18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
На прошлой неделе чиновники и предприниматели края вновь собрались на площадке Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Алтайского края. На этот раз чтобы обсудить проблемы взаимодействии краевых и муниципальных органов власти, бизнес-сообщества в решении проблемы самозанятости населения и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в регионе. 

Проблема эта актуальна хотя бы потому, что правительство недавно приняло решение о пролонгации программ стимулирования самозанятости населения. Выражаясь фигурально, власть хочет дать нуждающимся гражданам удочку, чтобы они сами ловили «рыбу», а не кормить этой «рыбой», зачастую только поощряя своим патернализмом социальные иждивенчество и паразитизм. Однако требования к эффективности  выполнения этих программ самозанятости в регионах, расходования значительных средств, выделяемых федеральным бюджетом будут, по всей видимости, серьезно повышены. А это значит, что и в Алтайском крае надо думать над тем, как повышать качество работы в этой области. При этом очевидно, что только финансовой поддержки в виде  58800 руб. на организацию бизнеса, еще столько за каждое созданное рабочее место и 3 тыс. руб. на компенсацию затрат на регистрацию бизнеса, недостаточно. 

Председатель Общественного совета Николай Николаев, открывая совещание, сказал:

- При подготовке этого заседания мы задались рядом вопросов: «Почему в значительной части населенных пунктов Алтайского края единственным источником существования официально считаются бюджетные средства, полученные в виде зарплаты и разного рода пособий, а не источники, связанные в производственно-коммерческой деятельностью? Почему при острой нехватке квалифицированных кадров представителей рабочих профессий сохраняется высокий уровень безработицы, прежде всего на селе? Почему пышным цветом цветет социальное иждивенчество? Между тем мы с вами не «клуб почемучек», а коллектив, сформированный губернатором для экспертной оценки ситуации, принятия рекомендаций и практического решения проблем.

В Алтайском крае в 2010-2012 годах будет направлено на поддержку малого и среднего бизнеса 7,3 млрд. руб. Регион в 2009 году первым в стране разработал и принял целевую программу по снижению напряженности на рынке труда. В 2009-2010 годах собственный бизнес открыли более 3,5 тысяч  человек, а в этом году предпринимателей станет на 2300 больше. По этому показателю Алтайский край занимает в России 9-е место, в СФО – второе. На самозанятость выделяются значительные федеральные и краевые деньги, по их объему Алтайский край лидирует в СФО. Так, целевое финансирование программ стимулирования самозанятости в Алтайском крае в 2010 году составило более 1 млрд. руб. Было создано более 6700 новых и сохранено около 30 тыс. рабочих мест. Финансовую и материальную поддержку получили более 1,5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Более 1,5 тыс. предпринимателей зарегистрировали свой бизнес.

 

Как отмечают эксперты, регион соответствует федеральным требованиям и критериям оценки эффективности программы самозанятости: создаются начавшими свой бизнес предпринимателями дополнительные рабочие места, в Алтайском крае высока «выживаемость» бизнеса (менее года просуществовали только 2 процентов созданных предприятий, в России их доля составляет 5 процентов), реализуются социально значимые для жителей края предпринимательские проекты.

Однако, по общему убеждению, в действующей в крае системе господдержки слабым звеном по-прежнему является координация усилий ведомств и организаций, бизнес-сообщества и власти

Вот и замначальника Управления по труду и занятости края Надежда Толокольникова заметила, что «роль бизнеса пока ограничивается участием в разного рода заседаниях». А нынешний формат работы, по ее мнению, недостаточен, его надо расширять и систематизировать. В первую очередь, по мнению Толокольниковой, надо усиливать поддержку начинающих предпринимателей, сопровождение их бизнеса, консолидировать разрозненные пока усилия различных краевых ведомств, организаций и бизнес-сообщества. Нужно определить на краевом уровне приоритетные виды предпринимательской деятельности с их последующей ежегодной актуализацией (в виде формирования регионального заказа на развитие малого предпринимательства). Необходимо создать и единую площадку информационного обмена.

Начальник Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых поведал о планах и перспективах работы краевой власти:

-  Сегодня пересматривается порядок предоставления документов как на получение господдержки, так и по предоставлении отчетности по ее использованию. Будет сокращено их количество, упрощаются процедуры их предоставления. В этом году планируется вместе с Алтайским банковским союзом пересмотреть условия кредитования малого бизнеса со стороны банков, являющихся партнерами Алтайского гарантийного фонда. Пилотным проектом в 2011 году станет создание в 7 удаленных сельских районах края точек доступа к услугам Алтайского фонда микрозаймов. Планируется, что филиалы фонда откроются в Немецком национальном, Мамонтовском, Ключевском, Благовещенском, Смоленском, Целинном и Поспелихинском районах.

В этом году в Алтайском крае начнет работать региональный портал поддержки предпринимательства. Рассматривается и возможность открытия специальной программы на краевом телевидении для обсуждения проблем начинающих предпринимателей. Она станет основой для создания коммуникационной площадки «Успех», которая при участии экспертов организуется сегодня в краевом бизнес-инкубаторе.

Начальник Главного управления сельского хозяйства Александр Чеботаев сообщил, что господдержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве только по субсидированию банковской процентной ставки составила в 2010 году более 275,5 млн. руб. Получили ее около 20 тыс. личных подсобных хозяйств и 269 крестьянско-фермерских хозяйств. В результате удалось привлечь более 1,2 млрд. руб. кредитных ресурсов. В то же время он согласился, что серьезной проблемой является  слабая информированность субъектов малого бизнеса. Он предложил в качестве общекраевой базовой информационной площадки использовать возможности КАУ «Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития АПК».

- Регион выиграл грант в Минсельхозе, что позволило создать современную мультисервисную информационную сеть по всему краю. Доступ в нее позволяет оперативно получать доступ к различной информации, организовывать видео-конференции со специалистами. Сегодня к этой сети подключены 43 района края, к концу года их число достигнет 58, то есть практически вся территория края будет охвачена этой сетью, - пояснил Чеботаев.

Губернатор Карлин между тем отметил, что только усилиями краевыми властей, без инициативы снизу, при процветающем ныне социальном иждивенчестве, нередко поощряемом местными властями, изменить ситуацию на рынке труда края, активизировать и стимулировать граждан к самореализации невозможно.  «Мы сегодня находимся в другой системе координат, большие ресурсы выделяются на поддержку малого и среднего предпринимательства и надо их использовать так, что они приносили долгосрочный мультипликативный эффект», - подытожил губернатор Алтайского края.


ЦИТАТА

Губернатор Александр Карлин:

- Еще несколько лет назад поддержка малого и среднего предпринимательства сводилась в основном моральной поддержке. Но до этого даже в ней было отказано бизнес-сообществу. Однако хочу заметить, что мы должны сегодня понимать эту работу в совершенно ином формате. Ведь при правильной организации взаимодействия не только на региональном, но и на муниципальном уровне объемы господдержки могли бы быть и больше. По крайней мере, по целому ряду направлений. Наша задача – не упустить момент, вовремя скорректировать свои программы, принять, если необходимо, новые, чтобы в максимальной степени опереться на федеральный ресурс. У нас есть возможность некоего маневра, чтобы обеспечить участие и региональных ресурсов в осуществлении новых программ и развитии новых направлений поддержки. По целому ряду федеральных программ мы в ближайшее время получим очень существенные федеральные ресурсы. И они могут быть эффективно использованы при участии малого и среднего бизнеса. Значительные средства, выделяемые на программу модернизации здравоохранения, будут направлены на ремонтные работы в учреждениях здравоохранения. Вот сфера приложения сил для малого и среднего бизнеса! Сегодня мы можем предлагать серьезные объемы работ в области строительства для сельского предпринимательства. В этой связи хочу подчеркнуть, что программы «75Х75» и «100 плюс 100» - это не идеология, это реальная экономическая жизнь региона. К примеру, «100 плюс 100» - это почти 1,5 тыс. новых рабочих мест, это современное производство, модернизация животноводческой отрасли. В осуществлении этих программ серьезная роль отводится малому и среднему бизнесу.

На днях начальник управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов встречался с министром  образования и науки Андреем Фурсенко. Ожидается поступления в край в течение двух-трех лет значительных средств на ремонт и реконструкцию школ.  То же самое можно отнести и к объектам социальной сферы, культуры, спортивных сооружений. Строительная сфера требует большого количества рук, в том числе и женских, не нужна какая-то высокая квалификация. Причем разворачиваться нужно уже сегодня. Целый ряд направлений просто не реализуется у нас, хотя состояние общества и финансовые возможности населения создают для этого все условия.

Недавно я подписал постановление о приведении в порядок кладбищ. Тема, прямо скажем, не из самых веселых. Но до чего мы довели эту сферу – просто стыд! Если мы не изменим ситуацию, то это путь в дикость! На эти цели мы направляем 30 млн. руб., требуем от муниципалитетов хотя бы минимального участия. Цивилизованное отношение к этой проблеме требует работы специализированного бизнеса по уходу и поддержанию порядка на сельских погостах. Это необходимо делать! Нынешние объемы реализации продукции, произведенной малым и средним бизнесом края, несоизмеримо малы, просто несопоставимы  с долей занятого в этой сфере трудоспособного населения.  Получается, гора родила мышь! Это, помимо всего прочего, говорит и о том, насколько этот бизнес эффективен и прозрачен. Нужно делать все, чтобы бизнесу было интересно работать открыто и показывать  реальные доходы, а не демонстрировать откровенно смешные показателя, искажая таким образом представления о нем и его вкладе в экономику региона.