18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На базе Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) создан Западно-Сибирский ресурсный учебно-методический центр по психолого-педагогическому образованию.

«Вопрос о том, насколько педагогический вуз нужен стране в целом и краю в частности, сегодня даже не обсуждается. Напротив, изменения  законодательства в сфере образования предполагают возможность как можно большему числу студентов получить профессию педагога, поскольку педагогика не замкнута только на системе образования», – считает ректор Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) Ирина Лазаренко.

В интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 ректор АлтГПА подвела некоторые итоги работы вуза в прошлом году и рассказал о планах и перспективах развития старейшего вуза Алтайского края.

Ирина Лазаренко убеждена, что у Алтайской педакадемии – мощный научный потенциал.

Ирина Лазаренко убеждена, что у Алтайской педакадемии – мощный научный потенциал.

- Ирина Рудольфовна, 2013 год для российского образования был насыщенным на события. Что значат для вуза изменения, которые должны коснуться каждого образовательного учреждения?

- Для нас 2013-й был годом насыщенным. Академия отметила 80-летие. В то же время старейший вуз края встретил юбилей в разгар больших перемен. В первую очередь, для всех стал очевидным не только достойный уровень вуза – академия прошла аккредитацию и мониторинг без единого замечания, но и его вес в педагогическом сообществе, необходимость для края.

Стимулом к развитию стал новый закон об образовании, профессиональный стандарт учителя. В ситуации глобальных изменений АлтГПА становится опорой для педагогической общественности края.

Вуз сейчас решает несколько ключевых задач новой концепции образования.

Во-первых, это подготовка специалистов, ориентированная на практические компетенции. Одним из инструментов этого процесса  являются программы прикладного бакалавриата. Сейчас несколько вузов в России стали экспериментальными площадками, внедряющими прикладной бакалавриат. АлтГПА – один из трех педагогических вузов, который реализует эти программы второй год. Вы понимаете, как сложно в самом начале пути. Нет ни нормативно-правовой, ни методической основы, не разработан механизм функционирования базовых кафедр. Но мы проблемы рассматриваем как возможности. Опыт преподавателей академии по апробации программ прикладного бакалавриата уже  используется министерством образования при разработке новых образовательных стандартов.

Реализацию программ мы начали с тех сфер образования, которые в связи с демографическим всплеском становятся остро актуальными для края: дошкольное и начальное образование. Строятся детские сады, увеличивается количество начальных классов – для них нужны кадры. Студенты-прикладники с первых месяцев учебы погружены в работу образовательных учреждений за счет увеличения времени и форм педагогической практики. По окончанию вуза они будут полностью готовы к работе, уже пройдя первые ступени апробации себя в профессии.

Второе направление – методологическое и методическое взаимодействие с педагогами края. С одной стороны, в поддержке нуждаются уже работающие педагоги. Это и ориентация образования на саморазвитие ребенка и индивидуальные образовательные траектории: как в рамках одного класса давать ученикам разный объем знаний, как зародить желание развиваться у демотивированных учеников? Эти проблемы особенно актуальны для преподавателей сельских школ, которых в Алтайском крае более 80%. Серьезная постоянная поддержка нужна педагогам при внедрении инклюзивного образования. В новых условиях образовательным учреждениям не обойтись без экспертизы программ, нормативных документов. Чтобы помогать коллегам в этом направлении весь научно-методический потенциал вуза сейчас аккумулируется в Региональном ресурсном центре развития инноваций в образовании, его задача – быстро и адресно оказывать поддержку школам, детским садам края.

Здесь нельзя не отметить очень плодотворное сотрудничество института дополнительного образования АлтГПА со школами края. Около 3000 педагогов в год проходят у нас переподготовку, получая возможность в полной мере профессионально реализовываться в новой среде. И это не кратковременные курсы, а объемные программы с присвоением квалификации.

С другой стороны,  новое законодательство предполагает создание базовых кафедр непосредственно в школах. И речь здесь идет не только об организации практики студентов.  Кафедры должны стать площадкой для серьезной научно-методической работы преподавателей вузов и педагогов-практиков, проведения исследований в рамках магистерских программ, тем более что к нам в магистратуру сейчас активно идут учителя-методисты, управленцы в сфере образования.  Вот на такой благодатной почве вырастут серьезно ориентированные на профессию молодые педагоги.

- Вопрос ориентированности на профессию студентов педвузов в последнее время часто обсуждается. Озвучиваются результаты соцопросов, данные Министерства образования о том, что в России только 5-10% выпускников педагогических вузов идут работать в школу. Как академия решает эту проблему?

- Профессия учителя, педагога – это не просто определенный набор знаний, это и творческий процесс, и психологические навыки, призвание, наконец. Учитель должен быть готов обеспечить ребенку комфортное и эффективное обучение при разных обстоятельствах, разбираться в физиологических изменениях и сложных социальных ситуациях, разрешать психологические конфликты.

Поэтому вполне естественно, что не все, пройдя практику, погрузившись в профессиональную среду, идут работать в сферу образования. Среди студентов педагогических специальностей есть и те, кто пришел сюда за качественным гуманитарным образованием. Но среди наших выпускников многие работают по профессии. Не соглашусь и с тем, что в школу лучшие выпускники не идут. Давайте посмотрим только на последний год. Наши ребята стали педагогами не только городских, но и  сельских школ. В 2013 году среди молодых учителей малокомплектных школ, получивших поддержку губернатора, половина – наши выпускники. Большинство участников финала конкурса «Учитель года» – выпускники АлтГПА, победитель  – наш магистрант Алексей Лисин. Последняя наша гордость – Олеся Отмашкина, победительница конкурса «Педагогический дебют», выпускница ЛИИН, преподаватель Правдинской школы Первомайского района.

Несмотря на все сложности, учитель был и остается уважаемой профессией, основой интеллигенции края, формирующей культурную составляющую общества, рычаг его развития. А зарабатывать можно и здесь, главное – желание.

Отмечу еще один момент. Изменения законодательства в сфере образования предполагают возможность как можно большему числу студентов получить профессию педагога, поскольку педагогика не замкнута только в системе образования. Психолого-педагогическая составляющая необходима в самых разных сферах: в досуговых центрах, театрах, библиотеках, в отделах по работе с персоналом, воинских подразделениях, правоохранительных органах, учреждениях соцзащиты и т.д. Так что не стоит ограничивать сферу профессиональной реализации наших выпускников только школой.

Еще один плюс нашего вуза в плане погружения в профессию – педагогические отряды, где студенты приобретают умение работать с детской аудиторией, удерживать ее внимание, перестают бояться детей, в конце концов. Сколько благодарностей за работу наших вожатых мы получаем из районов края и других регионов. Вот где ребята получают опыт воспитательной работы, вот где закладываются навыки работы классного руководителя, методы организации внеурочной деятельности.

- В дни Олимпиады ректору вуза, в состав которого входит единственный в крае факультет физической культуры, нельзя не задать вопрос о спортивных достижениях студентов.

- Среди наших студентов много звезд. Они побеждают на соревнованиях мирового уровня. Мы, безусловно, гордимся нашими паралимпийцами, болеем за первокурсника Сашу Ветрова, горнолыжника, который примет участие в Паралимпийских играх в Сочи.

Но кроме соревнований есть и учебный процесс, и педагогическая практика. Спортивные стремления не мешают нашим ребятам погружаться в профессию, углубляться в специфику занятий физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студенты ФФК вместе со студентами специальности «Специальная психология» в качестве добровольцев каждую неделю занимаются с ребятами с синдромом Дауна. За что им низкий поклон.

- У вуза очень серьезные планы. Достаточно ли внутренних ресурсов для их реализации?

- О том, что мы имеем мощный научный потенциал, говорят факты. В вузе семь научных школ, наши ученые включены в разработку концепций модернизации образования в области математики, психологии, лингвистики. Академия имеет большой авторитет среди педагогических вузов. Мы - ведущий вуз в  ассоциации педагогических вузов трансграничного региона России и Казахстана. В АлтГПА открыт диссертационный совет по специальности «Германские языки»,  единственный по данной специальности на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов. И это в ситуации, когда многие советы закрываются. Показателем нашего авторитета является то, что именно на базе АлтГПА создан Западно-Сибирский ресурсный учебно-методический центр по психолого-педагогическому образованию. Наши программы переподготовки педагогов востребованы не только в крае, но и в Новосибирской области, Кузбассе.

Академию хорошо знают не только в стране, но и за рубежом. АлтГПА  взаимодействует с вузами европейских стран, Азии, США по вопросам организации совместных научных исследований. Студенты зарубежных вузов считают престижным пополнить свой багаж знаний в стенах педакадемии по программам академической мобильности. За последний год мы приняли студентов из вузов Франции, Польши, Казахстана. Сейчас студенты академии проходят обучение в США, Франции, Москве, Санкт-Петербурге. И я уверена, это только начало.