Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Нынешний 2017 год стал для Алтайского государственного технического университета им. Ползунова дважды юбилейным. В год 80-летия Алтайского края исполнилось 75 лет со дня основания технического вуза. О том, с какими результатами университет встретил эти два юбилея, и что в планах у крупнейшего вуза Алтайского края, Doc22 рассказал исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков. - Андрей Михайлович, подводя промежуточные итоги развития вуза, расскажите, с каким результатами АлтГТУ подошел к этим знаменательным датам? - Мы подошли к этим датам с достойными результатами. За 75 лет своего существования на территории Алтайского края технический вуз непрерывно ведет подготовку квалифицированных кадров. Мы выпустили уже более 115 тысяч специалистов, и большинство из них достойно реализовали себя в выбранной профессии. Исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков. (фото предоставлено пресс-службой АлтГТУ) За эти годы создан и серьезный научный задел. В АлтГТУ действует около 30 научных школ, многие из которых имеют признание не только в России, но и за рубежом, как, например, школы профессоров М.Д. Старостенкова, В.Г. Радченко, А.М. Гурьева, О.К. Никольского, В.А. Бородина, Е.Ю. Татаркина и др. К достижениям можно отнести и международный статус, который Алтайский технический госуниверситет сегодня приобретает, чему способствует удачное расположение края в центре Большого Алтая рядом с Казахстаном, Монголией, Китаем. А через эти страны мы контактируем и с Японией, США и другими странами. Это три основные направления (образование, наука, международная деятельность), «три кита», которые определяют вектор развития вуза. Причем эти три направления важны в комплексе, их нельзя разделить. Ведь мы должны подготовить не просто специалиста, знающего свое дело, но и исследователя, владеющего мировыми научными практиками. - А каковы итоги приемной кампании в этом году? Сколько бюджетных мест сегодня в вузе? - Контрольные цифры приема мы не снижаем, они у нас стабильны на протяжении последних лет — около 2 тысяч бюджетных мест с учетом наших филиалов в Бийске и Рубцовске. Еще примерно тысячу студентов мы в этом году набрали на внебюджетной основе. Внебюджет является определенным индикатором популярности тех или иных специальностей. Так, на «экономическую безопасность» идет много внебюджетников, поскольку она востребована сегодня на наших предприятиях, как и специальности, связанные с ИТ-технологиями. В последние годы популярность набирает и среднее профессиональное образование. По некоторым специальностям конкурс на СПО у нас выше, чем на высшее образование, например, в сфере тех же информационных технологий. Отчасти это связано с тем, что после СПО ребята могут перейти на высшее образование по ускоренной программе. Да и на предприятиях сегодня специалисты со средним профессиональным образованием очень востребованы. Вуз же рассматривает выпускников СПО как своих потенциальных студентов при получении высшего образования или повышении профессиональной квалификации. Мы считаем, что в университете должен быть объединенный колледж, поэтому будем и дальше развивать это направление. Вообще в университете, на мой взгляд, должны быть все образовательные ступеньки — школьники, СПО, ВПО, подготовка кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование. - Раз уж мы заговорили о школьниках. В Алтайском крае для старшеклассников при активном участии АлтГТУ ежегодно проводят региональные ярмарки профессий «Строим будущее Алтая». В чем их польза на Ваш взгляд? - У нас в вузе действует комплексная программа по профориентационной работе со школьниками. Мы с ними работаем постоянно, а не только в период приемной кампании: летом организуем массу мероприятий для школьников, участвуем во всех ярмарках профессий, где рассказываем о тех специальностях, которым обучаем. Ведь многие из них просто не подозревают, какие профессии сегодня интересны и востребованы. И не обязательно школьники будут поступать к нам — главное, чтобы они правильно определились со своим профессиональным будущим. Конечно, эту работу мы ведем вместе со школами, в некоторых из них у нас уже много лет действуют профильные классы. - В начале сентября завершен конкурсный отбор школьников в Центр детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова». Почему в вузе такое внимание уделяют подрастающему поколению? - Открытие Центра «Наследники Ползунова» стало новой ступенью в нашей работе со школьниками. Мы набрали 400 ребят из 5-11 классов, которые будут заниматься в Центре детского научного и инженерно-технического творчества. Этот проект мы реализуем совместно с Фондом Андрея Мельниченко и Сибирской генерирующей компанией, которые заинтересованы в развитии системы подготовки квалифицированных кадров на территориях своего присутствия. И начали мы именно со школьников, ведь чтобы вырастить хороших специалистов, им со школьной скамьи нужно углубленно давать профильные предметы - математику, физику, химию с уклоном на применение этих знаний в технике. С Фондом Андрея Мельниченко мы планируем и дальше сотрудничать. При его поддержке АлтГТУ организует детский научный фестиваль всероссийского уровня. Мы готовы запускать и другие проекты - «Наследники Фролова», «Наследники Рериха», если это будет повышать уровень образованности и профессиональной заинтересованности наших школьников. Профориентация актуальна и для студентов-первокурсников, поэтому мы активно сотрудничаем с предприятиями, водим студентов на производство, чтобы ребята знали, где им возможно предстоит работать. На многих предприятиях у нас действуют базовые кафедры, а в будущем мечтаем создать и базовый факультет. - В последние годы АлтГТУ активно расширяет международное сотрудничество... - Я уже говорил, что в силу нашего географического расположения, мы обречены на международное сотрудничество, прежде всего, со странами Большого Алтая. В Монголии и в Китае у нас действуют центры русского языка, где преподают педагоги АлтГТУ. Это база для программ двойных дипломов. Например, с Монголией у нас долго действовала программа включенного обучения. Ребята учились в Монголии, потом у нас, а дипломы получали на родине. Сейчас мы перешли на двойные дипломы. Монгольские студенты сначала учатся в своих вузах и одновременно занимаются в наших центрах русского языка. Потом приезжают в АлтГТУ, продолжают учить русский язык и параллельно предметы по своей специальности. В результате получают два диплома — монгольский и наш, который высоко котируется в этих странах. Всего в АлтГТУ обучается более 700 иностранных граждан. АлтГТУ вошел в Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, и теперь ребята из Кыргызстана имеют возможность и в сетевой, и в обычной форме получить образование как у нас, так и в Московском энергетическом и Мордовском университетах. Сейчас к нам приехало 5 кыргызских студентов. Программу двойных дипломов мы давно реализуем и с Даляньским университетом Китая, а также с вузами Казахстана. Студенты из Казахстана приезжают к нам и в магистратуру, и на стажировку. Причем у них есть выбор — ехать на стажировку в вузы европейской части России или к нам. И многие выбирают именно наш университет, что говорит о высоком уровне образования в АлтГТУ. Только за последние несколько недель у нас побывали делегации из Франш-Конте (Франция), Монголии, наши сотрудники поехали в Польшу на научный форум. Поэтому международное сотрудничество у нас - это непрерывный процесс, который начинается с ознакомительных визитов, а выливается в совместные программы и проекты. - В этом году АлтГТУ стал площадкой для Стартап-тура «Открытые инновации-2017». Какой опыт это дало вузу и студентам, будет ли в будущем продолжено сотрудничество с Фондом «Сколково»? - Участие в таком крупном федеральном проекте - это признание того, что мы хорошо занимаемся стартапами. При АлтГТУ сегодня действует около 30 малых инновационных предприятий. Плюс мы давно совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО занимаемся просветительской деятельностью — разработали несколько инновационных курсов обучения. Учитывая наши научные достижения, наш опыт реализации таких проектов, нам поверили и не ошиблись. Мы будем продолжать реализацию обучающих программ с РОСНАНО. Сейчас начинаем сотрудничество с Союзом машиностроителей, а это РОСТЕХ, опыт работы с предприятиями который у нас уже есть. И с Фондом «Сколково» будем развивать сотрудничество, став постоянной площадкой для проведения стартап-туров. - АлтГТУ в последние годы активно укрепляет материально-техническую базу – оснащает лаборатории, модернизирует учебные корпуса, большое внимание уделяет развитию инфраструктуры в общежитиях... - Наш студенческий городок сегодня лучший в Алтайском крае. У нас уже достаточное количество общежитий, и сейчас стоит задача не строить новые, а повышать качество жизни в действующих. Поэтому мы очень много вкладываем средств в развитие и совершенствование наших общежитий, чтобы ребятам было комфортно в них жить. Что касается корпусов, то наш кампус хотя и компактный, но вмещает все необходимые корпуса. Новые мы в ближайшее время строить пока не планируем, тем более что недавно запустили современный корпус, бассейн. Поэтому дальнейшее развитие материально-технической базы связываем с обновлением учебного и производственного оборудования. Недавно приобрели мощные компьютеры, оборудование для биотехнологий, для исследования и создания новых материалов, композитов. Мы этим занимаемся постоянно и активно сотрудничаем с нашими ведущими предприятиями, руководители которых входят в Попечительский совет АлтГТУ. Некоторое оборудование наши ученые и студенты собирают сами. Так, на кафедре технологии машиностроения студенты под руководством преподавателей собрали динамометр, разработав сначала 3D-модель. Помогли партнеры-предприятия. В целом у нас в университете в год регистрируют до 100 объектов интеллектуальной собственности в самых разных областях — от компьютерных программ и баз данных до полезных моделей и изобретений. У некоторых наших студентов уже по несколько патентов на изобретения. - Согласно данным рейтингового агентства RAEX Алтайский технический университет стабильно входит в ТОП-100 лучших вузов России. Как удается удерживать такую высокую планку? - Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова — это бренд, который знают в стране и за рубежом. А в некоторых областях — в энергетике, строительстве, архитектуре, металлообработке, материаловедении, химии, компьютерных технологиях, пищевом производстве — АлтГТУ знают и без всяких рейтингов. Рейтингов сейчас много и каждый оценивает деятельность вузов по своим определенным критериям, которые не всегда отражают реальное положение дел. Рейтинг RAEX достаточно объективен, поскольку оценка вузов в нем дается в комплексе: со стороны работодателей, студентов, преподавателей и научного сообщества. У нас очень хорошие показатели по трудоустройству выпускников, мы имеем высокую оценку со стороны научного сообщества. АлтГТУ входит в 100 лучших вузов России. Это хороший стимул, чтобы работать дальше и повышать свои позиции в рейтинге RAEX. - Каковы основные приоритеты в развитии АлтГТУ на ближайшую перспективу? - В ближайших планах — достойно провести текущий учебный год. А что касается перспектив, то мы не отказываемся от планов войти в число региональных опорных университетов. В Минобрнауки РФ нам подтвердили, что мы можем снова участвовать в конкурсе. Надеемся, что нам удастся закрепить свой статус одного из опорных вузов Алтайского края, ведь сегодня 80% направлений подготовки в АлтГТУ — это те, направления, которые в первую очередь востребованы в регионе. А по ряду направлений только мы готовим соотвествующих специалистов. Мы участвуем в конкурсе Министерства образования и науки РФ «Вузы — как центры пространства инноваций», с тем чтобы создать на базе вуза многопрофильный инжиниринговый инновационный центр. На этот конкурс также заявился Алтайский госуниверситет. Я считаю, что два алтайских вуза выбрали правильную стратегию: АлтГТУ занимается инновациями в технологической сфере, АлтГУ — в социальной. И если в Алтайском крае будут созданы два таких центра пространственных инноваций, то от этого выиграют и вузы, и регион в целом. |