Общественные организации получили возможность вести прямой диалог с властью. Во всех структурах краевого уровня появятся Общественные советы. Времени на раскачку и обдумывание времени нет: губернатор установил срок – до 5 мая.
Общественные советы сегодня создаются во всех госструктурах – как федеральных, так и региональных, муниципальных. Для власти это своего рода «привязка к местности», вариант обратной связи. Для общественников – возможность влиять (по крайней мере, реальный шанс) на принятие решений органами исполнительной власти. С тем, чтобы эти решения максимально отвечали насущным потребностям людей. Диалога с властью общественные организации добиваются столько времени, сколько существует каждая из них. Кому-то что-то удается, кому-то нет. И если удается, то, как правило, это взаимодействие системным не назовешь. Приглашение принять участие в создании Общественных советов (войти в них) для общественников, похоже, стало неожиданностью. Отсюда некоторая растерянность, которая ощущалась на состоявшейся 27 апреля конференции. Форум некоммерческих организаций «Партнерство во благо развития края» проходил в Русско-Немецком доме. Для участия в конференции были приглашены около 400 человек. Организаторами выступили администрация края и АКОО «Поддержка общественных инициатив». - Проблема партнерства актуальная как никогда, - считает Валерий Труевцев, начальник департамента администрации края по связям с институтами гражданского общества. – Распространенное мнение о том, что общественная организация не может являться частью гражданского общества, если она сотрудничает с государственными структурами, пользуется поддержкой государства – это не более чем миф. В ежегодном докладе Общественной палаты РФ, вопреки бытующим мнениям отдельных экспертов, приведены исследования, которые показывают, что подавляющее большинство руководителей общественных организаций заинтересовано в сотрудничестве с органами власти. Так как это позволяет решать проблемы, стоящие перед людьми, интересы которых они выражают. Как известно, в мировой практике сложилось две базовых модели определения либеральных свобод. Одна – дистанцирование общества от государства, другая направлена на налаживание каналов взаимодействия. Первая модель характерна для переходного периода от авторитарного режима к демократическому. И она в России доминировала в 90-е годы. Сейчас ситуация существенно изменилась. Меняется вся парадигма взаимоотношений между органами исполнительной власти и общественными объединениями. Внесены и 18 апреля уже вступили в силу изменения в федеральное законодательство, касающиеся общественных объединений. Мнения
Андрей Степурко, заместитель председателя Совета Общественной палаты Алтайского края: - В способности граждан к самоорганизации существует много проблем. На федеральном уровне начаты целенаправленные исследования состояния гражданского общества в России. В ряд исследований – в прошлом и этом году - была включена территория Алтайского края. В 2009 году в крае впервые были проведены исследования отдельных аспектов оценки развития гражданского общества. Согласно результатам исследования АКОО «Поддержка общественных инициатив», социальное партнерство в крае имеет векторную динамику. Авторы исследования пришли к выводу о неоднородности и порой несистемности механизмов социального партнерства. Более активному социальному партнерству мешает низкая гражданская активность населения, рост финансовых и организационных трудностей, отсутствие четкой стратегии взаимодействия с органами исполнительной власти, низкая информированность людей о самой возможности социального партнерства. Пока лишь единицы общественников готовы профессионально заниматься экспертизой законов. Далеко не все муниципалитеты готовы идти на тесное сотрудничество с НКО, а НКО, в свою очередь, нередко допускает некачественное выполнение социального заказа. Достаточно высокой остается эмоциональная составляющая НКО, что порой мешает устанавливать с властью конструктивный диалог... Кризисный 2009 год стал настоящим испытанием на прочность. В условиях кризиса возникает не только социальная напряженность, но и острая потребность в диалоге. Кризис породил для граждан массу новых проблем и угроз – возможность потерять работу, сбережения и т.д. В такие периоды особенно остро проявляется стремление людей к объединению, рост общественной активности... Общественная палата Алтайского края выбрала для себя четыре приоритета в работе – тарифы, рабочие места, здоровый образ жизни, противодействие коррупции. И там, где происходила консолидация усилий общественных институтов и власти, удалось достигнуть заметного прогресса... Валерий Труевцев, начальник департамента администрации края по связям с институтами гражданского общества: - В состав Общественных советов будут включены представители всех общественных организаций, которые проявят к этому интерес. Члены ОС будут включены в состав коллегии Управлений края. Предполагается, что не все общественники готовы достаточно квалифицированно проводить экспертизу законопроектов, подзаконных актов, каких-то решений органов исполнительной власти. И власть в этом плане пойдет навстречу – готова проводить семинары и индивидуальные консультации, которые помогут понять суть тех или иных документов. Вера Волошина, председатель правления АКОО родителей детей инвалидов и инвалидов детства «Незабудка»: - В апреле нашей организации исполнилось 15 лет. Тема социального сотрудничества сегодня как нельзя кстати. Очень вовремя она созрела. Мы давно об этом мечтаем – как же нам сделать работу общественных объединений такой, чтобы она была боле качественной, весомой, значимой. Госструктура – это большая машина, механизм, действующий по определенным принципам, законам, постановлениям. И нам, общественным объединениям, порой очень сложно вписаться в этот механизм. Ну, как нам, к примеру, прийти к власти и сказать: то, что вы делаете, это неправильно и плохо, а то, что делаем мы – так и надо работать? Считаю, что в первую очередь нам нужно уметь доказать значимость своей организации. Значимость тех услуг, которые общественная организация готова предоставить обществу. И которые государство пока не может выполнять. Думаю, в этих случаях общественные организации встретят поддержку власти и готовность к сотрудничеству. Нам нужно определить точки взаимодействия, понять, каким образом вообще возможен такой союз. При котором власть и общественные организации не будут мешать друг другу, а будут только друг друга дополнять. Мы должны быть сторонниками. И очень важно в совместной работе – постоянство взаимодействия. |