18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В Алтайском крае прошла международная конференция по развитию отечественного рынка продуктов, услуг и технологий на основе сырья пантового оленеводства.

Сегодня отрасль пантового оленеводства получила развитие только в двух регионах России – Алтайском крае и Республике Алтай, где производится, по некоторым данным, более 90 процентов всей продукции пантового оленеводства. А в крае даже принята специальная региональная целевая программа развития комплексной переработки продуктов пантового оленеводства на 2011-2015 годы. Это единственный в России программный документ, направленный на развитие переработки уникального местного животного ресурса. На Алтае работает Всероссийский институт пантового оленеводства РАСХН. А разработанные  учеными методики применяются предприятиями, входящими в состав Алтайского биофармацевтического кластера.

В Алтайском крае прошла международная конференция по развитию отечественного рынка продуктов, услуг и технологий на основе сырья пантового оленеводства.

МНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЧИНОВНИКОВ.

Открывая форум, в котором приняли участие представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов исполнительной власти Алтайского края и Республики Алтай, руководители российских научных и образовательных учреждений, предприятия-переработчики сырья пантового оленеводства, ведущие туристические компании и другие специалисты, вице-губернатор Алтайского края Александр Лукьянов заявил:

- Наш регион, обладая таким уникальным ресурсом и потенциалом, имеет все условия, чтобы стать лидером в оздоровлении людей не только в России, но и в границах Таможенного союза, в производстве функционального питания, лекарственных субстанций, в инновационных медицинских технологиях.

Вице-губернатор Александр Лукьянов.

Вице-губернатор Александр Лукьянов.

Как сообщила начальник Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина, в крае с 2011 года принята специальная краевая программа развития пантового оленеводства и переработки его продукции. По итогам 2012 года изготавливалось более 200 видов продукции, почти вдвое увеличилось производство БАД из продуктов пантового оленеводства. Производство лекарственных средств и функциональных продуктов питания, пантовых ванны выросло в 1,7 раза. С 2011 года было создано два новых предприятия по переработке продуктов пантового оленеводства. А всего было произведено этой продукции  на 187 млн. рублей. Ъ

Начальник Управления по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина.

Замначальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Михаил Чмырев отметил, что Алтайский край по поголовью маралов и пантовых оленей (около 25 тыс. голов), а также по числу хозяйств этой подотрасли животноводства,  занимает второе место в России.  Ежегодно в крае заготавливается свыше 13 тонн консервированных пантов. Мараловодческие хозяйства сосредоточены в Чарышском, Алтайском и Солонешенском районах Алтайского края. Самое крупное из них – ФГУП «Новоталицкое», что в Чарышском районе. Оно является опытным хозяйством НИИ пантового оленеводства СО РАСХН – единственного специализированного отраслевого научного института в России. Именно там была выведена первая в России алтае-саянская порода марала с продуктивностью не менее 6 кг сырых пантов на рогача. До 2020 года на поддержку пантового оленеводства в Алтайском крае планируется направить около 100 млн. рублей.

Однако господдержка мараловодства в нынешнем виде, по словам Чмырева, не стимулирует рост поголовья. В июле этого года Республика Алтай и Алтайский край обратились в Министерство сельского хозяйства с предложением увеличить размер господдержки мараловодства и пантового оленеводства.

МНЕНИЕ УЧЕНЫХ

Директор НИИ пантового оленеводства РАСХН (Алтайский край) Василий Луницын:

- В советское время 40 процентов пантов продавалось за границу, а 60 процентов перерабатывалось на пантокрин. В 2012 году в Республике Алтай и Алтайском крае было произведено более 50 тонн пантов и 28 тонн маральей крови, которая в основном идет на изготовление препаратов. Причем из всего перечня их только один является лекарственным средством, а остальные – БАДы. Из-за высокой цены на панты для производства оздоровительных препаратов используется, как правило, более дешевое и менее качественное сырье. Доля его в готовой продукции не превышает 1-2 процентов и не оказывают какого-либо оздоравливающего воздействия на организм, применяется скорее для экзотики. Клинических исследований предлагаемых на рынке препаратов, как правило, не проводится. Предлагаемые на рынке препараты и технологии нередко дискредитируют научно обоснованные методы оздоровления. Краевая программа дала возможность нашему институту заняться переработкой сырья, но, к сожалению, в программе не предусмотрены средства на научные и клинические исследования.

Профессор Алтайского государственного медуниверситета (АГМУ)  Борис Козлов предложил создать в Алтайском крае специализированный учебный центр в Алтайском крае. «Впервые для этого есть все предпосылки, можно рассчитывать на краевую и федеральную господдержку. Есть коллектив преподавателей и ученых», - зметил профессор Козлов. Он также выступил с инициативой организовать на базе АлтГМУ специальную лабораторию, которая сертифицировала бы продукцию пантовой переработки, занималась фармакологическими исследованиями.

МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЫРЬЯ

Владимир Мещеряков, исполнительный директор внешнеэкономической Ассоциации оленеводческих хозяйств Республики Алтай:

- В Новой Зеландии более 2 млн. голов  оленей. Там производится до 500 тонн сырых пантов в год. Новозеландцы могут серьезно регулировать рынок пантовой продукции во всем мире. Поставляется новозеландская продукция в Китай (более половины), в Южную Корею и Гонконг. В Новой Зеландии около 20 заводов по промышленной переработке пантового сырья. Китай увеличивает потребление пантов из Новой Зеландии, хотя там есть и свое стадо оленей (около 1 млн. голов). Около 100 тыс. голов есть и в Корее. Российские панты дороже новозеландских, поскольку значительно лучшего качества.

За 2012 год в Республике Алтай было произведено 105 тонн сырых пантов, консервированных – 36,5 тонн. Поголовье – 53 тыс. голов маралов, из них – 24 тыс. рогачей. В Алтайском крае в прошлом году было произведено 36 тонн сырых пантов марала, консервированных – 13 тонн. Стадо маралов в крае – 22 тыс. голов, из них 7 тыс. рогачей.

Цена на панты марала упала за последнее десятилетие до 240 долларов за кг. Рентабельность производства упала до 5-10 процентов. В результате произошло снижение объемов производства пантов марала: в 2012 по сравнению с 2008 годом упало на 14,5 процентов. А по пятнистым оленям почти втрое, хотя стоимость их пантов на мировом рынке выросла за последние несколько почти втрое и достигла 650 долларов за килограмм.

Российские производители, выходя на мировой рынок, не действуют согласованно. Союз мараловодов Сибири не способствует консолидации их позиции. Продажи на внутреннем рынке ведутся при помощи посредников из Южной Кореи и Гонконга. Внутренний рынок разрушают экспортно-закупочные фирмы, возглавляемые жителями Кореи и Гонконга. Качественные панты производят лишь 30-40 процентов предприятий.

Российские производители, выходя на мировой рынок, не действуют согласованно. Союз мараловодов Сибири не способствует консолидации их позиции. Продажи на внутреннем рынке ведутся при помощи посредников из Южной Кореи и Гонконга. Внутренний рынок разрушают экспортно-закупочные фирмы, возглавляемые жителями Кореи и Гонконга. Качественные панты производят лишь 30-40 процентов предприятий.

Вопрос реализации пантовой продукции внутри страны не решается. Ведутся пустые разговоры! Даже в Алтайском крае и Республике Алтай нет координирующей структуры, которая бы обеспечивала  взаимодействие производителей сырья и его переработчиков, которые не знают потребностей и возможностей друг друга. Оленеводческие хозяйства Горного Алтая готовы продавать для внутренних потребностей до 60 процентов производимых консервированных пантов (20-22 тонны), а в сыром виде – 52-58 тонн. Переработчики не готовы брать качественные панты по экспортным ценам мирового рынка. Поэтому приобретают низкокачественное сырье.  

МНЕНИЕ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ

Руководитель группы компаний «Пантопроект» Николай Фролов:

- Почему развитие отрасли пантового оленеводства остается актуальным? Первое. Состояние здоровья россиян по-прежнему неудовлетворительно. Второе. Приоритетной становится профилактика здоровья. Третье. Положительное воздействие пантового сырья на здоровье неоспоримо. Рынок пантовой продукции в России существует около 200 лет. В настоящее время на рынке Алтая работает более 130 оленеводческих ферм и не менее 20 предприятий, перерабатывающих пантовое сырье. В России сегодня ежегодно производится более 50 тонн консервированных пантов (около $13 млн.), более 600 тонн маральего мяса (около 780 млн. рублей), более 200 разных видов готовой продукции из пантового сырья (200 млн. руб.). 

Николай Фролов – настоящий энтузиаст созданий цивилизованного рынка пантовой продукции.

Николай Фролов – настоящий энтузиаст созданий цивилизованного рынка пантовой продукции.

Современный отечественный рынок продукции из пантового сырья очень противоречив. Он по-прежнему нестабилен, несбалансирован, неоднороден. Внутренний рынок небольшой, но растущий, через 3-5 лет догонит по объемам экспорт. Наша продукция обладает лучшей в мире клинической проработкой, но потребители с этим обстоятельством практически не знакомы. Контролирующие органы толкают производителей к упрощенной работе, без клинических исследований, выпускать продукцию в самых примитивных формах. Рынок пантовой продукции развивается вопреки отношению к нему государства.

Что нужно делать? Упорно двигаться вперед. Предложить администрации Алтайского края пролонгировать краевую программу развития пантового мараловодства до 2018 года. Скорректировать саму программу для сбалансированности мараловодства и переработки его продукции. Производство пантовой продукции внутри Росси полностью зависит от сырья. А оно, к примеру, консервированные панты, по большей части идет на экспорт. Нет свободных предложений и по другим видам мараловодческой продукции – крови, мясу. Убежден, что надо мараловодов и переработчиков объединить в единый союз.

Нужно сосредоточиться на проведении клинических исследований и повышения информированности врачей и населения, формировании цивилизованного потребительского рынка, популяризации научных знаний о пользе пантовой продукции для здоровья человека.

Программа должна, на мой взгляд, выводить не на количественные, а на качественные показатели. Надо сконцентрировать усилия на создании точек роста рынка. Мы совершенно неравнозначно задействованы в рамках программы. К примеру, невозможно уговорить все 44 алтайских санатория  использовать пантовую продукцию. Но можно создать базовый центр на площадке санатория «Эдем» в Белокурихе. Он и станет образцом для всех остальных санаториев в России и на Алтае. 

Надо поднять планку амбиций! Надо учитывать изменения, происходящие на мировом рынке! Предлагаю провести в 2018 году VII Международный конгресс пантового  оленеводства, совместив подготовку к нему и осуществление краевой программы. Ну и, уверен, необходима федеральная ведомственная программа развития мараловодства в России. Это небольшие деньги и большие организационные усилия. Иначе мы можем потерять всю отрасль в тяжелейшей конкурентной борьбе.

Мы открыли единственный в России музей марала, планируем издать детскую книжку об оленях и маралах. До конца 2013 года предполагается при нашем финансовом участии издать сборник архивных документов по истории мараловодства на Алтае.

В Алтайском крае создан единственный в России музей марала.

В Алтайском крае создан единственный в России музей марала.

МНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Начальник отдела развития отраслей животноводства Департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Игорь Баглай пояснил порталу Doc22:

- Мы не возражаем против федеральной программы. Другой вопрос, что пантовое оленеводство развито всего лишь в двух регионах России. Наши основные приоритеты, за которые мы отчитываемся, это мясо и молоко. Панты больше относятся к продукции оздоровительной, к сфере здравоохранения. Федеральная целевая программа документ серьезный и призван решать проблемы, когда они уже приобрели острый характер, когда существующие инструменты , как региональные, так и федеральные, не могут помочь ее решить. Программу разработать не сложно, но придется ее согласовывать с  Минэкономразвития и Минфином, на что шансы, прямо скажем, невелики. Поэтому лукавить не буду: мараловодом Алтая не стоит ожидать принятия какой-то программы на федеральном уровне. Средства федеральной поддержки выделяются по госпрограмме развития сельхозпроизводства. Есть, к примеру,  и такой инструмент, как федеральное софинансирование региональных экономически значимых программ. Это дополнительный источник финансирования такой подотрасли животноводства, как пантовое оленеводство. Хочу заметить, что с 2015 года финансирование отрасли увеличится в 1,5 раза и достигнет 400 млн. рублей вместо сегодняшних 180 млн. руб. Регионам, Алтайскому краю и Республике Алтай. Надо готовить заявки в Минсельхоз на получение такой поддержки.