Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
4 декабря губернатор Алтайского края Александр Карлин встретился с руководителями региональных отделений политических партий, действующих на территории нашего региона. В таком формате глава края встретился с ведущими политиками Алтая впервые с 2006 года. Однако вполне вероятно, что такие встречи станут отныне регулярными. Ведь, по словам Александра Карлина, политическим партиям принадлежит очень важная роль в консолидации общества. А именно это необходимо для нашего региона в период грядущего кризиса. Именно проблемам прохождения нашим регионом кризисной полосы, ответственности политических партий за социальную и политическую стабильность в крае и была посвящена большая часть выступления губернатора. Вот некоторые выдержки из него. ОБ ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ СИТУАЦИИ В КРАЕ По состоянию на 1 декабря катастрофических последствий кризиса в крае мы не наблюдаем. В промышленности индекс промышленного производства по итогам 11 месяцев составил 108,6-108,7%. По этому показателю край занимает второе место в СФО после Новосибирской области. По всем составляющим регионального бюджета есть выполнение. Правда, по второму полугодию ситуация несколько усложнилась. Все необходимые бюджетные корректировки были сделаны. Вчера я подписал бюджет края. Ни социальные расходы, ни затраты на поддержание экономики, ни государственные инвестиции не сокращены в предстоящем бюджетном периоде, а заложены даже с ростом. И эти параметры мы будем выдерживать, как бы сложно это ни было. Хотя узлы напряжения возникают, в частности, по налогу на прибыль и по налогообложению малого и среднего бизнеса. Сокращается налогооблагаемая база, меняется механизм налогообложения. Переход на новый формат может в кратковременной перспективе привести к возникновению неких «мертвых зон», кассовых разрывов. Есть предварительная договоренность с Министерством финансов об оказании бюджетной поддержки в этих случаях. Сейчас ведутся конкретные консультации, чтобы такая поддержка поступила вовремя. Самый сложный период – предстоящие месяц-полтора. О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ В АПК ситуация выглядит так. Собран урожай несколько ниже, чем в прошлом году: чуть более 4 млн. тонн зерна в бункерном весе (в 2007 году – 5,1 млн. тонн). Тем не менее, качество зерна выше, чем в прошлом году: более 90% пшеницы – 3 и 4 класса. Что касается продукции животноводческой отрасли (молоко, мясо, яйцо), то она приросла на 5 процентов. Урожай технических культур (свеклы, подсолнечника и др.) выше прошлогодних показателей и по объему и по качеству. По всем параметрам соглашение с Минсельхозом выполнено. Все запланированные ресурсы из федерального и регионального бюджетов в сельское хозяйство региона пришли. В последние месяцы уходящего года на уровне Правительства РФ принято решение о дополнительной поддержке сельского хозяйства путем субсидирования затрат на удорожание моторного топлива. Средства, а это 750 млн. рублей, выделенные нашему краю, уже находятся в пути. Региональная составляющая этой поддержки нами будет выполнена, хотя это и дополнительная нагрузка на бюджет. Кроме того, более 200 млн. рублей получено в виде компенсации на удорожание затрат на приобретение минеральных удобрений и комбикормов. Это означает дополнительные вливания в сельское хозяйство объемом около 1 млрд. рублей, что, к слову сказать, не было предусмотрено бюджетом. Кроме всего прочего, в ходе недавнего совещания в Оренбурге 1-ым вице-премьером Виктором Зубковым было принято решение о повышении закупочных цен на зерно в рамках интервенционных закупок. В результате цена тонны пшеницы 3 класса поднялась до 6 тыс. руб. За неделю наши хозяйства продали в интервенционный фонд зерна больше, чем за все время с начала уборочной кампании. Были существенно упрощены условия допуска алтайских элеваторов к оказанию услуг по хранению зерна интервенционного фонда. Это дополнительный источник доходов для наших предприятий, имеющих мощности для хранения зерна. Все это в совокупности дает нам основания полагать, что более 85 процентов сельскохозяйственных предприятий завершит год с положительной рентабельностью. А это значит, что будет создан весь необходимый технологический задел для нормального вхождения в новый сельскохозяйственный год. И это несмотря на то, что сложившиеся в этом году цены на зерно и молоко ниже, чем в 2007 году. О КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ Есть поручение, которое дал премьер-министр соответствующим министерствам, в первую очередь, Министерству сельского хозяйства. В Минсельхозе уже прошло совещание с участием представителей министерств финансов, регионального развития и экономики. Сейчас мы готовим этот проект к рассмотрению на правительственной комиссии по вопросам развития АПК. Проект «Алтайское Приобье» будет рассмотрен в контексте социально-экономического развития российского села. На следующей неделе на Алтае пройдет совещание по вопросам развития ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». В нем примет участие руководство Федерального агентства по особым экономическим зонам (РосОЭЗ) и акционерного общества, которое непосредственно занимается развитием зон в стране. Осуществление проекта «Бирюзовая Катунь» осуществляется в пилотном формате, поэтому первым среди других ОЭЗ ТРТ России был утвержден проект застройки территории зоны в Алтайском крае. Все запланированные на 2008 год средства из федерального бюджета получены и осваиваются. Кстати, уже пошли первые налоговые поступления от резидентов «Бирюзовой Катуни». Первый миллион рублей получил муниципальный бюджет. КАКИЕ МЕРЫ ПРЕДПРИНИМАЮТ КРАЕВЫЕ ВЛАСТИ? Уже подготовлено и парафировано соглашение с Внешэкономбанком. Осталось под этим документом поставить наши с Владимиром Дмитриевым (председатель ВЭБ – Ред.) подписи. Напомню, что этот банк получил значительную долю господдержки. Ряд промышленных предприятий либо получили кредитные ресурсы в этом банке, либо оформляют свои отношения с ним. До середины декабря такое соглашение между Внешэкономбанком и администрацией Алтайского края будет подписано. Ведется постоянная работа с Алтайсбербанком, Россельхозбанком. С последним сложились очень тесные отношения, ни одна моя поездка в Москву не обходится без встречи с руководителем РСХБ Юрием Трушиным. Скажу так: Алтайский край не обижен со стороны Россельхозбанка. Есть договоренность с заместителем председателя правительства и министром финансов Алексеем Кудриным, достигнутая в Ижевске во время проведения там заседания Госсовета, о поддержке базовых, имеющих для экономики края системообразующих значение, предприятий. Мы находимся в режиме постоянного общения с руководителями крупнейших промышленных предприятий, предприятий стройкомплекса. Со строителями мы работаем, во-первых, над реализацией нашей инвестиционной программы в будущем году и завершением ее в этом году, чтобы обеспечить максимальную загрузку стройкомплекса. Ведутся активные консультации для получения федерального финансирования с привлечением на условиях софинансирования средств регионального бюджета с целью приобретения жилья для граждан, переселяемых из аварийного и ветхого жилья. В целом пока нет явного спада по предприятиям промстройиндустрии, в отличие от наших соседей. В этом году в крае отмечалась лучшая в стране динамика по сокращению безработицы. К сожалению, с конца октября – в ноябре отмечается приток безработных. Мы серьезные ресурсы получаем из федерального бюджета, разрабатываем и реализуем общекраевые программы по переобучению высвобождающихся кадров, созданию дополнительных рабочих мест. Что нас спасает? Что наша промышленность имеет высокую степень диверсификации, а также то, что в крае существенна доля предприятий ВПК, которым весьма помогает гособоронзаказ, имеющий в последние годы тенденцию к росту. Сложившаяся структура экономики края, значительная доля сельского населения и т.п. позволяют смягчить социальные последствия кризисных явлений. В других регионов с высокой долей концентрации крупного промышленного производства, с моноотраслевой индустрией их негативное воздействие, несомненно, будет сильнее и глубже. Но это не должно нас успокаивать! О РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ-185. Есть проблемы с реализацией ФЗ-185 в краевом центре. Дело в том, что параметры его и распределение выделяемых на его выполнение федеральных ресурсов базировались на той статистической отчетности, которая формировалась в предшествующие периоды. К сожалению, Барнаул в этом отношении был далеко не лидером по внятности и достоверности статической отчетности. Все количество ветхого и аварийного жилья, имеющегося в Барнауле, эта отчетность не отражала. А закон был построен таким образом, что опирался именно на данные предыдущих лет. Потому и было решено: распределение средств будет основываться на данных по периоду, который уже прошел, по которому есть документы, обсчитанные статистиками. На Алтае наиболее приличным из всех городов выглядел Бийск. Нередко слышу сетования по поводу того, что Бийск получил средств больше Барнаула, превосходящего Бийск по размеру жилого фонда. Распределение, подчеркну, производилось не нами и на уже озвученных мною принципах. Возможности для корректировок существуют, но они минимальны. Проблемы есть, но, думаю, что если бы даже статически обозначенное количество ветхого и аварийного жилья будет освоено, то это будет прорыв. Мы делаем все необходимое. К примеру, вместе со строителями ведем инвентаризацию жилья, находящегося в такой степени готовности, которое позволяет претендовать на федеральный ресурс. ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. В этой ситуации все мы, и представленные в парламенте партии, и партии, которые находятся вне парламентского формата, несем ответственность за положение в регионе с точки зрения сохранения социальной и политической стабильности. Думаю, никто не заинтересован в обратном. Убежден, что дестабилизация не выгодна никому. Мы считаем, что меры, которые мы принимаем, достаточно понятны. Наша тактика – работать, не покладая рук. Можно бросить весла и кричать «караул». Но криками мало что сделаешь, надо прилагать конкретные усилия. Считаю, что те решения, которые мы приняли по выделению дополнительных ресурсов на будущий год для поддержания самой малообеспеченной части населения, были своевременны и правильны. ОБ УЧАСТИИ ПАРТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ Надо согласовывать свои предложения с краевой властью. Почему мы о них не знаем и получаем информацию постфактум из СМИ? Это вопрос технологии. Если вы предложите внятный и понятный проект, мы не будем его отбрасывать лишь потому, что он исходит от «Справедливой России». Но надо вырабатывать какую-то схему взаимодействия. Ведь, думаю, у «Справедливой России» нет какого-то специфического идеологического подхода к проблемам развития физкультуры и спорта. Наверное, все без исключения партии в равной степени понимают их значимость. Справедливости ради, надо сказать, что прежнее руководство края должным образом не позаботились об участии края в федеральной программе строительства спортивных сооружений. В результате наш регион оказался попросту обойден: были по спортивным сооружениям в первой двадцатке регионов, оказались в последней десятке. Будем выбираться! ОБ УЧАСТИИ ПАРТИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ. Вопросов нет. Формируйте кадровый резерв. Сегодня я встречался с вновь избранными главами муниципальных образований края и сказал им: «наши – не наши» - такое разделение закончилось после завершения выборов. Через какое-то время деление на «наших - не наших» произойдет по совершенно другому принципу. По принципу профпригодности, отношению к работе. Это главный критерий оценки работы со стороны краевой власти и населения. Либо руководитель станет «нашим», т.е. будет решать вопросы в интересах населения, либо он не будет руководить муниципалитетом. Кстати, это универсальный подход, и критерий этот применяется и к членам «Единой России». Наш Александр Лазарев – таких штучных людей в крае раз-два и обчелся! В медицине Шойхет, Лазарев, еще две-три фамилии. В образовании пока таких лидеров нет. Вот в чем вопрос. И политические пристрастия здесь играют абсолютно второстепенную роль, поскольку партийный билет не является какой-то индульгенцией, эрзац-гарантией для малокомпетентных и непрофессиональных руководителей. Барнаул, 4.12.2008. |