18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

О работе региональной системы здравоохранения рассказала порталу Doc22 ее руководитель Ирина Долгова. 

В этом году завершается осуществление в регионе Программы модернизации здравоохранения Алтайского края, рассчитанной на 2011-2012 гг. Однако, по мнению краевых властей, завершение программы вовсе не означает, что модернизация в этой базовой социальной сфере  закончена, а все проблемы решены. Об итогах работы алтайского здравоохранения, результатах осуществления программы его модернизации и перспективах развития в ближайшем будущем главному редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову рассказала начальник Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности края Ирина Долгова. 

- Ирина Викторовна, как бы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в здравоохранении Алтайского края? В какой стадии модернизации находится отрасль? 

- Ситуацию в здравоохранении края сегодня можно оценивать как этап коренных преобразований, которые охватывают, на мой взгляд, все стороны системы охраны здоровья населения: правовую и организационную, состояние материально-технической базы и переход на новые медицинские технологии. 

Проведение таких системных преобразований должно обеспечить формирование более эффективной модели здравоохранения, обеспечивающей гарантии прав пациентов и равные возможности получения качественной медицинской помощи и способной адекватно влиять на улучшение показателей здоровья населения. 

Модернизация началась не в 2011 году - начало системных преобразований медицинской отрасли было положено приоритетным национальным проектом «Здоровье», государственными и краевыми целевыми программами в сфере здравоохранения и продолжено в Программе модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы. 

Реализация мероприятий программы идет в соответствии  графиком и к настоящему времени основная их часть завершена. Так, по состоянию на 1 ноября проведен капитальный ремонт 144 объектов в 37 учреждениях здравоохранения и поставлено 1069 единиц медицинского оборудования. Продолжается работа по внедрению современных информационных технологий в здравоохранение края.  В настоящее время интернет-запись возможна во всех поликлиниках краевой столицы, во всех стоматологических лечебных учреждениях, а также в женских консультациях. На сегодняшний день более 90 тысяч пациентов воспользовались интернет-записью на прием к врачам. Кроме краевого центра к интернет-записи до конца текущего года подключатся все поликлиники края. Параллельно с этим в регионе действует «горячая линия, где граждане могут узнать, почему они иногда не могут через Интернет записаться в своей поликлинике к врачу.  

Алтайская краевая клиническая больница 

Достойная заработная плата врачей – одна из ключевых задач в сфере здравоохранения. И в регионе продолжается планомерная работа по повышению заработной платы работникам учреждений здравоохранения. Так, выплаты в рамках повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи получили 3915 врачей и 6507 средних медицинских работников края. На одного врача, работающего на ставку и более, размер доплат составил 13993,2 руб., на одного среднего медицинского работника – 8318,26 руб. Средняя заработная плата в поликлинике выросла у врачей на 52,5%, у среднего медицинского персонала на 92,3%. Сегодня внедрено 50 стандартов оказания медицинской помощи в 92 учреждениях здравоохранения. Средняя заработная плата врачей в учреждениях, внедряющих стандарты, выросла на 64,9%. 

Реализация Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы не означает завершение самой модернизации здравоохранения – это лишь завершение ее начального этапа. В ходе совещания у Президента Российской Федерации министр Вероника Скворцова отметила, что «..программы модернизации являются серьезной основой для дальнейшего улучшения организации здравоохранения субъектов Российской Федерации». 

- Насколько, с вашей точки зрения, экономически и социально обоснованно смещение приоритетов с лечения на профилактику заболеваний, диспансеризации и оказание специализированной медицинской помощи? Есть ли ресурсы для опережающего решения стоящих перед системой здравоохранения края задач? 

- Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни. Модернизация здравоохранения позволила сделать значительный скачок в области профилактики. Диспансеризация школьников и подростков дала возможность выявить многие факторы риска и заболевания на ранних стадиях, коррекция которых позволяет не допустить те или иные заболевания. Развитие в крае специализированной и высокотехнологичной помощи позволило увеличить доступность  пациентам данному виду помощи. А значит решать проблемы с выявленными, в ходе диспансеризации, серьезными заболеваниями (онкология, болезни системы кровообращения, сердечно-сосудистые заболевания и др.). 

Краевой диагностический центр

Министр здравоохранения Вероника Скворцова представила государственную программу «Развитие здравоохранения», в которой важнейший акцент сделан именно на профилактику. 

Алтайская краевая поликлиника 

- Как изменится структура медучреждений в сельской местности? Сохранится ли базовая инфраструктура на селе? Как она будет выглядеть в модернизированном виде? 

- Совершенствование сельского здравоохранения является одним из приоритетов программы модернизации. На реализацию программных мероприятий в сельские медицинские учреждения направлено более 40% финансовых средств. Важнейшим направлением модернизации является проведение структурных преобразований сети сельского здравоохранения. В первую очередь это касается медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь жителям села. 

Проводя модернизацию сельских учреждений здравоохранения, мы руководствовались следующими принципами:  опережающее развитие амбулаторно-поликлинической помощи, дневных стационаров и общих врачебных практик, преимущественно при врачебных амбулаториях; развитие скорой медицинской помощи; приближение специализированной медицинской помощи за счет расширения сети и увеличения мощности межрайонных и межмуниципальных специализированных отделений; повышение доступности жителям села в получении уникальных специализированных и высокотехнологичных видов медицинской помощи на базе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. 

Для значительной части сельских жителей самыми доступными медицинскими подразделениями являются фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы). Поэтому первоочередной задачей для сельского здравоохранения края является сохранение и развитие ФАПов. В настоящее время в крае работает 929 ФАПов, а медицинская помощь населению сел, где они отсутствуют, обеспечивается выездами специалистов ЦРБ и врачей ближайших участковых больниц и врачебных амбулаторий по заранее утвержденному графику. В 2011 году все ФАПы получили необходимые лицензии и медицинские работники наряду с оказанием доврачебной медицинской помощи обеспечивают жителям сел отпуск необходимых лекарственных средств. 

Ребрихинская ЦРБ 

Уже проведенные преобразования позволили обеспечить оказание до 60% первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в амбулаторных условиях на уровне фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий и поликлинических отделений центральных районных больниц. 

- Нарекания вызывала работа скорой медицинской помощи. Что делается для улучшения работы этой службы?

- С целью повышения оперативности и качества ее оказания еще в 2011 году в районах края дополнительно организованы фельдшерские бригады, в центральных районных больницах внедрена диспетчеризация отделений скорой, с оснащением их системами электронной записи приема вызовов. 

В текущем году в программу модернизации внесены изменения, обеспечивающие финансирование мероприятий по оснащению санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств. В соответствии с внесенными изменениями бортовой аппаратурой ГЛОНАСС/GPS оснащено 389 единиц санитарного транспорта, в том числе 271 единица в 65 отделениях скорой медицинской помощи центральных районных и городских больниц и 118 единиц в 3-х станциях скорой медицинской помощи. Завершено оснащение 36 рабочих мест дежурных диспетчерских служб скорой медицинской помощи специальным программным обеспечением мониторинга транспортных средств системы ГЛОНАСС. 

На снижение остроты проблемы доступности, повышения качества и оперативности оказания скорой медицинской помощи жителям сельских районов и городов Алтайского края направлена ведомственная целевая программа «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи жителям Алтайского края» на 2012 – 2014 годы. Реализация перечисленных мероприятий позволит существенно повысить качество оказания скорой медицинской помощи и охват скорой помощью сельского населения. 

В ходе модернизации значительно расширена сеть межрайонных отделений, приближающих специализированную помощь жителям села. Во всех межрайонных отделениях проведен капитальный ремонт, они дооснащены современным медицинским оборудованием в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи. 

В настоящее время в крае функционирует 24 краевых центра на базе городских больниц и 134 межмуниципальных отделения. В межмуниципальных учреждениях функционируют 10 отделений переливания крови, 16 кардиологических кабинетов. В результате существенно снижен дисбаланс в распределении учреждений по уровням оказания медицинской помощи. Общее количество учреждений, в которых оказывается специализированная помощь в межмуниципальных центрах, увеличено до 49 (рост на 69%). За счет реализации мероприятий Программы сеть учреждений здравоохранения края практически приведена к состоянию, соответствующему численности, возрастному составу, а так же структуре и уровням заболеваемости и смертности населения края. 

- Какие системные и частные проблемы существуют в здравоохранении края? Как они решаются в ходе модернизации?

- На мой взгляд, в регионе необходимо дальнейшее развитие реабилитационной базы для больных после проведенной высокотехнологической медицинской помощи. Наш край богат природно-рекреационными ресурсами – я не преувеличу, если скажу, что необходимо активнее развивать санаторно-курортное лечение. Сегодня в рамках программы модернизации и федеральной программы развития здравоохранения до 2020 года в крае продолжается работа в каждом из этих направлений. 

- Отдельно расскажите об остроте кадровых проблем. Какими вам видятся пути их решения?    

- Да, не секрет, что в нашей отрасли на протяжении последних лет одна из главных задач именно - кадровая. Ключевым звеном, определяющим эффективность преобразований системы здравоохранения, является кадровая составляющая. Меры, предпринятые в рамках ПНП «Здоровье», уже позволили повысить обеспеченность кадрами участковые службы. Однако, по-прежнему остается актуальной проблема укомплектованности медицинскими кадрами большинства сельских районов и «малых» городов. В возрастной структуре медицинских кадров, особенно на селе и по отдельным специальностям нарастает доля пенсионеров. 

Для снижения остроты кадровой проблемы в системе здравоохранения, в крае реализуется целенаправленная система мероприятий для улучшения положения медицинских работников, повышения престижности профессии медика, обеспечение возможности своевременной постдипломной переподготовки. 

В 2011 году штатная численность врачей в сравнении с предыдущим годом увеличилась на 913 единиц (5,7%). Число физических лиц врачей увеличилось на 208 человек или 2,3%.  В первом полугодие 2012 года трудоустроено в учреждения здравоохранения края 247 врачей, из них в возрасте до 35 лет – 128 человек. В течение первого полугодия в лечебные учреждения трудоустроено средних медицинских работников 578, в том числе в возрасте до 35 лет - 372. В 2011 году укомплектованность учреждений здравоохранений края составила: врачами  92% и средними медицинскими работниками – 95,9%. В регионе реализуется ряд программ, направленных на закрепление медицинских работников учреждений здравоохранения края. Постоянно проводится целевая базовая и последипломная подготовка специалистов с учетом потребности лечебных учреждений. 

Так, в крае с 2004 года реализуется краевая целевая программа «Переподготовка и повышение квалификации медицинских работников», средства которой направлены на профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей, а также на подготовку в клинической ординатуре специалистов остродефицитных специальностей. За счет средств ведомственной целевой программы проходят последипломную подготовку специалисты с высшим и средним медицинским образованием, а также ежегодно проводится конкурс «Лучший врач года». 

В 2011 году за счет бюджета края в рамках мероприятий программы модернизации постдипломную подготовку прошли 463 врача и 1023 средних медицинских работников. Еще 84 врача прошли профессиональную переподготовку за счет краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда в Алтайском кря. На сегодняшний день уже 266 молодых врачей уже получили компенсационные выплаты в размере 1 млн. руб. за счет федеральной программы закрепления кадров в сельской местности «Земской доктор». Есть все предпосылки, что данная программа будет продолжена. 

- Какова сегодня демографическая ситуация в Алтайском крае? Чем обусловлены положительные тренды и тенденции? Специалисты прогнозируют объективное ухудшение демографических параметров в  России в ближайшие годы. Как это может отразиться на положении дел в Алтайском крае? Что делается для микширования негативных последствий? 

- Сложившуюся демографическую ситуацию в крае можно оценить как более благоприятную, чем в 2011 году.  В течение 2012 года продолжились позитивные тенденции снижения смертности, как общей, так преждевременной  - так называемой смертности населения трудоспособного возраста. Наиболее важным позитивным фактом в демографической ситуации является значительный рост рождаемости. Оба положительных тренда обеспечили более выраженное снижение убыли населения края, обусловленное процессами естественного движения (рождений и смертей). 

За девять месяцев 2012 года родилось живыми - 24552 ребенка, что на 1596 больше, чем за аналогичный период 2011 года. Показатель рождаемости вырос на 7,1% и составил 13,6‰ (12,7‰ в 2011 году). Уровень общей смертности снизился на 2%, за девять месяцев 2012 года умерло на 482 человек меньше, чем за этот же период прошлого года. Показатель общей смертности составил 14,5‰ (14,8‰ в 2011 году). 

Число умерших граждан трудоспособного возраста (преждевременная смертность) за девять месяцев в сравнении с аналогичным периодом 2011 года снизилось на 380 человек, а показатель - на 5,4%). Показатель естественного прироста в сравнении с данными девяти месяцев прошлого года вырос более, чем два раза. 

Благоприятные социально-экономические условия в крае способствуют увеличению продолжительности жизни населения: в 2007 году для всего населения она составила 67,2 лет; в 2011 году – 70 лет (самый высокий показатель за последние 10 лет). В рейтинге регионов Сибирского федерального округа по продолжительности жизни Алтайский край уступает только Новосибирской и Омской областям. 

На решение демографических задач в крае направлен комплекс мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Демографическое развитие Алтайского края» на 2010-2015 годы. Реализация системы мер по повышению рождаемости должна обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753. 

Значительная часть демографических проблем обусловлена распространением вредных привычек и факторов риска заболеваний, вызывающих раннюю инвалидность и смертность. Распространение среди молодежи алкоголизма и наркозависимости, создает реальную угрозу интеллектуальному потенциалу нации. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» №323-ФЗ впервые закрепил приоритет профилактических мероприятий в здравоохранении и определил ответственность граждан за свое здоровье. Необходимость реализации дополнительных мер по формированию здорового образа жизни и завершения модернизации наркологической службы к 2016 году отражены в Указе Президента РФ. 

В крае с 2009 года работает шесть центров здоровья для взрослых, а в 2010 году организованы два центра здоровья для детей, одной из главных задач их работы является обеспечение эффективного взаимодействия со специалистами первичного звена с целью более полного охвата населения осмотрами на ранее выявление факторов риска. Результатами реализации комплекса мероприятий по улучшению демографической ситуации станет продолжение снижения смертности от ведущих классов заболеваний. 

- Как планируется снижать смертность от основных формирующих ее высокий показатель болезней? 

- Структуру смертности населения края, как и в Российской Федерации, определяют три основных класса заболеваний и причин: болезни системы кровообращения (БСК), несчастные случаи, травмы и отравления (насильственные или внешние причины) и онкологические заболевания (в том числе злокачественные). В социальном и эпидемическом отношении крайне важным является необходимость снижения смертности от туберкулеза. 

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2012 года: «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в региональную программу модернизации внесены необходимые изменения. Разработаны дополнительные меры по снижению смертности населения, предотвратимой ресурсами системы здравоохранения. Уточнены значения целевых показателей смертности от ведущих классов заболеваний, определяющих ее структуру. Мониторинг индикаторов осуществляется с помощью ведомственной информационной системы, позволяющей проводить оперативную оценку индикаторов и корректировать конкретные мероприятия по снижению смертности от указанных причин. 

На снижение смертности от причин, управляемых системой здравоохранения, направлены мероприятия, реализуемые в крае в рамках федеральных программ: «Реализация мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями»; «Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака»; «Мероприятия, направленные на совершенствование организации онкологической помощи населению»; «Обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, а так же профилактические мероприятия». 

По причине значительной протяженности Алтайского края ряд территорий находятся на значительном удалении от краевой столицы, что делает недоступной высокоэффективную помощь при острых нарушениях мозгового кровообращения для их жителей. К таким территориям относятся города Рубцовск и Славгород, а также прикрепленные к ним в рамках медико – географического зонирования районы. 

В текущем году завершено формирование Регионального сосудистого центра. Сосудистый центр работает в крае с 2008 г. (сам центр - на базе краевой клинической больницы и 2 первичных сосудистых отделения в ГБ№5 и ГБ№11 г. Барнаула), еще одно первичное сосудистое отделение работает в ЦГБ г. Бийска. Для совершенствования оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в текущем году открыто первичное отделение в городе Рубцовске и подготовлено к открытию отделение в Славгороде. Оба отделения на 30 коек каждое полностью оснащено необходимым оборудованием (включая компьютерные томографы), что позволит существенно повысить доступность высокоэффективной сосудистой помощи более чем для 500 тыс. населения жителей этих городов и 23 районов края – самых удаленных от г. Барнаула. Открытие первичных сосудистых отделений в городах Рубцовск и Славгород позволит охватить специализированной сосудистой помощью все население края. 

Стабильное снижение смертности от злокачественных новообразований будет обеспечено за счет комплекса мер по выявлению ранних стадий онкологических заболеваний на уровне первичного звена начиная с ФАПов, смотровых кабинетов и участковых служб, продолжится строительство нагорного онкологического кластера. На межмуниципальном уровне координация и результативность работы первичного звена по снижению онкологической заболеваемости и смертности будет обеспечена эффективной работой первичных онкологических кабинетов. Улучшение качество лечения онкологических больных в крае обеспечивается за счет освоения и широкого использования современных методов лечения на новейших радиологических аппаратах: Clinac, Multisource, Theratron. 

Алтайский краевой онкологический центр «Надежда». 

Новый корпус лучевой терапии Центра «Надежда». 

Продолжается строительство КГБУЗ «Алтайский краевой онкологический диспансер», расположенного в нагорной части Барнаула.  В составе данного учреждения здравоохранения предусмотрено как строительство новых корпусов так и реконструкция существующих. Так, на период 2012-2014 гг. в составе реконструкции объекта планируется выполнить строительство лечебно-диагностического корпуса на 300 коек со вспомогательными зданиями и сооружениями, произвести реконструкцию главного корпуса на 145 коек с оперблоками,  строительство хирургического корпуса на 200 коек с оперблоками на 12 операционных, реконструкцию здания пищеблока, патологоанатомического корпуса. По 2-5 этапам сметная стоимость строительства составляет  2 509, 3 млн. рублей. Строительство ведется за счет средств краевого бюджета. Оснащение медицинским оборудованием планируется  за счет средств федерального бюджета на сумму 1150 млн. рублей. 

Борьба с туберкулезом – социальная проблема. Помимо медицинских работников участковых служб и всей первичной сети, в нее должны быть более активно включены органы муниципальной власти, работодатели, общественные организации, церковь, службы массовой информации.  Чтобы поднять уровень оказания медицинской помощи больным до современного, начиная с 2006 года, в регионе реализуется перспективный план совершенствования материально-технической базы противотуберкулезных учреждений края.

Краевая детская туберкулезная больница.

В рамках этого проекта 21 ноября этого года состоялось открытие поликлиники КГКУЗ «Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер», 29 ноября открыта детская больница,  равных которой нет в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, продолжается строительство в с. Белоярск I очереди стационара краевого диспансера на 250 коек. По той же программе планируется реконструкция Бийского противотуберкулезного диспансера. Результатом реализации этого масштабного проекта станет новая, отвечающая всем современным требованиям противотуберкулезная служба. 

В числе приоритетных объектов здравоохранения – начало работы федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования и завершение работ по размещению отделения трансплантации почки в краевой клинической больнице.

Проектом краевой адресной инвестиционной программы на 2013 год предполагается выделение 895 миллионов рублей для продолжения реконструкции и строительства лечебных учреждений и оснащения их медицинским оборудованием. Речь, прежде всего, идет о краевом госпитале для ветеранов войн и ФАПах. Предлагается строительство краевого центра сосудистой хирургии на базе барнаульской горбольницы № 5. 

На базе краевой клинической больницы откроются отделение трансплантации почки, отделение гемодиализа. Для снижения детской смертности и улучшения оказания помощи новорожденным планируется возвести новый, современный и отвечающий всем санитарно-эпидемиологическим требованиям перинатальный центр. Строительство лечебного учреждения  планируется с целью обеспечения потребности в оказании специализированной и высокотехнологичной помощи недоношенным и маловесным детям, в том числе и с экстремально низкой массой тела; для оказания комплексной медицинской помощи беременным с экстрагенитальной патологией, которая является ведущей причиной материнской смертности в крае. Предполагаемая мощность учреждения - 230 коек, место расположения запланировано на территории медицинского кластера в нагорной части г. Барнаула. Общая стоимость строительства около 3500 млн. рублей. Предполагаемые сроки строительства 2014-2015 гг. Источник финансирования краевой бюджет в размере около 2000 млн. рублей (50% стоимости проекта). Оснащение медицинским оборудованием планируется за счет федерального бюджета (около 50% стоимости проекта, но не более 1500 млн. рублей). 

Кроме того, планируется  строительство поликлиник в Алтайском, Бурлинском, Быстроистокском, Зональном, Мамонтовском, Ребрихинском, Советском районах края, поликлиники КГБУЗ «Онкологический диспансер, г. Бийск» в рамках краевой программы «80х80» за счет средств краевого бюджета. Ориентировочная стоимость строительства новых поликлиник составит 2128 млн. рублей. 

 

Редакция портала Doc22 выражает признательность за помощь в подготовке материала руководителю пресс-службы Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности Алтайского края Юлии Михайловне Третьяковой.