18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Реформирование жилищно-коммунального комплекса страны привело к созданию управляющих компаний. Однако за прошедшие годы сколько-нибудь определенного мнения об эффективности их работы так и не возникло. Одни говорят – это шаг вперед в сфере управления коммуналкой, другие сокрушаются: воровать в ЖКХ стали еще больше, а работать лучше не научились. Действительно, «дух преобразований» привлек мошенников, а те, в свою очередь, внимание правоохранительных органов и СМИ. В тени непрекращающихся скандалов остаются те, кто работает честно. Это с виду такие же управляющие компании, но при этом – другие. Вот что такое, к примеру, УК «Сервис»?..

С одной стороны, ООО «УК Сервис» - одна из множества компаний, управляющих жилым фондом краевого центра. У них и возраст у всех примерно одинаков – 4-5 лет. «Союз» обслуживает в основном новостройки, которые в разные годы сдавал в Барнауле строительный концерн «Алтайкоксохимстрой». Есть еще старая «хрущевка», вместе с которой на обслуживании УК находится 10 многоквартирных домов. История с «хрущевкой», расположенной по адресу: А.Петрова, 184, - разговор особый. Брать на обслуживание старый фонд «Сервис» не собирался, однако, как рассказала директор УК Тамара Батыгина, жильцы пятиэтажки были так настойчивы и организованы, что устоять против их напора она не смогла. Хотя и понимала, сколько застарелых проблем, свойственных старому фонду, жильцы с собой принесли. На вопрос: «Зачем вам лишние и совсем немалые проблемы, ведь у вас все дома как на подбор - новые и красивые?» (достаточно назвать четыре высотки-близнеца под синими металлочерепичными крышами, что на пересечении улиц А.Петрова и Малахова»; в цоколе одного из них, к слову сказать, и находится офис «УК Сервис»). Тамара Александровна улыбается: «А интересно стало – сможем ли, справимся ли. Проблемы там, я уже знала, нешуточные». Нужно капитально ремонтировать кровлю, сантехнику, электрику, подвальные помещения. Между двумя УК сейчас идет затяжная судебная тяжба, но дом «Сервис» уже обслуживает. Начали с подвалов – вывезли четыре машины мусора. Жильцы признавались: дышать стало легче, не стало неприятных тяжелых испарений из подвала.

Жильцы «хрущевки» в основном люди пожилые, пенсионеры, много ли с них возьмешь? Приведение в порядок дома по А. Петрова, 184 – это для компании при всем желании не может быть способом заработать деньги. Жильцам было предложено провести субботник с работниками «УК Сервис». Люди согласились, хотя некоторые, как водится, схитрили, притаившись за закрытыми дверями. «Пусть пришли немногие, но это ведь только начало», - не унывает Тамара Батыгина, по ее словам, оптимистка по жизни.

Жильцы жаловались на холодные полы в квартирах зимой. Управляющая компания взялась за ремонт цоколя по всему периметру дома, решила утеплить подвал. Скоро станет ясно, насколько в квартирах, особенно первых этажей, будет теплее. Другая задача – ремонт кровли. Пока сделан текущий ремонт и крыши перестали течь.

- Дом к нам перешел без денег, которые мы могли бы направить на текущий ремонт жилья. Приходится вкладывать средства компании. Но ничего, деньги по графе «текущий ремонт» от жильцов начинают поступать. Пока мы работаем себе в убыток, но если делать все качественно, дополнительные средства на переделку не понадобятся, некоторое время в текущий ремонт не будет необходимости вкладываться. Зачем, если все исправно работает?», - рассуждает Тамара Батыгина.

По мнению директора УК, это самая обычная «хрущевка», ничем не примечательная. В то же время она не похожа на другие – люди в этом доме живут особенные. Особенные тем, что смогли объединиться. Председатель домкома – женщина пожилая, но из той категории людей, которые заражают своей энергией и всегда доводят начатое дело до логического завершения. С такими людьми, считает Тамара Батыгина, интересно работать.

- Ко мне часто приходят председатели домкомов других домов. Инициативные люди есть. У них есть желание привести свой дом в порядок. Но зачастую не хватает знаний – с чего начать и как сделать? Приходят, спрашивают, я их консультирую, бывает, часами. Я не поддерживаю идею перехода жильцов того или иного дома из одной УК в другую. Ведь почему жильцы хотят сменить управляющую компанию? Потому что не находят общего языка. Но где гарантия, что с другой УК они общий язык найдут? Скорее всего, люди просто не умеют или не хотят договариваться, идти на компромисс. Не хотят почему-то сесть за один стол с руководством УК и попытаться разобраться – а что, собственно, мешает сотрудничать? Иногда личные амбиции председателя домкома превышают интересы жильцов этого дома. И кто сказал, что вот эта, обслуживающая твой дом УК – плохая? Почему забывается, что УК работает на средства по установленному тарифу? Которые не все жильцы оплачивают. А ведь выше головы не прыгнешь. Хочется, чтобы было элементарное понимание: проблемы дома не решались, порой, десятилетиями, накопились. И в один присест их не решить. Но можно вместе обсудить, как и что делать в первую очередь, с учетом финансовых возможностей – чтобы через два-три года, а может пять лет восстановить и обновить все, что нужно, тогда дом станет как новый. Но требовать устранить проблемы «здесь и сейчас» - это не конструктивный разговор. Текущее содержание жилья не предполагает капитальных работ. Ну, как, скажите, можно отремонтировать кровлю за средства по «текущему содержанию?». Ну, вот давайте считать: «текущее содержание» - это примерно 25 тыс. рублей ежемесячно с пятиэтажки. А новая кровля стоит примерно 1 млн. рублей. Где эти деньги взять? Да, 185-ФЗ многим помог решить эти проблемы, которые без федеральной поддержки едва ли были бы решены. Но ведь не всем, не каждому дому! Есть в городе случаи, когда жильцы дома сложились на новую кровлю. Другие – двор обстраивают, клумбы разбивают. Хотя там есть дворник. Но что он один может сделать? Мусор подмести… Но облагородить свой же двор – это ведь так по-хозяйски! Это ведь для себя и так, как тебе самому хочется, чтобы было!

Тамара Батыгина действительно оптимистка. И радуется любому проявлению человеческого между людьми. Она, например, заметила, что жильцы стали здороваться с дворником и техничкой. То есть проявлять уважительное отношение к их работе. А раньше их просто не видели, словно они выходили на работу в шапках-невидимках.

В старом доме – старые проблемы, в новом - новые

В старом фонде – одни проблемы, в новом – другие. И поломки случаются, и выход из строя оборудования, и затопления (новоселы ведь, как только въедут, сразу начинают евроремонты с перепланировками). Но самое главное – люди в новых, даже элитных домах – они те же, что и везде, из тех же старых пятиэтажек и панелек переезжают. Минус в том, что новоселы между собой не знакомы. А значит, не могут объединиться, чтобы обсудить общедомовые вопросы. Не знают с кем. Но если знакомство налажено – появляются и общие дела, и результаты. Например, рассказывает Тамара Александровна, жильцы одного из ее домов пришли к коллективному решению установить видеонаблюдение, шлагбаум на въезде во двор, поставить охрану. Сделать это попросили «УК Сервис», сказали, что готовы собрать вскладчину необходимую сумму. И собрали. А «Сервис» - построил, хотя и не должен был этим заниматься.

В сферу обслуживания ООО «УК Сервис» входят две газовые котельные с погодозависимой автоматикой, которые обслуживают четыре высотки на А.Петрова-Малахова. Для жильцов это – энергосбережение и экономия денег на отопление. Для управляющей компании – необходимость поддерживать сложные современные установки в хорошем рабочем состоянии.

Вообще, «Алтайкоксохимстрой» не относится к числу компаний, которые сдали дом – и забыли о нем. Новый дом не может не иметь совсем никаких проблем, - он же новый, значит, дает усадку. Где-то возникли проблемы с дверными замками, где-то оконную раму на миллиметр-два повело. Застройщик не отказывается эти недочеты устранять – за свой счет, естественно. Концерн Михаила Фокина этим известен.

Тамара Батыгина очень трепетно относится к имиджу своей управляющей компании. Ей неприятно, когда общественное мнение смешивает все УК в одну кучу, причесывает, что называется, под одну гребенку. Да, есть компании-мошенники, но немало и добросовестных. Она считает, что жилищно-коммунальный комплекс может эффективно работать при грамотной организации, но бизнес в сфере ЖКХ может быть прибыльным только в случае, если УК оказывает некие дополнительные услуги жильцам. Например, по части ремонта квартир, мытья окон, или как в том случае с шлагбаумом, охраной и видеонаблюдением, другими услугами, которые не входят в перечень обязательных. Но если в обществе начинают говорить о сверхприбылях некой УК, это может означать одно – компания не выполняет своих обязательств, а поступившие на это от жильцов деньги использует не по назначению, то есть крадет. Тем самым осложняет работу добропорядочных управляющих компаний, чей имидж невольно страдает от недобросовестных участников рынка ЖКХ.