18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН Николай Герасименко отводит готовящемуся к принятию закону «Основы охраны здоровья граждан РФ» ключевую роль в модернизации системы здравоохранения России. Авторитетный алтайский депутат, возглавивший рабочую группу по доработке и принятию важнейшего законопроекта, согласился рассказать редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову о некоторых принципах и новациях этого базового для всей социальной сферы страны документа.

- Николай Федорович, расскажите о работе возглавляемой вами рабочей группы? Как идет подготовка законопроекта ко второму чтению?


- В рабочую группу входят представители общественности, многих крупных и авторитетных медицинских общественных организаций, настроенные довольно критически в разработанному Минздравом проекту закона. К примеру, Леонид Михайлович Рошаль. В комиссии представлены академическое сообщество, регионы России. У них есть свои замечания и предложения. Работа идет напряженная, чуть ли не в круглосуточном режиме. Осуществляется очень серьезная корректировка законопроекта. Все понимают: закон необходим, поскольку без него невозможна модернизация здравоохранения, медицинского страхования. Все эти практические планы и законопроекты укладываются единым целым в монолитный блок. Его законодательная компонента представлена законом об обязательном медицинском страховании, ФЗ-83 и во главе угла – закон «Основы охраны здоровья граждан РФ». На реализацию этих законов уже выделены средства, они начинают работать, а некие базовые принципы предоставления медицинской помощи, ее стандарты, технологии, приоритеты, права граждан и т.д. законодательно пока не закреплены. Все эти нормы и положения как раз и содержатся в новом законе, над которым мы сегодня сообща работаем.

  

Николай Герасименко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН

 
- Как бы вы определили место законопроекта в программе модернизации здравоохранения?

- Принятие его жизненно необходимо, без этого, что называется, «провисают» все остальные составные части программы, отсутствует база для осуществления модернизации здравоохранения в полном объеме.

Судите сами. Сегодня зачастую пациенты не представляют, какая медицинская помощь в больнице или поликлинике должна им предоставляться бесплатно, а какая может оказываться на платной основе. В результате получается, что человек остается один на один со своими проблемами, а медпомощь превращается в своего рода бизнес со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кто-то скажет, что это частность, деталь. Но зачастую нерешенность, казалось бы, частной проблемы приводит к деградации всей системы. Понятно, что это вызывает недовольство граждан. А значит, надо реально менять, переламывать ситуацию. Убежден, принимаемый нами закон может изменить ситуацию к лучшему.

Работа над законом – многогранна и ответственна. Ведь его, как основной, базовый закон, образно говоря, можно назвать «Конституцией для здравоохранения». Насколько этот документ важен для всех и каждого, настолько весомое и принципиальное значение имеет он для ключевой отрасли социальной сферы – здравоохранения. Закон призван не только организационно упорядочить, оптимизировать здравоохранение, но и создать правовую базу, условия для его качественной модернизации, снизить коррупцию, повысить социальную защищенность и зарплату медработников, ответственность органов власти, самих граждан за состояние своего здоровья и т.д.

Многие противники закона, пытающиеся перевести его обсуждение в плоскость митинговых страстей, зачастую и понятие не имеют о его сути и целях. А ведь его квинтэссенция – в социальной направленности, социальных приоритетах, в его ориентированности на интересы общества.

- На каких принципах основывается новый закон? Какова его, так сказать, идеология?

- В законе особо важное место отводится формулированию принципов здравоохранения. В эту часть закона внесено особенно много дополнений и изменений. Была внесена такая важнейшая компонента как ответственность всех уровней власти за здравоохранение. В первой версии законопроекта весь груз ответственности лежал только на медиках, а это неправильно! Ведь не медики финансируют, организуют работу и т.д. Кстати, этот принцип закреплен в качестве второго по значимости после права граждан на получения медицинской помощи. Третий важнейший принцип – социальная защищенность гражданина в случае утраты трудоспособности.

Далее – доступность медицинской помощи, недопустимость в ее отказе, приоритет профилактических мер и т.д. Важной частью закона является укрепление муниципального здравоохранения. Известно, что многие годы оно недофинансировалось, из-за чего многие больницы и поликлиники десятилетиями не ремонтировались. Сегодня с передачей учреждений здравоохранения в ведение регионов повышается и степень ответственности, теперь региональные власти отвечают за организацию медицинской помощи.

Законом определяется и единая система оказания медпомощи, т.н. порядки, включающие этапы (районный, межрайонный и региональный), стандарты лечения конкретных заболеваний. Сегодня разработано около 700 таких для всей территории страны стандартов, еще надо будет разработать не менее 500. Они регламентируют методы диагностирования и лечения, использование лекарств, расходных материалов и т.д. И, что немаловажно, устанавливается стоимость каждого конкретного стандарта. В общем, единая система оказания медицинской помощи позволит всем гражданам, независимо от их места жительства, гарантированно получать одинаково качественные услуги.

- Какие компоненты закона, на ваш взгляд, могут позитивно повлиять на положение дел в нашем здравоохранении либо стимулировать эти положительные перемены, создать для них условия?

- Понятно, что для того, чтобы реальные сдвиги стали ощутимы и осязаемы, чтобы начались практические перемены к лучшему, нужны деньги. Сегодня программа госгарантий недофинансируется где-то на 30 процентов. Для стопроцентного ее финансирования увеличен на 60% (с 3.1 до 5.1 %) страховой тариф на оплату территориальных программ бесплатной медицинской помощи Предлагается оплату за оказанные медицинские услуги производить по конкретному пролеченному больному. Это позволит ликвидировать недофинансирование, направив средства в регионы.

Сегодня финансирование больницы или поликлиник осуществляется независимо от того, сколько больных приняли, с каким качеством пролечили и т.д. Теперь предполагается работа медучреждений по госзаданию, которая и будет полным тарифом оплачиваться страховой компанией.

Планируется, что для каждого лечебного учреждения будут сформированы перечни бесплатных и платных видов помощи, соблюдение которых будет жестко контролироваться. В медицинский стандарт планируется закладывать и зарплату врача-специалиста. Причем чем больше он сделает операций, тем больше и получит. Сегодня такой порядок существует только для высокотехнологичных операций, осуществляемых по федеральным квотам.

- В какой стадии находится работа над законопроектом?

- Сегодня мы на этапе обсуждения, дискуссий и рассмотрения поправок ко 2-му чтению. И хочу особо отметить, конструктивных и плодотворных. В частности, обсуждаются перспективы расширения участия медицинской общественности в разработке и принятии медицинских стандартов, в аттестации специалистов, подготовке кадров и т.д. Очень острый и больной вопрос - оплата коммунальных услуг в сельской местности. Пришли к мнению, что к 1 января 2012 года нужно разработать и принять отдельный закон, регулирующий эту сферу. Дебаты вызывает и проблема разделения полномочий между субъектом федерации и муниципалитетами по созданию условий для оказания медицинской помощи. До 1 января 2012 года должна произойти передача учреждений здравоохранения с муниципального на региональный уровень. А значит, надо определиться: кто за что будет отвечать в новых условиях? А разграничение полномочий должно регламентироваться, на наш взгляд, региональным законом.

Сегодня много нареканий вызывает подготовка врачей, система повышения ими своей квалификации. Подчас врачи вынуждены самостоятельно искать средства на эти цели. Закон предусматривает возложение ответственности за это на работодателя – орган управления здравоохранением региона.

В ходе обсуждения затрагивались вопросы и народной медицины, проблемы трансплантации органов и многие другие актуальные аспекты.

- Каковы перспективы законопроекта?

- Планируем, что законопроект будет внесен на второе чтение ориентировочно 5 июля. Этому будет предшествовать очень напряженная и насыщенная работа: в Госдуме пройдет «круглый стол» по обсуждению законопроекта, несколько раз будет собираться рабочая группа. Предполагается принять закон в рамках весенней сессии Госдумы, хотя и поступали предложения продлить обсуждение. Но ведь и так дебаты идут более года! Надо когда-то и черту подводить. Тем более время не терпит, и надо увязывать этот закон с другими, без которых вкупе невозможно осуществление модернизации здравоохранения. Надо учитывать, что принятие закона повлечет за собой необходимость разработки множества подзаконных актов, региональных законов и т.д. Это большая объемная работа, которая потребует много времени. А его у нас, с учетом остроты стоящих проблем и, если мы хотим их реально решить, нет!..