула, снижении энергопотребления организациями и гражданами через распространение передового опыта и обучение специалистов в области энергетики.

 

В результате работы комитета на протяжении двух лет (2009-2010 гг.):

  • подготовлены предложения по повышению энергоэффективности предприятий Алтайского края;
  • разработана, опубликована и доведена до сведения предпринимательского сообщества методика по подписанию договоров электроснабжения, правильного применения число часов используемой мощности (ЧЧИМ);
  • оказана адресная помощь десяткам предприятий в перезаключении договоров электроснабжения;
  • даны аналитические оценки и предложения по введению тарифов на 2010 год, направленные общественным организациям края;
  • вопросы практического применения энергосберегающих технологий ежегодно рассматриваются на конференции, проводимой Комитетом.
 

Предприятиями действительными членами Алтайской ТПП, входящими в состав Комитета по энергетике проводятся плановые работы, направленные на повышение энергоэффективности и разработки программы «Энергоэффективный Город».

 

Так группой компаний- членов Комитета по энергетике Алтайской Торгово-промышленной Палаты под общим руководством компании «ВИТОТЕХ» с 01.02.2010 по 31.05.2010 г. было проведено комплексное технологическое и ресурсное обследование всего парка оборудования МУП «Новоалтайские Тепловые Сети».  В частности, обследовано 3 газовых котельных (11 котлов), 14 угольных котельных ( 41 котёл), 8 Центральных Тепловых Пунктов (ЦТП) и более 400 абонентских вводов у потребителей тепловой энергии.

 

По котельным выполнены измерения параметров и расхода теплоносителя, проведены балансовые испытания котлов с определением потерь по составляющим и с оценкой остаточного ресурса. Результаты обследования обработаны, обобщены и представлены в отчёте. Проанализированы технологические схемы теплоснабжения города и выявлены причины тепловых потерь и неудовлетворительных режимов  отопления в некоторых частях города.
 

По результатам выполненного обследования разработана программа технических мероприятий по каждому объекту МУП НТС, а также по оборудованию абонентских вводов, рассчитанная на 2-3 года и получившая название «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ГОРОД».

 

Мероприятия, намечаемые на первый год модернизации, проработаны на уровне проектных решений с выполнением необходимых тепловых и гидравлических расчётов и спецификаций для приобретения оборудования, необходимого для модернизации. Состав этих мероприятий ограничен лишь теми, которые обеспечивают срок окупаемости не более одного года за счёт экономии топливных ресурсов, электроэнергии и фонда оплаты труда. Причём, нами не брались в расчёт «отсроченные и условные» статьи экономии, такие, как уменьшение вредных выбросов в атмосферу, снижение будущих затрат на ремонт тепловых сетей и т.п.
 

Для выполнения этапа программы первого года, покупки  и инсталяции дополнительного оборудования для объектов МУП НТС требуется 14 млн. руб., а для оборудования ИТП абонентских вводов 17 млн. руб. Годовая экономия при этом составит не менее 50 млн. руб.

 

В данной работе впервые, как на уровне обследования, так и при разработке программы удалось учесть и сбалансировать в едином комплексе мероприятий, интересы, как производителя, так и потребителей тепловой энергии.

Ввиду проблем с финансированием, заказ теплообменников и оборудования ИТП, к сожалению, затягивается по времени. Однако, несмотря на трудности, программа выполняется.

 

В настоящее время запущено серийное производство установки компенсации реактивной мощности ООО «Компания «Тривонт». Установлен трансформатор 250 кВт новейшей разработки на ОАО «Алттранс» в г. Барнауле. Разработана методика внедрения энергосберегающих технологий на базе Родильного дома № 2 г. Барнаула. Установлено энергосберегающее оборудование позволяющее снизить теплопотребление здания на 15% и создать более комфортные условия.

 

На сегодняшний день по-прежнему основным фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности в Алтайском крае, является недостаток инвестиций в данную сферу, что напрямую сказывается на недостаточном уровне инновационной активности. В крае недостаточно развиты инновационная инфраструктура и механизмы распространения передовых технологий. В то же время те элементы инновационной инфраструктуры, которые в крае уже созданы, функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом. Развитие инновационной деятельности также сдерживается отсутствием взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными промышленными предприятиями, опыта коммерциализации высоких технологий: большая часть инноваций, реализуемых в крае, носит характер продуктовых, маркетинговых или организационных, производимых своими силами без поддержки научных и конструкторских организаций.

 

Так, например, при разработке и внедрении инновационных решений заказчик, как правило, ограничен бюджетом, выделенным на решение краткосрочных, текущих проблем. В свою очередь со стороны заказчика и заказчика-застройщика не уделяется внимание вопросам энергосбережения и информационных технологий. К тому же у заказчика, как правило,  отсутствует квалифицированный персонал, обладающий достаточной подготовкой.

 

Проектные организации зачастую работают по старым шаблонам и не имеют опыта в построении и эксплуатации запроектированных решений. Тем временем как государственная экспертиза не дает оценки технических решений и сводится к изучению сметной составляющей, а именно, к уменьшению общей стоимости строительства. При этом неоднократно доказано, что дешевле – не значит лучше. Поэтому осуществляется краткосрочная и единовременная экономия, без учета долгосрочных эксплуатационных расходов.

 

В таких условиях задача проектной организации разработать проектно-сметную документацию соответствующую утвержденным техническим нормативам, которые не отвечают современным требованиям.

 

Таким образом, мы убеждаемся в том, что строительные организации закованы в рамки разработанной и прошедшей государственную экспертизу  проектно-сметной документации. Все указанные факты ведут к строительству зданий и сооружений, оснащенных минимальными инженерными системами с использованием устаревших технологий.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Для решения   существующих проблем необходимо:

 
  1. Предложить Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (Дешевых Е.В.) создать рабочую группу из числа представителей профильных органов исполнительной власти Алтайского края, специалистов, экспертов, представителей науки и бизнес сообщества по подготовке предложений о внесении изменений в технические регламенты и нормативы (Строительные нормы и правила (СНиПы), Санитарные нормы и правила (СанПиНы)) с учетом использования современных технологий.
  2. Предложить управлению Алтайского края по строительству и архитектуре (Мишустин А.А.) совместно с СРО НП «Союз архитекторов и проектировщиков Западной Сибири» и СРО «Алтайские строители» подготовить рекомендации КАУ «Государственная экспертиза Алтайского края» при проведении экспертизы технических решений, проектно-сметной документации строительства новых или реконструкции существующих зданий и сооружений обращать внимание на использование энергосберегающих и информациионных технологий, снижающих совокупную стоимость владения.
  3.  Рекомендовать Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края (Щетинин М.П.) при организации проведения конкурсов привлекать представителей профильных органов исполнительной власти Алтайского края, специалистов, экспертов, представителей науки и бизнес сообщества для проведения  экспертизы технического задания по проектированию и составлению технического задания.
  4. Рекомендовать органам исполнительной власти Алтайского края использовать методы стимулирования для проектных и строительных организаций, применяющих и внедряющих инновационные технологии в сфере информационных и энергосберегающих технологий.
  5. Предложить управлению Алтайского края по промышленности и энергетике (Мещеряков В.А.), управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (Целищев Н.И.) создать экспертный совет с участием деловых кругов с целью приведения в соответствие нормам Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» краевой Программы «Повышение энергетической эффективности экономики Алтайского края и сокращение издержек в бюджетном секторе на 2010–2012 годы», утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края № 549 от 28 января 2009 года.
  6. Предложить управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (Дешевых Е.В.) выйти с инициативой об учреждении ежегодного конкурса ИТ-проектов краевого значения, о совместной организации проведения конкурса с Администрацией Алтайского края в целях повышения статуса.