Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Статус наукограда РФ Бийск получил на очень короткий срок – всего на пять лет. Срок истекает в этом году. Его можно продлить, но для этого снова предстоит доказывать, что Бийск того стоит, что немалое федеральное финансирование – а это более 300 млн. рублей ежегодно - пошло в прок. И где, в конце концов, инновационные идеи, а еще лучше – готовая инновационная продукция? В Москве обязательно спросят... По данным Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, доля инновационной продукции в общем объеме произведенной научно-промышленным комплексом (НПК) Бийска в 2008 году составила 9,8 %. А должна – не менее 50 %. В Бийске считают, что добиться таких заоблачных показателей, причем за столь короткий срок, невозможно в принципе. Такого мнения придерживается и академик Геннадий Сакович. Пройти путь от рождения перспективной научной идеи до ее детальной разработки и запуска в производство – это не пирожки испечь. Тогда откуда взялись эти «50 %»? Сергей Крыжановский, первый заместитель главы администрации Бийска, считает, что – в буквальном смысле с потолка. Требование ни на чем не основано. Бийчане надеются, что эта «норма» будет отменена. Возможно, уже скоро – в настоящее время разрабатывается федеральный закон о наукоградах России. Москва попросила регионы прислать свои конструктивные и аргументированные предложения. То есть коллективное творчество приветствуется. Раз так, этим нужно пользоваться. Депутаты Краевого законодательного собрания организовали в Барнауле «круглый стол» в надежде эти самые предложения выработать. Или, по крайней мере, попытаться разобраться, чем конкретно они могут помочь, чтобы совместно отстоять такой важный не только для Бийска, но для всего края статус. В ходе дискуссии ее участники пришли к выводу, что больше всего наукограду Бийск недостает региональной нормативно-правовой базы. А это как раз то, чем депутатский корпус может реально помочь. 18 февраля 2010 года в Бийске состоялось заседание Наблюдательного совета под председательством губернатора – говорили о развитии наукограда. Совет пришел к выводу, что наукоград работает достаточно активно, объем инновационной продукции вырос более чем в два раза. Наблюдательный совет также постановил рассмотреть возможность региональной нормативно-правовой базы, с учетом того, что федерального закона о развитии наукоградов еще нет. По данным председателя комитета АКЗС по здравоохранению и науке Александра Лазарева, свои региональные законы об инновационной деятельности на сегодня приняты в 61 Субъекте Федерации. Алтайский край, по признанию Лазарева, в нормотворческом плане касательно наукограда и инновационного развития немного отстает. Но ведь есть у кого поучиться, перенять опыт. - Мы проанализировали ситуацию в других регионах. В каждом есть свои особые условия, - поделился данными проведенного мониторинга профессор Лазарев. - В Московской области, на территории которой расположено 9 наукоградов, принят региональный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области». В Новосибирской области действует региональный закон «О политике Новосибирской области в целях развития инновационной системы». В нем предусмотрено формирование в области инновационных территорий, в том числе наукограда, технополисов – через поддержку программ модернизации социальной, дорожно-транспортной и инженерной инфраструктур. Свой закон о научно-технической политике и научно-инновационной деятельности есть в Тамбовской области. Региональными законами предусмотрены меры государственной поддержки, различные льготы для участников инновационной деятельности. В каком направлении двигаться депутатскому корпусу АКЗС? Говоря учеными словами, есть идеи. Депутат особо подчеркнул, что нормативно-правовое регулирование развития наукограда на территории Субъекта РФ может проводиться с помощью принятия законов о развитии инновационной и научной деятельности, программ социально-экономического и инновационного развития, законов о передаче части полномочий органам местного самоуправления. Так как целью реформы местного самоуправления и в соответствии с пунктами ФЗ № 131, обновляемое законодательство Российской Федерации должно обеспечить формирование условий для перехода муниципальных образований, в том числе наукоградов, в режим устойчивого социально-экономического развития. О том, чего ждать наукоградам от федерального закона, работа над которым подходит к завершению, рассказал заместитель начальника Главэкономики Александр Жидких. Основная идея законопроекта – изменение направления финансирования. С принятием закона оно пойдет преимущественно на поддержку развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры. Раньше, как известно, средства ежегодного федерального транша могли быть использованы на инженерную и дорожную инфраструктуру, благоустройство, на развитие образовательной сферы, но не на финансирование инновационных разработок. Изменятся, скорее всего, и условия финансирования. Например, Бийск пятый год получает средства, если общими словами – «на благоустройство города» (ремонтируются дороги, устанавливается уличное освещение, построена станция обезвоживания осадков и т.д.). Теперь, как ожидается, федеральное финансирование предлагается ограничить тремя первыми годами после присвоения статуса. Дальше – на конкурсной основе. Другие предполагаемые нововведения касаются органов местного самоуправления, которые, похоже, будут наделены достаточно обширными полномочиями по принятию и реализации научных и научно-технических программ, инновационных проектов. Так и в части развития инновационного предпринимательства.
- Бийск – вообще наукоград нетипичный, - считает Крыжановский. – Из 14 наукоградов он самый крупный, 230 тысяч жителей. Обычно наукограды совсем небольшие по численности населения, компактные, с другой структурой экономики. Это, можно сказать, моногорода. Все, кроме Бийска. И надо признать, что Бийск в свое время внес большую сумятицу в стройный порядок наукоградов-моногородов. Вот, к примеру, Обнинск. Обнинск – это 100 тысяч населения и 15 радиофизических институтов. Все взрослое население работает в одной научно-производственной сфере, состоящей также из 15 предприятий. Получается, - город радиофизиков. Но Обнинск считается еще большим наукоградом. Есть наукограды с населением 20-30 тысяч всего. Вообще же, по данным Союза развития наукоградов РФ, в России сегодня насчитывается более 70 городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала. Часть наукоградов является закрытыми административно-территориальными образованиями. Но это не про Бийск. По наблюдениям Сергея Крыжановского, для других наукоградов Бийск – как кость в горле. Ведь он получает самое большое финансирование из федерального бюджета. Подумать только – 312 млн. рублей, тогда как некоторые, пусть и очень значимые для страны, но небольшие по численности наукограды получают по 15-20 млн. рублей. Первый зам главы Бийска также не согласен с данными Главэкономики, согласно которым наукоград производит в несколько раз меньше инновационной продукции, чем надо по условиям подтверждения статуса. Здесь, как говорится, как посмотреть. Если, скажем, рассматривать не чисто инновационную продукцию, а научно-техническую продукцию (НТП), то, по словам Крыжановского, ее доля в общем производстве составляет 48-49 %! А это почти вожделенные «50 %». В ситуации, когда никто в стране точно не знает, что такое «инновационная продукция», ни в каком законе это сколько-нибудь однозначно и конкретно не прописано, - у кого повернется язык сказать (а тем более – доказать), что та или иная представленная на суд высокой комиссии разработка не является, строго говоря, инновационной?
|