18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В последние годы развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в Алтайском крае проходит под знаком позитивного тренда. Увеличивается количество субъектов МСБ, растет количество занятых в данном секторе, повышается инвестиционная активность.

КАРТИНА МАСЛОМ

В обозримом будущем эти показатели, по мнению экспертов и прогнозам специалистов,  должны существенно улучшиться. Для этого власти региона совместно с федеральным центром намерены реализовывать различные программы господдержки для стимулирования развития МСБ. Всего на эти цели до 2013 года планируется направить более 550 млн. рублей.  

На сегодняшний день ситуация в данном секторе такова. Малый и средний бизнес в Алтайском крае насчитывает, по данным Алтайкрайстата, почти 88 тысяч субъектов. 465 из них – это средние предприятия, 26,7 тыс. – малые и микропредприятия, 61 тыс. – индивидуальные предприниматели. Кстати, наш регион занимает первое место в СФО по количеству фактически осуществляющих деятельность субъектов МСБ. В сфере МСБ занято примерно 40 % всего экономически активного населения региона или почти 351,5 тыс. человек. Для сравнения – в 2005 году этот показатель не превышал 6 %.

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

Источник: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.

- Этот показатель в Алтайском крае наполовину выше, чем в РФ в среднем. Но для края это нормальная ситуация, поскольку экономика его базируется на высокой доле АПК и строительства в отраслевой структуре ВРП, которые составляют 18% и 11% соответственно против 5% и 7% для РФ в среднем, - комментирует Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент».

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

Источник: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.

 

Год от года наблюдается улучшение экономических показателей МСБ в регионе. Так, по данным Алтайкрайстата, в Алтайском крае объем инвестиций в основной капитал малых предприятий по итогам 9 месяцев минувшего года составил 3,8 млрд. рублей. Это на 67 % выше аналогичного показателя 2010 года. В среднем по Сибири рост существенно скромнее – 5 %. Кстати, МСБ владеет основными средствами на сумму почти 93 млрд. рублей. Это один из лучших показателей в СФО, позволяющий говорить о высоком уровне финансовой стабильности регионального бизнеса. 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

 

Doc22.ru - В Алтайском крае малый и средний бизнес становится локомотивом региональной экономики

Источник: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.

Оборот малых предприятий за указанный период составил 80,6 млрд. рублей, или 124,9 % к аналогичному периоду 2010 года. В целом по России темпы роста оборота малых предприятий составляют 123,5 %. Наибольший темп роста оборота малых предприятий в Алтайском крае отмечается в сферах предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 187,6 %, в образовании – 152 %, здравоохранении – 131 %, оптовой и розничной торговле – 134,6 %.

- Полагаю, что количественные показатели доли МСБ в региональной экономике уже достаточно высоки, почти соответствуют уровню развитых стран, - уверен Александр Осин. - Необходим качественный рост сектора малого бизнеса, что связано с дальнейшим увеличением в нем доли производственных сельскохозяйственных предприятий при снижении доли посреднических организаций.

Как отмечает эксперт, это задача для структур административно-налоговых властей региона на перспективу в несколько лет. Но решение её будет зависеть от наличия аналогичной политики на федеральном уровне.

В отраслевой структуре МСБ по-прежнему преобладает торговля. По словам Александра Осина, в этом секторе чистая рентабельность высока, порядка 15-25%, значительны возможности по «теневому» уходу от налогообложения, соответственно для сферы торговли характерна быстрая окупаемость.

Однако со временем отраслевая структура начинает выправляться. Так, в 2005 году торговлей занимались 71 % малых и средних предприятий, а в 2009 году – 35,1 %.

18,5 % малых предприятий работают в сфере обрабатывающих производств, 14,5 % - в сельском и лесном хозяйстве. 8,4 %– в операциях с недвижимым имуществом.

ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

В Алтайском крае, как, впрочем, и во всей России, есть ряд проблем, который препятствует развитию малого и среднего бизнеса. Во-первых, это проблемы с доступом к финансовым ресурсам. Зачастую субъекты МСБ не имеют серьезной кредитной истории и внушительной залоговой базы, что затрудняет для них доступ к банковским займам.

А для развития бизнеса, как подчеркивает Владимир Палкин, председатель Общественного совета по предпринимательству при главе администрации Мамонтовского района, необходимы внушительные кредиты на длительный срок – от 10 лет и более. Особенно это актуально для построения производства, где без «длинных» денег просто не обойтись.

Вторая серьезная проблема, говорит Эдуард Черченко, исполнительный директор алтайского отделения «Деловой России», это высокий уровень налогов. Прежде всего, это касается возросших страховых взносов, которые в 2011 году достигли 34 %.

Это существенно снижает рентабельность бизнеса. И приводит к уводу большей части заработной платы «в тень». Практика показывает, что зачастую официальная зарплата не превышает 6-7 тысяч рублей, все остальное выплачивается «в конверте».

Третья проблема МСБ – большой административный гнет на МСБ. Как отмечает г-н Черченко, число проверок остается очень большим. И это несмотря на тот факт, что внеплановые проверки надзорные органы согласовывают с прокуратурой.   

Четвертая проблема – неспособность конкурировать с крупным бизнесом. Именно поэтому заход в районы края, скажем, крупного ритейлера, фактически означает разорение для мелких местных торговцев.

Кроме того, МСБ имеет низкий уровень модернизации производств или иной своей деятельности. Выпуск продукции зачастую ведется на морально устаревшем оборудовании, производство получается энергоемким, а качество продукции оставляет желать лучшего. Модернизация же производства невозможна в силу упомянутой выше сложности доступа к заемным средствам.

Еще одна причина – неспособность МСБ выходить на инорегиональные рынки или рынки других государств. Высокие затраты на маркетинг и логистику, неумение управлять себестоимостью не позволяет местным бизнесменам заниматься экспансией. А на внутрирегиональном рынке не всегда существует устойчивый платежеспособный спрос на их продукцию.

И, наконец, серьезная проблема заключается в отсутствии у предпринимателей системных знаний о способах ведения бизнеса. Многие из них управляют делами по наитию, не подозревая о современных технологиях маркетинга, менеджмента и т.д.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСПОДДЕРЖКИ

Справедливости ради стоит сказать, что власти региона отдают себе отчет в проблемах МСБ и пытаются решить их за счет различных способов господдержки. Так, проблема с доступностью кредитных средств решается за счет «Алтайского фонда микрозаймов» (АФМ) и «Алтайского гарантийного фонда» (АГФ). Только в 2011 году АГФ предоставил субъектам малого и среднего бизнеса 101 поручительство на сумму 262,7 млн. рублей.

АФМ в тот же период выдал 403 займа на общую сумму 161,3 млн. рублей. При этом получить заем стало удобнее – филиалы фонда открылись в семи районах края. В 2012 году, как сообщил руководитель Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых, филиалы АФМ будут открыты еще в 14 муниципальных образованиях.

Также достаточно успешно работает такой инструмент как целевые гранты размером до 300 тыс. рублей. В 2011 году ими воспользовались 34 малых предприятия, которые существуют на рынке менее одного года. Общая сумма грантов составила 10 млн. рублей.

Проблему с отсутствием знаний отчасти решает Губернаторская программа подготовки кадров для сферы предпринимательств, реализующаяся с 2009 года. Она имеет два направления – финансовое и правовое обеспечение МСБ. В середине 2011 года состоялся уже второй выпуск программы. Дипломы получили 150 бизнесменов из городов и районов края. Вице-губернатор Сергей Локтев назвал программу «стартовой площадкой для дальнейших достижений».

Эти примеры демонстрируют, что власти региона настроены на конструктивный диалог с субъектами МСБ. И оказываемые меры господдержки можно признать достаточно эффективными. Они дают бизнесу мощный толчок к развитию. Хотя, конечно, и неспособны решить всех его проблем.        

Развитие сектора МСБ является одним из приоритетов руководства региона. Наиболее системное выражение эта задача получила в целевой программе о государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением губернатора края Александра Карлина. На ее финансирование до 2013 года планируется направить более 550 млн. рублей, из них 160 млн. – из краевого бюджета, остальные средства – из федерального.

Программа предполагает системный комплекс мер, направленных на развитие важных сегментов МСБ – молодежного предпринимательства, инновационного бизнеса и производства. Большое внимание планируется уделить дальнейшему развитию системы информационно-консультационных центров и системы микрофинансирования.

Помимо традиционных и зарекомендовавших себе способов поддержки будут реализованы и новые. Среди них - субсидирование части затрат, связанных с разработкой новых продуктов, патентованием, приобретением оборудования и новых технологий. А также компенсация расходов предпринимателей, связанных с осуществлением мероприятий по повышению энергоэффективности производства, получением российских и международных сертификатов.

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Реализация всех этих планов и программ позволит существенно улучшить развитие МСБ. По прогнозам властей, к 2013 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства составит 110 тыс. единиц. Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике составит 43%. Объем инвестиций в основной капитал малыми и средними предприятиями достигнет показателя 9,3 млрд. рублей, объем налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет края составит 12 965 млн. рублей.

Если говорить о более долгосрочной перспективе, то к 2025 году количество работающего населения края, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, возрастет на 130-150 тыс. человек и достигнет доли в общей численности работающих 52-55%. Удельный вес малого и среднего предпринимательства в отгруженных товарах и оказанных услугах в целом по краю составит не менее 35-40%.Такие ориентиры обозначены в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года.

Как отмечается в документе, малое и среднее предпринимательство будет доминировать в сфере общественного питания и бытовых услуг, строительстве и торговле. Кроме того, малое и среднее предпринимательство станет основой для выполнения ряда важных задач на стратегических направлениях развития. Фактически за счет малого и среднего предпринимательства прогнозируется обеспечить развитие сервисных бизнесов в агропромышленных и туристско-рекреационном кластерах. Все более будет возрастать роль малых инновационных предприятий.

При этом ясно, что достижение указанных выше амбициозных показателей станет возможным при совместной и скоординированной работе всех участников экономического процесса – федеральных, региональных и местных властей, предпринимателей, бизнес-объединений. Остается надеяться, что к такой работе все вышеперечисленные субъекты социально-экономического развития Алтайского края будут готовы.

 

Использованы данные сплошного обследования малого и среднего бизнеса в Алтайском крае в 2010 году