18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Редакция сайта www.doc22.ru открывает серию публикаций, посвященных разрабатываемой в крае Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. Сразу отметим, что Стратегия должна стать одним из ключевых документов в пакете других стратегических разработок, очерчивающих долгосрочные перспективы развития нашего региона. В рамках этого документа позиционируются приоритеты регионального развития, намечаются магистральные направления движения экономики края, ставятся  задачи, достижение которых и будет определять экономическую ситуацию и социальный климат в нашем крае в XXI веке. Поэтому вполне объяснимы внимание и интерес к содержанию Стратегии, алгоритму ее реализации, декларируемым ею целям со стороны как экспертного сообщества края, так и широкой общественности.  Предлагаем вашему вниманию первую публикацию из цикла «Алтай: стратегия устойчивого развития».

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ДЛЯ КРАЯ

  Существует досужее мнение, что разработка перспективных планов развития региона – занятие сугубо бюрократическое, которым руководящие чиновники пытаются загрузить свои кадры, имитировать видимость работы. А результатом такой «кипучей деятельности», по мнению некоторых сторонних критиков, как правило, являются весьма лукавые, абстрактные цифры и плановые параметры, никого ни к чему не обязывающие. До недавнего времени такое скептическое отношение к многочисленным опытам регионального стратегического планирования в известном смысле имело под собой основания.  Зачастую оценка ситуации, прогнозы и разработанные в недалеком прошлом сценарии развития имели мало общего с реалиями, не вписывались в общемировой, федеральный и межрегиональный контекст, не учитывали актуальные проблемы муниципалитетов.

Однако сегодня ситуация меняется коренным образом.  Дело в том, что в настоящий момент в стране активно идет процесс модернизации региональной политики, формируется современная эффективная система регионального планирования. А без регионального планирования любому субъекту федерации невозможно рассчитывать на серьезную поддержку федерального центра, на приток частных инвестиций, на позиционирование себя в качестве перспективной территории с потенциалом устойчивого роста. В конце концов, каждый регион должен иметь ясную программу действий с четкими целями и задачами, планом  ее осуществления.

Обладая огромным промышленным, сельскохозяйственным, природным  потенциалом, Алтайский край по сути за последние 15 лет, несмотря на многие позитивные перемены, не получил развития, достойного и адекватного имеющимся потенциалу и возможностям. Внутриэкономическая ситуация в крае сегодня такова, что по-прежнему остается множество нерешенных проблем, напрямую  влияющих на благосостояние людей. В этом смысле долгосрочное планирование развития края, направленное на создание условий, при которых люди смогут себя чувствовать более уверенно в жизни, видеть перспективу, приобретает особое значение.

Актуальность разработки Стратегии регионального развития вызвана и тем, что на федеральном уровне уже завершается формирование законодательно-нормативной базы для стратегического планирования. Проект закона о государственном стратегическом планирования социально-экономического развития РФ прошел первое чтение в Госдуме. Предполагается, что комплексная программа социально-экономического развития региона будет включать в себя Стратегию, Схему территориального планирования, программу социально-экономического развития. Собственно, над этими документами в соответствии с требованиями федерального законодательством  ведется сегодня в полную силу работа и у нас, на Алтае.

В 2007 году в крае началась разработка целого пакета документов, которые должны стать для краевой власти своеобразным руководством, планом действий. В то же время наличие такого пакета даст федеральной власти практическую возможность ясно и четко представлять, в каком направлении, какими темпами, за счет каких источников, с использованием каких ресурсов намерен двигаться вперед Алтайский край, какие стратегические цели ставит перед собой регион, в какой доле он рассчитывает на собственные силы, а в какой – на поддержку федерального центра, частные инвестиции.  Среди документов, которые, собственно, и представляют собой комплексную  программу социально-экономического развития нашего края, -   Стратегия социально-экономического развития на период до 2025 года, Схема территориального планирования, долгосрочная (до 2017 года) и среднесрочной (до 2012 года) программами социально-экономического развития края. Все эти документы являются составляющими частями комплексной программы социально-экономического развития нашего региона. Разработка Схемы территориального планирования сейчас находится в стадии завершения, проекты других перспективных документов разработаны, а работа над ними будет завершена в наступившем году.

Сегодня в крае созданы практически все элементы стратегического планирования, все необходимые условия для эффективного взаимодействия края с федеральным центром, другими субъектами федерации. Алтайский край активно участвует в большинстве федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программе, приоритетных национальных проектах. Тесно сотрудничает с Инвестиционным фондом РФ, венчурными фондами. Участвует в проектах создания особых экономических зон, производственных кластеров, бизнес-инкубаторов и технопарков. В нашем регионе используются практически все перечисленные инструменты государственной поддержки. Результатами эффективности работы по привлечению бюджетных и внебюджетных средств могут служить позитивные результаты участия в конкурсе на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, бизнес-инкубатора.

Разумеется, все это опирается на положительный опыт взаимодействия руководства края с высшими органами федеральной законодательной и исполнительной власти. Вот только один пример. Так, в рамках Дней Алтайского края в Совете Федерации на специально организованном совещании были рассмотрены были рассмотрены основные положения Стратегии социально-экономического развития край. Было принято специальное постановление Совета Федерации за № 407 о государственной поддержке развития нашего региона. Это постановление было серьезно рассмотрено в Правительстве РФ и есть специальное поручение главы кабинета Виктора Зубкова ряду федеральных министерств и ведомств, руководству ряду крупных госмонополий. Министерству регионального развития совместно с администрацией Алтайского края поручено подготовить затронутые в постановлении Совфеда вопросы и внести необходимые предложения в правительство.

Как бы то ни было, работа по позиционированию Алтайского края как «территории роста» продолжится. В том числе и в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития края, которой, победив в конкурсе, занялось московское ЗАО «Консалтинговая группа РОЭЛ Консалтинг». В настоящий момент работа над Стратегией вступает в финальную стадию. Однако, по мнению разработчиков и заказчиков (в лице администрации края) фундаментальный документ – не догма, а только руководство к действию, в которое в условиях постоянного мониторинга не только можно, но и необходимо будет постоянно вносить коррективы и уточнения, оперативно реагировать на отклонения от целевых значений базовых показателей.

Кстати, параллельно с этой масштабной работой еще в  2006 году в Алтайском крае началась разработка комплексных программ социально-экономических программ на муниципальном уровне. В пилотном режиме разработка осуществлялась на базе Тальменского района. В конце 2006 года в крае была завершена подготовка специалистов муниципальных образований по вопросам территориального планирования. В ноябре 2006 года губернатор края Александр Карлин подписал постановление о плане-графике разработки комплексного программы социально-экономического развития муниципального образования. Сроки их разработки были установлены до 1 декабря 2007 года, что было вызвано необходимостью их увязки с краевыми и федеральными программами, бюджетом. Разработанные программы прошли все необходимые согласования, публичные слушания и утверждение. По состоянию на 1 декабря 2007 года, по предварительным данным, утверждены практически все муниципальные комплексные программы.

- Оно и понятно: если Стратегия не выйдет за стены администрации края, то значит, наша работа не достигнет своей цели. Нужно, чтобы он дошел до всех муниципальных образований края, стал основой для работы всех субъектов экономики Алтая, - еще в самом начале работы  высказал пожелание руководитель рабочей группы, заместитель генерального директора «РОЭЛ Консалтинг» Александр Лихачев. – Мы же будем стоять на земле обеими ногами. Будем мечтать, но не фантазировать.

Разработчики предложили три основных сценария долгосрочного развития Алтайского края – инерционный, инвестиционный и инновационно-активный. Причем последний сценарий, по мнению московских экспертов, является наиболее предпочтительным, а потому и выбран в качестве целевого сценария развития Стратегии. Причем базовыми, «стартовыми» площадками динамичного развития края станут фармацевтическая и туристическая отрасль, «оборонка», машиностроение, АПК и производство железнодорожных вагонов (отдельно, как обладающий высоким потенциалом роста сегмент машиностроения).

С точки зрения разработчиков, «к 2025 году Алтайский край должен стать глобальным центром здоровья, культуры и отдыха; регионом, обеспечивающим современные стандарты уровня и качества жизни, обладающим эффективным аграрно-промышленным и научно-инновационным комплексами».

Есть ли для этого предпосылки? Обоснованны ли расчеты специалистов? Не являются ли утопией цели, заложенные в Стратегии развития края? По мнению экспертов «РОЭЛ Консалтинг», есть все основания утверждать, что задачи, поставленные Стратегией, вполне реальны и достижимы. Достаточно сказать, что в последние годы в Алтайском крае сформировались существенные положительные тенденции повышения уровня и качества жизни людей, развития социальной сферы и экономики региона. ВРП с 2000 по 2006 годы вырос на 46 процентов, что выше среднероссийских показателей, а ВРП в расчете на душу населения за это же время увеличился в 3,6 раза. В последние годы объем инвестиций в основной капитал в крае стабильно превышает показатели по Сибирскому федеральному округу, а за 9 месяцев 2007 года рост капиталовложений в основной капитал существенно превысил аналогичные среднероссийские параметры. По некоторым видам выпускаемой предприятиями края продукции (паровые котлы, трелевочные чокерные машины, дизели и дизельгенераторы, грузовые магистральные вагоны, крупа, мука, жирные сыры и т.д.) Алтай занимает ведущие позиции в общероссийском производстве. Положительная динамика в экономике находит свое отражение и в социальной сфере.

Разумеется, в крае немало застарелых и серьезных экономических и социальных проблем, как объективного, так и субъективного свойства. Однако очевидно, что, не имея четкого стратегического плана, невозможно  рассчитывать на их полное разрешение. О том, что же конкретно предлагают разработчики Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, мы расскажем в ближайших публикациях.