18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Его проведение намечено на 4 квартал будущего года. 

Краевой закон о сельских старостах был принят в регионе в этом году по инициативе губернатора края Александра Карлина. По мнению краевых чиновников, этот новый институт местного самоуправления в первую очередь предназначен для решения вопросов сугубо локального значения и призван повысить качество исполнения органами местного самоуправления полномочий на территории поселения, в состав которого входят несколько населенных пунктов с численностью населения более 300 человек и села. 

Дело в том, что Алтайский край всегда относился к числу субъектов-лидеров по количеству входящих в его состав муниципальных образований, значительную часть которых составляют сельские поселения (на 1 января 2012 года 660 сельских поселений из 736 муниципальных образований). И только 35% от общего количества сельских поселений (233) имеют в своем составе один населенный пункт. Во всех остальных – два и более населенных пункта. В состав 109 сельских поселений (около 16,5%) входят 4, 5 и более населенных пунктов, из них только 21 поселение образовалось в результате проводимых в крае преобразований.

В Алтайском  крае почти половина населения проживает в сельской местности и получается, что далеко не каждый житель из малонаселенного или удаленного села может обратиться к представителям власти по той или иной проблеме. При этом в регионе 700 сел с численностью до 300 человек, а 320 сел с численностью до 100 человек. Поэтому вопрос о "старостах" либо, "уполномоченных" возникал и ранее неоднократно. В том числе, не раз его озвучивали главы сельских  районов. Особо остро он прозвучал на съезде муниципальных образований Алтайского края в 2011 году,

Дело даже не столько в том, что краевые власти намереваются продолжать объединение или укрупнение сельских поселений, пояснил вице-губернатор края Борис Ларин: «Необходимость его принятия была продиктована… увеличением числа вопросов местного значения, которые органы местного самоуправления должны решать самостоятельно на территории всего поселения. Стоит заметить, что должность старосты на селе не нова, этот институт существовал и в советское время, и в дореволюционный период. Есть старосты в селах и сейчас, но работают они, как правило, на общественных началах, и лишь немногим оплачивают их труд». К слову, в Ленинградской области институт сельских старост получил большое распространение и существует еще с 90-х годов. 

У оппозиции возникли не столько содержательные возражения против самого закона, столько неприятие названия должности - «староста», которое у них якобы вызывало неприятные ассоциации. Предлагались варианты типа «администратор» или «менеджер». Однако такие предложения были отвергнуты самими селянами, поскольку были чуждыми для них. 

Между тем, выступая в июне 2012 года на съезде муниципальных образований, губернатор края Александр Карлин, обозначил и еще несколько причин появления в крае института сельского старосты: «Дополнительные усилия необходимо приложить и для наведения порядка в организации работы объектов социальной инфраструктуры в сельской местности. В спокойном режиме, без ажитации и кампанейщины, в крае продолжится объединение сельских советов. Если решать эту задачу обдуманно, то к такого рода решениям население относится с пониманием. Определенную роль в этой работе должны сыграть и сельские старосты».

Таким образом, к компетенции старост отнесены не только проблемы социального и экономического развития мелких населенных пунктов, но и политические вопросы, к которым можно отнести выработку общественной позиции по тем или иным острым проблемам местной жизни, политической мобилизации населения отдаленных и мелких населенных пунктов, составляющего значительную долю электората.

Как пояснил председатель комитета по местному самоуправлению краевого Законодательного собрания Виктор Красилов, «староста ни в коем случае не будет являться заменой главам сельсоветов. Эта должность будет устанавливаться только в тех сёлах, которые не являются административными центрами поселений, то есть там, где нет администрации сельсовета». Как посчитали депутаты, они должны принять закон, который будет конкретизироваться на местах, где и будут решать, как, к примеру, наделять старост полномочиями – избирать или назначать. Или платить им зарплату либо организовывать их работу на общественных началах.