18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Вчера в Барнауле прошло общекраевое совещание «Об итогах работы Управления Алтайского края по труду и занятости населения (УТЗН) Алтайского края за 2010 год и основных задачах в сфере труда и занятости на 2011 год». Совещание прошло в режиме видеоконференции в ситуационном центре УТЗН, а в его работе под председательством «социального» вице-губернатора Даниила Бессарабова приняли руководители всех территориальных служб краевой службы занятости. А их ни много ни мало в Алтайском крае насчитывается сегодня 63, где работает почти тысяча сотрудников. По словам Бессарабова, «ситуация на рынке труда в 2010 году выглядит лучше, чем она была годом раньше. Это объективная данность. Безработица снизилась, причем на довольно значительную величину. Она вернулась в границы  докризисного периода».

 

Этому, по мнению вице-губернатора,  способствовала «эффективная реализация краевых программ, напряженная,  ежедневная системная работа краевой службы занятости, а также общее улучшение экономической ситуации в стране и регионе». 

- Тем не менее, на рынке труда региона остается немало болевых точек. Главная - это еще  достаточно высокий общий показатель безработицы. Решение этой проблемы, а также ряда других позволят повысить уровень, а значит  качество жизни в Алтайском крае. Это наша стратегическая задача. Еще раз хочу заострить внимание на то, что дальнейшее развитие должен получить проблемно-объектный метод государственного управления. Необходимо активнее внедрять клиенто ориентированный,  индивидуальный  подход  при оказании услуг населению Алтайского края, - подытожил вице-губернатор Бессарабов, предоставив слово для основного доклада начальнику УТЗН Игорю Бушмину.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА

начальника управления Алтайского края по труду и занятости населения

И.А. Бушмина

 

Подведение итогов работы в 2010 году, основные задачи в сфере труда и занятости населения на 2011 год

 


1. Ситуация на рынке труда в Алтайском крае. Факторы, влияющие на его развитие (общие итоги деятельности в 2010 году)

 

Минувший год  - это период  посткризисной стабилизации в экономике. Краевой рынок труда позитивно отреагировал на эту ситуацию.

 

1) Отмечено  увеличение спроса на рабочую силу (на 16,5 тысяч человек).

2)  За год численность зарегистрированных безработных снижена почти на треть (30,0%) -  на 17,9 тыс. человек. С 59,5 тыс. человек (на 24.02.2010) до 41,6 тыс. человек (на 01.01.2011). Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению достиг своего исторического минимума и в среднем по году составил 3,7% (2009 г – 4,0%; 2008 г – 3,8%). Положительные изменения  произошли  во всех отраслях и муниципальных образованиях края.

3) Этому во многом способствовала эффективная реализация  краевых целевых программ.  Объем выделенных средств составил 2,6 миллиардов рублей.

В результате государственные услуги получили в полтора раза больше наших земляков. Это 351 тысяча безработных и ищущих работу граждан (в 2009 – 222 тысячи). Участниками программных мероприятий службы занятости стали пять с половиной (5,5) тысяч работодателей (2009 – 5 тысяч).  Сохранены рабочие места для двадцати тысяч шестисот (20,6 тысяч) человек, которые потенциально могли стать безработными.

Четыреста (400) организаций края благодаря программам смогли вернуться к нормальному режиму работы.

Численность работников, находящихся под угрозой высвобождения сократилась по сравнению с 2009 годом более чем в два раза – с 29,6 тысяч человек до 13,8 тысяч.

Однако этих изменений недостаточно. Алтайский край по-прежнему остается в числе регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Значит, в 2011 году необходимы дополнительные усилия по оздоровлению ситуации.

 

4) Как успешное можно оценить выполнение задачи по погашению задолженности по заработной плате. Общая сумма  задолженности  снижена в 7 раз: со 155,2 млн. рублей (на 1 января 2010 г.) до 19,5 млн. рублей по состоянию на  1 января 2011 года. Из них свыше 17 млн. рублей приходится на долю организаций-банкротов.

За год численность работников, которым зарплата выплачивалась не своевременно, уменьшилась более чем в 6 раз: с 9,1 тыс. человек  до  1,5  тыс. человек. Количество организаций, имеющих долги перед работниками, было сокращено с 25 до 9. Не было допущено долгов в организациях бюджетной сферы.

По уровню задолженности в Сибирском федеральном округе  Алтайский край переместился с последнего 12 места  на четвертое.

 

 5) Еще одним значимым результатом является сохранение темпов роста заработной платы в Алтайском крае на более высоком уровне, чем в среднем по СФО. 

За 11 месяцев  2010 года он составил - 111,8% к соответствующему периоду 2009 года. А в среднем по СФО – 110,4. Среднемесячная заработная плата в крае  увеличилась до 12 тысяч 847 рублей. Но вместе с этим, её размер остаётся низким, особенно в организациях сельского хозяйства. Доля вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет всего 45% (в 2009 – 32%).

В 2010 году удалось обеспечить поступательный  рост  заработной платы селян – на 119,6%. И в ноябре она уже составила 8 тысяч 961 рубль.

 Этому во многом способствовало жесткое требование  Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина о повышении среднемесячной заработной платы в организациях сельского хозяйства  до уровня не менее 10 000 рублей с учетом благоприятной конъюнктуры на продовольственном рынке.

В 2011 году задача дальнейшего повышения заработной платы, вывода её из тени и в целом повышения эффективности занятости будет основной в деятельности органов власти Алтайского края. Нам  всем вместе предстоит работать по её выполнению.

 

6) В 2010 году сделан шаг по дальнейшему улучшению трудоохранной деятельности.

Завершена аттестация рабочих мест по условиям труда в более чем в одной тысяче семистах  (1 700) организациях, обследованы свыше 54 тысяч рабочих мест, на которых занято 76,3 тысячи  работников. Эти значения превышают показатели прошлого года в среднем на 20%.  На начало текущего года 277 тысяч работников  или 40% занятых на крупных и средних предприятиях трудятся на безопасных рабочих местах.

В 30-ти муниципальных образованиях из 71 не произошло ни одного случая производственного травматизма с тяжелым или смертельным исходом (в 2009 году таких  территорий было 24).

В 2011 году предстоит создание действенной системы управления рисками. Это новая задача, она может быть решена только при активном участии муниципалитетов.

 

7)  Но самый главный результат нашей работы в 2010 году – это недопущение социальной напряженности в обществе, закрепление позитивных тенденций в социально-трудовой сфере и существенное снижение напряженности на рынке труда.

В этом  общая заслуга и органов власти всех уровней, и органов надзора и контроля, и профсоюзов, и  объединений работодателей, и социальных партнеров, которые данной темой  занимались в постоянном режиме.

Мне хотелось бы искренне поблагодарить всех вас за проделанную работу и надежное, оперативное взаимодействие. Рассчитываю на такое же взаимопонимание и сотрудничество в 2011 году.

 

2. Анализ по направлениям деятельности в рамках целевых программ «содействия занятости населения» и «дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда»

 

Уважаемые  участники совещания! Уважаемые коллеги!

 

В 2010 году мы отмечаем рост доверия граждан к государственной службе занятости Алтайского края. Сравнительный анализ статистических данных показывает, что процент обращающихся в службу от общего числа не занятого населения выше, чем в других регионах СФО (52,7% в крае при 32,4% в среднем по округу).

 

 За отчетный год в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы обратилось более 146 тысяч человек (в докризисном, 2008 году – 143 тысячи человек).

Во многом это результат нашей целенаправленной работы по повышению доступности,  качества, комфортности и своевременности предоставляемых услуг. Для этого в районы с нестабильным транспортным сообщением были дополнительно направлены 22 мобильных центра занятости на базе автомобилей УАЗ, Газель и Фиат.

 

Задачей 2011 года является переход на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием возможностей многофункциональных центров (МФЦ). 

 

Анкетирование более 15 тысяч клиентов (граждан и работодателей) подтверждает высокий уровень оказываемых государственных услуг в сфере занятости населения – полностью удовлетворены качеством услуг более 14,6 тысяч человек, т.е. свыше 97%.

 

Нам удалось существенно улучшить показатель трудоустройства. Два человека из каждых трех обратившихся в службу занятости края были трудоустроены (при среднем по стране 50%), а в целом это более 93 тысячи человек. Важно, что каждый второй  (или 44 тысячи) нашел постоянное место работы (в 2009 году – каждый третий или 30 тысяч).

 

Центрами занятости было обеспечено  регулярное взаимодействие с 12-ю тысячами работодателей. Это на четверть больше по сравнению с 2009 годом (9 тысяч работодателей). В базу данных поступило 144 тысячи вакансий (в 2009 году – 125 тысяч).

 

Важной задачей являлось обеспечение приоритетного трудоустройства граждан России, проживающих в крае, замещение привлекаемой в край иностранной рабочей силы местными трудовыми ресурсами. Эта задача выполнена. Квота на иностранную рабочую силу за последние 3 года снижена в 3 раза – с четырех тысяч двухсот (4 200) до одной тысячи пятисот девяносто трех (1 593) приглашений. На 2011 год квота еще ниже – 1 тысяча 240 человек. Привлекаются иностранные работники, как правило, высокой квалификации и только при отсутствии этих специалистов в крае.

 

В перспективе и эта потребность в иностранных работниках будет снижаться  благодаря реализации целевой программы по привлечению в Алтайский край на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа. В 2010 году участниками этой программы уже стали 54 человека, включая членов их семей.

 

В 2011 году мы должны уделять больше внимания не только безработным и ищущим работу гражданам, но и развивать государственные услуги для тех, кто работает и хочет сменить работу, территорию или ищет подработку на основе совместительства. Нами должны быть выработаны современные подходы  по регулированию так называемых гибких форм занятости граждан, в том числе в формате предоставления соответствующих госуслуг.

 

Самое серьезное внимание уделяется информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, об имеющихся  возможностях трудоустройства и подбора персонала при содействии службы занятости. В 2010 году значительно расширено информационное поле, до 540 тысяч граждан и работодателей (в 2009 году – 418 тысяч). Управление и центры занятости сотрудничали более, чем со ста двадцатью (120) краевыми и всеми местными СМИ. В том числе с ведущими телерадиокомпаниями: «ВГТРК – Алтай» и «Катунь 24», федеральным Первым каналом телевидения. За год было подготовлено 5 тысяч 734 тематические публикации в печатных изданиях и 746 теле- и радио- сюжетов. Ежеквартально выходил краевой журнал «Рынок труда Алтая». Все наши клиенты были обеспечены необходимой печатной продукцией: памятками, брошюрами, буклетами, листовками. Их общий тираж составил почти 500 тысяч экземпляров.

 

Обеспечена максимальная доступность информации о ситуации на рынке труда и социальных гарантиях государства в области занятости населения через электронные средства массовой информации, в том числе на официальных сайтах. 

 

Ежемесячно официальный сайт УТЗН посещает  в среднем  8,5 тысяч человек (в 2009 г.- вдвое меньше- 4,5 тысяч).

 

Проведено 16 интернет-форумов, брифингов, пресс-конференций.

 

По итогам 2010 года Управление по труду и занятости населения по рейтингу открытости вошло в тройку лидеров среди тридцати четырех (34) органов исполнительной власти края.

 

Наряду с этим, граждане активно пользуются возможностью получать консультации по телефонам «горячих линий»,  которые открыты во всех центрах занятости края. Всего за год обратилось 73 тысячи  граждан и  работодателей.

 

Еще 41 тысяча граждан и работодателей была проинформирована в рамках ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Всего их было организовано более тысячи (в 2009 году – 600). За год в полтора (1,5) раза увеличилось количество работодателей, принимавших участие в ярмарках – до двух тысяч восьмисот (2 800), (2009 – 1,9 тысяч).  В результате 12,4 тыс. человек получили договоренность на трудоустройство. Впервые в ходе  ярмарок стали использовать  современную технологию видеособеседования между соискателем и потенциальным работодателем. Организациям предоставлена возможность не только вести подбор работников  на вакантные места,   но и формировать  кадровый резерв.

 

Это направление работы, наряду с расширением доступа граждан и работодателей к электронным услугам получит дальнейшее развитие в 2011 году.

 

Хотелось бы сказать о самых значимых направлениях деятельности по обеспечению занятости.

 

Повышение качества трудовых ресурсов, их конкурентоспособности

В 2010 году обучены востребованным профессиям 7,8 тысяч безработных граждан. Подтверждением сказанного  является показатель трудоустройства после обучения  – более пяти тысяч шестисот (5 600) человек стали занятыми. Это три четверти  обученных  (72%). Для сравнения в 2009 году  было обучено меньше на 17%, а доля трудоустроенных составляла 57,6%.  

Помимо этого, переобучено 3 тысячи работников предприятий, находящихся под риском увольнения. Все они сохранили свою занятость.

Обучение проводилось по 105 направлениям в 136 учебных заведениях края. В результате дополнительные инвестиции в развитие профессионального образования края по линии службы занятости составили 126, 3 миллиона рублей. Размер варьируется в разрезе  учебных заведений от 20 до 900 тысяч рублей.

Хотелось бы отметить ряд учебных заведений, которые лучше других адаптировались к требованиям рынка труда и получили максимальные средства (порядка 900 тысяч рублей каждый). Это профессиональное училище №43 города Алейска (директор – Ровейн Яков Яковлевич), профессиональный лицей № 6 в Ключевском районе (директор – Репкин Владимир Васильевич). Если давать оценку в целом, то это примеры успешного баланса рынка труда и рынка образовательных услуг.

Для обеспечения доступности услуги, впервые  были  использованы  технологии дистанционного обучения (по профессиям оператор ЭВ и ВМ, делопроизводитель). С применением этой технологии обучено  100 человек. В 2011 году дистанционное обучение  будет применяться  интенсивнее.

Объемы профессионального обучения  безработных граждан увеличатся на 20 %, до девяти тысяч трехсот (9 300) человек. Кроме этого, еще 1 тысяча 930 человек будет обучена без отрыва от работы.

В 2011 году мы впервые организуем опережающее обучение работников производственных организаций, которые внедряют инновационные проекты, занимаются модернизацией. Новацией года также станет повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, планирующих выход на работу. А также переобучение  женщин, работающих на вредных производствах с переводом их после обучения  на работу по новой специальности  в нормальных условиях труда.

Также впервые служба занятости своими мероприятиями будет участвовать  в программе модернизации здравоохранения Алтайского края. Запланирована профессиональная переподготовка 71 врача из 24-х районных ЦРБ и 13 лечебных учреждений, расположенных в 5-ти  городах края. 

 

Содействие самозанятости безработных граждан

В 2010 году создано беспрецедентное в масштабах края количество постоянных рабочих мест в рамках программы самозанятости безработных граждан – 5,6 тысяч  (годом ранее – 1,3 тысяч). Это 38% от всех созданных в Алтайском крае новых рабочих мест. Из них 82% – в сельской местности.

Получили субсидию и организовали бизнес 2 тысячи 430 безработных граждан, это в 1,5 раза больше, чем в 2009 году. Начинающими предпринимателями за год  создано более 3 тысяч 100 (ста) рабочих мест для других безработных граждан, это на 55 % больше, чем в 2009 году (1400 рабочих мест).

Мы убедились, что это направление программы не просто востребовано жителями  края, оно эффективно решает проблему трудоустройства в селах, где нет ни одного работодателя. Нередко самозанятость – это единственная возможность для восстановления  в  селе производственной деятельности или оказания востребованных услуг населению. А по сути – восстановление нормальной жизни в отдельно взятом селе.

Сегодня в 61 населенном пункте, где не было предприятий-товаропроизводителей, 90 безработных граждан организовали собственное дело и создали ещё 92 постоянных рабочих места для односельчан.

Основными видами предпринимательской деятельности в 2010 году стало разведение животных, птицы и предоставление услуг.

Отрадно, что эта форма занятости интересна для молодежи. Предпринимателями стали 647 бывших безработных в возрасте до 30 лет.

Однако далеко не все муниципальные образования воспользовались предоставленной государственной службой занятости возможностью по развитию предпринимательства.

Мы, к сожалению, не увидели заинтересованности в этом деле со стороны администраций ряда районов и городов (Славгородского, Новичихинского, Бурлинского, Солтонского, Родинского районов, города Яровое), в которых уровень безработицы превышает среднекраевой показатель в два и более раза (5,2% и выше).

 

А вот несколько конкретных положительных  примеров:

1) В  Быстром Истоке  безработная Самара Алиева открыла мини-пекарню. Дополнительно трудоустроила 13 безработных женщин. Сегодня эта пекарня  на 95% закрывает потребность в хлебобулочных изделиях в районном центре и в селе Приобское.  

2) Ее земляк, Станислав Пинигин, создал крестьянско-фермерское хозяйство и трудоустроил к себе еще 15 безработных.

3) В г. Заринске Владимир Огородников привлек 21 безработного к работам по открытию частного детского сада.

4) В Каменском районе  Алексей Масленников возродил птицеводческое дело, трудоустроил к себе 4 человека и уже имеет заказы не только из Алтайского края, но и из других регионов.

 

И такие примеры могут быть продолжены. Опыт 200 предпринимателей Алтайского края мы обобщили в брошюре «От безработицы к собственному бизнесу». Это ли не пример для подражания?!

 

В 2011 году мы продолжим оказывать поддержку начинающим предпринимателям из числа безработных граждан. Нам удалось в Москве отстоять объемы финансирования этого направления программы дополнительных мер  в размере – 305 млн. рублей. И это значит, что 5 тысяч 135 человек  могут рассчитывать на помощь государства.

 

Поскольку желающих много, мы не будем в 2011 году придерживаться выделенных территориям лимитов. А будем активно перераспределять средства в те территории и тем предпринимателям, которые успеют раньше других предложить интересные бизнес-проекты. Приоритет мы отдаем долгосрочным, привлекательным на рынке идеям. И в связи с этим прошу не обнадёживать всех граждан, бизнес-планы которых прошли экспертизу и поддержаны районной комиссией. Мы оставляем за собой право на уровне края ранжировать по привлекательности и эффективности бизнес-проекты, с учетом их социальной значимости для региона. Прошу правильно всё объяснять гражданам и не допускать негатива.

 

Еще одним важнейшим направлением нашей работы было поддержание  занятости и доходов граждан. Речь идет об организации оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства.

 

Почти 38 тысяч  человек, из которых 20 тысяч 400 работников, находящихся под риском увольнения, за счет участия в этих оплачиваемых работах  не были высвобождены.

 

За счет объединения возможностей двух краевых целевых программ – «Содействие занятости» и «Дополнительные меры» нам удалось усилить привлекательность самих программ и действенность поддержки граждан и работодателей. Работодателю компенсировались все затраты по оплате труда работников. По своей экономической сути это дополнительные инвестиционные ресурсы, которые были направлены на решение важнейшей социальной задачи – сохранение занятости и поддержание доходов работников. Их объем в 2010 году составил 384 млн. рублей.

 

Акцент  был также сделан  на получение максимального общественно значимого эффекта от выполненных работ. Весь край работал в рамках  специальных программ и акций.

 

Вот примеры наиболее масштабных акций:

К 65-летию Победы приурочена акция «Ветеранам Великой Отечественной – забота и внимание».

Отремонтировано 736 памятников, мемориалов и мест захоронений участников войны.

Почти 2 тысячи безработных граждан выполняли нужные работы для 1 тысячи 200 ветеранов.

 

В рамках акции по ликвидации очагов дикорастущих наркокультур уничтожено 116 га конопли.

 

Совместно с Главным управлением внутренних дел организовано обеспечение общественного порядка в 12 территориях края. 57 безработных граждан  исполняли функции общественных инспекторов. С их участием выявлено 25 нарушителей правопорядка, выдано 60 предписаний за нарушение санитарных правил, задержано 27 несовершеннолетних, нарушающих краевой закон о пребывании на улицах в вечернее время. К охране общественного порядка привлекалось казачество и этот опыт был положительным.

 

В формате акций проводились подготовительные работы  к торжествам, связанным с памятными датами наших знаменитых земляков и проведению спортивно-культурных мероприятий – Шукшинские чтения, рождественские встречи, ремонт дома-музея Екатерины Савиновой, краевой олимпиады сельских спортсменов Алтая (в селе Благовещенка), городских и районных спортивных олимпиад.

 

В рамках акции по ликвидации и профилактике стихийных природных пожаров в селах Николаевка и Бастан Михайловского района 50 безработных, приняли участие в выдаче гуманитарной помощи, оказании помощи престарелым гражданам, расчистке территории и других работах. В рамках соглашения с управлением МЧС по Алтайскому краю впервые 370 безработных выполняли противопожарные работы в 95 населенных пунктах – вывоз мусора, вырубка сухостоя, скашивание сухой травы, разбор ветхих строений и т.д.

 

Прочно закрепилась форма краевого подросткового движения «5-я трудовая». Более 30 тысяч подростков от 14 до 18 лет занимались посильным трудом.  Каждый в среднем заработал 2 тысячи 700 рублей.  К сожалению, имели место факты задолженности по оплате труда подростков в 11 районах – Завьяловском, Панкрушихинском, Романовском, Шелаболихинском, Павловском, Благовещенском, Суетском, Солтонском, Советском, Тогульском, Михайловском.  По этой причине в 2011 году мы изменим подходы к этой эффективной форме трудового воспитания учащихся: объемные показатели несколько снизим, но зато существенно улучшим качество организации работ. Мы не можем допустить, чтобы первый трудовой опыт подростков был неудачным!

 

В 2010 году более успешно решались вопросы социальной и трудовой адаптации граждан, испытывающих  трудности при трудоустройстве и нуждающихся в особой социальной поддержке.

В отчетном году особое внимание уделялось  трудоустройству  выпускников учебных заведений профессионального образования  и молодежи.

 

Трудоустроено более 2 тысяч 600 молодых специалистов. Хорошо зарекомендовала  себя такая форма содействия занятости, как стажировка выпускников. Ее прошли 1 тысяча 151 человек. Каждые семь из десяти стажеров закрепились у работодателя  после завершения стажировки. Этому способствовало и то, что впервые на платной основе использовалась форма наставничества.  Было привлечено 770 наставников.

 

При сохранении в 2011 году количественного показателя – 1 тысяча 100 стажировок, первоочередной задачей является расширение участия в этом мероприятии организаций  внебюджетного сектора.

 

Хотелось бы подчеркнуть, что уровень трудоустройства молодежи при содействии службы занятости в целом имеет положительную динамику.  Из 70 тысяч  человек обратившихся  в центры занятости населения, 52 тысячи – трудоустроены. Это почти 74%. Этот показатель уже второй год выше, чем в других регионах  СФО.

 

В отчетном году из 5,5 тыс. инвалидов обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве, нашли работу свыше 2,4 тыс. человек. Это на треть больше, чем в 2009 году (1,9 тыс. человек).

24 человека с ограниченными возможностями  организовали при поддержке службы занятости собственное дело. Ими создано 14 дополнительных рабочих мест.

 

В Алтайском крае в целях защиты прав инвалидов принят и действует Закон о квотировании рабочих мест. В соответствии с ним установлена максимально возможная квота приема на работу лиц с ограниченными возможностями. Она составляет 4% среднесписочной численности. В счет квоты трудоустроено 6 тысяч 432 человека. С 2011 года при расчете квоты не будут исключаться рабочие места с вредными условиями. За счет этого  количество квотируемых рабочих мест увеличится более чем на 2 тысячи.

 

Замечу, что одним из критериев присвоения работодателям края статуса  «Социально ответственный работодатель» является выполнение  квоты по трудоустройству инвалидов. 

 

Нам также удалось в 2010 году эффективно использовать дополнительно появившиеся возможности по  созданию  специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодателям на их оборудование выделялось 30 тысяч  рублей на одно рабочее место. Несмотря на жёсткость предъявляемых требований к работодателям, регион лидирует  в СФО  по  количеству созданных специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, их  - 200!

 

Хочу выразить благодарность и социально ответственным работодателям, и сотрудникам Главного бюро  медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю,  включенность которых и позволила получить такие высокие результаты. 

 

В 2011 году  мы предполагаем создать ещё 230 специальных мест для инвалидов. Задача амбициозная, но и выделяемая на оборудование одного рабочего места сумма больше –  50 тысяч рублей.

 

В 2010 году в службу занятости обратилось 75 тыс. женщин. Каждая третья из них – воспитывает несовершеннолетних детей, детей инвалидов, относится к числу одиноких или  многодетных. Для этой группы были приняты специальные решения.  Для 40 тысяч человек предложено постоянное трудоустройство. В том числе 3,8 тысяч человек  для этого прошли профобучение по направлению службы занятости.  Еще более  7 тыс. женщин трудоустроены на временную работу.  Девятистам восьмидесяти двум (982) безработным женщинам выделены средства на организацию собственного дела, и они занялись предпринимательской деятельностью.

 

Традиционно сложной категорией для трудоустройства являются лица, освободившиеся из мест лишения свободы.

 

Из  914 обратившихся  трудоустроено 300 человек, в том числе 195 – на постоянную работу. Еще  6 человек оформили предпринимательскую деятельность.

 

Мы ищем новые возможности содействия их трудоустройству. В 2010 году информирование отбывающих наказание стало проводиться с помощью электронных терминалов, установленных Управлением федеральной службы исполнения наказаний. В настоящее время терминалы уже функционируют в четырех учреждениях.

 

3. Анализ результатов регулирования рынка труда через систему договорных отношений

 

2010 год стал годом эффективного  взаимодействия на рынке труда в формате социального и частно-государственного партнерства.

 

Основным органом, обеспечивающим  проведение конструктивного диалога по решению социально-значимых проблем в 2010 году,  была краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также ее рабочие группы по вопросам выплаты заработной платы и по охране труда и безопасности производства.

 

Значимым итогом деятельности комиссии стало принятие двух принципиально важных документов – Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2010-2012 годы и Регионального соглашения между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией края на 2011-2013 годы.

 

Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы впервые установлены размеры регионального МРОТ во внебюджетном секторе экономики на уровне прожиточного минимума, сложившегося в крае. При этом для различных отраслей экономики предпринят дифференцированный подход. В 2011 году размер минимальной заработной платы будет увеличен до 6330 рублей. Этот размер будет единым для всех внебюджетных отраслей. В настоящее время проект дополнительного соглашения уже прошел процедуру согласования с краевыми объединениями работодателей и профсоюзов.

 

В другом документе - региональном трехстороннем соглашении на 2011-2013 годы закреплены напряженные обязательства сторон по повышению уровня средней заработной платы. 

Внебюджетные организации, выплачивающие среднюю заработную плату работникам в размере менее 14500 рублей, должны обеспечить темп роста средней заработной платы в 2011 году не менее 117,5 %. В организациях сельского хозяйства, где средняя заработная плата менее 10000 рублей, должен быть обеспечен ее рост не ниже 137 %.

 

Успешное решение проблем в сфере труда и занятости мы видим в объединении усилий всех участников рынка труда, устранении межведомственных барьеров. Базовым документом стало постановление  Администрацией Алтайского края «О совершенствовании механизма взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края на рынке труда», инициатором которого выступило Управление.

 

В этих же целях Управлением заключено 9 соглашений о сотрудничестве с краевыми структурами: Государственным учреждением–Отделением пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю; управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю; Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю; управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; Главалтайсоцзащитой, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний; Следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Алтайскому краю; управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю, Гострудинспекцией.

 

Также заключены соглашения с государственными службами занятости 12 регионов о взаимодействии по трудоустройству безработных и ищущих работу граждан.

 

Задача 2011 года – заключение соглашений о стратегическом партнерстве с крупными собственниками и хозяйствующими субъектами, в том числе реализующими инвестиционные проекты.

 

Вместе с тем острота проблем в социально-трудовой сфере полностью не снята. По состоянию на 1 января 2011 года долги по заработной плате остаются в 4 районах  (Баевском, Бурлинском, Курьинском, Славгородском) и 4 городах (Барнаул, Бийск, Рубцовск, Славгород). Более 90 % общей суммы долга по краю (17,7 млн. рублей) приходится на 5 организаций, в которых проводятся процедуры банкротства.

В 11 территориях заработная плата в сельском хозяйстве сложилась ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (5 983 рубля). В 2 территориях (Ельцовский, Калманский районы) среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2010 года – ниже величины регионального МРОТ (5 543 рубля). Лишь 4 территории (Тогульский, Павловский, Солтонский, Петропавловский районы) достигли необходимого  значения - 10 тысяч рублей.

Ключевой проблемой является несвоевременная реакция отдельных муниципалитетов на возникающие проблемы в сфере оплаты труда в течение года, неэффективная работа кураторов, закрепленных за организациями в рамках проблемно – объектного метода управления.

 

По оценке Управления сумма недополученных доходов в бюджеты всех уровней в результате выплаты заработной платы ниже регионального МРОТ в 2010 году составляет 203 млн. рублей. А они могли бы быть направлены на развитие социальной сферы района.

 

Наша совместная с  краевыми управлениями,  администрациями городов и районов,  социальными партнерами задача – сработать на выполнение принятых  обязательств по обеспечению темпов роста средней заработной платы. Конкретные размеры данного показателя на 2011 год доведены Управлением до администраций городов и районов края, которые должны быть закреплены в городских и районных территориальных соглашениях.

 

Не могу не сказать и о явных недоработках в области охраны труда.

 

Так, по итогам 2010 года норма закона об обучении по охране труда и профессиональном обеспечении охраны труда выполнено только в 55 территориях края. Из 15 территорий, не достигших плановых показателей, наиболее проблемная ситуация по их выполнению  сложилась в Калманском, Советском, Топчихинском районах, городах Белокуриха и Рубцовск.

 

Администрации должны проводить постоянный мониторинг и персонифицированный учет как инженеров (ответственных лиц) по охране труда, так и лиц, подлежащих обучению. При выявлении фактов нарушения информация должна незамедлительно передаваться органам надзора и контроля для принятия мер.

 

Показатель аттестации рабочих мест по условиям труда достигнут  только в 15 районах и 2 городах края. Это с учетом того, что устанавливая индикаторы, мы не ставили сверхзадач, а исходили из необходимости выполнения требований закона. Особенно остро стоит вопрос проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в следующих муниципальных районах: Кытмановском – аттестовано 10% рабочих мест от подлежащих аттестации, Чарышском – (12%), Быстроистокском, Солтонском, Залесовском (15%), Каменском (19%), Егорьевском, Троицком (22%), Мамонтовском (25%), Крутихинском, Романовском, Калманском (27%), Волчихинском, Хабарском, Угловском, Суетском, Славгородском, Родинском, Панкрушихинском (30%), Алтайском (33%), городах: Рубцовск (19%), Алейск (30%).

 

В связи с этим безотлагательно должны быть решены следующие задачи:

 

1. Актуализированы списки персонифицированного учета лиц, подлежащих обучению по охране труда, а также инженеров (ответственных лиц) по охране труда.

2. Закреплены обязательства по созданию безопасных условий труда работников в территориальных Соглашениях.

3. Обеспечено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда на плановой основе. Это минимум 20 % рабочих мест в год от подлежащих аттестации.

 

Обращаю ваше внимание также на то, что лечебными учреждениями в городах и районах края должны быть созданы  условия для проведения периодических, а где-то и углубленных медосмотров всех работающих граждан.

 

В 2010 году сделан существенный шаг вперед по формированию института социальной ответственности бизнеса.

 

Для квалификации поведения работодателя на рынке труда нами создан оценочный инструмент – социальная экспертиза. Прошу муниципалитеты активнее его использовать в своей деятельности.

 

В 2010 году в 2,7 раза возросло количество обращений работодателей на экспертизу для присвоения статуса «социально ответственный работодатель» и «социально ориентированный работодатель» (если в 2009 году в Управление было представлено 148 деклараций, то в 2010 году – 399).

 

Во многом этому способствовала реализация соглашений, заключенных с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, о совместных действиях по формированию социально-ответственного поведения работодателей на рынке труда. Если в начале 2010 года социально ответственными и социально ориентированными были признаны работодатели из 6 муниципальных образований, то к концу 2010 года – из 57 территорий края.

 

В настоящее время в Реестре социально ответственных и социально ориентированных работодателей уже 255 организаций.  А это значит, что более 40 тыс. работников трудятся в комфортных и безопасных условиях.

 

Гарантией соответствия рабочих мест государственным нормативам является их внесение в Государственный кадастр рабочих мест Алтайского края, формируемый в электронном виде. Данные кадастра являются своеобразным ориентиром привлекательности рабочего места, гарантией надежности и безопасности для работников при трудоустройстве. Также они используются службой занятости при формировании внешнего кадрового резерва для социально ответственных работодателей.

 

Для повышения мотивации работодателей к непрерывному улучшению условий труда и развитию социального партнерства в крае учрежден ежегодный краевой конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года». В прошедшем году данный конкурс имел положительный резонанс, т.к. позволил выявить работодателей, реализующих перспективные социальные проекты и программы. Задача органов местного самоуправления – инициировать участие работодателей в этом важном мероприятии в 2011 году.

 

Вместе с тем,  в формировании института социально ответственных работодателей есть ряд проблем.

 

Несмотря на заключенные с органами местного самоуправления соглашения, ряд муниципалитетов так и не приступили к их реализации. Среди них Егорьевский, Заринский, Краснощековский, Чарышский районы. Работодатели данных территорий за весь прошедший период не подали ни одной декларации.

 

Назрела необходимость дальнейшего совершенствования организационно-правового механизма реализации этого социального мегапроекта. Речь  идет о корректировке критериев социальной ответственности, в части установления нижней границы уровня оплаты труда (не ниже 10 тыс. рублей), а также выполнения работодателями обязанности по уплате налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды.

 

В этих целях в ближайшие дни нами планируется подписание соглашений с Отделением пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования, в рамках которых должна быть обеспечена координация работы по проведению социальной экспертизы представленных работодателями деклараций. Это значит, что выданный сертификат о социальной ответственности будет являться единым  сертификатом доверия всех перечисленных ведомств, а также инспекцией труда.

 

Деятельность Управления и подведомственных  краевых государственных учреждений в 2010 году подлежала постоянному контролю со стороны органов прокуратуры, финансово-бюджетного надзора, счетной палаты, других органов надзора и контроля. Такие проверки в течение года проводились 220 раз. Со своей стороны Управлением выстроена система контроля деятельности центров занятости за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения. Проведено 64  ведомственные проверки.

 

Ведется также работа по взысканию незаконно полученных средств гражданами. В 2010 году государству службой занятости были возвращены суммы незаконно полученного пособия по безработице в размере 2,2 млн. руб.

 

Завершая свое выступление, проинформирую, что в 2011 году  на осуществление  полномочий  по реализации государственной политики занятости и мероприятий  по снижению напряженности на рынке труда в регион привлечено порядка 2 млрд. рублей.

 

Реализация всех мероприятий позволит сохранить и создать свыше 25 тыс. рабочих мест, в том числе более 5 тысяч новых постоянных рабочих мест. Это, безусловно, положительно повлияет на дальнейшее снижение напряженности на рынке труда в Алтайском крае.