18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Краевые власти подвели итоги прохождения регионом отопительного сезона и наметили задачи по подготовке к следующей зиме. Об итогах работы ЖКХ и ее перспективах Управление ЖКХ Алтайского края доложило на Совете администрации региона, в работе которого принял участие Полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский. Публикуем выступление начальника Управления Николая Целищева.




КАК ШЛА ПОДГОТОВКА К ПРЕДЫДУЩЕМУ ОТОПИТЕЛЬНОМУ СЕЗОНУ?

Запуск тепла в жилые дома и объекты социальной сферы начался с 22 сентября, к 20 октября в основном был завершен. Итоги подготовки жилищно-коммунального хозяйства края к работе в осенний период были подведены на Совете Администрации края в октябре 2010 года.

Расчетный объем угля для объектов коммунальной теплоэнергетики на зиму - 2010 составлял 1млн.138 тыс. тонн (в 2009 году – 1млн.240 тыс.). По итогам аукциона на поставку угля были заключены муниципальные контракты и договоры поставки. Учитывая опыт прошлых лет, во избежание затягивания конкурсных процедур уже в декабре прошлого года был объявлен открытый аукцион на приобретение угля к предстоящему отопительному сезону.



Впервые в 2010 году был сформирован краевой резервный запас угля в количестве 49,5 тыс. тонн, на который из краевого бюджета выделено 70,5 млн. Уголь хранился у поставщика на 6 угольных площадках и был использован при прохождении отопительного сезона.

При планируемых 510 млн. рублей на подготовку к зиме объектов жизнеобеспечения фактически направлено более 595 млн. (117 %). Заменено ветхих тепловых сетей 107 км (114% к намеченному объему), ветхих водопроводных сетей–140 км (108 %), установлен 261 котел (103 %). Было подготовлено 2384 котельных, более 3 тысяч км тепловых и более14 тысяч км водопроводных сетей. К началу и на протяжении отопительного периода поддерживался нормативный запас топлива. Наиболее значительные подготовительные мероприятия были выполнены в городах: Барнауле, Бийске, и районах: Алтайском, Ельцовском, Змеиногорском, Петропавловском, Хабарском, ЗАТО Сибирский. Низкими темпами проводились работы по подготовке объектов коммунального комплекса в городе Камень-на-Оби и районах: Крутихинском, Табунском, Локтевском, Славгородском.




КАК ПРОХОДИЛ ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ КРАЯ?

Новогодние и рождественские праздники впервые за последние годы прошли без серьезных осложнений в работе систем жизнеобеспечения населения, тогда как в январе 2010 года случилась авария в Бийском районе, в 2009 году - в Панкрушихинском и т.д. Предприятия ЖКХ обеспечили прошедшей зимой бесперебойную работу объектов. По сравнению с прошлыми годами значительно снизилось число аварийных ситуаций, вызванных причинами техногенного характера. Это говорит о том, что в городах и районах сделали выводы и лучше подготовили объекты теплоэнергетики и инженерные коммуникации к работе зимой. В муниципальных образованиях не случилось обрушений кровель либо конструкций зданий в связи с неудовлетворительной уборкой снега, но такие темы, как сход снега и сосульки оставались актуальными. В целом результаты – удовлетворительные, хотя оперативность устранения аварий оставляет желать лучшего.

При прохождении отопительного периода на особом контроле по предоставлению услуг по теплоснабжению находились муниципальные образования: город Алейск – Алейский управленческий округ, город Славгород, Славгородский район – Славгородский управленческий округ, город Камень-на-Оби, Шелаболихинский и Романовский районы – Каменский управленческий округ, Змеиногорский, Локтевский районы – Рубцовский управленческий округ. Именно из этих муниципальных образований на протяжении последних 3-х отопительных сезонов поступали обращения на неудовлетворительное предоставление коммунальных услуг на объекты социальной сферы и жилищного фонда.

В середине отопительного сезона в связи с предоставлением услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества администрациями города Алейска и Первомайского района было принято решение о расторжении договоров аренды с «Алтайской электрической сетевой компанией» и с 1 января 2011 года услуги по теплоснабжению в указанных муниципальных образованиях оказывают вновь созданные предприятия. Принятое решение позволило нормализовать обстановку в городе Алейске и Первомайском районе.

На протяжении всего отопительного сезона наблюдались проблемы с теплоснабжением в городе Камень–на–Оби. Органами местного самоуправления данного муниципального образования не принимались должные меры по погашению задолженности за потребленные энергетические ресурсы, что крайне негативно отражалось на качестве предоставляемых услуг по отоплению и водоснабжению. Задолженность за поставки угля в прошедшем отопительном сезоне – 52 млн. рублей. В целях обеспечения прохождения отопительного сезона в нормативном температурном режиме городу Камень-на-Оби было выделено из резервного запаса Алтайского края 6 тыс. тонн угля на сумму 8,5 млн. рублей.

Из города Горняка на протяжении всего отопительного периода поступали многочисленные обращения жителей на некачественное теплоснабжение. Причинами несоответствия температуры воздуха в жилых помещениях и объектах социальной инфраструктуры послужили неритмичность в поставках, плохое качество угля, продолжающийся несанкционированный отбор населением горячей воды из системы отопления.

В городе Славгороде 29 ноября прошлого года в связи с задолженностью за потребленную электроэнергию находилась без электроснабжения котельная муниципального предприятия. В селе Славгородское 2 марта произошла авария на тепловых сетях. За систематическое предоставление услуг ненадлежащего качества и ситуацию, связанную с аварией, уволены директор муниципального теплоснабжающего предприятия, председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Славгородского района, начальник отдела Славгородского района по делам ГО и ЧС.

Поступали обращения жителей по неудовлетворительному теплоснабжению из Шелаболихинского Кулундинского, Славгородского, Павловского, Немецкого Национального районов. В ходе отопительного периода происходили остановы котельного оборудования, повреждения оперативно устранялись и не носили системный характер.

При прохождении отопительного сезона возникали аварийные ситуации на объектах водоснабжения в Барнауле, Третьяковском, Змеиногорском, Тогульском, Угловском районах. Наиболее крупные аварии «на воде» произошли в Барнауле. В настоящее время отсутствуют соглашения между администрацией Барнаула и основными поставщиками коммунальных услуг (ООО «Барнаульский Водоканал», Барнаульский филиал ОАО «Кузбассэнерго»).

Население края, оценивая в ходе социологического опроса эффективность деятельности органов местного самоуправления и организаций ЖКХ по итогам работы за 2010 год, более положительно отмечало эффективность работы организаций ЖКХ, нежели муниципалитетов. Согласно итогам опроса, наименее удовлетворены качеством работы органов местного самоуправления в сфере ЖКХ жители Чарышского (12% по 100 бальной шкале оценки), Красногорского (11%), Суетского (11%) районов и городов Камень-на-Оби (18%), Рубцовск (15%). В то же время высоко оценена работа муниципалитетов Каменского (64%) и Родинского (54%) районов, города Заринска (58%) и ЗАТО Сибирский (60%), г. Барнаула (70%).





КАК КРАЙ ГОТОВИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЗИМЕ?

Расчетный объем угля на предстоящий осенне-зимний период составляет 1млн.111 тыс. тонн, в том числе для отопления объектов бюджетной сферы - 437 тыс. тонн и жилищного фонда - 525 тыс. тонн. Благодаря модернизации и реконструкции технологического оборудования на теплоснабжающих предприятиях, а также газификации теплоисточников, расчетный объем угля на отопительный сезон сократился по отношению к прошлому отопительному сезону на 26 тыс. тонн.




В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства края, связанных с нарушением теплоснабжения, создается резервный запас угля на зиму 2011 в объеме 43 тыс. тонн на сумму 74 млн. рублей.


ПРОБЛЕМА ДОЛГОВ

Основная проблема коммунальной энергетики прошедшего отопительного сезона – задолженность за энергоресурсы. Для расчетов с поставщиками угля с июля 2010 по май 2011 года городским округам и муниципальным районам было направлено более 850 млн. рублей бюджетных средств. Имеющаяся в конце прошлого отопительного сезона задолженность к началу нового сезона была снижена до минимальных объемов. За прошедший отопительный период задолженность за уголь перед конкурсными поставщиками на 01.06.2011 года вновь выросла и составляет – 455 млн. рублей (задолженность на 01.06.2010 года - 485 млн. рублей).




Наибольшую задолженность имеют: города Камень-на-Оби–52 млн. рублей (оплачено 8% от полученного угля), Славгород–33 млн. (47%) и районы: Бийский–14 млн. (79%), Благовещенский– 20 млн. (27%), Змеиногорский–27 млн. (12%), Кулундинский– 9 млн. (70%), Локтевский–13 млн. (34%), Мамонтовский– 14 млн. (34%), Панкрушихинский–11 млн. (26%), Поспелихинский– 9 млн. (61%), Родинский–9 млн. (58%), Романовский–10 млн. (25%), Славгородский–11 млн. (6%), Советский–11 млн. (34%), Хабарский–12 млн. (46%).

Задолженность предприятий жилищно-коммунального комплекса за потребленный природный газ на 01.06.2011 составила 73,2 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом снизилась задолженность у предприятий коммунального комплекса Тальменского, Троицкого и Бийского районов. Вместе с тем, остается высокой задолженность за газ в следующих муниципальных образованиях:
  • г. Барнаул - 39 млн. рублей, в том числе у МУП «Энергетик»- 39 млн. рублей;
  • г. Новоалтайск – 8 млн., 
  • Павловский район – 11,5 млн.; 
  • Зональный район – 4 млн.; 
  • Первомайский район – 7 млн. рублей.

Основной причиной неисполнения финансовых обязательств перед энергоснабжающими организациями является превышения фактических расходов над предусмотренными в тарифах, а также существенная задолженность потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

В связи с невыполнением рядом муниципальных образований полномочий по организации тепло– и водоснабжения населения, допустивших, по мнению управления, неэффективную работу предприятий жизнеобеспечения, были направлены обращения в прокуратуру Алтайского края для принятия мер прокурорского реагирования к руководителям органов местного самоуправления Зонального и Павловского районов.


РЕМОНТ ЖИЛЬЯ

В 2010 году Алтайскому краю было выделены дополнительные средства государственной поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в размере 839 млн. рублей. Общий объем средств, направленных в 2010 году на эти цели - 1 млрд. 19 млн. рублей.




В реализации программы принимали участие 105 муниципальных образований, в которых отремонтировано 793 дома, общей площадью около1млн. квадратных метров. Были созданы более комфортные условия проживания для 33 тысяч жителей края. Отремонтированы: кровли на 592 домах; фасады 296 домов; инженерное оборудование - 389 домов; лифты - 9 домов; в 281 доме отремонтированы подвальные помещения.




В реализации программы по переселению из аварийного жилья приняли участие 11 муниципальных образований: города Барнаул, Рубцовск, Горняк, Белокуриха; Мамонтовский, Ельцовский, Солонешенский, Поспелихинский, Комсомольский, Березовский и Мамонтовский Поспелихинского района сельсоветы. Программой было предусмотрено расселение 31 многоквартирного дома общей площадью более 8 тысяч квадратных метров. Для переселения 490 человек построены 26 малоэтажных жилых домов. Дополнительно к этому из краевого бюджета было выделено более 21 млн. рублей для строительства дома в Барнауле. Дом возведен с применением энергоэффективных технологий.



Разработаны программы по капитальному ремонту и переселению на 2011 год, заявка в Фонд будет представлена в ближайшее время.


ГАЗИФИКАЦИЯ КРАЯ

В соответствии с плановыми показателями в 2010 году было запланировано построить 268 км газораспределительных сетей, газифицировать 6175 квартир, перевести на природный газ 66 котельных. По состоянию на 01.01.2011 года фактически построено 283 км газораспределительных сетей (105% от запланированного объема), газифицировано 6218 квартир и частных домовладений (100,7 % от планового объема %), переведено на газовое топливо 117 котельных (177 % от планового показателя).



Работы по строительству и проектированию объектов газификации выполнялись в 16 муниципальных образованиях на 156 объектах. Газификация Алтайского края в 2011 году будет продолжена. Планом работ на 2011 год предусмотрено строительство 250 км газораспределительных сетей, газификация 6844 квартир, перевод на природный газ 38 котельных. Особое внимание в текущем году будет уделено переводу на природный газ котельных краевых бюджетных учреждений.


МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖКХ

В течение 2010 года продолжалось осуществление мероприятий по реализации краевых целевых программ, направленных на модернизацию, развитие инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальной отрасли. На реализацию краевой адресной инвестиционной программы, краевой целевой программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса», ведомственной программы «Обеспечение населения Алтайского края питьевой водой на 2008 – 2010 годы» в 2010 году было направлено 316,5 млн. рублей, в том числе: из краевого бюджета – 162 млн., местных бюджетов – 153 млн., внебюджетных источников – 300 тысяч рублей. Была разработана проектно-сметная документация на 16 объектов, построено 8 объектов, продолжается строительство 24 объектов.





В настоящее время сформированы планы мероприятий городских и сельских муниципальных образований по подготовке к отопительному сезону 2011-2012 годов, определены годовые потребности в угле для отопления жилищного фонда и объектов социальной сферы. В марте текущего года состоялся открытый аукцион на поставку угля для государственных и муниципальных нужд на новый отопительный сезон, продолжается заключение муниципальных контрактов.

Проведены семинары - совещания с инвесторами, руководителями муниципальных образования и предприятий коммунального комплекса на предмет модернизации котельного, технологического оборудования с использованием лизинговых механизмов. К сожалению, основной механизм государственно-частного партнерства коммунальной инфраструктуры, а именно концессия на основе долгосрочного тарифного регулирования, по – прежнему не находит должного применения по причине отсутствия зарегистрированных прав на большинство муниципальных объектов коммунального назначения. Сдерживающим фактором для «прихода частников» на этот рынок является нестабильность, вызванная краткосрочностью пользования имуществом (срок действия договора аренды 11 месяцев), поэтому задачей органов местного самоуправления является организация проведения инвентаризации, оценки и регистрации муниципальной инженерной инфраструктуры. В муниципалитетах, где объекты переданы в долгосрочную аренду, рекомендуем пересмотреть условия договоров, установить отношения согласованного взаимодействия с основными поставщиками питьевой воды, электрической и тепловой энергии в интересах жителей.


ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ?

При подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду предстоит сделать многое:
  • продолжить мероприятия по подготовке ЖКХ края к работе в осенне – зимний период 2011 – 2012 годов, обратив особое внимание на проведение ремонта систем теплоснабжения, обеспечение готовности оборудования, инженерных сетей, основных и резервных топливных хозяйств, в том числе 246 котлов, 95 км тепловых и 136 км водопроводных сетей; обеспечить проведение мероприятий по энергосбережению;
  • заготовить не менее 1 млн. тонн угля для малой теплоэнергетики. На заготовку топлива и выполнение первоочередных мероприятий необходимо более 2,5 млрд. рублей, в том числе на приобретение годового объёма топлива для отопления жилищного фонда и социальной сферы - 1 млрд. 700 млн. рублей.
  • выполнить программы по капитальному ремонту жилых домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по газификации края, по строительству и реконструкции объектов тепло – водоснабжения;
  • муниципальным образованиям, Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предстоит в период подготовки к отопительному сезону провести мероприятия по принятию в муниципальную собственность объектов Минобороны России (котельных, инженерных коммуникаций, жилищного фонда), расположенных в военных городках, и организовать подготовку этих объектов к работе в зимних условиях. Одной из основных проблем в проведении данных мероприятий является отсутствие документов о праве собственности, кроме того, техническое состояние передаваемых объектов – крайне неудовлетворительное.
  • принять меры по обеспечению котельных, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы вторыми источниками электроснабжения и котлами, работающими на резервном топливе.