18+

Рост собственных доходов бюджета Алтайского края по итогам 2023 года составил 121 процент

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

 

Плясов А.Н., глава города Камень-на-Оби

Выступление на Форуме бизнес-проектов

 

 

Уважаемые члены общественного совета!

 

Администрация г. Камень-на-Оби представляет Вашему вниманию модель привлечения инвестиций в муниципальное образование Город Камень-на-Оби Алтайского края. В условиях финансового кризиса охватившие все отрасли экономики проблема привлечения инвестиций становится наиболее актуальной.

Сегодня, как никогда, возникает потребность  активного развития реального сектора экономики, ориентация его прежде всего на внутренние потенциалы территорий. МО должно направлять свои основные усилия на привлечение частных инвестиций, а не на финансовую помощь (трансфертов из регионального бюджета), т.к. это способствует формированию стабильных долгосрочных факторов роста на территории.

Основой экономического роста являются капиталовложения-инвестиции в экономику. Сегодня при разговоре о привлечении инвесторов и инвестиций, как правило, подразумевают привлечение внешних инвесторов. Но помимо внешних инвесторов существуют и внутренние, а это, прежде всего банки и предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории МО. Создать благоприятный инвестиционный климат для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций – задача администрации территории.

 

Администрация при начале работ по привлечению инвестиций исходила из следующего:

  • из необходимости проведения работы по привлечению и удержанию инвесторов;

  • из необходимости разработки четких правил игры на местном рынке инвестиций, так как инвестор хочет точно знать, где границы его возможностей и ограничений;

  • из необходимости нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса, четкого обозначения границ собственности, ее владельца, обременений и ограничений на использование.

Все вышесказанное и есть инвестиционный климат - определение возможностей и проблем, затрагивающих общеэкономическую среду в МО: рынок промышленной и коммерческой недвижимости, рынок труда и прочие сектора экономики. Он позволяет реально оценить сложившуюся ситуацию в МО и определить цели для действий и факторы критического успеха, среди которых можно выделить упрощение налоговой системы, административных процедур, развитие сектора услуг и инфраструктуры и т.п.

Осознавая потребность интенсификации инвестиционной деятельности в муниципалитете, мы пришли к выводу, что городу необходимо разработать и внедрить комплексную модель привлечения инвестиций. При поддержке Общественного совета по развитию предпринимательства при Губернаторе края, такая модель была разработана, и мы приступили к её практическому внедрению.

В основе ускоренного развития экономики муниципального образования края согласно  настоящей модели лежат следующие положения:

  • Создание благоприятного инвестиционного климата МО.

  • Конструктивное сотрудничество администрации МО и бизнеса.

  • Максимальное использование имеющихся инструментов поддержки предпринимательства (субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, возмещение затрат на техперевооружение, Гарантийный фонд, информационно-консультационные центры, Центр поддержки предпринимателей и т.п.)

  • Разработка в МО программ инвестиционного развития.

  • Вертикальная интеграция программ и планов социально-экономического развития МО. При осуществлении планирования в МО следует руководствоваться Комплексной программой социально-экономического развития Города Камень-на-Оби на период до 2017 года, краевыми и федеральными программами и планами.

 

            С целью создания благоприятного инвестиционного климата в МО модель предусматривает:

Создание благожелательного отношения к бизнесу. Организация при администрации муниципального образования специального межведомственного органа по поддержке бизнеса, который будет обеспечивать быстрое решение всех вопросов бизнеса.

Создание инвестиционного паспорта муниципального образования.

Определение предприятий, реализующих приоритетные бизнес-проекты, и предоставление им максимальных налоговых и прочих льгот.

Планирование социально-экономического развития муниципального образования, в том числе в сфере образования и подготовки профессиональных кадров.

 

Применение предложенных решений, по нашему мнению, позволит ускорить темп привлечения инвестиций в экономику МО.

Географическое положение города Камень-на-Оби оказало существенное влияние на развитие реального сектора экономики и предпринимательства. Удобное географическое положение – близость краевого и регионального центров предоставляют возможности для привлечения инвестиций из других территорий, автомобильная трасса, железнодорожная магистраль федерального значения, проходящие через город, все это послужило развитию предпринимательства – как в сфере торговли, общественном питании, так и в промышленном производстве. Годами формировался производственный потенциал территории, обладающий существенными технологическими, научно-техническими, материальными и конкурентными преимуществами на рынке сырья и сбыта.

Город Камень-на-Оби обладает высоким промышленным потенциалом переработки продукции сельского хозяйства и природных ресурсов. Продукция наших предприятий известна далеко за пределами города. Прилегающие районы обеспечивают город сельскохозяйственным сырьем, деловой древесиной для обрабатывающей промышленности. Наличие запасов общераспространенных полезных ископаемых (песчанно-гравийной смеси, щебня, глины, кирпичного сырья) являются источником для развития в городе производства строительных материалов. Сегодня промышленность города представлена 39 предприятиями, из которых 14 крупные и средние, 25 малые. За 9 месяцев 2008 года отгружено товаров собственного производства на 829,2 млн. руб. Индекс физического объема за 9 месяцев этого года к соответствующему периоду 2007 года составил 112,2 процента (Алтайский край -108,7%). В структуре производства промышленной продукции  города основную долю  занимает обрабатывающие производства – 69%, остальная часть приходится на производство и распределение электроэнергии, газа и воды  - 31%.

 Положительная динамика развития предприятий промышленности, ведет к улучшению финансово–экономических и производственных показателей и, соответственно, к увеличению поступлений в бюджеты различных уровней. Промышленное производство сосредоточено на территории города, что создает равнозначные экономические условия для его развития.

Потребительский рынок города наполнен товарами в ассортименте и продолжает свое развитие. На протяжении последних лет отмечается рост оборота розничной торговли к уровню прошлого года.  По оценке 2008 года планируется увеличить объем оборота розничной торговли до уровня 2,6 млрд. руб. или 114,7% к 2007 году. На протяжении последних лет отмечается достаточно стабильный уровень невысокого роста в развитии общественного питания.  За 9 месяцев 2008 года оборот общественного питания возрос на 1,9%, что составило в денежном выражении почти 61,0 млн. руб. Согласно оценочных данных к концу 2008 года его размер планируется увеличить до 92,6 млн. руб.

В 2008 году наблюдается улучшение в демографической ситуации. По оценке 2008 года планируется увеличить  до 12,6 процентов  коэффициент рождаемости и  до 14,5 процентов  снизить коэффициент смертности на 1000 человек. В целом пока наблюдается естественная убыль, которую в перспективе планируется снизить почти на 60 процентов.

Положительная динамика складывается в 2008 году и на рынке труда.

Численность занятых в экономике города Камень-на-Оби увеличилась за последние три года на 300 человек и составит по оценке в 2008 году 14,5 тыс. человек. Основная численность  занята в промышленности 23,5%, а так же торговле и общественном питании - 21,4%.

За 9 месяцев 2008 года на 27,2 процента возрос фонд оплаты труда и соответственно прирост среднемесячной заработной платы составил 31,8 процента. По итогам года прирост заработной платы планируется на уровне 31,4 процента, что составит 9150 руб. на человека. По итогам года рост  доходов на душу населения планируется в размере 122,9%. На протяжении последних лет отсутствует задолженность по заработной плате.

Предпринимательство за последние десятилетие стало неотъемлемой частью экономики города. В последние годы широкое распространение предпринимательство получило в отраслях, связанных с формированием рыночной инфраструктуры. На долю малого бизнеса, в структуре розничного товарооборота приходится 74,5%, в общественном питании – 44,2%, в объеме платных услуг, оказываемых населению - 16%. Субъекты предпринимательства являются основными поставщиками на рынок города хлеба, пива, мясных полуфабрикатов, мебели,  валенной обуви, макаронных и колбасных изделий, товарной рыбной продукции и безалкогольных напитков. Объем инвестиций в малом бизнесе направлен на строительство и реконструкцию объектов производственного и не производственного назначения.

В целях активизации инвестиционных проектов на территории города в рамках Соглашения о сотрудничестве между администрацией г. Камня-на-Оби и Алтайским Сберегательным банком России по вопросам поддержки малого бизнеса выдано в 2007 году льготных кредитов на сумму 7,2 млн. руб. Продолжена работа с населением в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», 39 субъектам, имеющим личное подсобное хозяйство, выдано льготных кредитов на общую сумму 4,5 млн. руб. О росте сферы предпринимательства в экономике города говорит факт увеличения доли налогов, поступающих от малого бизнеса. Если в 2005 году доля налогов, поступивших в территориальный бюджет от предпринимательской деятельности, составляла 22 процента, то за 9 месяцев 2008 года она увеличена до 30 процентов.

На перспективу считаю целесообразным выделение средств на поддержку субъектов малого предпринимательства в рамках реализации программ  по получению грантов, так же фонда микрокредитования.

Для усиления взаимодействия с предпринимательским сообществом при главе города создан Общественный совет по развитию предпринимательства. Для повышения доступности к информационным, справочным и поисковым системам информационного ресурса «Центр поддержки предпринимательства» функционирует  Информационно-консультационный центр в г. Камень-на-Оби. В рамках реализации «Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае» Каменским предпринимателям оказывается поддержка в виде субсидии в части погашения 2/3 процентной ставки за пользование кредитом.

Администрацией города постоянно проводится работа по увеличению поступления собственной доходной базы бюджета. Резервами роста планируется воспользоваться в связи с необходимостью проведения мероприятий по постановке на учет земельных участков, находящихся под многоквартирными жилыми домами, в рамках реализации основных положений Жилищного кодекса РФ. Реализация крупных инвестиционных проектов позволит создать дополнительные места и, следовательно, увеличить налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.

За 2004-2006 годы наблюдалась тенденция роста численности безработных, зарегистрированных в службе занятости: на конец 2006 года она составила 817  человек, что на 28% больше, чем на конец 2004 года (637 чел.). Уровень официальной безработицы за данный период возрос с 2,2% до 2,8%. Но наряду с этим по отчетным данным за 2007 год численность официально зарегистрированных безработных снижена до 502 человек, уровень безработицы составил 1,7% (край 3,8%). Снижена напряженность на рынке труда с 15,7 в 2006 году до 3,8 человек на одно место в 2007 году. В 2008 году ожидается снижение уровня безработицы до 1,1%. Для сохранения положительной тенденции в данном направлении администрацией города совместно с Центром занятости населения по городу Камень-на-Оби постоянно проводится мониторинг влияния на деятельность предприятий финансово-экономического кризиса. С помощью реализации данной модели мы готовим возможность создания новых рабочих мест, в случае высвобождения персонала на предприятиях и организациях города.

На начало 2008 года общая площадь жилищного фонда города составила 780 тыс. кв. метров. Площадь ветхого и аварийного жилья за анализируемый период отмечена на уровне 29,8 тыс.кв. м, что составило 3,8% к общему жилищному фонду. Незначительно увеличилась средняя обеспеченность населения жильем по городу  с 16,5 кв. м до 17,0 кв. м на 1 человека (в среднем по краю на начало 2007 года – 20 кв.м.).

Для города характерна высокая обеспеченность населения медицинскими и образовательными услугами. Кроме этого имеется необходимость строительства дополнительных дошкольных образовательных учреждений и создание культурно-развлекательных центров. Услугами связи на территории муниципального образования население обеспечено в полном объеме.

Транспортная инфраструктура города Камень-на-Оби представлена сетью территориальных автомобильных дорог, участками автодороги регионального значения «Барнаул-Славгород» и Западно-Сибирской железной дороги. Протяженность автомобильных дорог общего пользования города – 180 км, в том числе  с твердым покрытием – 140 км, из них с асфальтовым покрытием – 80 км.  Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования – 78%. (по краю 87,2%).

В городе Камень-на-Оби отмечается  достаточно высокая инвестиционная активность. На развитие экономики и социальной сферы в 2004-2008 годах за счет всех источников финансирования направлено инвестиций почти на 1,5 млрд. руб.

Денежные средства краевого и местного бюджетов на условиях софинансирования в 2008 году направляются на реконструкцию и строительство объектов социальной сферы, субсидии на развитие уличной дорожной сети; приобретение жилья детям-сиротам; приобретение оборудования длительного пользования для бюджетной сферы.

За счет средств федерального бюджета ведется реконструкция водовода по ул. Колесникова. За счет инвестиционных средств ОАО «РЖД» введено в эксплуатацию Медицинское училище на 420,0 учащихся общей стоимостью порядка 120,0 млн. руб. Централизованные средства Сберегательного банка РФ направляются на строительство Филиала Сбербанка в г. Камень-на-Оби общей стоимостью около  176,0   млн. руб. в ценах 2008 года.

В 2008 году планируется ввести жилья 7,5 тыс. м,2 в том числе за счет индивидуального жилищного строительства в объеме 4,5 тыс. м,2. Планомерно проводится выдача разрешений на индивидуальное жилищное строительство и решений о выделении земельных участков под застройку. На реализацию ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»  в 2008 году с учетом средств 2007 года из бюджетов  всех уровней выделено 13,4 млн. руб. В результате этого 41 семья смогла улучшить свои жилищные условия.

Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Активизация  политики органов власти в привлечении инвестиций поможет существенно снизить инвестиционные риски и снять излишние административные барьеры, что, в свою очередь, будет содействовать максимальному использованию инвестиционного потенциала.

Основной акцент в части инвестиционной политики будет сделан на стимулирование вовлечения в экономический кругооборот свободных площадей, которые в настоящее время не используется рядом промышленных предприятий и предоставлением возможности развития нового производства. Достаточное количество природных ресурсов на территории муниципального образования и близлежащих районов, предоставляют возможности развития строительной индустрии и производства строительных материалов. На базе успешно функционирующих предприятий планируется открытие дополнительных производственных линий, которые позволят не только увеличить мощности, но и будут способствовать расширению имеющегося ассортимента выпускаемой продукции на основе переработки сельскохозяйственного сырья.

Для повышения обеспеченности населения города жильем выделяется проект комплексной жилой застройки «Микрорайон Солнечный», который позволит не только увеличить объемы жилого строительства в городе, но и повысит уровень развития социальной инфраструктуры за счет строительства детского сада и спортивно-игровой зоны. В целях создания благоприятного социального климата и формирования здорового образа жизни населения города планируется строительство культурно-развлекательного центра, спортивно-игрового комплекса и ряда объектов социальной сферы.

В рамках достижения поставленных целей руководством города успешно реализуется комплекс мероприятий, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата на территории МО. Для активизации работы по привлечению инвесторов из соседних территорий заключено соглашение между Администрациями г. Камень-на-Оби и Каменского района о взаимодействии в области социально-экономического развития на 2008-2010 годы.

На протяжении последних лет ведется плодотворное сотрудничество с инвесторами из Новосибирской области. Основными акционерами  двух крупнейших предприятий города Камня-на-Оби ОАО «Каменский элеватор» и ООО «Каменская птицефабрика» являются представители данной территории. Так же в рамках реализации соглашения между Администрациями Алтайского края и Новосибирской областью о сотрудничестве планируется заключить аналогичное соглашение между администрациями города Камня-на-Оби и города Новосибирска.

При главе города создан инвестиционный совет, в состав которого вошли представители малого и крупного бизнес-сообщества, кредитные организации и руководство администрации города. Его основными задачами является формирование благоприятного инвестиционного климата, разработка муниципальной инвестиционной программы, а так же рассмотрение инвестиционных проектов и их сопровождение. По инициативе инвестиционного совета между администраций города и фирмой ООО «ЭнСофт Консалтинг» заключен договор об оказании услуг по составлению материалов для инвестиционных проектов в рамках реализации Комплексной программы социально-экономического развития города Камень-на-Оби до 2017 года.

 Для упрощения процедуры взаимодействия местной администрации и потенциальных инвесторов разработано типовое инвестиционное соглашение по реализации инвестиционного проекта на территории г. Камень-на-Оби. В декабре 2008 года на заседании Каменской городской Думы будет рассмотрен законопроект о предоставлении налоговых льгот по уплате налога на землю физическими лицами в период строительства. Кроме этого планируется выйти с законодательной инициативой в Краевое законодательное Собрание Алтайского края по вопросу послабление размера арендной платы за землю в период проведения строительных работ. Для вовлечения в инвестиционный процесс представителей малого и среднего бизнеса будут представлены льготы по налогу на имущество на период реализации социально-значимых инвестиционных проектов.

Особое внимание хотелось бы обратить на разработанную модель привлечения инвестиций в муниципальное образование Город Камень-на-Оби. Этот документ положил начало совершенно новому подходу к решению вопроса создания инвестиционно привлекательной территории. С ее помощью все заинтересованные стороны смогут определить свои приоритеты, чем будут стимулировать развитие всех секторов экономики.

В рамках реализации данного направления разработан инвестиционный паспорт, в котором на основе проведенного социально-экономического анализа и выявления сильных и слабых сторон определены наиболее перспективные к реализации инвестиционные проекты.

Основной его целью является «Достижение высокого уровня жизни населения на основе долгосрочного устойчивого развития основных отраслей экономики за счет улучшения инвестиционного климата на территории муниципального образования Город Камень-на-Оби».

Стратегическими целями являются:

            1. Рост уровня и качества жизни населения, создание благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни;

2. Улучшение инвестиционного климата;

3. Рост экономического потенциала;

4. Повешение эффективности системы управления городом. 

Данный пакет документов будет служить основой для разработки Инвестиционной программы города Камня-на-Оби. Достижение стратегических целей должно изменить состояние экономики и социальной сферы города, повысить эффективность управления. Решение стратегических задач должно быть направлено, прежде всего, на дополнительное вовлечение в экономику города инвестиционных ресурсов.

В настоящее время реализуется ряд инвестиционных проектов, способствующих устойчивому развитию социально-экономических процессов в МО.

На базе ООО «Каменский металлозавод» ведется строительство завода по производству железно-бетонных изделий, специализируемого на производстве бетона товарного, армированных и неармированных изделий.  На производственной площадке ОАО «Каменский элеватор» проводится монтаж линии по производству рапсового масла. Индивидуальный предприниматель Сальников В.А.  проводит модернизацию действующего производства с целью увеличения мощностей в производстве полуфабрикатов из мяса и теста, а так же освоение ее новых видов. В сентябре текущего года заключено соглашение о сотрудничестве между администрацией города и новосибирской фирмой ОАО Инвестиционная компания «Альянсстрой» по проекту комплексной застройки микрорайона «Солнечный» с помощью реализации МЦП «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Камень-на-Оби Алтайского края на 2006-2010 годы».

Реализация на территории МО данных инвестиционных проектов позволит привлечь за счет собственных и привлеченных финансовых ресурсов порядка 546 млн. руб. инвестиций в экономику города, а так же дополнительно создать 150 рабочих мест.  Фонд оплаты труда увеличится до 1,7 млн. руб. и, следовательно, возрастет налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц.

С 2009 года планируются к реализации  индивидуальными предпринимателями города проекты по глубокой заморозке овощей мощностью порядка 250 кг в сутки; строительство мини-мясокомбината с входящими в его состав убойным и колбасными цехами, холодильным оборудованием проектной мощностью 1,5 т/сутки; монтаж нового технологического оборудования в производстве межкомнатных дверей, а так же строительство культурно-развлекательного центра «Набережная», в состав которого войдут кофе, танцевальная площадка, зона отдыха на берегу р. Обь. Общая стоимость данных проектов составляет порядка 108 млн. руб. Дополнительно будут создано 76 рабочих мест.

Так же следует отметить, что имеется несколько свободных оборудованных необходимыми инженерными коммуникациями производственных площадок, расположенных на территории МО, общая площадь которых составляет 116,2 га.  На крупных промышленных предприятиях часть свободных площадей может быть предоставлена как в аренду, так и в собственность потенциальным инвесторам.

Перечень выше указанных объектов, обозначенных в инвестиционном бюллетене, является не окончательным вариантом. Он будет постоянно обновляться, и корректироваться в условиях изменения конъектуры социально-экономического развития территории.

С помощью данной модели мы рассчитываем на привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, как со стороны внутреннего инвестора, так и со стороны других территорий. В рамках реализации данной модели со стороны администрации города оказывается, и будет продолжаться оказываться поддержка в пределах, имеющихся на это полномочий.