18+

По данным Банка России в Алтайском крае за 4 месяца 2018 года кредитные организации предоставили заемщикам более 85 млрд рублей, что на 15 млрд рублей превышает показатели аналогичного периода прошлого года

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Нынешний 2017 год стал для Алтайского государственного технического университета им. Ползунова дважды юбилейным. В год 80-летия Алтайского края исполнилось 75 лет со дня основания технического вуза. О том, с какими результатами университет встретил эти два юбилея, и что в планах у крупнейшего вуза Алтайского края, Doc22 рассказал исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков.

- Андрей Михайлович, подводя промежуточные итоги развития вуза, расскажите, с каким результатами АлтГТУ подошел к этим знаменательным датам?

- Мы подошли к этим датам с достойными результатами. За 75 лет своего существования на территории Алтайского края технический вуз непрерывно ведет подготовку квалифицированных кадров. Мы выпустили уже более 115 тысяч специалистов, и большинство из них достойно реализовали себя в выбранной профессии.

Doc22.ru Исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков. (фото предоставлено пресс-службой АлтГТУ)

Исполняющий обязанности ректора АлтГТУ Андрей Марков. (фото предоставлено пресс-службой АлтГТУ)

За эти годы создан и серьезный научный задел. В АлтГТУ действует около 30 научных школ, многие из которых имеют признание не только в России, но и за рубежом, как, например, школы профессоров М.Д. Старостенкова, В.Г. Радченко, А.М. Гурьева, О.К. Никольского, В.А. Бородина, Е.Ю. Татаркина и др.

К достижениям можно отнести и международный статус, который Алтайский технический госуниверситет сегодня приобретает, чему способствует удачное расположение края в центре Большого Алтая рядом с Казахстаном, Монголией, Китаем. А через эти страны мы контактируем и с Японией, США и другими странами.

Это три основные направления (образование, наука, международная деятельность), «три кита», которые определяют вектор развития вуза. Причем эти три направления важны в комплексе, их нельзя разделить. Ведь мы должны подготовить не просто специалиста, знающего свое дело, но и исследователя, владеющего мировыми научными практиками.

- А каковы итоги приемной кампании в этом году? Сколько бюджетных мест сегодня в вузе?

- Контрольные цифры приема мы не снижаем, они у нас стабильны на протяжении последних лет — около 2 тысяч бюджетных мест с учетом наших филиалов в Бийске и Рубцовске. Еще примерно тысячу студентов мы в этом году набрали на внебюджетной основе. Внебюджет является определенным индикатором популярности тех или иных специальностей. Так, на «экономическую безопасность» идет много внебюджетников, поскольку она востребована сегодня на наших предприятиях, как и специальности, связанные с ИТ-технологиями.

В последние годы популярность набирает и среднее профессиональное образование. По некоторым специальностям конкурс на СПО у нас выше, чем на высшее образование, например, в сфере тех же информационных технологий. Отчасти это связано с тем, что после СПО ребята могут перейти на высшее образование по ускоренной программе. Да и на предприятиях сегодня специалисты со средним профессиональным образованием очень востребованы. Вуз же рассматривает выпускников СПО как своих потенциальных студентов при получении высшего образования или повышении профессиональной квалификации.

Мы считаем, что в университете должен быть объединенный колледж, поэтому будем и дальше развивать это направление. Вообще в университете, на мой взгляд, должны быть все образовательные ступеньки — школьники, СПО, ВПО, подготовка кадров высшей квалификации и дополнительное профессиональное образование.

- Раз уж мы заговорили о школьниках. В Алтайском крае для старшеклассников при активном участии АлтГТУ ежегодно проводят региональные ярмарки профессий «Строим будущее Алтая». В чем их польза на Ваш взгляд?

- У нас в вузе действует комплексная программа по профориентационной работе со школьниками. Мы с ними работаем постоянно, а не только в период приемной кампании: летом организуем массу мероприятий для школьников, участвуем во всех ярмарках профессий, где рассказываем о тех специальностях, которым обучаем. Ведь многие из них просто не подозревают, какие профессии сегодня интересны и востребованы. И не обязательно школьники будут поступать к нам — главное, чтобы они правильно определились со своим профессиональным будущим. Конечно, эту работу мы ведем вместе со школами, в некоторых из них у нас уже много лет действуют профильные классы.

- В начале сентября завершен конкурсный отбор школьников в Центр детского научного и инженерно-технического творчества «Наследники Ползунова». Почему в вузе такое внимание уделяют подрастающему поколению?

- Открытие Центра «Наследники Ползунова» стало новой ступенью в нашей работе со школьниками. Мы набрали 400 ребят из 5-11 классов, которые будут заниматься в Центре детского научного и инженерно-технического творчества. Этот проект мы реализуем совместно с Фондом Андрея Мельниченко и Сибирской генерирующей компанией, которые заинтересованы в развитии системы подготовки квалифицированных кадров на территориях своего присутствия. И начали мы именно со школьников, ведь чтобы вырастить хороших специалистов, им со школьной скамьи нужно углубленно давать профильные предметы - математику, физику, химию с уклоном на применение этих знаний в технике.

С Фондом Андрея Мельниченко мы планируем и дальше сотрудничать. При его поддержке АлтГТУ организует детский научный фестиваль всероссийского уровня. Мы готовы запускать и другие проекты - «Наследники Фролова», «Наследники Рериха», если это будет повышать уровень образованности и профессиональной заинтересованности наших школьников.

Профориентация актуальна и для студентов-первокурсников, поэтому мы активно сотрудничаем с предприятиями, водим студентов на производство, чтобы ребята знали, где им возможно предстоит работать. На многих предприятиях у нас действуют базовые кафедры, а в будущем мечтаем создать и базовый факультет.

- В последние годы АлтГТУ активно расширяет международное  сотрудничество...

- Я уже говорил, что в силу нашего географического расположения, мы обречены на международное сотрудничество, прежде всего, со странами Большого Алтая. В Монголии и в Китае у нас действуют центры русского языка, где преподают педагоги АлтГТУ. Это база для программ двойных дипломов. Например, с Монголией у нас долго действовала программа включенного обучения. Ребята учились в Монголии, потом у нас, а дипломы получали на родине. Сейчас мы перешли на двойные дипломы. Монгольские студенты сначала учатся в своих вузах и одновременно занимаются в наших центрах русского языка. Потом приезжают в АлтГТУ, продолжают учить русский язык и параллельно предметы по своей специальности. В результате получают два диплома — монгольский и наш, который высоко котируется в этих странах.

Всего в АлтГТУ обучается более 700 иностранных граждан. АлтГТУ вошел в Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, и теперь ребята из Кыргызстана имеют возможность и в сетевой, и в обычной форме получить образование как у нас, так и в Московском энергетическом и Мордовском университетах. Сейчас к нам приехало 5 кыргызских студентов.

Программу двойных дипломов мы давно реализуем и с Даляньским университетом Китая, а также с вузами Казахстана. Студенты из Казахстана  приезжают к нам и в магистратуру, и на стажировку. Причем у них есть выбор — ехать на стажировку в вузы европейской части России или к нам. И многие выбирают именно наш университет, что говорит о высоком уровне образования в АлтГТУ.

Только за последние несколько недель у нас побывали делегации из Франш-Конте (Франция), Монголии, наши сотрудники поехали в Польшу на научный форум. Поэтому международное сотрудничество у нас - это непрерывный процесс, который начинается с ознакомительных визитов, а выливается в совместные программы и проекты.

- В этом году АлтГТУ стал площадкой для Стартап-тура «Открытые инновации-2017». Какой опыт это дало вузу и студентам, будет ли в будущем продолжено сотрудничество с Фондом «Сколково»?

- Участие в таком крупном федеральном проекте - это признание того, что мы хорошо занимаемся стартапами. При АлтГТУ сегодня действует около 30 малых инновационных предприятий. Плюс мы давно совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО занимаемся просветительской деятельностью — разработали несколько инновационных курсов обучения. Учитывая наши научные достижения, наш опыт реализации таких проектов, нам поверили и не ошиблись. Мы будем продолжать реализацию обучающих программ с РОСНАНО. Сейчас начинаем сотрудничество с Союзом машиностроителей, а это РОСТЕХ, опыт работы с предприятиями который у нас уже есть. И с Фондом «Сколково» будем развивать сотрудничество, став постоянной площадкой для проведения стартап-туров.

- АлтГТУ в последние годы активно укрепляет материально-техническую базу – оснащает лаборатории, модернизирует учебные корпуса, большое внимание уделяет развитию инфраструктуры в общежитиях...

- Наш студенческий городок сегодня лучший в Алтайском крае. У нас уже достаточное количество общежитий, и сейчас стоит задача не строить новые, а повышать качество жизни в действующих. Поэтому мы очень много вкладываем средств в развитие и совершенствование наших общежитий, чтобы ребятам было комфортно в них жить.

Что касается корпусов, то наш кампус хотя и компактный, но вмещает все необходимые корпуса. Новые мы в ближайшее время строить пока не планируем, тем более что недавно запустили современный корпус, бассейн. Поэтому дальнейшее развитие материально-технической базы связываем с обновлением учебного и производственного оборудования. Недавно приобрели мощные компьютеры, оборудование для биотехнологий, для исследования и создания новых материалов, композитов. Мы этим занимаемся постоянно и активно сотрудничаем с нашими ведущими предприятиями, руководители которых входят в Попечительский совет АлтГТУ.

Некоторое оборудование наши ученые и студенты собирают сами. Так, на кафедре технологии машиностроения студенты под руководством преподавателей собрали динамометр, разработав сначала 3D-модель. Помогли партнеры-предприятия. В целом у нас в университете в год регистрируют до 100 объектов интеллектуальной собственности в самых разных областях — от компьютерных программ и баз данных до полезных моделей и изобретений. У некоторых наших студентов уже по несколько патентов на изобретения.

- Согласно данным рейтингового агентства RAEX Алтайский технический университет стабильно входит в ТОП-100 лучших вузов России. Как удается удерживать такую высокую планку?

- Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова — это бренд, который знают в стране и за рубежом. А в некоторых областях — в энергетике, строительстве, архитектуре, металлообработке, материаловедении, химии, компьютерных технологиях, пищевом производстве — АлтГТУ знают и без всяких рейтингов.

Рейтингов сейчас много и каждый оценивает деятельность вузов по своим определенным критериям, которые не всегда отражают реальное положение дел. Рейтинг RAEX достаточно объективен, поскольку оценка вузов  в нем дается в комплексе: со стороны работодателей, студентов, преподавателей и научного сообщества. У нас очень хорошие показатели по трудоустройству выпускников, мы имеем высокую оценку со стороны научного сообщества. АлтГТУ входит в 100 лучших вузов России. Это хороший стимул, чтобы работать дальше и повышать свои позиции в рейтинге RAEX.

- Каковы основные приоритеты в развитии АлтГТУ на ближайшую перспективу?

- В ближайших планах — достойно провести текущий учебный год. А что касается перспектив, то мы не отказываемся от планов войти в число региональных опорных университетов. В Минобрнауки РФ нам подтвердили, что мы можем снова участвовать в конкурсе. Надеемся, что нам удастся закрепить свой статус одного из опорных вузов Алтайского края, ведь сегодня 80% направлений подготовки в АлтГТУ — это те, направления, которые в первую очередь востребованы в регионе. А по ряду направлений только мы готовим соотвествующих специалистов.

Мы участвуем в конкурсе Министерства образования и науки РФ «Вузы — как центры пространства инноваций», с тем чтобы создать на базе вуза многопрофильный инжиниринговый инновационный центр. На этот конкурс также заявился Алтайский госуниверситет. Я считаю, что два алтайских вуза выбрали правильную стратегию: АлтГТУ занимается инновациями в технологической сфере, АлтГУ — в социальной. И если в Алтайском крае будут созданы два таких центра пространственных инноваций, то от этого выиграют и вузы, и регион в целом.