18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
29.12.2009

Кризис осилит идущий

Алтайский край подводит итоги инвестиционной политики в АПК

В условиях финансового кризиса потенциальные инвесторы ведут себя крайне осмотрительно. Это и понятно: если капиталы и вкладывать в производство, то – в наиболее стабильную на сегодня отрасль. В крае это – агропромышленный сектор. Об инвестиционной активности бизнеса в АПК Владимир Попрядухин, заместитель начальника крайсельхозуправления, рассказывал нашему сайту в первой половине года. 2009 год, можно считать, завершился. Вряд ли в оставшиеся пару дней кто-то успеет что-то инвестировать. Да и нужно ли «выдергивать» нынешний год, пусть даже и особенный, пусть даже и кризисный, из многолетнего процесса привлечения в край инвестиций и создания привлекательного в целом инвестиционного климата?

 

- В первой половине года в крае отмечалась достаточно высокая инвестиционная активность в секторе АПК. Не снизилась ли она к концу года, ведь финансирование некоторых крупных инвестиционных проектов некоторое время оставалось под вопросом?

 

- Проблема формирования благоприятного инвестиционного климата включает в себя большое количество факторов макроэкономического, законодательного, политического и  социального характера. В значительной степени инвестиционный климат в сельскохозяйственном производстве края обуславливается решениями федеральных органов власти и лишь регулируется на региональном уровне, а его изменение напрямую связано с общим ходом экономического развития страны.

 

Основными факторами инвестиционной привлекательности АПК Алтайского края выступают наличие различных почвенно-климатических зон, позволяющих заниматься производством всех видов сельскохозяйственной продукции, большое количество площадей позволяет обеспечивать ежегодную устойчивость производства, а наличие на территории края крупных научных центров, институтов и учебных заведений сельскохозяйственного профиля позволяет выстраивать обоснованную стратегию агропроизводства.

 

Немаловажным условием дальнейшей интенсификации экономики АПК является наличие большого количества мощностей перерабатывающей промышленности, способных обеспечить хранение и переработку продукции. Кроме того, учитывая, что Алтайский край является аграрным регионом, относительная дешевизна рабочей силы также положительно влияет на вложение инвестиций в сельхозпроизводство. Географическое положение региона позволяет в значительной степени закрывать потребности Сибири и Дальнего Востока страны в качественном продовольствии.

 

Рейтинг инвестиционной привлекательности складывается из двух составляющих – это риски и потенциал. Для уменьшения влияния первого фактора администрацией края ведется работа по созданию благоприятного имиджа региона, работающего в соответствии с экономической политикой, проводимой в государстве в целом. На краевом уровне принимаются нормативно-правовые акты, совершенствующие инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиционную политику местных властей (субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, государственные гарантии и т.д.)

 

Первостепенными задачами политики администрации края являются: снижение инвестиционных рисков, совершенствование системы правового регулирования по защите прав инвесторов. Создание оптимальных условий для вложения отечественного и зарубежного капитала в приоритетные отрасли экономики, в том числе АПК - за счет предоставления государственной поддержки по наиболее эффективным инвестиционным проектам. Вложение прямых инвестиций в имущество коммерческих организаций, реализующих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций. Оказание помощи в приобретении или получении в аренду земельных участков, зданий и сооружений. Налоговые льготы предприятиям, направляющим капитальные вложения на обновление своих основных фондов.

 

- Какие моменты, на ваш взгляд, сдерживают инвестиционную активность предприятий?

 

- Фактором, негативно влияющим на инвестиционную привлекательность региона, является наличие большого количества неработающих предприятий (в основном относящихся к ВПК), которые до настоящего времени ввиду объективных причин не нашли свое место в рыночной экономике, как и большинство аналогичных производств по всей стране. Немаловажным фактором стабильного развития и, как следствие, инвестиционного потенциала является наличие собственной топливно-энергетической базы, что позволяет в значительной степени минимизировать затраты на производство основных видов продукции. У нас в крае, к сожалению, этот фактор негативно влияет на инвестиционный климат. Кроме того, учитывая, что практически половина населения края проживает в сельской местности (где занятость оставляет желать лучшего), а в городских поселениях имеется большая прослойка населения, ранее работавшего на промышленных предприятиях, большинство из которых фактически закрыто, это обстоятельство также повышает потенциальные риски инвесторов.

 

- Насколько эффективна инвестиционная политика региональных властей в работе с агропромышленным комплексом?

 

 - Ее можно оценить по ежегодному росту объемов инвестиций в сельскую экономику. Если проанализировать объемы инвестиций, вкладываемых в развитие аграрного сектора экономики края (по крупным и средним предприятиям), то в 2003 году этот показатель составлял  1465,8 млн.рублей, в 2004 году – 1525,4 млн.рублей, в 2005 году – 1630,4 млн.рублей, в 2006 году – 2538,8 млн.рублей, 2007 году – 4176,5 млн.рублей. В текущем году, исходя из расчетов статистики, данный показатель планируется на уровне 4385,0 млн.рублей. Фактически, по данным Главного управления сельского хозяйства (все категории хозяйств) объем инвестиций в основной капитал в 2007 году составил более 8 млрд. рублей, в 2008 году – порядка 11 млрд. рублей.  

 

Увеличение объема капитальных вложений в развитие производства нашло свое отражение и в расчете объемов производства продукции сельского хозяйства. Если в 2005 году было произведено хозяйствами всех категорий продукции на 41,946 млрд.рублей, то в 2006 году на 48,883 млрд.рублей, что более чем на 16% больше показателя 2005 года. В 2007 году данный показатель составил 58,492 млрд.рублей (больше аналогичного показателя предыдущего года на 19,6%). В 2008 году  произведено продукции на 70,2 млрд. рублей, на 1 октября 2009 года данный показатель составил 59,8 млрд. рублей.

 

В настоящее время государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется в рамках действующих федеральных  и краевых программ, таких, как «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», аналогичной региональной программы и  программы технического перевооружения сельского хозяйства Алтайского края на 2006-2010 годы. Инвесторам за счет бюджетных средств субсидируются банковские процентные ставки, возмещается часть стоимости приобретаемой сельскохозяйственной техники и оборудования.

 

В 2006 году в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и принятия краевой программы «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края на 2006-2010 годы» произошло значительное увеличение объемов средств, вкладываемых в воспроизводство основных фондов предприятий. Это увеличило долю привлекаемых кредитных средств в общей структуре инвестиций в основной капитал по стабильно работающим предприятиям до 60-70 %.

 

- Что, помимо финансирования, дал нацпроект в области АПК?

 

- Реализация национального проекта окончательно сформировала экономические механизмы, позволяющие мобилизовать в аграрный сектор накопления предприятий, работающих в других высокорентабельных отраслях, средства сторонних инвесторов и сбережения населения.

На территорию края стали заходить сторонние крупные инвесторы. Одним из серьезных достижений можно считать привлечение ЗАО «Приосколье» (Белгородская область) с проектом птицеводческого комплекса ООО «Алтайский бройлер» мощностью 36 тыс. тонн мяса бройлеров в год. Данный проект помимо производственных задач решает комплекс социальных вопросов ряда территорий восточной зоны Алтайского края, обеспечивая работой значительную часть населения.

 

Регион стал более привлекательным для крупных сторонних инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в динамично развивающихся отраслях сельского хозяйства - птицеводства и свиноводства.

В структуре общекраевых инвестиций инвестиции в основной капитал по отрасли «сельское хозяйство» из года в год прочно удерживают 3 позицию, пропуская перед собой «транспорт и связь» и «операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг», подтверждая активную работу сельхозтоваропроизводителей в части воспроизводства основных фондов.  

 

Что касается внедрения инноваций в производственный процесс, в последние годы наметился значительный рост приобретения высокотехнологичного оборудования и техники, задействованной во всех процессах и областях сельского хозяйства.

 

- Чем еще привлекает крупных инвесторов алтайская экономика?

 

- Немаловажным фактором для потенциальных инвесторов, определяющим мобильность проведения финансовых операций, является, кроме всего прочего, развитая банковская инфраструктура. Процессы, происходящие в последнее время в экономике АПК, позитивным образом отражаются на банковском бизнесе. Это можно проследить на примере открытия дополнительных офисов ОАО «Россельхозбанк». Если в 2005 году банк имел 7 филиалов, то на сегодняшний день количество дополнительных офисов составляет 31, и работа по открытию новых учреждений банка продолжается. Офисы Алтайского банка Сбербанка России расположены на территории всех сельских муниципальных образований.

 

Перспективы региона в значительной степени определяет рациональное освоение богатейшей минерально-сырьевой базы, развитие уникальных рекреационных территорий для туризма и диверсификация экономики АПК на основе внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения урожайности культур, продуктивного потенциала животноводства.

 

В связи с тем, что Алтайский край является крупнейшим аграрным регионом, ежегодно осенью в Барнауле проводится крупнейшая за Уралом агропромышленная выставка «Алтайагротех». Кроме того, алтайские сельхозтоваропроизводители участвуют во многих зарубежных выставках-ярмарках, в рамках которых заключаются соответствующие контракты, что положительным образом отражается на динамике вложений средств в АПК.  

 

В целях эффективной реализации инвестиционных проектов в регионе администрацией края и органами власти муниципальных образований выделяются земельные участки под строительства производственных объектов. За счет средств краевого бюджета финансируются мероприятия, направленные на обеспечение строительных площадок наиболее значимых для экономики края инвестиционных проектов объектами инфраструктуры (дороги, сети газификации и электроснабжения). Кроме того, для получения сельхозтоваропроизводителями в кредитных учреждениях финансовых ресурсов для реализации соответствующих проектов администрацией края инвесторам предоставляются государственные гарантии.

В настоящее время Администрацией края ведется работа по формирования залогового фонда для обеспечения финансовых обязательств, в  том числе по инвестиционным проектам. 

 

Структурные изменения финансовой политики при смещении акцентов с текущего потребления на воспроизводство основных фондов говорит о стабилизации положения в отрасли и намерении руководителей хозяйств продолжать работу по наращиванию производственного потенциала.

 

Для повышения исполнительской дисциплины и ответственности управленческих кадров в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в части реализации инвестиционных проектов на территории края по цепочке «федерация – край – муниципальное образование» нами определены контрольные точки, по которым отслеживается этапность и эффективность реализации соответствующих проектов. Эти точки утверждены в календарных графиках реализации проектов, которые находится в Главном управлении сельского хозяйства и должны находиться в органах власти муниципальных образований.

 

Для организации контроля за реализацией намеченных мероприятий на уровне конкретных участников ГУСХ разработана и применяется система отчетности участников проектов, позволяющая своевременно выявлять возникающие проблемы в реализации инвестиционных проектов и оперативно принимать решения.

 

- Какого рода эти проблемы?

 

- Например, проблема масштабности привлечения сельхозтоваропроизводителей к участию в реализации проектов, направленных на воспроизводство основных фондов обусловлена не только субъективными (в частности, отсутствие экономически грамотных кадров на предприятиях, способных составить нормальный бизнес-план с оценкой эффективности и окупаемости проекта, специалистов со строительным образованием, способных курировать работы по строительству, реконструкции и модернизации объектов), но и объективными причинами. Отдельные товаропроизводители, желающие участвовать в проектах по развитию животноводства, не могут взять кредиты в банках из-за отсутствия залоговой базы. А именно привлечение кредитных ресурсов банков на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, как известно, является одним из индикаторов участия региона в реализации мероприятий Госпрограммы. Дело в том, что банки работают только с платежеспособными клиентами, теми, у кого есть прибыль по итогам года и залог. Но все же остается большое количество сельхозтоваропроизводителей, которые имеют подобную возможность, предпочитают не загонять себя в «залоговую кабалу», проводят работы по строительству и модернизации животноводческих помещений, приобретению племенного скота за счет собственных средств. С одной стороны, нас как органы государственной региональной власти должно радовать подобное положение дел. Но с другой стороны, это не позволяет использовать дополнительные потенциальные возможности в части использования бюджетных средств для решения стратегических задач АПК.

 

Частично решению данной проблемы могло бы способствовать совершенствование системы залога и развитие земельно-ипотечного кредитования. Для этого необходимо принятие изменений в земельном законодательстве и подзаконных ведомственных нормативных актах, регулирующих процедуру постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрацию сделок. Необходимо решать вопрос о снижении платы за оформление земельных участков, чтобы предоставить возможность использовать их в качестве залога для привлечения кредитов.

 

Хотя в последнее время в крае ежегодно увеличиваются объемы инвестиций, вкладываемых в развитие отрасли, а также полным ходом ведется работа по внедрению инновационных технологий в производство, для устойчивого экономического развития на государственном уровне необходимо в первоочередном порядке решить вопрос по сокращению существующего диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, восстановить государственный заказ с фиксированными ценами на продукцию АПК в объемах, позволяющих сельхозтоваропроизводителям не только минимально покрывать свои издержки, но и направлять средства на свое развитие. При глубоком, вдумчивом подходе, мы вместе, органы власти и управления страны, края, муниципальных образований, сельхозтоваропроизводители, способны исправить те перекосы в сельском хозяйстве, которые возникли как по объективным причинам, так и связанные с не всегда правильным подходом к их оценке и поиском сиюминутной выгоды.

 

- Каковы механизмы привлечения (или – вовлечения) крупных инвесторов в агропромышленный комплекс?

 

- В целях создания условий для более широкого привлечения потенциальных участников проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов специалистами Главного управления сельского хозяйства разрабатывается и постоянно совершенствуется механизм взаимодействия всех структур, обеспечивающих строительно-инвестиционный процесс в крае.

 

Учитывая изменения последних лет на мировом рынке сельхозпродукции, основной целью наших сельхозтоваропроизводителей стала комплексная модернизация основных фондов, способствующая повышению эффективности производства и качества выпускаемой продукции.
 

Подобные меры обеспечили краю выполнению практически всех целевых показателей, закрепленных соглашениями о сотрудничестве между Минсельхозом России и администрации Алтайского края на 2006, 2007, 2008 годы.

Одной из составляющих, обеспечивших рост производства сельхозпродукции, явился ввод в эксплуатацию инвестиционных проектов в области АПК и организация на них производственного процесса.

 

За последние три года по направлению «Ускоренное развитие животноводства» 105 хозяйствующих субъектов, находящихся в 38 районах края вели строительство, реконструкцию либо модернизацию животноводческих комплексов (ферм). За это время 86 объектов на 41,5 тыс. голов КРС введено в эксплуатацию, что полностью соответствует плановым заданиям, которые ежегодно доводились региону Минсельхозом России.

 

Для финансирования работ, направленных на ускоренное развитие животноводства, было привлечено 6,8 млрд. рублей кредитных ресурсов. На компенсацию процентной ставки банковского кредита хозяйствам направлено 383,1 млн. рублей средств государственной поддержки, из которых 255,6 млн.рублей составляют субсидии федерального и 127,5 млн.рублей субсидии краевого бюджетов.

 

Создание понятного и прозрачного механизма участия в программных мероприятиях со стороны Главного управления сельского хозяйства и кредитных учреждений, способствовали повышению заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в использовании предоставленной возможности по обновлению основных фондов, что было выражено геометрическим ростом привлекаемых ресурсов.

 

Так в 2006 году по всем кредитным линиям было использовано 526,0 млн. рублей, в 2007 году – 3,028 млрд. рублей, в 2008 году – 3,268 млрд. рублей. С момента провозглашения руководством страны инициатив по реализации приоритетных национальных проектов за два года в регионе достигнут 6-кратный рост объемов привлекаемых кредитных ресурсов.

 

Такая динамика стала возможной при совместных усилиях всех участников инвестиционного процесса – заказчиков, органов власти, кредитных организаций, контрольных органов. Возводимые на территории края животноводческие комплексы имеют высокую сметную стоимость – 100 и более млн. рублей. Значительная часть – затраты на инженерные сети и коммуникации.

 

Администрацией края с 2007 года принимаются меры по направлению части средств краевого бюджета на обеспечение инженерной инфраструктурой объектов, имеющих существенное значение в социально-экономическом развитии региона. Под данные критерии оценки попало ООО «Алтайский бройлер», которому на дорожное обустройство и устойчивое электроснабжение было выделено порядка 66,0 млн. рублей.

 

При возникновении проблем в части технологического подключения площадок к линиям электропередач, газовым сетям, отраслевыми управлениями и комитетами администрации края совместно с инвесторами оперативно решаются вопросы, касающиеся увеличения энергетических мощностей, необходимых для устойчивого функционирования производств.  

 

Инвестиционные проекты, направленные на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов агропромышленного комплекса, включают в себя систему инновационных технологий, с применением современных инженерных решений, строительных материалов и оборудования, способствующих дальнейшему развитию производства, отвечающего современным требованиям по качеству продукции и уровню себестоимости.

 

На сегодняшний день в регионе подготовлена нормативная документация, позволяющая эффективно осуществлять инвестиционные проекты в области животноводства, отвечающие современным технологическим требованиям с использованием отечественных  и импортных высокопродуктивных пород скота.

Предпринимаемые администрацией края и федеральными органами власти меры государственной поддержки, способствовали созданию оптимального инвестиционного климата в регионе, способствующего привлечению в аграрный сектор средств предприятий, работающих в других отраслях, сбережений населения и сторонних инвесторов. Особенно это заметно в развитии отраслей птицеводства и свиноводства.

 

Учитывая опыт работы прошлых лет, Главное управление сельского хозяйства, совместно с органами местного самоуправления, краевыми ведомствами и организациями, используя краевое и федеральное законодательства, выстроило понятные, прозрачные формы взаимодействия с инициаторами инвестиционных проектов, создав все необходимые условия для их успешной реализации.

 

- Как повлиял кризис на судьбу крупных инвестпроектов, реализация которых уже была начата или готова начаться?

 

- Хотя в начале текущего года в условиях общемирового финансового кризиса возникли определенные предпосылки, указывающие на ужесточение системы отбора и кредитования инвестиционных проектов, в настоящий период времени работы в рамках открытых ранее кредитных линий и предоставления средств на вновь начинаемые объекты идет в плановом режиме.

 

В текущем году от сельхозтоваропроизводителей поступили заявки на реализацию 19 инвестиционных проектов, таких как:

  • Зональный район – ООО «Алтайский бройлер» создание птицеводческого комплекса на 63 тыс.тонн мяса в год, стоимость I и II пускового комплексов 6264,0 млн.рублей; ООО «Алтайский бекон» создание свиноводческого комплекса мощностью 20 тыс.тонн мяса в год, стоимость проекта 2800,3 млн.рублей;
  • Ключевский район – СПК «Алтай» реконструкция и модернизация коровника на 200 голов КРС, стоимость проекта 12,0 млн.рублей; ООО «Западное» строительство II очереди животноводческого комплекса с общим содержанием 4,0 тыс.коров и 6,0 тыс.телят, стоимость проекта 2830,0 млн.рублей; ООО «Путиловец» - реконструкция и модернизация животноводческих помещений на 1,8 тыс.голов КРС и 3,0 свиней, стоимость проекта 158,0 млн.рублей;
  • Краснощековский район – ООО «Аграрник» - реконструкция животноводческих помещений на 400 голов КРС, строительство животноводческого комплекса на 240 голов КРС, стоимость проекта 18,0 млн.рублей;
  • Немецкий национальный район – КФХ «Функнер» - строительство животноводческого комплекса на 2,2 тыс.голов КРС, стоимость проекта 535,5 млн.рублей;
  • Первомайский район – АКГУП ПТФ «Молодежная» - модернизация птичников, стоимость проекта 147,0 млн.рублей;
  • Ребрихинский район – ООО «Альтаир-Агро» строительство свиноводческого комплекса на 12,0 тыс.голов с цехом переработки, стоимость проекта 834,3 млн.рублей;
  • Советский район – ООО «Советская нива» - модернизация животноводческого комплекса на 400 голов КРС, стоимость проекта 6,5 млн.рублей;
  • Смоленский район – ООО «Сычевское» - строительство и реконструкция животноводческого комплекса на 800 голов КРС, стоимость проекта 25,0 млн.рублей;
  • Тальменский район – ООО «Свинокомплекс «Озерский» - реконструкция свинокомплекса на 100 тыс.голов, стоимость проекта 2227,0 млн.рублей; ОАО «Алтаймясопром» - строительство свинокомплекса на 300 тыс.голов, стоимость проекта 3500,0 млн.рублей; ООО «Новоеловская птицефабрика» - реконструкция и модернизация птицеводческого комплекса, стоимость проекта 258,0 млн.рублей;
  • Троицкий район – ООО «Стандарт-Агро» - строительство молочного комплекса на 1200 голов КРС, стоимость проекта 583,8 млн.рублей;
  • Хабарский район – ОАО «им. Гастелло» - строительство молочного комплекса на 1200 голов КРС, стоимость проекта 500,0 млн.рублей;
  • Целинный район – ООО «Фарм» - строительство откормочной площадки на 1050 голов КРС, стоимость проекта 98,0 млн.рублей;
  • Барнаул – АКГУП «Индустриальный» - реконструкция существующего блока теплиц с расширением площади до 4 га, стоимость проекта 255,0 млн. рублей.
     

Больше половины из них (11 проектов) представлено объектами мясного и молочного скотоводства.

Вместе с тем, в стоимостном выражении, подавляющая доля капитальных вложений (16030,6 млн.рублей) приходится на проекты наиболее перспективных отраслей животноводства – свиноводства и птицеводства (7 проектов).

 

В целом общий объем инвестиций по заявленным проектам составляет 21052,4 млрд. рублей. Для реализации инвестиционных проектов с начала года открыто кредитных линий и заключено кредитных договоров на сумму 3181,0 млн. рублей, 9 предприятий получили кредитные ресурсы в объеме 1001,1 млн. рублей, в том числе по договорам 2009 года – 813,1 млн. рублей.

 

С начала года в рамках реализации инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителям на погашение части процентной ставки банковских кредитов выплачено 416,6 млн. рублей, в  том числе 378,2 млн. рублей за счет средств федерального, 38,4 млн. рублей за счет средств краевого бюджетов.

  
 

Справка

 

Алтайский край является крупнейшим аграрно-индустриальным регионом России с площадью территории 168 тыс.кв.км и населением 2523,1 тыс.человек, из которых 1171,5 тысячи (более 46%) проживают в сельской местности.

 

Географическое положение, наличие большого количества плодородных земель, сенокосов и пастбищ, научно-обоснованные зональные системы земледелия обеспечивают относительную устойчивость сельхозпроизводства, подтверждая агропромышленную специализацию Алтайского края как одного из российских лидеров по объемам производства зерна, поголовью крупного рогатого скота, валовому производству молока.

 

В сельском хозяйстве региона преобладает земледелие (посевная площадь – 5,3 млн.га), хотя в последние годы заметны ощутимые подвижки экономики аграрного сектора в сторону животноводства как отрасли, на сегодняшний день дающей более высокий уровень рентабельности и аккумулирующей в себе весь потенциал природно-климатических, трудовых, экономических ресурсов.

 

В крае существуют три основных сельскохозяйственных зоны. На западе и северо-западе края – зерновые культуры, молочно-мясное животноводство и тонкорунное овцеводство. На юго-западе и в центре края развиты свиноводство и тонкорунное овцеводство. На севере, северо-востоке и востоке – свекловодство, молочно-мясное животноводство. На территории края кроме зерновых и зернобобовых имеются посевы сахарной свеклы, подсолнечника, льна, кормовых культур. Выращивают картофель, овощи. Кроме молочно-мясного животноводства и мясошерстного овцеводства в крае развиты козоводство, птицеводство, пчеловодство, пушной промысел.

 

В настоящее время сельхозпроизводством в крае занимаются более 700 коллективных хозяйств, около 5 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и 436,5 тысяч личных подсобных хозяйств.

 

Среди регионов страны край занимает 4-е место по поголовью крупного рогатого скота и коров (926,0 тыс.голов во всех категориях хозяйств) и одно из ведущих мест по поголовью свиней и лошадей.

 

По валовому производству молока (во всех категориях хозяйств – 1,33 млн.тонн) занимает 3-е место, мяса – 6 место, яйца – 12 место.

 

По производству молока на душу населения край занимает 1-е место в стране (520 кг при норме 390 кг). Алтайский край также является лидером в Российской Федерации по производству сыров (54,5 тыс.тонн) и сливочного масла (11,0 тыс.тонн).

 

Животноводством в крае занимается 60 районов, 536 сельхозпредприятий, 295 крестьянских (фермерских) хозяйств и население.

 

В настоящее время в крае функционируют 78 аттестованных молокоприемных пунктов, в том числе 44 принадлежат молокоперерабатывающим предприятиям в молочной отрасли.

 

В Алтайском крае первичной  переработкой мяса занимаются 102 убойных пункта по убою скота и выпуску сертифицированной продукции,  убойных пунктов по убою скота на внутрихозяйственные нужды – 360.

 

Производственные мощности предприятий составляют: по мясу и субпродуктам – 81,3 тыс. тонн в год. За 8 месяцев 2009 года мощности по производству мяса и субпродуктов 1 категории использовались на 65%. Имеющиеся в крае мощности по первичной переработке мяса и крупные мясоперерабатывающие предприятия способны переработать произведенный скот и птицу на убой хозяйствами всех категорий. Предприятия первичной переработки мяса  могут забивать в смену: 2557 голов крупного рогатого скота (680162 голов в год) и 2896 голов свиней (770336 в год), имеют мощности единовременно хранить 6332 тонны мяса.