18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В процесс модернизации системы образования в Алтайском крае вовлечены сегодня очень многие, начиная с регионального профильного управления. Но в значительной мере, порой определяющей, «успех предприятия» зависит от того, что «обо всем этом» думает глава региона. Как лично он оценивает остроту проблем образовательной сферы и то, что уже сделано? Какие задачи ставит перед чиновниками системы образования и других подотчетных ведомств? Свою позицию губернатор Алтайского края Александр Карлин подробно изложил, выступая на недавней коллегии Управления по образованию и делам молодежи, которая проходила в АлтГТУ им. Ползунова. Стоит ознакомиться, чтобы понять, чего нам ждать в 2012 году…


- Сегодня можно с ответственностью заявить, что наша совместная работа по модернизации образования, которая осуществлялась в Алтайском крае на протяжении нескольких лет, позволила нашему региона занять лидерские позиции и в Сибирском федеральном округе, и в России в целом. Это не только наша самооценка, это оценка руководителей отрасли. Я сам лично слышал эти оценки из уст федерального министра, когда мы по завершении его рабочего визита с Юрием Николаевичем (Денисовым – прим.ред.) его провожали, Андрей Александрович Фурсенко выразился примерно так: я и мои коллеги потрясены тем, что увидели в отрасли образования на Алтае.

С одной стороны, это очень приятно слышать, но с другой стороны, конечно, такие высокие оценки предполагают очень большую ответственность. Все мы понимаем, что в целом ряде видов человеческой деятельности самым трудным является не достичь  определенного уровня, а удержать его. И развивать его дальше.

Все мы недавно познакомились со статьей Владимира Владимировича Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России», и отрадно осознавать, что многие направления нашего социального развития, в том числе в образовании, которым мы в последнее время очень активно занимаемся, лежат в контексте программных установок этой статьи, и они согласуются с теми целями и задачами, которые ставят руководители нашего государства. Я с удовлетворением отмечаю, что в последнее время все больше и больше сторонников моего подхода в таких вопросах появляется у нас в Алтайском крае, что наше развитие будет эффективным, и цели поставленные более достижимыми, если  мы будем наши усилия и ресурсы системно, последовательно выстраивать в контексте общегосударственной политики. Это наша судьба, от нее мы не уйдем, это обусловлено особенностью образовательной сети в Алтайском крае: большое количество образовательных учреждений, небывало великая доля малокомплектных школ, огромное количество образовательных учреждений, действующих в сельской местности. И совершенно очевидно, что мы можем эффективно модернизировать нашу образовательную сферу, опираясь на федеральный ресурс, активно его используя и выдвигая региональные инициативы, которые позволяют более эффективно этим ресурсом располагать.

О дошкольном образовании

Сегодня мы особое внимание уделяем дошкольному образованию. Вы знаете, что в силу целого ряда причин условия семейного воспитания самые разные. Для того, чтобы нивелировать негативные условия в отдельных категориях семей, для того, чтобы подвести детей в достаточной мере подготовленными к школьному образованию – и физически, и интеллектуально, - мы должны выстроить современную систему дошкольного образования.

В одной статье я прочитал  оценку специалистов, что если даже один-два ребенка в первом классе не прошли систему дошкольного образования, то весь класс отстает в освоении программы  от нескольких месяцев до полугода. Вы знаете, есть  армейский принцип: скорость продвижения колонны определяется по скорости продвижения самого слабого солдата. То же самое примерно и в образовании. Поэтому, добиваясь, чтобы все дети дошкольного возраста прошли через  систему дошкольного образования, на самом деле мы решаем проблему не только этих конкретных детей, которых мы должны вовлечь в эту систему, но всех детей, которые пойдут в школу.

Да, цифры самые высокие в Сибири и одни из самых высоких в стране. Но это не те цифры, которые нас сегодня устраивают. Во-первых, демографическая ситуация  характеризуется тем, что последние 4 года в Алтайском крае на свет появляется более 30 тысяч маленьких жизней. Эта ситуация диктует нам необходимость наращивания числа мест  в дошкольных учреждениях.

Мои оппоненты (на сессии АКЗС – прим.ред.) приводили цифры, что вот мы в прошлом году 12 тысяч мест создали – за счет нового строительства, возвращения зданий, за счет того, что открыли 107 групп в действующих дошкольных учреждениях – но очередь в детские сады возросла на 2 тысячи детей. Это правда, но правда заключается в том, что, во-первых,  демография такая, что у нас детей появляется больше (в прошлом году против 2007 года детей родилось на 5 тысяч больше). Очередь отражает полную социальную картину в этой сфере. Ничего противоречащего тому, о чем мы говорим, здесь нет. Программу по увеличению мест в детских дошкольных учреждениях мы ни в коем случае не будем сворачивать, мы ее будем дальше продвигать, но я ставлю задачу – овладевать новыми методиками и просчитывать потребность в детских дошкольных учреждениях грамотно и по-современному. Мы должны иметь в виду ту демографическую лакуну, которая образовалась в стране, начиная с 1992-1993 года, и длилась до начала 2000-х, когда резко сократилась рождаемость, а сегодня это уже родители тех, кого мы ожидаем в детских садах. Чтобы не получилось так, что мы вложили огромный ресурс в детские дошкольные учреждения, а через 2 года получили там сокращение численности детей…  Все должно быть комплексно просчитано – системно, грамотно, с привлечением специалистов, с тем, чтобы каждый вложенный в эту сферу рубль работал абсолютно эффективно. Напомню, что сегодня в среднем одно место в новом детском садике стоит около полумиллиона рублей. И это без средств на текущее содержание дошкольного учреждения.

У нас еще остаются очереди. И мы должны наблюдать большую активность со стороны муниципалитетов в создании дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях.  Мы будем оказывать поддержку и частным инициативам, мы и грантовую поддержку установили. Целый ряд предприятий занимается восстановлением детских дошкольных учреждений…

Остро стоит вопрос по обеспечению достойной заработной платой работников детских садов. В прошлом году мы приняли решение по установлению  ежемесячных стимулирующих выплат из краевого бюджета работникам детских садов…

Краевую программу мы будем и дальше реализовывать во всех ее компонентах…

Образование должно реформироваться постоянно. С одной стороны, оно отражает уровень развития общества, с другой, определяет темпы и направления его развития. Развитие – это изменение, конечно, в позитивную сторону. Развиваться и реформироваться постоянно – это требование жизни. Как только мы слово «реформирование» начнем забывать, это будет означать стагнацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. И сегодня мы переживаем некие такие болезненные аспекты реформирования – по сути дела, ощущаем на себе результаты той стагнации, которая отмечалась у нас в образовании, думаю, лет 10-15. Поэтому такая непростая и серьезная работа сегодня перед нами стоит.

О школьном образовании

По итогам года средняя зарплата педагогов в школе составила 15,5 тыс. рублей. Она на 26,5 % выше средней по экономике края.  Владимир Владимирович недавно на селекторном совещании отмечал нас среди регионов-лидеров в этих вопросах.

Но я должен сказать, что нас не удовлетворяет сложившийся уровень заработной платы в экономике, хотя темп ее роста  – один из самых высоких в стране... Мы будем дальше повышать заработную плату в экономике и соответственно этому повышать заработную плату учителям. Это аксиома для нас, она необсуждаемая. Это, по сути дела, требование жизни…

О школьных  библиотеках

600 школьных библиотек мы переоснастили. Я считаю, что школьная библиотека – это уникальное место. Оно никогда не должно быть потеряно в своей значимости. При этом мы должны трепетно воссоздавать то отношение к книге, которое было традиционно у нас в России. Я мог бы приводить примеры из истории и своей личной жизни, истории своей семьи, когда в качестве самой большой ценности книги сохранялись  и передавались из поколения в поколение.  Это с одной стороны. С другой, библиотека сегодня – иная, чем она была вчера. Это центр формирования новой информационной среды. Мы стараемся так это и делать.

Когда я спрашиваю, а перевели ли каталог в электронную форму, на самом деле я спрашиваю, а готов ли библиотекарь работать в новом формате. К сожалению, не все отвечают на этот вопрос положительно.

О школьном питании

Школьное питание для нас не только вопрос здоровьесбережения, но и одна из площадок воспитания тоже. Слава богу, через скандалы, через непонимание и пересказы анекдотов о том, как губернатор чинит дебош в школьной столовой, выворачивая все наизнанку, - я преднамеренно это делал, иногда под камеры  - проделанная работа дает результат.

Если мы сегодня говорим, что 85 % наших школьников обеспечиваются питанием, которое готовится в современных, реконструированных школьных столовых, это правда. Когда говорим, что более 90 % ребятишек обеспечены горячим питанием, - это правда. И это один из самых высоких показателей в России.

Но правда и то, что сегодня в подавляющем большинстве школ залы для приема пищи являются площадкой воспитания настоящей культуры питания. Которая  и не во всякой семье есть.

О безбарьерной среде

Я однажды присутствовал в школе на 1 сентября, и среди первоклашек  был ребенок, колясочник. Я наблюдал, как ребятишки были бережны и внимательны по отношению к своему товарищу. И делали это с деликатностью, которая часто и взрослым не присуща. Поэтому я абсолютно убежден, что ту работу, которую мы сегодня проводим по созданию безбарьерной среды, -  эта работа даже не для детей, которые имеют физические ограничения, это работа для формирования нравственных стандартов всех других детей.

То, что мы потратили на базовые школы по созданию безбарьерной среды, это минимум миниморум. Следующий этап – мы такую среду должны создать везде, где такие ребятишки есть. И готовиться к созданию такой среды там, где, мы знаем, что такой ребенок в школе появится.

Мы должны демонстрировать новый уровень даже не технического состояния, обустройства наших школьных зданий, мы должны на самом деле демонстрировать иной качественный уровень состояния школьных коллективов, школьной среды в ее морально-этическом аспекте в первую очередь.

Мы многое говорим о кадровом потенциале, мы многое говорим о формировании в среде школьного учительства лидерских групп. Мы всячески эту работу будем развивать и совершенствовать.

Об учительской зарплате

Общие системы оплаты труда были, есть и будут, и они сами по себе содержат стимулирующий компонент, но мы будем продолжать через конкурсы, гранты и другие формы выделять из учительской среды профессионалов-лидеров, которые формируют новые подходы к организации школьного образования, и всяческим образом их поддерживать. И поддерживать весьма заметно.

Я поощряю инициативы нашего отраслевого управления, которые, в частности, предложили дополнительную номинацию в Титовскую премию – для специалистов, которые работают в системе дополнительного образования, и предложения по увеличению размера премии для лучшего учителя Алтайского края…

1 сентября прошлого года мы приветствовали  в учительской среде появление 440 молодых специалистов (а в 2010 году – 351). Есть регионы, в которых молодых учителей считают в пределах нескольких десятков. У нас счет другой – потому что отношение другое. И его мы будем всячески культивировать и развивать.

Вы знаете о нашей системе премиальной поддержки молодых специалистов, в частности, прибывающих в сельскую местность. Мы также изучим вопрос о поддержке специалистов, которые прибывают в небольшие города и рабочие поселки, где очень часто условия труда не намного отличаются от сельских.

О системе профобразования

Новый год мы начали с того, что получили под прямую региональную ответственность  13 средних специальных учебных заведений. Не в обиду нашему старшему федеральному брату, который нам их передал, довели они их, что называется, до ручки. В отдельных случаях  требуются даже «реанимационные» мероприятия…

Но нужно понимать, что финансовых ресурсов у нас все же недостаточно много…  Но все равно техникумы это наши, педагогические коллективы - наши, обучающиеся – наши. И это тот элемент образовательной системы, который жизненно нам необходим. Вообще-то нам, наверное,  надо было даже раньше просить эту передачу… Сегодня мы будем выстраивать работу, внимательно разбираться с каждым училищем. Из тех уровней образования, которые к нам попали, мы будем формировать единую вертикаль профессионального образования. В этой вертикали будет находиться и школа, в том числе и базовая. Школа должна  выполнить функцию профессиональной ориентации, задать вектор профессионального развития. Пусть это будет профессия в формате начального профобразования, но если вектор определен правильно,  человек избрал профессию с учетом своих объективных возможностей, качеств и представлений о том, как он должен реализоваться в этой жизни, то уже продвижение по уровням этого профессионального образования будет для него более легким и понятным. А мы только будем просто способствовать этому.

Конечно, в системе профессионального образования можно сразу оказаться на самом высоком уровне – имею в виду высшее образование. Но, к сожалению, немалая часть выпускников ВУЗов в профессии не состоится и реально начинает работать там, где достаточно начального профобразования.  И в конкурентном плане теряет, поскольку рядом с ним - человек рабочей профессии, но подготовленный, а он этой подготовки не имеет.

В этом смысле среднее специальное образование у нас необычайно возрастает в цене. Мы должны все вместе подойти к решению задачи социального  заказа на специалистов, как мы это делаем по начальному профессиональному образованию. Тот же самый заказ мы должны формировать и по среднему профобразованию. И вместе вырабатывать стимул для молодого человека к тому, чтобы он последовательно проходил этапы овладения профессией и достигал верхнего уровня естественным путем.

О лифтах и лестницах

Для меня термин «социальный лифт» не совсем понятен. Я считаю, что лифты в большей  степени должны использоваться либо для высотных зданий, либо для людей, которые ограничены в физических возможностях. Я сторонник другого понимания продвижения в социальных уровнях – социальной лестницы. Когда человек сам проходит весь этот путь. Другое дело, что мы должны следить за тем, чтобы эти лестницы не были захламлены и часть из них не были перекрыты. Это с одной стороны. С другой,  мы должны создать условия, когда, поднявшись на очередной этаж, молодой человек мог внимательно осмотреться и принять ответственное решение - работать ли ему на этом этаже или преодолевать очередной лестничный марш.

Мы приняли решение, что не будем раздавать техникумы по ведомствам. Мы выстроим модель, когда за них будет отвечать наше управление (по образованию и делам молодежи – прим.ред.), но с тесной увязкой работы с отраслевыми ведомствами. Чтобы не получить разный уровень развития.

О начальном профобразовании

У нас сегодня растет процент трудоустройства выпускников начального профобразования. 5-6 лет назад мы готовили практически в никуда, хотя имели формальное госзадание, но оно не выполнялось. Этому были свои причины, их можно собрать в две группы. Первое – само качество начального профобразования оставляло желать лучшего. Второе – реальное состояние рынка труда. Сегодня он уже вполне нормальный. Рынок труда востребует большие группы профессий в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Мы проделали большую работу с точки зрения реформации самой системы начального профобразования. Ресурсные центры для нас – та базовая модель, к которой мы стремимся. Таких центров в крае шесть, создаем седьмой.

Об истории большой и малой Родины

2012 год, вы знаете, объявлен президентом Годом российской истории. Для нас понятия «История России», «История Алтайского края» - не абстракции. Все последние годы мы очень серьезным образом опираемся на нашу историческую память. Я нахожу подтверждение правильности тех шагов, которые мы сегодня делаем. Это и обращение к личности наших великих земляков, и создание современнейших музеев и площадок, которых вообще в России поискать. Я  был в Музее космонавтики имени Циолковского в Калуге. Там история мировой и советской космонавтики изложена очень солидная, но что касается Музея Германа Степановича Титова, то он, может, решает свою, локальную задачу, но он решает ее на современном, достойном уровне, со всеми музейными технологиями, которых я в Калуге и не видел.

Говоря об истории, мы имеем в виду историю нашей литературы, искусства, культуры Алтая. Мы целую  программу приняли патриотического, эстетического воспитания нашей молодежи. Начали со школ и убедились в том, что надо было начинать с патриотического и эстетического воспитания нашего учительства. Так, собственно, мы и делаем. Надо освежить  представления о нашей истории.

У нас в Алтайском крае редко какая школа не имела и не имеет музея. Сегодня нам нужно научить детей и педагогов создавать такие площадки по-современному. Буквально на днях мы в Налобихе открываем новую школу. На самом деле это школа-дворец. И в этой супершколе одновременно открывается супершкольный музей. Он посвящен земляку налобихинцев – Алексею Ивановичу Скурлатову. Музей будет называться «Музей Алеши».

Современным детям информацию нужно преподносить по-другому. Они готовы ее воспринять, но этот информационный продукт, исторический в том числе, должен быть подан ребенку так, как он привык сегодня воспринимать информацию. И тогда это будет работать – на  те  ценности и задачи, которые мы всегда квалифицировали как традиционные. А вот средства достижения этих задач должны быть современными.

О парадоксах жизни

Мы живем в эпоху парадоксов. Самое интересное, что самые жесткие оппоненты – это представители фракции, которые эти проблемы создавали, сейчас я перед ними отчитываюсь, и они меня самым жестким образом критикуют. Обижаться – неконструктивно. Если прислушаться, даже у них есть некий конструктив: они-то знают, что творили. И интересно так ведут в этом направлении - зная, что там есть ямы, зеленой травкой загримированные. Но мы сначала пустим минера, все направления проверим, если там действительно есть необходимость решать – будем решать. Опыт у нас есть.

Самое, считаю, большое достижение – оно не в новых построенных школах, не в новых технологиях, не в том, что мы создали совершенно иные условия для, например, школьного образования (в прошлом году на 60 % возросло количество учеников, которые обучаются в современных условиях). Кое-что мы, наверное, делали не совсем последовательно. Сначала сделали интернет, а надо было решать другую проблему под названием «туалет». Но сегодня мы решили и проблему интернета, и практически уже решили проблему «туалета», коммунальную. Самое большое достижение – правильное общественное настроение, в том числе в профессиональном сообществе системы образования.

О выборах 4 марта

4 марта мы получим результат нашего общественного отношения к тому, что мы делаем, адекватный тому, что и как мы делаем. Я убедительно просил бы руководителей системы образования ни в коем случае не прибегать ни к какому административному ресурсу. Никого не поддавливать, никого силком или намеком не подпихивать к избирательной урне. Это конституционное право человека. Единственное, о чем я прошу – в очень деликатной форме разъяснять важность того решения, которое человек примет, оставшись один на один с бюллетенем в избирательной кабине.