18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
02.11.2010

Спортзалы должны быть открыты для всех

Совет администрации одобрил Стратегию развития физической культуры и спорта в Алтайском крае до 2020 года

Начальник Управления Алтайского края по физической культуре и спорту Владимир Альт представил на Совете администрации проект «Стратегии развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года».  Такие документы разрабатываются или в ближайшее время будут разработаны в каждом регионе России, но Алтайский край свою стратегию уже имеет. Осталось ее утвердить. На Совете администрации документ в целом получил одобрение. Через 10 лет число детей, занимающихся спортом, должно вырасти с нынешних 30 до 80 %, а взрослых – вдвое, с 20 до 40 %.

 

- При разработке Стратегии  учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья, физического воспитания подрастающего поколения, конкурентоспособности алтайского спорта на Всероссийской и международной арене. В сфере физической культуры и спорта страны и Алтайского края имеется комплекс проблем, - подчеркнул Владимир Альт. 
 

    

Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Свыше 35 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом.

 

Второй проблемой является недостаточно эффективная система детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд края, низкая заработная плата тренеров, методистов по спорту.

 

Третьей проблемой является усиление  конкуренции в спорте высших достижений, недостаточная квалификация кадров для подготовки спортсменов высокого класса.

 

Четвертая проблема - значительное отставание  в развитии и внедрении современной спортивной инфраструктуры.

 

В настоящее время 82 процента жителей края, в том числе 72 процента детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом, а спортивные сборные команды края далеко не всегда достойно выступают на Всероссийских соревнованиях. 
 

   

Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей края вести здоровый образ жизни, систематически  заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также совершенствование подготовки спортивного резерва для сборных команд Алтайского края и Российской Федерации.

 

Предусматривается два этапа реализации Стратегии: первый этап 2010 - 2015 годы и второй этап 2016 - 2020 годы.

 

Из основных целевых ориентиров Стратегии, в первую очередь необходимо отметить, что количество систематически занимающихся физической культурой и спортом должно увеличиться более чем в 2 раза, в том числе лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов - более чем в 4 раза.

 

Для достижения поставленных целевых ориентиров Стратегии предлагается модернизация системы физкультурно-спортивного воспитания населения, организационных основ управления развитием физической культуры и спорта, включающее в себя:

  • создание сети спортивных клубов;
  • совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;
  • повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;
  • совершенствование нормативного правового регулирования физической культуры и спорта.
 

Приоритетное внимание в Стратегии уделяется вопросам повышения эффективности физического воспитания, развитию спорта в образовательных учреждениях. Здесь мы исходим из того, что ни один обучающийся не должен быть освобожден от занятий физической культурой, тем более лица с ограниченными физическими возможностями и инвалиды. Вся работа по физическому воспитанию и развитию спорта среди дошкольников, школьников и студентов должна осуществляться с учетом реальных потребностей, занятия должны быть интересными для обучающихся.

 

В Стратегии представлены пути модернизации системы физического воспитания, а также возможности их реализации.

 

Что же касается существующей системы физического воспитания, то мы считаем необходимым сохранение обязательной формы физкультурного образования: для обучающихся в объеме не менее 3-х часов в неделю и существенно увеличить объем спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время, расширив содержание блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ. 
  

    
В Стратегии особое внимание уделено вопросам развития физической культуры и спорта среди взрослого населения. Речь в первую очередь идет об экономически активном населении. 


В этих целях предусматривается:

  • включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
  • совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях, в учреждениях, а также по месту жительства и отдыха населения: в санаториях и домах отдыха;
  • создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятия разными видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта.
      
    

Постоянное внимание уделяется вопросам совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и системе подготовки спортивного резерва для повышения конкурентоспособности алтайского спорта на Всероссийской и международной спортивной арене. 
  

   

Для совершенствования этого направления работы необходима реализация комплекса следующих мер:

  • Модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава;
  • организация и проведение краевых смотров-конкурсов среди спортсменов, тренеров, специалистов спорта;
  • развитие краевых учреждений спортивной подготовки;
  • стимулирование развития системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых; 
  • внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;
  • разработка предложений по созданию и развитию в крае региональных центров спортивной подготовки (спортивного резерва) и базовых видов спорта.
  

 

Для достижения основных поставленных задач в Стратегии указываются конкретные меры и показатели по научно-методическому, кадровому, материально-техническому, организационно-управленческому, медико-биологическому и антидопинговому обеспечению развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.  

 



Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:

 
  • поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
  • повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов края;
  • разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения; 
  • активное пpивлeчение к пропаганде спорта вeдyщиx cпopтивныx cпeциaлиcтoв, cпopтcмeнoв, пoлитикoв, oбщecтвeнныx дeятeлeй, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;
  • издание мeтoдичecких мaтepиaлов и пocoбий. 
  • Серьезное внимание в Стратегии уделено подготовке кадров.
    

Так, кадровое обеспечение отрасли должно увеличиться примерно на 10 процентов, с 5434 чел. до 6000 чел. в 2020 году. Однако решить поставленные в Стратегии задачи невозможно, если не будет решена проблема качественной подготовки кадров и эффективного повышения квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта. Необходимо:

  • совершенствовать систему обучения и переподготовки руководителей, тренеров, специалистов;
  • организовать проведение краевого конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена, спортивного врача;
  • разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта;
  • организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту.
 

В Стратегии запланирована разработка мер по увеличению уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, в т.ч.:

  • строительство современных спортивных сооружений в крае;
  • улучшение материально-технического обеспечения учреждений и организаций физической культуры и спорта;
  • развитие системы оценки эффективности деятельности органов муниципальной власти  на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
  • В рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» планируется строительство 11 спортивных объектов, 5 футбольных полей с искусственным покрытием, в 2011-2012 годах в рамках программы 75х75 – 4 спортивных объекта в сельских районах края и 2 бассейна в городских округах.
  • Кроме того, появятся новые спортивные сооружения за счет проведения краевых зимних и летних Олимпиад, реализации муниципальных программ развития спорта, поддержки сельских поселений в рамках реализации краевых программ развития спорта.
 

Улучшение материально-технического обеспечения планируется не только за счет расширения инфраструктуры, но и повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта.

 

Предполагается строительство спортивных объектов за счет частных инвестиций при поддержке из краевого бюджета в рамках постановления Администрации края от 15.09.2007 «О мерах государственного стимулирования инновационной деятельности в Алтайском крае». 
  
    

Финансовое обеспечение реализации Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета, бюджетов Алтайского края и внебюджетных источников. Финансирование мероприятий по реализации Стратегии предусматривается осуществлять также в рамках ведомственной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2009-2011 годы", других программ развития спорта, с учетом их пролонгации до 2020 года. 
 

   

Целевые показатели реализации Стратегии края соответствуют основным показателям Стратегии Российской Федерации. Несмотря на довольно высокие цифры, которые необходимо достичь к 2020 году, на правительственном уровне уже сегодня принято ряд мер, позволяющих более оптимистично  смотреть вперед. Это введение государственных стандартов по физической культуре в образовательных учреждениях, усиление требований по физвоспитанию дошкольников и студентов, развитие базовых видов спорта в регионах, увеличение доли субсидии при строительстве объектов спорта в рамках ФЦП и другие.

 

Несомненно также, что достичь целевых показателей в крае возможно только при объединении усилий власти, бизнеса, общественности. Потребуется межведомственное взаимодействие многих заинтересованных структур по модернизации системы физического воспитания населения, особенно в образовательных учреждениях края.

 

Мониторинг и контроль реализации Стратегии будет осуществлять крайспортуправление с участием всех заинтересованных организаций.

 

Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

 

- Это достаточно серьезно проработанный документ. Для пилотного проекта документ в целом структурно выдержан. Но я бы отметил вот какой момент... Если говорить об инфраструктуре, то у нас – где густо, где пусто. Если в населенном пункте, где проживает 500 - 700 человек, есть спортивный зал среднего формата, то это очень хорошая степень обеспеченности. Если этот показатель посчитать для городского населения, он будет на порядок ниже.

 

Мы должны в Стратегии записать: для начала должна быть полная загрузка имеющейся инфраструктуры. А потом уже развитие инфраструктуры.

 

Если мы подойдем с позиции «сколько часов в сутки используется спортивный объект», то выяснится, что ситуация не очень хорошая. Мы слабо используем имеющиеся ресурсы. Если зал школьный, то почему он закрыт для закончившей школу молодежи? Спортивный объект принадлежит муниципалитету! Образовательному учреждению он передан только в оперативное управление! Объект нужно использовать по полной. У нас огромное количество спортзалов в школах, ПТУ, других образовательных учреждениях недозагружены. И это является совершенно нетерпимым фактором...