18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

 

Местной власти нужно всерьез заняться работой по привлечению на свою территорию инвестиций. Многие главы проявляют в этом вопросе активность только на словах. Doc22  предлагает текст выступления вице-губернатора, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаила Щетинина на ежегодном совещании руководителей органов исполнительной и законодательной власти муниципального уровня.

 
В текущем году наблюдается последовательный рост основных макроэкономических показателей – по итогам 11 месяцев 2010 года восстановлено  промышленное производство, продолжается прирост заработной платы и денежных доходов граждан, растет товарооборот и объем платных услуг. Существенно сократился уровень официально зарегистрированной безработицы, благодаря последовательным и согласованным действиям органов власти всех уровней и профсоюзов значительно уменьшен объем просроченной задолженности по заработной плате. Продолжает развиваться сельское хозяйство районов края – сохранено поголовье КРС и коров во всех категориях хозяйств, на уровне среднегодового собран валовой сбор зерновых культур, при этом наблюдается заметный рост цен реализации  растениеводческой и животноводческой продукции.
  

В территориальном разрезе эти тенденции оказали непосредственное влияние на рост числа муниципальных районов и городских округов с положительной динамикой развития. В частности, рост промышленного производства характерен для 43 территорий (против 29 в прошлом году). В целом по краю среднемесячная заработная плата в реальном выражении выросла на 4,1% и составила 11141 рубль.

 

Все это дает нам возможность прогнозировать увеличение числа муниципальных районов и городских округов c уровнем развития «средний» и «выше среднего». По нашей оценке по итогам года в эту группу территорий войдут около 60% муниципальных образований.

 

В ближайшее время Алтайский край, как и Российская Федерация, вступит в период умеренных темпов прироста основных макроэкономических показателей, отличных от предкризисного периода. Как следствие этого, в среднесрочной перспективе и регионы, и муниципалитеты России столкнутся с возрастанием бюджетных ограничений, особенно в части финансирования своих расходов. Проверенным международным, да и российским опытом, «рецептом» решения этих проблем является создание новых производств и увеличение налогооблагаемой базы, а также повышение бюджетной эффективности. В этой части, по моему глубокому убеждению, резерв муниципалитетов края значителен и используется крайне неэффективно.

 

Первое, на чем хотелось бы акцентировать внимание – инвестиции и инвестиционная привлекательность.

 

В 2010 году в экономике края наблюдается восстановление инвестиционной активности. При этом отмечается последовательное увеличение объемов кредитования реального сектора экономики. Начиная с 4 квартала прошлого года объем кредитной массы растет двузначными цифрами, что косвенно свидетельствует о том, что улучшается финансовое состояние организаций и оценка их перспектив со стороны финансового сектора. В целом по итогам  года мы ожидаем прирост инвестиций в основной капитал на уровне 4,5%.

 

Хотел бы отметить, что ни в кризисном 2009, ни в текущем году администрация края не сократила объемы государственной поддержки предприятий реального сектора экономики, а количество средств, привлеченных в рамках различных федеральных программ и проектов увеличилось на 16% и превысило 14 млрд. руб., в том числе на капитальные вложения было направлено около 10 млрд. руб. Таким образом, даже несмотря на возросшие бюджетные ограничения федеральный и краевой бюджет продуцировали дополнительный спрос на строительство, осуществляли практически в неизменных объемах поддержку организаций реального сектора экономики и малого бизнеса.

 

Однако,  несмотря на наши неоднократные рекомендации, в большинстве муниципалитетов отсутствует системный подход к инвестиционному процессу, в том числе планированию бюджетных инвестиций. У нас зачастую желание муниципалитетов по строительству какого-либо объекта не увязано с разработанными и утвержденными планами по оптимизации социальной сферы. Часто при подготовке заявки не учитывается и техническое состояние объектов. В частности, отсутствует проектно-сметная документация.

 

Еще одним проблемным вопросом является несоразмерность поданных в рамках адресной инвестиционной программы заявок, а также ежегодное невыполнение взятых на себя обязательств. Так, на 2011 год ряд территорий заявил включение в КАИП «фантастическое» финансирование работ. Называют сотни миллионов рублей, при этом софинансирование составляет десятки миллионов, которых у муниципалитетов просто нет.

 

С этой же проблемой связано и постоянное удорожание работ по объектам. Это либо амбициозные проекты, осилить строительство которых муниципалитет не может (а по большей части  они в таком формате и не нужны данной территории), либо отсутствие со стороны муниципального заказчика целевого контроля за реализацией включенных в КАИП проектов. Особенно это касается новых проектов.

 

Кроме того, вызывает немало нареканий работа местных администраций по размещению заявок на выполнение строительных, подрядных работ.  Муниципальные заказчики уже в декабре  месяце года, предшествующего плановому, знают лимиты, однако самостоятельно или не желают, или не умеют готовить заявки на размещение заказа, мотивируя это либо отсутствием специалистов, либо передачей данных функций заказчику-застройщику. И ждут, когда «проснется» заказчик-застройщик. В итоге – до лета сплошные ожидания, а в конце года – невыбранные лимиты и спешка в работе. Так, несмотря на постоянную работу Главэкономики по оказанию помощи в размещении заказа по объектам, включенным в губернаторскую Программу «75х75», напоминания о проведении с 2011 года аукционов только на открытых электронных площадках, по состоянию на 15 декабря 20 территорий так и не разместили заявки на выбор генподрядчика, среди них: Баевский, Бурлинский, Павловский, Шелаболихинский, Шипуновский районы и город Белокуриха.

 

Еще одной «больной» темой стало взаимодействие с инвесторами и привлечение инвестиций в муниципалитет. Необходимо отметить, что в отдельных  муниципалитетах доля бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций составляет более 40%, а общий объем инвестиций в основной капитал за вычетом бюджетных средств по районам края разнится в 177 раз, по городам в 10 раз. Это говорит о том, что бизнес в ряде территорий не модернизируется, или модернизируется в разы хуже своих соседей, а местная администрация не принимает эффективных действий по привлечению инвесторов и инвестиции преимущественно бюджетные.

 

Главы администраций наперебой расхваливают свою территорию. Иногда складывается впечатление, что у нас почти все территории имеют уникальные запасы глины для производства кирпича и иных стройматериалов, соленые озера по своим свойствам не хуже Завьяловских, а многие и лучше Мертвого моря, и природу не хуже Горного Алтая и Алтайского района. Но почему то успешных примеров капитализации этих богатств нашей алтайской земли не так много. Энтузиазм глав проходит когда дело доходит до конкретики, а именно, до разведки запасов, предпроектных работ, составление бизнес-плана.

 

В этой связи хочу отметить – местные администрации слабо знают и представляют возможности сформированной системы государственной поддержки бизнеса, а значит, и не могут оказать квалифицированную помощь бизнесу в его развитии. Об этом свидетельствует простой пример – в рамках работы краевой инвестиционной комиссии, Наблюдательного Совета краевого лизингового фонда участие из года в год принимают товаропроизводители одних и тех же муниципалитетов. Так, на долю организаций города Барнаула приходится 76% выплаченных субсидий на погашение части банковской процентной ставки. А при наиболее оптимальной ставке краевого лизинга и очевидном преимуществе лизингового механизма обновления основных средств, за практически 10 лет работы краевого лизингового фонда ни разу не принимали участие товаропроизводители 6 районов края (это Ельцовский, Бурлинский, Быстроистокский, Крутихинский, Угловский, Суетский районы). Аналогичная ситуация и с участием районов и городов в программах по развитию малого предпринимательства.

 

В текущем году в отношении проектов, рассматриваемых краевой инвестиционной комиссией, не проявили активности организации  территорий Алейского, Заринского, Каменского и Славгородского управленческих округов. В Барнаульском, Бийском и Рубцовском округах весьма ограничен список территорий, организации которых являлись получателями поддержки. Среди них: г. Барнаул, г.Бийск, Зональный, Красногорский, Советский, Троицкий, Волчихинский, Поспелихинский, Рубцовский и Третьяковский районы.

 

При этом зачастую, местная администрация не владеет информацией о прохождении заявок бизнеса на господдержку, причинах отказа в ней. А ведь все эти вопросы могут быть решены на местном уровне. Итог такой непродуктивной работы – потеря бизнесом веры в возможность получения государственной поддержки и в институт государства как таковой.

 

Между тем, в части муниципалитетов эта работа построена достаточно эффективно – это Ключевский, Ребрихинский, Алтайский и ряд других районов. В этих территориях по оценкам самого бизнеса, нашим экспертным оценкам, власть и бизнес, в том числе не местный, слышат друг друга, находят точки для эффективного взаимодействия. В частности, оперативно решаются вопросы с землей, арендой муниципального имущества, привлечением поддержки в рамках целевых программ различного уровня.

 

В целом отмечу, что до сих пор многие главы слабо работают над продвижением своих территорий и местной продукции, в частности в рамках организуемых администрацией края туристических выставках. При этом все организационные расходы, связанные с арендой площади, изготовлением выставочных экспозиций, транспортировкой грузов, оплачиваются за счёт краевого бюджета.

 Необходимость выстраивания адекватной системы взаимодействия по вопросу инициирования, поддержки и реализации бизнес-проектов не вызывает сомнений. В частности проводимая Администрацией края инвестиционная политика приводит к тому, что Алтайский край последовательно повышает  свой инвестиционный рейтинг и по итогам 2009 года занял 27 позицию среди 83 субъектов России. Край становится привлекательным для инвесторов, о чем свидетельствует рост количества межрегиональных и международных соглашений, а также количество прединвестиционных контактов. 

В следующем году Главным управлением экономики и инвестиций совместно с некоммерческим партнерством «Союз предпринимателей Алтайского края» будет проведено исследование инвестиционной привлекательности и  состояния конкурентной среды муниципальных районов и городских округов Алтайского края, подготовлен соответствующий рейтинг. При корректировке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований будет проведен анализ реализации мероприятий и повышено внимание к «проектному» наполнению программ. Для систематизации опыта работы в этой сфере со следующего года нами будет ежегодно проводиться региональный конкурс программ, в котором будут подводиться итоги в номинации «Повышение инвестиционной привлекательности территории».

 

Кроме того, при проводимой нами ежегодной оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в рамках 607 Указа Президента России, а также комплексной оценке социально-экономического развития муниципального образования показатели инвестиционной активности и привлекательности будут являться приоритетными.

 

И второй блок вопросов – это совершенствование муниципального заказа и повышение бюджетной эффективности.

 

По итогам 9 месяцев т.г. муниципальными районами почти 46% закупок оформлено гражданско-правовыми договорами стоимостью до 100 тыс. рублей. В частности, Бурлинский, Заринский, Калманский и Чарышский районы оформили такими договорами свыше 90% муниципального заказа. При этом Бурлинский и Калманский районы вообще не заключили в т.г. ни одного муниципального контракта по результатам состоявшихся торгов или запросов котировок.

 

Факты нарушений федерального законодательства при размещении муниципального заказа без проведения торгов установлены в целом ряде  муниципальных районов.

 

Принимая во внимание изложенное, органам местного самоуправления следует принять неотложные меры по устранению нарушений действующего законодательства о размещении заказов, а также уделить особое внимание вопросам размещения муниципальных заказов путем проведения конкурентных закупочных процедур, в том числе совместных аукционов в электронной форме.

 

Кроме того, с 1 января 2011 года вся информация о заказах, предусмотренная для размещения на официальных сайтах, будет формироваться на едином общероссийском электронном портале. При этом установлено обязательное применение муниципальными заказчиками электронной цифровой подписи нового образца, подтверждающей достоверность документов, которые направляются по электронным каналам связи. Напоминаю еще раз - эта работа должна быть закончена до 1 января 2011 года.

 

Также необходимо:

  • обеспечить регистрацию муниципальных учреждений, заключающих муниципальные контракты по итогам проведения совместных торгов, на электронных площадках, выбранных для размещения государственного заказа Алтайского края – ООО «РТС-тендер» и ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»;

  • перезаключить с подведомственными  учреждениями, а также с органами местного самоуправления сельских поселений, городских поселений, входящих в состав муниципальных районов, соглашения о передаче полномочий по заключению соглашения о проведении совместных торгов;

  • перезаключить долгосрочные соглашения с Главэкономики о проведении совместных торгов.

 

Большой объем работы нам предстоит по созданию Электронного Правительства Алтайского края, который позволит консолидировать в единую сеть электронные ресурсы федерального, краевого и муниципального уровня, и повысить качество управленческих решений.

 

Полагаю, что наша совместная, скоординированная работа по социально-экономическому развитию и реализации потенциала каждого муниципалитета края позволит улучшить качество жизни наших жителей.