18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Александр Карлин рассказал о специфике краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

НЕОБЫЧНЫЙ БЮДЖЕТ: ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ.

Бюджет будущего года губернатор назвал необычным. Его необычность, по словам Карлина, заключается в том, что это проект «народного бюджета». Что это означает, по мнению губернатора? С одной стороны, при работе над проектом бюджета были соблюдены все предусмотренные бюджетным законодательством процедуры. С другой стороны, в этом году проводились широкие общественные слушания по формированию «народной программы» развития региона на ближайшее будущее.

- Мы в последние годы ведем последовательную политику по разъяснению наших бюджетных приоритетов, поэтому поступившие в ходе этих слушаний предложения жителей края носили в целом реалистичный характер, они нам понятны и нами разделяются, - заметил Карлин.

Губернатор выделил три базовых позиции «народного бюджета». Первая – создание условий для устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Вторая – реализация программно-целевого принципа формирования краевого и местных бюджетов, который, как подчеркнул губернатор, является сегодня базовым и в политике федеральных властей. «Претендовать на получение федеральных средств по старой схеме у нас возможностей все меньше, мы должны свои надежды на их привлечение связывать с включением в федеральные программы», - обрисовал новый формат межбюджетных отношений Александр Карлин. И, наконец, третья позиция – сохранение бюджетных расходов в части безусловного выполнения социальных обязательств.

ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТА.




Доходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2012 год в объеме 66 млрд. 555 млн. рублей, или 103% к первоначальному плану консолидированного бюджета на 2011 год (111% - к 2008 году, 226 % - к 2005 году). В 2012 году удельный вес собственных средств в доходах консолидированного бюджета составит 68% (в 2005 г. – 47%). Соответственно, удельный вес федеральной финансовой помощи в доходах консолидированного бюджета составит 32% (в 2005 г. – 53%).

Как отметил губернатор края, по-прежнему приоритетом финансово-бюджетной политики краевых властей остается увеличение собственных доходов регионального бюджета. Так, начиная с 2005 года, рост собственных доходов краевого бюджета ежегодно составляет в среднем 3 процентов. За исключением разве что кризисного 2009 года. Так, в 2005 году в консолидированном бюджете края собственные доходы составляли 47 процентов, остальное край получил из федерального бюджета. В 2011 году 65 процентов заработали сами, 35 – получили «сверху». В проекте бюджета-2012 доля «верхних» средств будет составлять 32 процента.

Причем рост доли собственных доходов происходит в основном за счет увеличения налоговой базы. Ведь виды и ставки налогов, привлекаемых в краевой бюджет, налоговое и бюджетное законодательство в целом за последние годы практически не изменились.

- Мне бы не хотелось сокращать количество средств, получаемых из федерального бюджета. Мне хотелось бы, чтобы их было, по крайней мере, не меньше. Но вместе с тем хочется, чтобы собственные доходы были больше, - подчеркнул Карлин.



Доходы краевого бюджета прогнозируются на 2012 год в сумме 52 млрд. 815 млн. рублей, или 106% к первоначальному плану краевого бюджета на 2011 год (131% - к 2008 году, 253% - к 2005 году). На 2013 год доходы краевого бюджета составят 55 млрд. 586 млн. рублей, на 2014 год – 56 млрд. 665 млн. рублей.

Расходы краевого бюджета прогнозируются на 2012 год в сумме 57 млрд. 454 млн. рублей или 114% к первоначальному плану краевого бюджета на 2011 год, на 2013 год – 57 млрд. 347 млн. рублей, на 2014 год – 59 млрд. 58 млн. рублей. Краевой бюджет прогнозируется на 2012 год с дефицитом в размере 4 млрд. 639 млн. рублей, что не противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.



Объем собственных доходов краевого бюджета, по прогнозам, в 2012 году составит 31 млрд. 265 млн. рублей. Основные источники - налог на доходы физических лиц (31%), налог на прибыль организаций (28%), акцизы по подакцизным товарам (21,2%), налог на имущество организаций (11,6%).

- В этом контексте понятно, почему рост зарплаты для нас – приоритет в квадрате. С одной стороны, это механизм решения социальных вопросов, с другой – это основной источник доходов бюджета, - резюмировал губернатор.



- Основные расходы бюджета – социальная сфера. В Алтайском крае большая, чем в некоторых регионах Сибирского федерального округа, трансляция расходов на социальную сферу и в совокупном объеме, и в расчете на душу населения. Четверть бюджетных средств будет направлена в область образования; на здравоохранение и социальную защиту населения - по 23%, на поддержку экономики – 17%. На развитие жилищно-коммунального хозяйства поступит 1,7 млрд. рублей (3%), - сообщил глава региона.

Александр Карлин подчеркнул, что в проекте краевого бюджета практически отсутствуют расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. На эти цели предусмотрено всего 10 млн. рублей (0,02 процентов от объема расходов)- ничтожно малая величина. Алтайский край - один из семи регионов России, сокративших в 2011 году внутренний долг, и без того минимальный. «Мы все тратим на людей: напрямую – на расходы социальной сферы, опосредованно – поддерживая развитие экономики», - пояснил Александр Карлин.

Губернатор также отметил, что расходы на поддержку физической культуры и спорта в 2012 году предусмотрены в размере 446 млн. рублей, или 1% бюджета. «Это очень много, таких трат еще не было, причем сюда не входят расходы по краевой инвестиционной программе», - подчеркнул алтайский губернатор.

Ну и конечно, глава крупного аграрного региона, каковым является Алтайский край, не мог не остановиться особо на поддержке сельхозпроизводства. «Сельское хозяйство – это наше все» - такова его позиция. Поддержка сельского хозяйства в 2012 году составит более 1 млрд. руб. И это без учета федеральной поддержки, которая только в этом году составит около 4 млрд. руб. А ведь еще недавно, в 2004 году объем поддержки АПК составлял всего-навсего 100 млн. руб.

- Алтайский край давно является продовольственным донором страны. Дензнаки – это хорошо. Но народ в мире есть меньше не стал. Более того, говорят, при стрессах аппетит повышается. Поэтому быть нам продовольственным донором еще долгие годы, - охарактеризовал стратегическое конкурентное преимущество региона губернатор Карлин.



- Вырастут в объеме расходы на социальные выплаты и зарплату. Между тем убежден, что зарплата должна расти быстрее, а темпы роста социальных выплат нужно сдерживать. Наша политическая цель в том, чтобы давать людям больше зарабатывать, - заявил Карлин, комментируя структуру социальных расходов проекта краевого бюджета.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ.

Особое внимание губернатор уделил инвестиционной политике краевых властей в будущем бюджетном году. Ведь серьезное увеличение объемов капитальных вложений в экономику края, повышение его инвестиционной привлекательности сегодня стало одним из модернизационных приоритетов региона. Отвечая на вопрос Doc22, планируется ли диверсифицировать инструментарий господдержки реального сектора экономики, губернатор пояснил:

- Буквально с 2-3 инструментов, которые были в 2005-2006 гг., мы довели наш арсенал господдержки до десяти реально функционирующих инструментов. Инструментарий становится более полифоничен, амплитуда этих средств достаточно серьезна. И это - помимо наращивания вовлекаемого в господдержку потенциала, объема ресурсов. Считаю, что здесь мы достаточно последовательны. Какие-то средства поддержки мы инкорпорируем в свою тактику из федеральной практики, какие-то заимствуем из опыта других регионов, какие-то актуализируются на определенном этапе или, наоборот, теряют свою актуальность в силу объективных или субъективных обстоятельств.

В качестве примера Карлин привел субсидирование ссудного процента. Активность использования этого инструмента обусловлена тем, насколько масштабно и интенсивно инвесторы привлекают кредитные ресурсы для осуществления своих инвестпрограмм, а с другой стороны – насколько доступны кредитные ресурсы на банковском рынке.

Что же касается формирования специальных структур содействия привлечению инвестиций, неких особых «институтов развития», то, по словам алтайского губернатора, в этом нужно соблюдать меру разумного: «Надо понимать, какие средства транслируются непосредственно на поддержку, а какие отвлекаются на некие, так сказать, операционные издержки».

Как бы то ни было, в крае уже создан краевой инвестиционной фонд с лимитом средств на 2011 год в 300 млн. рублей. В 2012 году его «бюджет» составит уже 526 млн. руб. Помимо этого сейчас обсуждается перспектива создания специализированных учреждений, которые бы позволяли работать более плотно с реальным сектором экономики, давать квалифицированные консультации, сопровождать инвестпроекты и т.д. Ну и конечно, используются федеральные возможности.

-По ряду крупных инвестиционных проектов мы далеко продвинулись в работе с федеральным правительством. Во время моей встречи с председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным им было дано поручение рассмотреть нашу просьбу о поддержке наших проектов из средств федерального Инвестиционного фонда, - сообщил губернатор края.

Что же касается формирования инвестиционно-привлекательного имиджа края, Александр Карлин обратил внимание, что «продвижение» регионального бренда края, его брендовых товаров и ведущих производителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию, будет осуществляться и впредь. «В разумных, конечно, пределах», - заметил губернатор и пожелал, чтобы бизнес в эти цели больше вкладывал и сам. По его словам, в последние годы краевые власти стали в сфере презентации края действовать более эффективно, участвовать в наиболее имиджевых, масштабных мероприятиях, которые дают наибольшую отдачу. Причем другие регионы в такого рода промо-акции не стесняются вкладывать значительно больше средств, нежели Алтайский край, понимая, что такие вложения окупятся сторицей.

Артем КУДИНОВ