Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края опубликовало ежегодный аналитический доклад «Состояние условий и охраны труда в Алтайском крае в 2017 году». Правительство Алтайского края определило одной из главных целей – создание условий достойного и производительного труда. Достойный труд – это, прежде всего, безопасный труд. Интенсивное развитие производства и рост экономики, к сожалению, не делает труд менее опасным. Ежегодно в крае на производстве происходят случаи травмирования и гибели работников. Это обязывают всех участников социально-трудовых отношений к принятию самых решительных мер и консолидации усилий социальных партнеров для улучшения условий труда, изменения сложившейся ситуации и достижения поставленной цели. Анализ достигнутого уровня социально-экономического развития Алтайского края, состояния условий и охраны труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, основные направления деятельности по вопросам охраны труда, изложенные в докладе, свидетельствуют о системном подходе к решению задач сохранения жизни и здоровья работающих края, обеспечения конституционного права человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Doc22 публикует текст данного аналитического доклада (без приложений к докладу).
СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДАВ АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2017 ГОДУ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД Барнаул 2018
ВВЕДЕНИЕ«Дальнейшее развитие системы охраны труда, укрепления безопасности и гигиены труда в России должны придать мероприятия подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы «Содействие занятости населения», направленные на создание условий для формирования культуры безопасного труда, – отметил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин на 10-ом Европейском региональном совещании Международной организации труда в г. Стамбуле 2-5 октября 2017 года (Турецкая Республика). Целевым показателем данного развития должен стать «нулевой» травматизм. Его достижение не только положительно скажется на производительности труда, но и обеспечит решение задач демографического развития России – сокращение смертности в трудоспособном возрасте, укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни».
1. СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В АЛТАЙСКОМ КРАЕПрофилактика производственного травматизма и создание стимулов для работодателей и работников к реализации мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников, остается приоритетом в региональной политики государственного управления охраной труда. За последние 10 лет в Алтайском крае сохраняется выраженная тенденция к снижению производственного травматизма. Количество таких случаев сократилось более чем в 2,5 раза. Показатель профессиональной заболеваемости претерпел двукратное снижение. В абсолютных цифрах: в 2017 году зарегистрировано 660 случаев производственного травматизма, у 55 лиц выявлены профессиональные заболевания. В соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда обеспечено внедрение данной процедуры в организациях края. Реальное состояние условий труда установлено на рабочих местах более 473 тыс. сотрудников. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена спецоценка (с учетом ранее проведенной аттестации), составил 77,2 %. По итогам работы по исследованию условий труда установлено, что на 75 % рабочих мест отсутствуют какие-либо вредные и опасные производственные факторы. В течение года от работодателей поступили 783 декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. При этом неудовлетворительное состояние условий труда на остальной доле рабочих мест во многом обусловлено сокращением объемов капитального и профилактического ремонтов промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, большим износом основных производственных фондов, использованием устаревших технологий и оборудования, уменьшением финансирования разработок по созданию новой техники, технологий, а также снижением контроля за состоянием условий труда на рабочих местах. Не способствует улучшению условий труда и размещение производств на арендуемых площадях, в приспособленных помещениях. Динамика производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом за 2013-2017 годы приведена на рис. 1. В Алтайском крае за 2017 год произошло 127 (8 групповых, 25 смертельных и 94 тяжелых) несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями. С учетом групповых при исполнении трудовых обязанностей погибло 32 и получили тяжелые травмы 103 работника. Наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями произошло в сельском хозяйстве, торговле, на транспорте, в промышленности и строительстве. При этом отмечается резкий рост смертельного травматизма в агропромышленном комплексе. Такие случаи произошли в результате транспортных происшествий, падения с высоты, падения и обрушения предметов, воздействия дыма, огня и пламени. Причинами явились нарушение правил дорожного движения, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, неприменение работником средств индивидуальной защиты, нарушения работником трудового распорядка и дисциплины труда. В организациях торговли увеличилось количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате транспортных происшествий, падения с высоты, поражения электрическим током, противоправных действий третьих лиц. Причины: неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, нарушение правил дорожного движения. В организациях промышленности основные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями это воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д., падения предметов, воздействие экстремальных температур, падение пострадавшего. Большая часть несчастных случаев происходит по организационным причинам, связанным с неудовлетворительной организацией производства работ, нарушением работниками трудового распорядка и дисциплины труда. В строительстве несчастные случаи происходят в результате падения пострадавших с высоты по причине неудовлетворительной организации производства работ на строительных объектах. По этой причине произошло 6 тяжелых несчастных случаев. Воздействие электрического тока, воздействие вредных веществ, транспортные происшествия – это основные виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Несчастные случаи происходят по организационным причинам, связанным с неудовлетворительной организацией производства работ, недостатками в обучении безопасным приемам труда, нарушением работником трудового распорядка и дисциплины труда, неприменением работниками средств индивидуальной защиты. В 2017 году зарегистрировано 55 случаев профессиональных заболеваний, из них хронических – 54 случая, острых – 1 случай; у 8 работников зарегистрировано одновременно по два и более диагноза профзаболеваний. По сравнению с 2016 годом профзаболеваемость в крае снизилась на 31,3 %. Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работников составил 1,8. В течение 2017 года профессиональные заболевания (отравления) были зарегистрированы в 5 городах (Барнаул, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск) и в 8 районах края: в Локтевском, Родинском и Шелаболихинском районах – по 2 случая, в Бийском, Благовещенском, Егорьевском, Змеиногорском и Романовском районах – по 1 случаю. Удельный вес профзаболеваний от общего количества по краю составил в г. Барнауле – 30,9 %, г. Рубцовске – 23,6 %, г. Заринске – 16,4 % В структуре нозологических форм профессиональных заболеваний в 2017 году на первом месте находится вибрационная болезнь – 45,5 % (2016 год – 25,0 %, 2015 год – 22,9 %); на втором месте профессиональная тугоухость – 27,3 % (2016 год – 28,8 %, 2015 год – 25,0 %); на третьем месте пылевая патология – 20,0 % (2016 год – 38,7 %, 2015 год – 37,5 %). У женщин зарегистрировано 10 случаев профзаболеваний (2016 год – 12 случаев, 2015 год – 18 случаев), что составило 18,2 % от общего количества зарегистрированных случаев (2016 год – 15,0 %, 2015 год – 18,8 %). Из всех зарегистрированных случаев профзаболеваний 80,0 % было выявлено в ходе периодических медицинских осмотров (2016 год – 78,8 %, 2015 год – 69,8 %). Всего же по результатам периодических медицинских осмотров было выявлено 164 человека с подозрением на профзаболевание или 0,2 % от общего числа осмотренных, в том числе 0,3 % в городах и 0,1 % в районах. Периодическими медицинскими осмотрами было охвачено 81579 человека из 88152 подлежащего контингента или 92,5 %, в том числе в городских округах – 93,2 % от числа подлежащих, в муниципальных районах – 91,9 %. В 2017 году зарегистрирован 1 случай острого профессионального отравления. Острое отравление газообразным хлором оператора хлораторных установок произошло в КГБУ «Санаторий «Обь» и было обусловлено отсутствием у работника средств индивидуальной защиты, а также отсутствием на его рабочем месте вытяжной вентиляции. На юридическое лицо наложен штраф. За 2017 год Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление) в рамках государственного надзора проверено 183 объекта. За нарушения санитарного законодательства было наложено 225 штрафов на общую сумму 1955,1 тыс. рублей, из них на юридических лиц – 126 штрафов. Приостанавливалась эксплуатация 13 объектов, 37 дел переданы на рассмотрение в суды. По понуждению к исполнению требований санитарного законодательства в части организации производственного контроля и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния предприятий и организации санитарно-защитных зон, судами было удовлетворено 15 исков Управления. В качестве основных направлений работы на 2018 год Управлением определены следующие:
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В АЛТАЙСКОМ КРАЕВ современной системе мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека охрана труда является одновременно одним из эффективных направлений работы и сложной проблемой, содержащей в себе правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные аспекты, решение которых на региональном уровне требует системного подхода. В соответствии с краевым законом об охране труда государственное управление охраной труда в регионе осуществляют Министерство труда и социальной защиты Алтайского края, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Содействие в этой работе оказывают иные органы исполнительной власти субъекта, органы местного самоуправления, краевые объединения работодателей, профсоюзы. По инициативе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проводится Всероссийский конкурс на лучшую организацию работ в сфере охраны труда «Успех и безопасность», целями которого являются пропаганда лучших практик организации работ по охране труда, повышение эффективности системы государственного управления охраной труда, активизация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и заболеваемости, а также привлечение общественного внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах. В 2017 году в номинации «Лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда» Алтайский край занял 13 место и по сравнению с предыдущим рейтингом поднялся сразу на 35 позиций. Четыре муниципалитета края вошли в топ-20 в номинации «Лучшее муниципальное образование в области охраны труда»: город Заринск занял 6-е место, город Славгород – 8-е, Бийский район – 15-е и Топчихинский район – 20-е место. В номинации «Лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы» почетное 4-е место заняло Алтайское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Томск». Данные позиции, отдельных муниципалитетов и работодателей, несомненно, подтверждают достаточно высокий уровень государственного управления охраной труда в регионе. Всего в 2017 году в конкурсе приняли участие 254 работодателя Алтайского края, в том числе бюджетного сектора экономики. Годом ранее таких работодателей было 212. 2.1. Рабочая группа по охране труда и безопасности производства в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений В соответствии с утвержденным на заседании краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 22.11.2016 планом работы осуществлялась деятельность рабочей группы по охране труда и безопасности производства (далее – рабочая группа). В 2017 году проведено два заседания. Так, во Всемирный День охраны труда (28 апреля) состоялось выездное заседание рабочей группы. Мероприятие прошло на территории ООО «Спецобъединение-Алтай». Группа компаний «Спецобъединение» была выбрана для проведения мероприятия неслучайно. Этот крупный торгово-производственный холдинг занимает одну из лидирующих позиций в России в сегменте обеспечения безопасности труда. Компания создает и поставляет на предприятия различных отраслей промышленности современную качественную спецодежду, спецобувь, средства индивидуальной защиты и сопутствующие товары. Перед началом заседания члены рабочей группы побывали в цехе по пошиву спецодежды, где ознакомились с условиями труда работников, ассортиментом выпускаемой продукции. На пленарной части заседания рассмотрены состояние условий и охраны труда в Алтайском крае, комплексная реабилитация и возвращение к труду пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, результаты проведения периодических медицинских осмотров и состояние профессиональной заболеваемости в крае. Участники заседания также обсудили условия труда, проведение периодических медицинских осмотров и уровень профессиональной заболеваемости медицинских работников. На состоявшемся 21 ноября заседании дана оценка ходу реализации подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы. Кроме этого члены рабочей группы рассмотрели вопрос соблюдения работодателями требований трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда в организациях строительной отрасли, а также обсудили динамику, основные причины, виды происшествий производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходами. 2.2. Подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы Результатом системной работы, проводимой Правительством Алтайского края совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (Государственной инспекцией труда в Алтайском крае, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю и др.), Государственным учреждением – Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов стало снижение в 2016 году уровня травматизма на производстве по сравнению с 2014 годом (годом предшествующим началу реализации подпрограммы) на 17,4 %: с 2,3 до 1,9 в расчете на тысячу работающих. В целях сохранения сложившихся положительных тенденций в 2017 году продолжалась практика применения программно-целевого метода управления охраной труда. Мероприятия по улучшению условий труда в крае осуществлялись в соответствии с подпрограммой «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы (далее – «подпрограмма»). В рамках подпрограммы:
За счет средств социального страхования средствами индивидуальной защиты обеспечены 22,3 тыс. работников, 18,0 тыс. сотрудников прошли обязательные периодические медицинские осмотры, на 13,5 тыс. рабочих мест проведена специальная оценка условий труда, 378 работников посетили санаторно-курортные учреждения. Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию составили 95,2 млн. рублей, в том числе на оплату лечения 115 пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев на производстве. Всего на реализацию мероприятий подпрограммы в 2017 году из всех источников финансирования было направлено 189,2 млн. рублей. В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 годы Минтрудсоцзащитой Алтайского края подпрограмма актуализирована с учетом доработанной Минтрудом России типовой государственной программой субъекта Российской Федерации (подпрограммой государственной программы) по улучшению условий и охраны труда. Проект региональной подпрограммы согласован Минтрудом России. Соответствующие изменения в постановление Администрации края от 22.10.2014 № 492 внесены постановлением Правительства края от 09.04.2018 № 109 «О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского края от 22.10.2014 № 492». 2.3. Специальная оценка условий труда В системе основных направлений государственной политики в области охраны труда в Алтайском крае специальной оценке условий труда отведена ключевая роль, так как посредством нее осуществляется комплексная оценка фактического состояния условий труда работающих, разработка и реализация мероприятий по минимизации негативного воздействия вредных производственных факторов на здоровье работников. В 2017 году специальная оценка условий труда проводилась в 2,2 тыс. организаций края. Условия труда исследованы на 77,9 тыс. рабочих мест, на которых трудятся 105,0 тыс. работников. Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, прошедших спецоценку (аттестацию рабочих мест), в общем количестве работников организаций края составил 77,2 %. Оценивая охват оценкой условий труда работников, занятых на рабочих местах организаций бюджетной сферы и реального сектора экономики края, необходимо отметить, что на рабочих местах, прошедших оценку условий труда в бюджетной сфере края, занято 138,4 тыс. работников, или 63,7 % от занятых (217,3 тыс.). На рабочих местах организаций реального сектора экономики, прошедших оценку условий труда, занято 334,7 тыс. работников, или 85 % от занятых (393,9 тыс.). В общем объеме рабочих мест, прошедших специальную оценку условий труда в 2017 году, 23,9 тыс. рабочих мест (30,9 %) приходится на учреждения бюджетной сферы, в том числе:
На рабочих местах, прошедших специальную оценку условий труда в учреждениях бюджетной сферы в 2017 году, занято 38,2 тыс. работников. Из общего количества организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда, 1247 организаций или 57 % относятся к малому и среднему бизнесу. Доля рабочих мест, прошедших специальную оценку условий труда в организациях малого и среднего бизнеса, составила 33,4 % или 25,8 тысяч рабочих мест. Например, активно проводилась специальная оценка условий труда на рабочих местах управления федеральной почтовой связи Алтайского края – работа проведена на 6,1 тыс. рабочих мест, что составляет 7,9 % от общего количества прошедших специальную оценку, промышленных предприятий – 5,1 тыс. рабочих мест (6,5 %), учреждений банковской сферы – 3,2 тыс. рабочих мест (4,5 %), транспорта и связи – 1,5 тыс. рабочих мест (1,9 %). Положительная динамика проведения специальной оценки условий труда по отношению к результатам, достигнутым на начало 2017 года, отмечается в 41 муниципальном образовании, из них 18 - достигли индикативного показателя «доля рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда», предусмотренного в Соглашениях между Минтрудсоцзащитой Алтайского края и администрациями городских округов и муниципальных районов о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения на 2017 год (Алтайский, Красногорский, Кулундинский, Новичихинский, Павловский, Первомайский, Петропавловский, Смоленский, Угловский, Целинный, Шелаболихинский районы, города Барнаул, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое). В соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018. Задачей на 2018 год является организация эффективной работы по исследованию условий труда на рабочих местах в рамках специальной оценки условий труда с целью доведения до 100 % доли работников бюджетных учреждений муниципальных районов и городских округов, занятых на рабочих местах, на которых проведена специальная оценка условий труда. 2.4. Обучение по охране труда В числе основных причин, обуславливающих несчастные случаи при исполнении работниками трудовых обязанностей, остаются недостатки в обучении по охране труда. В этой связи Министерством труда и социальной защиты Алтайского края на территории региона осуществляется координация проведения в установленном порядке обучения в указанной сфере, и, прежде всего, руководителей организаций. В 2017 году в аккредитованных в соответствующем порядке образовательных учреждениях края прошли обучение с последующей проверкой знаний требований охраны труда 12,0 тыс. руководителей и специалистов организаций. Лидерами в организации обучения и проверки знаний в области охраны труда среди муниципальных районов стали Бийский, Благовещенский, Змеиногорский, Каменский, Косихинский, Павловский, Ребрихинский, Романовский, Тальменский, Усть-Калманский, Хабарский, Шипуновский районы. Из городских округов наибольшее количество прошедших проверку знаний требований охраны труда традиционно приходится на город Барнаул. Среди образовательных организаций активно проводили обучение АНО ДПО «СЦБТ», ООО «Байон», ЧОУ ДПО УЦ «АлтайПроект», ООО «Атон-Технологии безопасности». Всего на начало 2018 года реестр организаций, оказывающих соответствующую услугу в области охраны труда, включает 44 зарегистрированных на территории края учреждения. Информация об организациях, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда (проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда, осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также проводящих специальную оценку условий труда) приведена в Приложении 1. Полные перечни таких организаций размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации www.rosmintrud.ru. Для администраций муниципальных образований в деле содействия организации обучения и проверки знаний работников задачи остаются неизменными. Среди них: обеспечение контроля за организацией обучения со стороны руководителей в учреждениях, финансируемых из местного бюджета; содействие образовательным организациям в формировании групп слушателей при организации обучения на выездной основе; содействие профессиональной переподготовке руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда; проведение информационно-разъяснительной работы среди руководителей, специалистов по охране труда и иных должностных лиц организаций, в т.ч. бюджетных, о возможности прохождения дистанционного обучения по охране труда. 2.5. Мониторинг охраны труда Сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда осуществляются в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации. Соглашениями о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения, ежегодно заключаемыми между Министерством труда и социальной защиты Алтайского края и администрациями городских округов и муниципальных районов, предусмотрены обязанности органов местного самоуправления ежеквартально представлять в министерство информацию об организации муниципального управления охраной труда и показатели оценки состояния охраны труда. Приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 03.08.2017 № 355 утвержден Перечень показателей комплексной оценки ситуации в сфере труда и занятости населения в муниципальных образованиях Алтайского края. Мониторинг в сфере охраны труда по итогам года как и в предыдущие годы проводился по следующим удельным показателям:
Уровень производственного травматизма оценивался по значениям соответствующих коэффициентов (частоты, тяжести, частоты производственного травматизма со смертельным исходом). По итогам комплексной оценки ситуации в сфере охраны труда наилучших результатов среди муниципальных районов достигли Заринский, Крутихинский, Суетский, Усть-Калманский и Первомайский районы, занявшие в рейтинге 1-5 места соответственно. ЗАТО Сибирский, города Белокуриха, Заринск, Бийск, Славгород – лидеры среди городских округов. В данных территориях реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется в соответствии с принятыми положениями о системах муниципального управления охраной труда. При этом координирующим органом в решении вопросов охраны труда на муниципальном уровне являются межведомственные комиссии (рабочие группы) по охране труда и безопасности производства. В большинстве организаций, зарегистрированных на территории муниципалитетов, специальная оценка условий труда проведена на ¾ и более рабочих мест, не зарегистрированы случаи производственного травматизма, работники организаций своевременно проходят обучение по охране труда и обязательные периодические медицинские осмотры. В среднем по краю значения удельных показателей профессионального обеспечения охраны труда, в общем количестве организаций с численностью 50 и более человек, и обучения руководителей и специалистов организаций по охране труда, в общем количестве таких должностных лиц, превышает 99 %. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест составил 71,8 %, что чуть ниже показателя прошлого года (72,6 %). Выше указанного значения показатель спецоценки по Алейскому, Алтайскому, Бийскому, Благовещенскому, Змеиногорскому, Заринскому, Зональному, Красногорскому, Локтевскому, Новичихинскому, Павловскому, Панкрушихинскому, Первомайскому, Петропавловскому, Поспелихинскому, Рубцовскому, Солонешенскому, Суетскому, Тальменскому, Топчихинскому, Тюменцевскому, Угловскому, Целинному, Шелаболихинскому, Шипуновскому районам, городам Барнаулу, Белокурихе, Бийску, Заринску, Новоалтайску, Славгороду, Яровое. Ассигнования средств на охрану труда в расчете на одного работающего в среднем превысили показатель 2016 года на 3,6 процентных пункта и в денежном выражении составили 8405 рублей. При этом в организациях Благовещенского, Змеиногорского районов и г. Новоалтайска этот показатель превышает 15 тыс. рублей. Противоположная ситуация с финансированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков сложилась в Бурлинском, Смоленском, Третьяковском, Угловском районах, а также в городах Алейске и Белокурихе. Здесь величина ассигнований значительно меньше и не превышает 5 тыс. рублей на одного работающего. Динамика затрат на мероприятия по охране труда за последние пять лет приведена на рис. 4. Свыше 90 % работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, своевременно прошли обязательные периодические медицинские осмотры работников. Неудовлетворительная ситуация с проведением данных осмотров по данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю сложилась в Залесовском, Заринском, Кытмановском, Михайловском, Советском, Тюменцевском районах, где охват работающих обязательными медосмотрами составил менее 85 %. Подтверждением положительной динамики снижения травматизма на производстве служат значения соответствующих коэффициентов. Так, значение коэффициента частоты производственного травматизма снизилось на 14% и составило 0,6 пострадавшего в расчете на 1 тыс. работающих. Коэффициент тяжести производственного травматизма снизился на 19,3 % и достиг значения 32,1 день нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего. Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом составил 0,3 пострадавшего на 10 тыс. работающих. Не зарегистрированы случаи получения тяжелых травм в 42 районах, а также городах Заринске, Яровом и ЗАТО Сибирском. Случаев гибели работников при исполнении трудовых обязанностей не допущено в 57 муниципальных образованиях. 2.6. Государственная экспертиза условий труда Основанием для проведения государственной экспертизы условий труда в 2017 году стали представления Государственной инспекции труда в Алтайском крае и обращения органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Государственная экспертиза качества специальной оценки условий труда проведена на рабочих местах медицинских работников краевых государственных учреждений здравоохранения «Тальменская центральная районная больница», «Алтайский краевой госпиталь для ветеранов войн», «Ребрихинская центральная районная больница», «Детская городская больница, г. Рубцовск», «Городская поликлиника № 1, г. Барнаул», «Городская поликлиника № 10, г. Барнаул». В краевом государственном бюджетном учреждении «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Петропавловскому району» экспертиза качества специальной оценки условий труда проводилась на рабочем месте ветеринарного врача. По итогам проведенной работы подготовлены три отрицательных заключения: качество проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах не соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Основные выявленные нарушения:
Всего по данному виду государственной экспертизы подготовлено 8 заключений. В соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н, сведения о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения. По обращению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю проведены 3 государственные экспертизы условий труда. На основании представленных документов с целью определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту исследовались условия труда работников, занятых в отдельных производствах с вредными и опасными производственными факторами. 2.7. Компенсации и гарантии работникам Достаточно большое количество работников организаций края трудятся на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. По разным оценкам удельный вес таких рабочих мест колеблется от 22 до 40 процентов. В настоящее время по результатам специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, от которых, в частности, зависит, какие гарантии и компенсации должны предоставляться работнику. На начало 2018 года 71,4 тыс. работникам или 44,9 % (данные Алтайкрайстата), занятым в обследуемых видах экономической деятельности (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов; строительство; транспортировка и хранение; деятельность в области информатизации и связи), установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. По сравнению с прошлым годом численность указанной категории работников снизилась на 6 % (на начало 2017 года 76,0 тыс. работников имели право на льготы и компенсации за условия труда). Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списками № 1, 2[1] и иными нормативными актами о досрочном назначении пенсии за особые условия труда имеют 20,2 тыс. работников (12,7 %), на дополнительный отпуск – 32,3 тыс. работников (20,3 %), на повышенную оплату труда – 49,4 тыс. работников (31,0 %), на получение молока и других равноценных пищевых продуктов – 19,3 тыс. работников (12,2 %). Сокращенный рабочий день установлен 4,2 тыс. работников. 2,9 тыс. работников получают бесплатное лечебно-профилактическое питание. В 2017 году фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты составили 1596,3 млн. рублей (2016 год – 1620,1 млн. рублей). В расчете на одного работника, имеющего право на получение компенсаций, сумма равна 5552 рублей, что на 4,0 % превысило значение 2016 года (5337 рублей). Расходы на компенсации распределены следующим образом:
Расходы работодателей края на приобретение средств индивидуальной защиты за 2017 год практически не изменились и составили 649,0 млн. рублей (2016 год – 652,2 млн. рублей).
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДАВ 2017 году государственными инспекторами труда было организовано и проведено 2210 проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде. В результате надзорно-контрольной деятельности выявлено 3928 нарушений трудового законодательства, в т.ч. 1213 нарушений законодательства об охране труда. Из общего количества нарушений законодательства об охране труда 287 нарушений связаны с обучением и инструктированием работников по охране труда, 221 – с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты; 178 нарушений касаются порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, 155 – порядка проведения обязательных медицинских осмотров, 105 – порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах; по другим вопросам охраны труда выявлены 233 нарушения. Работодателям выдано 543 обязательных для исполнения предписания, в том числе 3 предписания о запрещении к использованию средств индивидуальной защиты работников в связи с несоответствием требованиям охраны труда, 21 - об отстранении от работы лиц в связи с непрохождением подготовки по охране труда. В ходе проведения проверок 193 работника были отстранены от работы в связи с непрохождением в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний требований охраны труда. Это сотрудники СПК «Колхоз Путь к коммунизму» (Завьяловский район), ООО «Форест-Мастер» (Тальменский район), ООО «Белоярский мачтопропиточный завод» (г. Новоалтайск), ООО «Хлеб-4» (г. Барнаул) и других работодателей Кулундинского, Немецкого национального, Павловского, Родинского, Топчихинского, Тюменцевского районов. По вопросу обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты выявлено 221 нарушение; запрещено использование 11 единиц средств индивидуальной защиты в ЗАО «Кулундинское» (Кулундинский район), у ИП Курьянов Е.Е. (Ключевский район), в КФХ Пикалов Ю.И. (Родинский район), в ООО «Барнаульская сетевая компания» (г. Барнаул). Нарушения правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты выявлены также в организациях Завьяловского, Залесовского, Павловского, Ребрихинского, Тюменцевского, Шелаболихинского районов. Из общего количества нарушений 155 выявлено по вопросу проведения медицинских осмотров работников. Так, без прохождения предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра был осуществлен допуск работников к работе в КГБУЗ «Панкрушихинская центральная районная больница» (Панкрушихинский район), администрации Крутихинского района (Крутихинский район), АО «Кипринское» (Шелаболихинский район), СПК (колхоз) «Фрунзенский» (Завьяловский район), СПК «Колхоз Путь к коммунизму» (Завьяловский район). Не обеспечено проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований отдельных работников в ООО ПСИП «СИАДА» (г. Барнаул), МБУ «Центральная библиотечная система г. Барнаула», АО «Сибмост» (г. Барнаул), ООО «Компания Чикен Дак» (Павловский район), АО «Племенной репродуктор «Чистюньский» (Топчихинский район). Аналогичные правонарушения допущены работодателями Благовещенского, Родинского, Суетского, Табунского районов. По вопросам соблюдения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в 2017 году государственными инспекторами труда выявлено 105 нарушений. По результатам проверок работодателям выданы предписания об устранении выявленных нарушений. За допущенные нарушения работодатели привлечены к административной ответственности (штрафам). При осуществлении надзорно-контрольной деятельности и по заявлениям пострадавших и их родственников в 2017 году было расследовано 13 сокрытых несчастных случаев, в том числе 1 смертельный, 8 тяжелых. По результатам расследований несчастных случаев и проведенных внеплановых проверок за нарушение законодательства по охране труда должностные и юридических лица привлечены к административной ответственности (штрафам) на сумму более 7 млн. рублей. В связи с несчастными случаями на производстве (в соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации) 176 материалов направлено в органы прокуратуры и следствия в целях рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства. По результатам рассмотрения возбуждено 8 уголовных дел. Основными причинами нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права являются: неисполнение должностными лицами организаций своих трудовых обязанностей; финансово-экономическое состояние; непринятие работодателем достаточных мер по организации трудового процесса; неинформированность по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; несоответствие локальных правовых актов, принимаемых работодателем трудовому законодательству. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» Государственной инспекцией труда в Алтайском крае ведется реестр деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда. За 2017 год от работодателей поступили 783 декларации. В то же время действие 33 деклараций, поступивших ранее, прекращено в связи с недостоверностью данных, содержащихся в декларации.
4. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙНа территории Алтайского края зарегистрировано 63139 предприятий и организаций в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; численность застрахованных составляет 640565 человек, из которых 145310 (22,7 %) трудятся на рабочих местах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Фонд социального страхования Российской Федерации в рамках своих полномочий и компетенций не только выполняет в широком спектре и объеме функции и обязательства, связанные с компенсацией ущерба, нанесенного пострадавшим на производстве в результате несчастных случаев и профзаболеваний, но и ведет значительную работу по профилактике и недопущению данных проявлений. Это направление сегодня является приоритетным. На конкретную программу предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Фондом социального страхования Российской Федерации предусматриваются ассигнования для страхователей в размере до 20 % от величины страховых взносов. В достаточно широкий спектр мероприятий по охране труда включены наиболее затратные из них, которые при соблюдении ряда условий в соответствии с действующим законодательством могут быть профинансированы Государственным учреждением – Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение). Работодатели имеют возможность самостоятельно решать, на что им наиболее целесообразно тратить данные средства и в каких объемах. В 2017 году расходы страхователей на финансовое обеспечение предупредительных мер осуществлялись в первом полугодии по зачетной системе в счет страховых взносов. Нововведением минувшего года стало то, что с 1 июля т.г. на территории Алтайского края началась реализация проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты». Оплата предупредительных мер стала осуществляться страхователем за счет собственных средств и последующим возмещением региональным отделением произведенных расходов в пределах суммы, согласованной Фондом. Всего за время проведения кампании по финансированию предупредительных мер с 2002 года такой возможностью в крае воспользовались 9137 страхователей, которыми были использованы 770975,5 тыс. рублей (за 5 лет 5326 страхователей и 450389,1 тыс. рублей соответственно). В 2017 году на превентивные мероприятия по охране труда региональным отделением израсходовано 94261,9 тыс. рублей. Из всех зарегистрированных плательщиков взносов по данному виду социального страхования, воспользовались данной опцией 943 страхователя (1,5 %). Из 12 превентивных мероприятий наиболее востребованными в крае традиционно являются 4 статьи. Лидирующими являются расходы на приобретение работодателями средств индивидуальной защиты: потрачено 36214 тыс. рублей или 38,4 % от общей суммы ассигнований. Специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты обеспечены 22332 работника. Далее следуют затраты на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований). За счет средств социального страхования 18056 работников прошли такие медосмотры на общую сумму 30562,3 тыс. рублей (32,4 %). Третью позицию по величине расходов занимает санаторно-курортное лечение (378 человек и 14192,3 тыс. рублей (15,1 %) соответственно). На четвертом месте – финансирование мероприятий, связанных со специальной оценкой условии труда на 13561 рабочем месте. На эти цели потрачено 11188,6 тыс. рублей (11,9 %). На обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием пришлось - 1560,3 тыс. рублей (1,6 %) Расходы по остальным статьям составили менее 1 % ассигнований. Так, на обучение по охране труда потрачено 142,8 тыс. рублей (0,2 %), приведение уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда 81,3 тыс. рублей (0,1 %). Расходы страхователей на приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей 78,8 тыс. рублей (0,1 %), приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя в организме 202,1 тыс. рублей (0,2 %), аптечек 39,2 тыс. рублей (0,04 %). Наиболее активно, интенсивно и целенаправленно работа по улучшению условий и охраны труда ведется крупными производственными компаниями, на долю которых пришлось более половины от общего объема реально выделенных ассигнований. Организации малого и среднего бизнеса с численностью персонала от 1 до 100 человек составили наибольшую по численности категорию получателей страховых средств, выделяемых на проведение превентивных мероприятий в сфере охраны труда. Таких страхователей оказалось 475, им было выделено из бюджета 10417,8 тыс. рублей (11 %). В 2017 году количество бюджетных организаций, реализующих предупредительные меры, уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 36,3 % и составило 344 учреждения (36,5 % от общего количества участников). Сумма финансового обеспечения потраченная «бюджетниками» по итогам года составила 7076,4 тыс. рублей, что на 16,6 % меньше показателя 2016 года. Наибольшее предпочтение страхователи бюджетной сферы отдали реализации таких мероприятий как проведение специальной оценки условий труда (42,7 %), приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты (38,6 %) и проведение периодических медицинских осмотров (14,1 %). Ежегодно региональное отделение совместно с органами власти, объединениями работодателей, профсоюзами проводит разъяснительную работу о необходимости инвестирования в безопасность труда, что, несомненно, позволяет достичь позитивных результатов. В 2018 году региональное отделение направит на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний 95785,9 тыс. рублей. С целью обеспечения заинтересованности работодателей в улучшении условий труда Фонд социального страхования Российской Федерации использует систему установления скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Показатели не только травматизма, но и результаты проведения специальной оценки рабочих мест и процент охвата работников предварительными и периодическими медицинскими осмотрами могут существенно повлиять на размер скидки или надбавки к страховому тарифу. На 2017 год региональным отделением 95 организациям, у которых уровень травматизма минимален, были установлены скидки до 40 %. В прошлом году этим предприятиям удалось сэкономить 4,5 млн. рублей. В то же время по причине превышения уровня производственного травматизма на 2017 год 308 работодателям установлены надбавки к страховым тарифам. В течение года за счет превышения страхового тарифа в бюджет регионального отделения поступило 16,2 млн. рублей. Одной из основных задач Фонда социального страхования Российской Федерации является управление затратами, связанными со страховым обеспечением застрахованных. Сегодня такие выплаты в Алтайском крае получают 9273 человека. Выплаты по обязательному социальному страхованию, осуществляемые региональным отделением при наступлении страховых случаев, подразделяются на три основные категории: пособия по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты и дополнительные расходы по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц. С 2000 года общие расходы на обеспечение пострадавших на производстве составили более 9,5 млрд. рублей, причем эта статья в бюджете регионального отделения постоянно увеличивается (за 10 лет на 58 %, а за 5 лет на 15%). В первом полугодии 2017 года страхователями в счет уплаты страховых взносов и с 1 июля т.г. в рамках реализации проекта «Прямые выплаты» региональным отделением было выплачено пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями 29375,2 тыс. рублей. Расходы по единовременным и ежемесячным страховым выплатам составляют весомую часть всех расходов, а именно 26,7 млн. рублей и 607416,3 тыс. рублей соответственно. На медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших за период с 2000 по 2017 год было израсходовано 1247,2 млн. рублей и если в 2000 году эти затраты составляли 4,9 млн. рублей, то в 2017 году 95,2 млн. рублей. Оплата расходов на реабилитацию лиц, пострадавших на производстве, осуществляется на основе индивидуальных программ реабилитации пострадавших, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы совместно с представителями страховщика. Однако на сегодняшний день такие программы имеют лишь 25,5 % из общего числа пострадавших или 2137 человек. В структуре расходов по данной статье за 2017 год наибольшая часть, а именно 28874,2 тыс. рублей (30,3 %), была направлена на санаторно-курортное лечение 612 пострадавших. Помимо этого, Фондом социального страхования Российской Федерации на 2017 год региональному отделению в рамках выполнения государственного задания был доведен план направления лиц, пострадавших на производстве, на медицинскую реабилитацию (в поздние сроки) в центры реабилитации Фонда в количестве – 633 мест. В связи с выполнением госзадания и по причине сокращения на 20 % количества застрахованных лиц, пострадавших на производстве, которым в соответствии с приказом Минздрава России от 05.05.2016 № 281н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» не подтверждена нуждаемость в санаторно-курортном лечении, произошло снижение уровня расходов на санаторно-курортное лечение. Затраты на обеспечение техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, а также на их ремонт, расходные материалы и т.п. составили 19522,8 тыс. рублей (20,5% от общей суммы ассигнований). При этом пострадавшие обеспечивались и высокотехнологичными дорогостоящими изделиями, стоимость которых доходила до 2 млн. рублей. Максимальное количество заявлений подано пострадавшими на обеспечение протезами нижних конечностей. На приобретение лекарственных препаратов и иных изделий медицинского назначения, принимаемых и используемых пострадавшими от производственных травм или профзаболеваний, направлено 6475,7 тыс. рублей (6,8 %). В структуре расходов также предусмотрено обеспечение автомобилями необходимой модификации. В прошлом году специальными автомобилями обеспечено 32 человека на сумму 15332,7 тыс. рублей (16,1 %). Из средств бюджета финансируется обеспечение постороннего специального медицинского и бытового ухода за застрахованными пострадавшими (601,3 млн. рублей). На оплату лечения застрахованных граждан после произошедших несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в 2017 году израсходовано 15149,5 тыс. рублей (15,9 % от общих ассигнований), из них 6157,7 тыс. рублей – по случаям 2016 года. Реабилитация застрахованного после тяжелого несчастного случая на производстве – одно из приоритетных направлений в работе регионального отделения. За каждым таким пострадавшим закреплен реабилитационный менеджер, который совместно с медицинскими работниками определяет маршрут прохождения лечения, разъясняет пострадавшему его права. Благодаря такому взаимодействию из 95 работников, получивших тяжелые увечья в 2017 году, 89 прошли лечение за счет средств Фонда, 30 пострадавших направлены в центр реабилитации «Омский». Из 104 работников, пострадавших в 2016 году и прошедших лечение, оплаченных региональным отделением, 82 человека или 78,8 % вернулись к труду на прежнее или новое рабочее место, 44 – полностью восстановили здоровье, у 53 определен процент утраты трудоспособности. Итоги по 2017 году будут подведены позднее, так как почти 50 % пострадавших продолжают курс реабилитации, но из 50 человек, закончивших лечение – 41 вернулся к труду (82%). Результаты являются убедительным доказательством эффективности ранней реабилитации пострадавших на производстве. Система страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний повышает уровень социальной защищенности занятого населения в крае и создает реальные мотивации для работодателей в обеспечении безопасных условий труда, снижении профессионального риска.
5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ И УСЛОВИЯМИ ТРУДАРабота Алтайского краевого союза организаций профсоюзов в 2017 году была направлена на контроль за выполнением законодательства в сфере охраны труда, контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений по охране труда, на участие в краевых мероприятиях по охране труда, в расследованиях несчастных случаев на производстве, на обучение вопросам охраны труда профактива и уполномоченных по охране труда. В течение года проведено 12 обучающих семинаров для профактива и уполномоченных по охране труда, в том числе с привлечением образовательных организаций (обучающих центров по охране труда). Общее число слушателей превысило 1 тыс. членов профсоюза, в том числе 210 уполномоченных по охране труда. 52 уполномоченных по охране труда получили удостоверения установленного образца от учебных центров по охране труда. С целью участия краевых отраслевых организаций профсоюза в краевом месячнике безопасности труда, приуроченном к Всемирному дню охраны труда, подготовлен и направлен в Министерство труда и социальной защиты Алтайского края сводный план мероприятий Алтайского крайсовпрофа. В ходе месячника проведены целевые проверки, конкурсы по охране труда на лучшего уполномоченного по охране труда, на лучший уголок по охране труда, лучшего внештатного технического инспектора труда. На предприятиях проведены выездные межведомственные комиссии, организовано обучение персонала, специалистов, уполномоченных по охране труда. Инициированы многочисленные обращения предприятий в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации за финансовым обеспечением предупредительных мер по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Проводились конференции по охране труда, организованы совместные с профсоюзами заседания администраций городов, комитетов по труду. В г. Бийске прошла акция «Профсоюзный трамвай», в ходе которой проводилась разъяснительная работа, в том числе по вопросам охраны труда. Ежегодными мероприятиями стабильно остается профилактика производственного травматизма, сохранение льгот, гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Так, инспекторами труда краевых организаций проведена 471 проверка, выявлено 561 нарушение, выдано 103 представления об устранении нарушений. Внештатными инспекторами труда проведено 643 обследования, выявлено 438 нарушений, выдано 157 предложений об устранении нарушений. Уполномоченными по охране труда проведено 908 обследований, выявлено 672 нарушения, выдано 150 представлений. Основные нарушения связаны с невыполнением соглашений по охране труда и выдачей специальной одежды и обуви. В течение года проводился мониторинг результатов специальной оценки условий труда, который показал снижение классов условий труда из-за изменения методики ее проведения, а не реального улучшения условий труда работников. По результатам мониторинга в ФНПР и депутату Государственной Думы Бессарабову Д.В. направлены предложения по внесению изменений в методику оценки условий труда. В соответствии со статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации расследование тяжелых, групповых и смертельных несчастных случаев на производстве проводится с обязательным участием профсоюзных технических инспекторов труда. В 2017 году проведено расследование 94 случаев тяжелого и смертельного травматизма. Из них 16 на предприятиях, в составе которых есть первичные профсоюзные организации. По итогам оценки работы в 2017 году определены задачи и планы на 2018 год:
6. О МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ОХРАНОЙ ТРУДА. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТМуниципальное управление охраной труда в Алтайском крае направлено на реализацию основных направлений госполитики в области охраны труда, осуществление правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности в процессе труда. В этом разделе приведен положительный опыт работы по муниципальному управлению охраной труда в городских округах и муниципальных районах региона. 6.1 г. Новоалтайск Заинтересованность в благополучии жизнедеятельности населения города Новоалтайска, социальной стабильности определяет ведущую роль администрации городского округа в этом процессе. И это не случайно. Уровень производственного травматизма в городе обусловлен, прежде всего, его функциональным типом. Новоалтайск является промышленным городом, где наиболее высокий удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль. Немало приложено в последние годы усилий для поддержания системы муниципального управления охраной труда в рабочем состоянии, ее совершенствования. Создана правовая основа: утверждено соответствующее положение, в нормативных правовых актах закреплено межведомственное взаимодействие в области охраны труда, утверждена муниципальная программа по улучшению условий труда на 2016-2020 годы, городским советом депутатов принято положение о порядке финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств бюджета города и внебюджетных источников. На плановой основе осуществляет свою деятельность рабочая группа по охране труда и безопасности производства в составе городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На трех прошедших в 2017 году заседаниях рабочей группы рассматривались вопросы проведения конкурса на лучшую организацию охраны труда, организации месячника безопасности труда, ведомственного контроля, страхового обеспечения при несчастных случаях на производстве, реализации законодательства о специальной оценке условий труда и другие. В рамках общей системы управления охраной труда в организациях и муниципальных учреждениях успешно решается комплекс задач, среди которых:
Так, спецоценка проведена на рабочих местах для 21,2 тыс. сотрудников. Немаловажно отметить достойные результаты этой работы в учреждениях, финансируемых из местного бюджета: все из более 2,6 тыс. работников осведомлены о своих условиях труда. С привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций систематически проводится обучение по охране труда. Только в 2017 год проверку знаний требований охраны труда прошли более 350 руководителей и специалистов организаций. Более 8 тыс. работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, прошли профилактические медицинские осмотры. По результатам проводимого мониторинга затраты на охрану труда в расчете на одного работника по обследуемым организациям превысили 15 тыс. рублей. В рамках профилактической работы по сокращению производственного травматизма администрацией города систематически организуются городские Дни охраны труда и различные семинары. Участниками таких мероприятий становятся руководители организаций, специалисты по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. В отдельных семинарах принимают участие специалисты органов государственного надзора (контроля). Ежегодно администрация города поддерживает инициативу Правительства региона по проведению месячника безопасности труда. В течение апреля проводятся мероприятия, направленные на улучшение условий труда, в том числе в целях улучшения демографической ситуации, удовлетворения возросшей потребности в рабочих кадрах, недопущения падения интереса работников к ряду профессий и специальностей из-за вредных или опасных условий труда. В 2017 году проведен ставший уже традиционным городской конкурс на лучшую организацию охраны труда, в котором приняли участие 19 работодателей. В числе победителей по разным номинациям (группам организаций) признаны ОАО «НЗМК», Детский сад № 180 ОАО «РЖД», МБДОУ Детский сад № 11 и другие. Деятельность многих из участников муниципальных конкурсов в полном объеме соответствует критериям социальной ответственности. Всего в настоящее время в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края включены 33 организации города. 6.2. Косихинский район Управление охраной труда администрация Косихинского района определяет как одну из приоритетных задач, направленных на создание работникам комфортных и безопасных условий труда, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Реализация государственной политики в области охраны труда на территории района осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края, в районе утверждено Положение о системе муниципального управления охраной труда, принята муниципальная целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2017-2020 годы. Этой цели служат и механизмы социального партнерства, определенные в районном трехстороннем соглашении, двухсторонних договорах на уровне сельских администраций, коллективных и трудовых договорах, в которых предусмотрены обязательства сторон по охране труда. Система муниципального управления охраной труда в Косихинском районе представляет собой совокупность организационных форм и методов, согласованных действий Совета народных депутатов, администрации района, работодателей, профсоюзов и иных представительных органов работников по улучшению условий и охраны труда, а также предполагает участие в этом процессе органов государственного контроля (надзора), социального страхования. Представители указанных сторон входят в состав рабочей группы по охране труда и безопасности производства. Эффективное содействие в проведении специальной оценки условий труда работодателям, в организации обучения по охране труда образовательным организациям и работодателям, осуществлении иных профилактических мер – это только несколько аспектов, позволяющие администрации района занимать достойные позиции в сфере охраны труда. Так, спецоценка проведена на рабочих местах для 1,2 тыс. сотрудников. О состоянии условий труда осведомлены 2/3 работников, в том числе учреждений, финансируемых из местного бюджета. С привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций систематически проводится обучение по охране труда. АНО ДПО «СЦБТ», ООО «Байон» проведена проверка знаний у 250 работников. По итогам проводимого мониторинга общие затраты на мероприятия по охране труда превысили 39 млн. рублей, что в расчете на одного сотрудника составило 17,6 тыс. рублей. Ежегодно администрация района поддерживает инициативу Правительства региона по проведению месячника безопасности труда. Традиционно к Всемирному дню охраны труда приурочено проведение районного конкурса на лучшую организацию охраны труда среди работодателей. Организации района неоднократно становились победителями и призерами краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года». В последнем конкурсе крестьянско-фермерское хозяйства Иванова Анатолия Николаевича стало победителем в номинации «Малая организация высокой социальной эффективности», краевое государственное бюджетное учреждение «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Косихинскому району» стало призером в номинации «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственного сектора». Косихинский район относится к числу территорий Алтайского края с минимальным уровнем производственного травматизма, в том числе с тяжкими последствиями. За последние пять лет в организациях района таких случаев зарегистрировано лишь два. 6.3. Шипуновский район В экономике Шипуновского района занято 5,4 тыс. работников. Общее количество организаций, осуществляющих производственную деятельность, - 198; у 18 работодателей численность работников превышает 50 человек. По итогам 2017 года район занимает 6 место по показателям в сфере охраны труда. Организационно система муниципального управления охраной труда является двухуровневой и предусматривает осуществление управления охраной труда на муниципальном уровне и уровне организаций.
Участниками системы являются органы государственного надзора (контроля), социального страхования и организации, аккредитованные в установленном порядке на оказание услуг в области охраны труда. Отдел по труду администрации района непосредственно реализует муниципальное управление охраной труда. При этом в учреждениях, финансируемых из районного бюджета, и муниципальных предприятиях орган по труду содействует в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, в осуществлении предупредительных и профилактических мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. На уровне организаций координаторами всей трудоохранной работы являются специалисты по охране труда и должностные лица, назначенные ответственными за организацию работ по охране труда. Так, у всех работодателей, численность работников которых превышает 50 человек, имеются специалисты по охране труда, у остальных – назначены ответственные. Серьезное внимание со стороны руководства района уделяется профилактической работе в области безопасности труда. В 2017 году постановлением администрации района от 22.03.2017 № 120 «О проведении месячника по охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях района» месяц апрель объявлен месячником по охране труда. Во исполнение постановления в трудовых коллективах; проведены совещания по вопросам безопасности на производстве; комиссиями по охране труда организаций проведены проверки знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы у работников рабочих профессий; состоялись беседы, семинары, собрания с работниками по вопросам трудового законодательства; организованы и проведены конкурсы на лучшее структурное подразделение, рабочее место. Завершающим мероприятием месячника стал районный семинар со специалистами по охране труда. Взаимодействие и сотрудничество администрации района с объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, совместная работа органов управления охраной труда всех уровней позволила добиться высоких результатов в сфере охраны труда в целом по району. Спецоценка (до 01.01.2014 – аттестация рабочих мест по условиям труда) проведена на всех рабочих местах в учреждениях бюджетной сферы (более 1 тыс. рабочих мест, на которых трудятся 1,4 тыс. работников). Всего же условия труда исследованы на 3,7 тыс. рабочих местах, что составляет 95,0 % от общего их количества в территории. Только в 2017 году более 150 руководителей и специалистов организаций района, работодателей – индивидуальных предпринимателей, прошли обучение по охране труда. С 2015 года их число превысило 440 человек. По данному показателю ежегодно район уверенно занимает лидирующие позиции. В 2017 году продолжалось финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет средств социального страхования. 23 работодателя использовали часть страховых взносов на приобретение средств индивидуальной защиты, проведение периодических медицинских осмотров и специальной оценки условий труда. Общая сумма финансирования превысила 685 тыс. рублей – один из самых высоких показателей среди муниципальных районов края. Минимальные значения показателей производственного травматизма в последние годы – результат системного подхода к управлению охраной труда в районе.
Системный подход к управлению охраной труда на региональном, муниципальном уровнях, у отдельно взятого работодателя в совокупности с иными технологиями решения задач в социально-трудовой сфере, как показывает региональный опыт, позволяют значительно повысить уровень работы по созданию комфортных условий жизни для основной категории граждан Алтайского края – работающего населения. [1] Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». |