18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

I. Введение

 

Стратегия развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г.

 

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Улучшение социально-экономического положения края положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы. За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Реализуются ведомственные целевые программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2009-2011 годы, «Развитие Алтайского училища олимпийского резерва» на 2008-2010 годы, «Развитие футбола в Алтайском крае» на 2008-2010 годы, «Развитие хоккея в Алтайском крае» на 2009-2011 годы. Осуществляется строительство спортивных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и краевых адресных инвестиционных программ.

 

Однако уровень развития физической культуры и спорта особенно в муниципальных образованиях не соответствует общим положительным преобразованиям в крае.

 

При этом расходы на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан Алтайского края. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.

 

II. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

 

В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.

 

Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В Алтайском крае только 21% обучающихся школьников являются здоровыми, 63,3% - имеют отклонения в состоянии здоровья, 15,7% - имеют хронические заболевания. Свыше 35 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 82 процента граждан, в том числе 72 процента детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

 

Второй проблемой является недостаточно эффективная система детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд края.

 

Нерешенные проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд края.

 

Третьей проблемой является усиление конкуренции в спорте высших достижений.

 

За последние годы значительно возросла конкуренция на всероссийской и международной спортивной арене. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала края, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа края на российской арене.

 

Четвертая проблема - значительное отставание в развитии и внедрении современной спортивной инфраструктуры.

 

В крае остро не хватает современных спортивных сооружений. Это существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса. Необходимо перейти к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, медицины и управления.

 

III. Цель и задачи Стратегии

 

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей края вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре.

 

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

  • создание новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
  • разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  • модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
  • совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
  • развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
  • развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

 

IV. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации

 

 

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития  физической культуры и спорта в Алтайском крае на первом этапе (2010 - 2015 годы) и на втором этапе (2016 - 2020 годы) определены:

  • увеличение доли жителей Алтайского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе - с 18,2 процента в 2010 году до 30 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 40 процентов в 2020 году);
  • увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 30 процентов до 50 процентов и на втором этапе - до 80 процентов);
  • увеличение доли жителей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 22,5 процентов до 30 процентов и на втором этапе - до 40 процентов);
  • увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 2,5 процента до 5 процентов и на втором этапе - до 10 процентов);
  • увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта (на первом этапе - с 5434 человек до 5600 человек и на втором этапе - до 6000 человек);
  • повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 22,7 процента до 30 процентов и на втором этапе - до 48 процентов).

 

 

V. Создание рациональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения

 

 

 

Основными направлениями создания новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:

  • разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;
  • совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
  • совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта;
  • внедрение системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.

 

Для создания рациональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:

  • создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
  • совершенствование ежегодного единого календарного плана спортивно-массовых и физкультурных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать система краевых спартакиад среди различных групп населения как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в крае;
  • обеспечение преемственности программ физического воспитания
    в образовательных учреждениях;
  • повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;
  • совершенствование нормативного правового регулирования физической культуры и спорта;

 

Ожидаемыми результатами реализации системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:

  • на первом этапе:
  • регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения края, в том числе летней и зимней Олимпиады сельских спортсменов Алтая, Спартакиад школьников, студентов, ветеранов, инвалидов;
  • увеличение до 30 процентов общего количества жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • на втором этапе:
  • увеличение до 40 процентов общего количества жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

 

VI. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни

 

Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:

  • определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
  • повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов края;
  • разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения.

 

Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:

  • разработка и реализация в краевых СМИ физкультурно-оздоровительных программ в помощь самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;
  • активное пpивлeчение к пропаганде спорта вeдyщиx cпopтивныx cпeциaлиcтoв, cпopтcмeнoв, пoлитикoв, oбщecтвeнныx дeятeлeй, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;
  • проведение мepoпpиятий по pacпpocтpaнeнию пepeдoвoгo oпытa работы по развитию физичecкoй кyльтypы и cпopта;
  • улучшение просветительно-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;
  • совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и здорового образа жизни;
  • издание мeтoдичecких мaтepиaлов и пocoбий.

 

Ожидаемыми результатами пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:

на первом этапе:

  • расширение на телеканалах вещания спортивной тематики в программах для детей;
  • увеличение числа детей, подростков и молодежи, участвующих в массовых всероссийских и краевых пропагандистских кампаниях;
  • на втором этапе:
  • повышение степени информированности и уровня знаний различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
  • увеличение числа лиц, использующих информационную поддержку средств массовой информации и сети Интернет;
  • формирование общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом (особенно среди молодежи).

 

VII. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях

 

Основными направлениями модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:

  • модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;
  • совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
  • совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом;
  • повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста.

 

Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и
профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер:

 

физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:

 

  •  совершенствование физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;
  • создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, туристических клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
  • обеспечение необходимого недельного двигательного режима дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта, в зависимости от возраста и состояния здоровья детей;
  • увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;
  • оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей спортивными сооружениями, необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
  • сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю (для студентов - не менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов);
  • совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов, организация соревнований по программе «Президентских состязаний» и «Президентских спортивных игр школьников» в общеобразовательных учреждениях;
  • организация краевых смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных учреждениях;
  • создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета "Физическая культура";
  • создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров);
  • разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
  • совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
  • организация и проведение соревнований, турниров, Спартакиад среди учащихся и студентов;
  • установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;

 

физическое воспитание взрослого населения, в том числе:

 

  • включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
  • совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях, в учреждениях, а также по месту жительства и отдыха населения: в санаториях и домах отдыха;
  • создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятия новыми видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта;
  • стимулирование работодателей по созданию условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
  • разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп;
  • организация и проведение соревнований, турниров, Спартакиад среди трудовых коллективов;
  • организация и проведение краевого смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы среди муниципальных образований, по месту жительства;

 

физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:

 

  • разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества; обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
  • создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
  • создание краевого государственного учреждения "Центр подготовки спортивных сборных команд по паралимпийским видам спорта";
  • разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • организация и проведение краевых соревнований, турниров, Спартакиад, фестивалей среди инвалидов;

 

развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, физическая подготовка молодежи допризывного возраста, в том числе:

 
  • модернизация системы спортивной и технической подготовки допризывной молодежи;
  • принятие краевой ведомственной программы развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
  • проведение физкультурных и спортивных мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
  • проведение краевого смотра-конкурса среди военно-патриотических и военно-спортивных клубов;
  • проведение краевой спартакиады молодежи допризывного возраста.

 

Ожидаемыми результатами модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:

  • на первом этапе:
  • обеспечение недельного двигательного режима обучающихся и студентов в объеме не менее 6 - 8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья; привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 50 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения;
  • увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 15 процентов общей численности населения;
  • создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, увеличение числа занимающихся до 5 процентов;
  • на втором этапе:
  • обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой, в том числе лечебной физкультурой;
  • привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 80 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения; обеспечение образовательных учреждений объектами спорта;
  • увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 25 процентов общей численности населения;
  • увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 10 процентов;
  • увеличение до 80 процентов общей численности допризывной молодежи доли лиц, физически подготовленных к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и войсках органов безопасности и правопорядка.

 

VIII. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров

 

Основными направлениями совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров являются:

  • развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;
  • развитие студенческого спорта;
  • совершенствование системы развития спорта высших достижений;
  • усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров.

 

Для совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров необходима реализация комплекса следующих мер:

  • модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
  • организация и проведение краевых смотров-конкурсов среди спортсменов, тренеров, специалистов спорта;
  • реализация Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и перевод учреждений дополнительного образования в бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • развитие краевых учреждений спортивной подготовки;
  • стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;
  • совершенствование системы проведения краевых соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;
  • внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;
  • разработка предложений по созданию и развитию в крае региональных центров спортивной подготовки (спортивного резерва) и базовых видов спорта;
  • реализация мер по развитию в спортивных школах паралимпийских видов спорта.

 

Для повышения конкурентоспособности алтайского спорта на российской и международной арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо:

  • модернизировать систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса;
  • создать региональные центры спортивной подготовки для спортивных сборных команд (в первую очередь по летним и зимним олимпийским видам спорта;
  • развивать общественные организации в сфере физической культуры и спорта;
  • проводить краевые Спартакиады и универсиады по зимним и летним видам спорта;
  • создать экспериментальные спортивные команды по циклическим видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр;
  • создать спортивные сборные команды по олимпийским видам спорта для целенаправленной подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм, провести отбор молодых спортсменов в спортивные команды, разработать для них индивидуальные целевые программы и планы подготовки;
  • обеспечить медицинское сопровождение спортсменов, а также обеспечить их современным спортивным инвентарем и экипировкой;
  • создать систему стажировки ведущих тренеров и специалистов в спортивных сборных командах России по видам спорта;
  • создать систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей, работающих в спортивных сборных командах края;
  • развивать материально-спортивную базу края, строить современные спортивные сооружения;
  • совершенствовать систему мер по усилению ответственности лиц, применяющих запрещенные средства и методы в спорте;
  • разработать систему мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в т.ч. по созданию социально-бытовых условий.

 

Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности алтайского спорта на международной и российской спортивной арене являются:

на первом этапе:

  • увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, до 30 процентов общей численности детей 6 - 15 лет;
  • увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки по видам спорта, до 65 тыс. человек;
  • увеличение количества спортсменов Алтайского края в составах сборных команд Российской Федерации до 85 чел.;
  • на втором этапе:
  • увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, до 40 процентов общей численности детей 6 - 15 лет; увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки по видам спорта, до 80 тыс. человек;
  • обеспечение успешного выступления спортсменов края на летних и зимних Олимпийских и Паралимпийских играх, международных соревнованиях;
  • увеличение количества спортсменов Алтайского края в составах сборных команд Российской Федерации по олимпийским и Паралимпийским видам спорта до 100 чел.

 

IX. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности

 

Основными направлениями развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

  • совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;
  • улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта.

 

Для развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:

  • совершенствование взаимодействия крайспортуправления с другими субъектами физической культуры и спорта;
  • внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;
  • совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях.

 

Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:

  • совершенствовать систему повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов;
  • организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту;
  • разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта;
  • организовать проведение краевого конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена, спортивного врача.

 

Для развития научно-методического, медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта необходимо:

  • внедрить эффективные физкультурно-оздоровительные системы, средства и методы, направленные на укрепление здоровья различных категорий и групп населения, повышение и продление работоспособности и социальной активности трудящихся и пенсионеров, а также социальной и физической адаптации лиц с ограниченным здоровьем
    и инвалидов;
  • обеспечить исполнение в Алтайском крае приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613 н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
  • повысить роль врачебно-физкультурных диспансеров в оценке состояния здоровья спортсменов, а также лиц занимающихся адаптивной физической культурой в составе специальных медицинских групп образовательных учреждений, их способностей и возможностей;
  • оптимизировать систему медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд и спортивного резерва;
  • организовать краевую антидопинговую лабораторию и усилить ответственность спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств;
  • разработать и внедрить нормативный документ по принципам организации медицинского обеспечения занятий физической культурой и спортом, включая адаптивные виды, а также порядок медицинского обеспечения спортивных соревнований.

 

Ожидаемыми результатами развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

  • на первом этапе:
  • создание системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий;
  • доведение количества штатных работников физической культуры и
    спорта до оптимального уровня (5600 чел.)
  • на втором этапе:
  • доведение количества штатных работников физической культуры и спорта до оптимального уровня (6000 чел.);
  • увеличение до 70 процентов доли работников сферы физической культуры и спорта, имеющих высшее профессиональное образование.

 

X. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности

 

Основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

  • разработка мер по созданию и развитию инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
  • определение показателей эффективности использования объектов спорта;
  • улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;
  • развитие баз подготовки спортсменов высокого класса, включая паралимпийцев и сурдлимпийцев;
  • разработка нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • определение подушевого финансирования на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя;
  • совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта.

 

Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-
спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:

  • строительство современных спортивных сооружений в крае;
  • обеспечение, в соответствии с санитарными правилами и нормами, образовательных учреждений спортивными сооружениями, необходимыми для организации и проведения физкультурно-спортивных занятий и спортивных тренировок путем создания многофункциональных спортивных залов на основе трансформирующихся конструкций и оснащения их современным спортивным инвентарем и оборудованием, организации на прилегающих территориях дополнительных спортплощадок для различных
    видов спорта;
  • оказание поддержки модернизации и реконструкции спортивных объектов, эксплуатируемых физкультурно-спортивными объединениями;
  • при строительстве новых образовательных учреждений необходимо включить в их состав комплексы и отдельные физкультурно-спортивные сооружения, отвечающие современным требованиям и нормативам по физкультурно-спортивным сооружениям для образовательных учреждений (МГСН 4.06-03) и «Рекомендациями по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования»;
  • создание материально-технической базы для экстремального спорта путем строительства специализированных спортивных сооружений, оборудования трасс и склонов для сноуборда, скайборда, горных лыж, маунтинбайка, роллерных трасс, роликодромов, скалодромов и стартовой площадки для параплана;
  • разработка и утверждение типовых проектов спортивных сооружений, в т.ч. дворовых и пришкольных спортивных площадок;
  • упрощение системы отвода земель, определив приоритетность под строительство спортивных объектов (в случае принятия решении о строительстве спортивных сооружений вне зависимости от уровня собственности выбранного под строительство земельного участка), введение льгот по земельному налогу для спортивных сооружений;
  • предоставление льготных кредитов и лизинговых программ инвесторам для строительства и модернизации спортивных сооружений;
  • развитие системы оценки эффективности деятельности органов муниципальной власти на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
  • ведение краевого реестра объектов спорта всех видов собственности (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные бассейны).

 

Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

  • на первом этапе:
  • внедрение типовых проектов объектов спорта на пришкольной территории и типовых проектов универсальных спортивных и специализированных плоскостных сооружений в микрорайонах, парках, зонах отдыха;
  • снижение количества арендованных спортивными школами спортивных объектов для проведения учебно-тренировочных занятий обучающихся;
  • внедрение новой системы оплаты труда тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры и медицинских работников, занятых в сфере физической культуры и спорта, с учетом результативности их деятельности;
  • на втором этапе:
  • продление действия ведомственных целевых программ «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2009-2011 годы, «Развитие Алтайского училища олимпийского резерва» на 2008-2010 годы, «Развитие футбола в Алтайском крае» на 2008-2010 годы, «Развитие хоккея в Алтайском крае» на 2009-2011 годы до 2020 года, разработка и принятие новых программ развития спорта в крае;
  • создание краевого реестра объектов спорта всех видов собственности;
  • обеспечение образовательных учреждений объектами спорта, необходимыми для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и учебных занятий.

XI. Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта

 

Для создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта необходима реализация комплекса следующих мер:

  • совершенствование системы государственного контроля обеспечения правопорядка и общественной безопасности массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
  • внедрение системы стандартизации и сертификации безопасности и качества объектов спорта и оказываемых на них физкультурно-спортивных услуг, приведение ее в соответствие с требованиями.

 

Ожидаемыми результатами создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта являются:

  • обеспечение безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;
  • соблюдение требований безопасности и конструктивной надежности физкультурно-спортивных сооружений.

 

XII. Объем и источники финансирования мероприятий Стратегии

 

Финансовое обеспечение реализации Стратегии предусматривается за счет средств краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.

 

Государственная поддержка из федерального бюджета может также осуществляться путем выделения субсидий краевым спортивным федерациям, СДЮШОР на поддержку и развитие видов спорта (прежде всего с низкой самоокупаемостью), предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию региональных и муниципальных спортивных объектов, предоставления субсидий краевым общественным объединениям, осуществляющим содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Из краевого бюджета возможно выделение субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта.

 

Финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта краевым законом о краевом бюджете на соответствующий год.

 

XIII. Контроль реализации Стратегии

 

Контроль реализации Стратегии будет осуществляться крайспортуправлением с участием заинтересованных органов государственной власти, краевых физкультурно-спортивных организаций, в том числе краевых федераций по видам спорта.

 

XIV. Заключение

 

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Алтайского края. Реализация Стратегии позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни большинство населения края, что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении качества жизни жителей Алтайского края. Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в крае на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. Реализация Стратегии предусматривает продление до 2020 года действия ведомственных программ и принятие новых программ. Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

к Стратегии развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года

 
 Значение показателя  в 2009 годуЦелевое значение показателя  в 2015 годуЦелевое значение показателя  в 2020 году
Доля граждан Алтайского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, % 18,23040
Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, % 305080
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % 2,5510
Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет, % 22,53040
Количество занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по видам спорта, тыс. человек 526580
Количество квалифицированных тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения, человек 543456006000
Доля алтайских спортсменов - членов сборных команд страны по олимпийским и Паралимпийским видам спорта, чел. 7085100
Единовременная пропускная способность объектов спорта, %22,73048