18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В Барнауле прошла международная научно-практическая конференция «Аграрная наука – сельскому хозяйству». Участие в ней приняли  ученые и представители АПК семи стран – Казахстана, Узбекистана, Грузии, Украины, Беларуси, Индии и России. Задача форума – активизировать взаимодействие теоретиков и практиков в сфере сельского хозяйства. Как добиться, чтобы вклад ученых в производство стал весомее, а сельхозпредприятия активнее переходили на передовые, научные, методы работы? Мнения на этот счет разные.

 

«Аграрный»  вице-губернатор Александр Лукьянов, который только осваивается в новой для себя должности (сфера деятельности для него новой не является), высказал позицию, которую можно назвать жесткой. Лукьянов считает, что прошедший год был для сельхозпроизводителей благоприятным («я не помню такого удачного года»), и если в таких условиях сельхозпредприятие не может «свести баланс», то есть работать не в убыток, а с прибылью, такого предприятия не должно быть на рынке. Другими словами, жалеть о таких не стоит. Государство сегодня оказывает существенную поддержку АПК, нужно только грамотно распорядиться ею, направить имеющиеся в распоряжении  сельхозпредприятия «силы и средства» на модернизацию, закупку новой высокоэффективной техники, переход на современные технологии агропроизводства.

 

Процесс этот идет не первый год, но не так споро, как этого хотелось бы краевым властям. К тому же, как заметил на конференции спикер Алтайского краевого Законодательного собрания Иван Лоор, потенциал экстенсивного ведения сельского хозяйства в крае исчерпан – вся ранее заброшенная сельскохозяйственная земля, весь миллион гектаров, сегодня введена в оборот. И чтобы решать поставленные для регионального АПК задачи, сельхозпроизводство нужно интенсифицировать.

 

Модернизация агропрома предполагает масштабное внедрение инноваций. С этим пока плохо. По словам Ивана Лоора (в прошлом начальника ГУСХ края), от российской аграрной науки инновационных предложений практически не поступает (о вкладе алтайских ученых спикер деликатно умолчал). С другой стороны, сложно родить хорошую идею, когда ученый сидит в городе, не имея возможности (или потребности) проверить идеи на практике. К слову сказать, решение этой проблемы организаторы конференции выделили отдельной строкой: принято решение наладить стажировки преподавателей Алтайского государственного аграрного университета на предприятиях АПК Алтайского края, а также в государственных и муниципальных учреждениях – с целью повышения квалификации преподавателей с последующей оценкой их профессиональной пригодности.

 

Задач и направлений работы в сельском хозяйстве – воз, все приоритетные. И все же главной участники конференции называли решение кадровой проблемы. Необходимость модернизации АПК только усилило остроту этой проблемы. Дефицит кадров есть не только в производственной, но и в преподавательской сфере. Участники конференции считают, что необходимость проведения организационно-технологической модернизации сельскохозяйственного производства требует соответствующих корректировок состава и структуры персонала сельскохозяйственных организаций, что, в свою очередь, является объективной предпосылкой изменения государственной политики планирования и контроля за выполнением  заказа на подготовку кадров в системе аграрного образования. В очередной раз высказана актуальная мысль – о том, что одним из основных критериев определения востребованности и качества образовательных программ и, шире, общей оценки деятельности вуза, является показатель трудоустройства выпускников.

 

Все, о чем говорилось на международной научно-практической конференции (шестой по счету, к слову), подавалось с предисловием «главная задача». Одна из таких задач, возможно, самая главная, касается развития сельских территорий, преодоления обособленности села, развития кооперативных связей села и города путем создания сельско-городских хозяйственных структур.

 

Именно этому – оценке перспектив Программы развития сельских территорий Алтайского края – посвятил свое выступление вице-губернатор Александр Лукьянов. Публикуем тезисы его доклада, излагающие суть его взглядов и аграрной политики администрации края в ближайшем будущем.

 

- В последние годы в Алтайском крае последовательно решаются вопросы увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Идет машинизация машинно-тракторного парка и технологического оборудования предприятий АПК. Успешно реализуются государственные ведомственные целевые программы развития сельского хозяйства и сельских территорий. Край вносит существенный вклад в реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

 

В прошлом году в крае было собрано 4,5 млн. тонн зерна, что соответствует среднегодовому объему производства за последние 5 лет. Получен второй по величине за всю историю свекловодства урожай сахарной свеклы – 234 центнера с гектара, 370 тысяч тонн свеклы, 50 тысяч тонн сахара. Выращено 227 тысяч тонн подсолнечника. Более 90 процентов посевов этой культуры, выращиваемой в Сибири, расположено на территории Алтайского края. Хояйствами края произведено 287 тысяч тонн гречихи, или 77 % объема производства в РФ. В 2010 году производство молока в крае составило 1,421 млн. тонн (102 %), скота и птицы – 306 тысяч тонн (108 %). По состоянию на 1 января 2011 года поголовье КРС во всех категориях хозяйств края сохранено на уровне 899 тысяч голов, в том числе коров 385 тысяч.

 

Увеличение объемов производства продукции животноводства во многом достигнуто благодаря реализации инвестиционных проектов. В рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» велась реализация 26 инвестиционных проектов стоимостью 14,5 млрд. рублей. Завершено 12 инвестиционных проектов, остальные будут продолжены в этом году.

 

С 2011 года запланирована реализация еще 4-х новых инвестиционных проектов – по строительству животноводческих комплексов и созданию транспортно-логистического терминала.

 

Определяющую роль в повышении инвестиционной активности в АПК играют меры государственной поддержки отрасли в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства. Так, в прошлом году общий объем государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края составил более 3-х млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 2,5 млрд. Более 70 % государственной поддержки было направлено на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату процентов по привлеченным кредитам.

 

Основными задачами развития отрасли в этом году являются: повышение конкурентоспособности производимой продукции и качество жизни сельского населения. На основе эффективного использования ресурсного потенциала и инновационного развития. Приоритеты государственной поддержки отрасли в 2011 году сохраняются. Среди них – интенсивное развитие животноводства, в том числе молочного и мясного скотоводства, приобретение средств химизации, обеспечение общих условий развития отрасли, технической и технологической модернизации, новых форм хозяйствования на селе.

 

... Поддержка отрасли из федерального бюджета предусмотрена в размере 2,8 млрд. рублей, из краевого – около 750 млн. рублей. Одним из факторов успешного развития агропромышленного комплекса края является формирование благоприятной социальной инфраструктуры сельских территорий края – строительство благоустроенного жилья, современных спортивных и культурных объектов, развитие системы образования и здравоохранения.

 

В крае последовательно реализуются мероприятия федеральной и краевой целевых программ социального развития села до 2012-2013 годов. За перод реализации программ, с 2003 по 2010 год, на социальное развитие села было направлено более 3-х млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 962 млн, краевого – 959 млн. За 8 лет улучшили жилищные условия более 4 тыс. сельских семей, включая 1,5 тысячи молодых семей, семей молодых специалистов. Построено 249 тыс. кв. м. жилья. Наряду с этим реконструировано 369 км линий электропередач, введено в эксплуатацию 290 км внутрипоселковых газовых сетей, построено 239 км водопроводных сетей. Приведено в нормальное техническое состояние 15 км автодорог, связывающих сельские населенные пункты.

 

Тем не менее реализация мероприятий программы социального развития села не позволяет полностью решить все проблемы развития сельских территорий, накопленные за предыдущие десятилетия. К числу таких проблем можно отнести недостаточно диверсифицированную структуру экономики, низкий уровень доходов и занятости сельского населения, низкий уровень развития малого предпринимательства, изношенность инженерной инфраструктуры и ряд других.

 

Высокоинтенсивное аграрное производство наряду с укреплением продовольственной безопасности страны, повышением конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции зачастую приводит к нежелательным социально-экономическим последствиям – сокращению занятости, разрушению сельского уклада жизни, обеднению ландшафтов, сокращению рекреационного потенциала. Для смягчения этих последствий, улучшения жизни сельского населения, организации эффективной сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий администрацией Алтайского края было принято решение дополнить проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» мерами по комплексному и устойчивому развитию сельских территорий, охватывающих не только аграрное производство, но и лесное, водное хозяйство, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности и устойчивости многоотраслевой сельской экономики и улучшения условий проживания в сельской местности. Это позволит обеспечить комплексное интегрированное решение основных проблем сельских территорий Алтайского края в рамках единой концепции, в центре которой находится сельский житель.

 

В списке мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий России на период до 2020 года указывается необходимость разработки соответствующей программы на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

 

... В основу Программы устойчивого развития сельских территорий Алтайского края легли результаты научных исследований. Программа разработана в соответствии с Концепцией... Определены цель и задачи программы. Цель программы – улучшение жизни сельского населения путем создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного устойчивого развития многоотраслевой сельской экономики, повышения занятости и качества жизни сельского населения, замедления процесса депопуляции, стабилизации численности, увеличения продолжительности жизни сельского населения.

 

Основные задачи программы заключаются в следующем. Первое – это оптимизация пространственной организации сельских территорий на основе рационального использования имеющегося ресурсного потенциала. Второе – диверсификация сельской экономики на основе инноваций, развития сельскохозяйственной деятельности, повышения экономической активности населения, расширения источников формирования их доходов, улучшения жилищных условий сельского населения и обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов, комплексной и компактной застройки поселений, поддержки местных инициатив, формирования позитивного отношения к сельской жизни, формирования кадрового состава по вопросам устойчивого сельского развития на региональном и муниципальном уровнях.

 

Исходя из поставленных цели и задач, Программой предусмотрены системы мероприятий по таким основным направлениям. Развитие сельскохозяйственной деятельности. Прежде всего в рамках Программы устойчивого развития сельских территорий будет реализована ведомственная целевая программа строительства, реконструкции, модернизации 100 молочных и 100 мясных ферм Алтайского края на период 2011-2014 годы... в результате планируется увеличить производство молока на 69 тыс. тонн, мяса скота и птицы – на 54 тыс. тонн. При этом повысить товарность производства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, создав при этом дополнительные рабочие места... Кроме того, будут реализованы следующие подпроекты – Пчеловодство, Рыбоводство, Овцеводство.

 

Второе направление – несельскохозяйственная деятельность. В рамках этого направления  будут реализованы такие подпроекты, как Сельский туризм, Ремесленничество, Недревесные дары лесного Алтая, Активизация потребительской и кредитной кооперации.

 

Следующее направление – улучшение жилищных условий, создание условий для развития жилищного строительства. Предусмотрено выделение субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в частности, молодых семей и молодых специалистов... Отдельным блоком мероприятий предусмотрено строительство современных учреждений образования, здравоохранения, объектов газификации, водоснабжения, электрификации сельской местности. Ежегодно будут проводиться конкурсы на лучшую школу, больницу, сельскую библиотеку, Дом культуры, самый лучший деревенский дом.

 

Для улучшения экологической обстановки и упорядочения свалок бытовых и промышленных отходов предполагается выделение грантов на строительство современных хранилищ бытовых отходов и мусороперерабатывающих заводов. Кроме того, для благоустройства сельских населенных пунктов предлагается реализовать проект разбивки сельских парков... Предусматривается выделение грантов на поддержку инициатив местных сообществ, национальных культурных традиций, проведение народных праздников.

 

Наряду с программой «Социальное развитие села» в крае реализуется программа «75х75». Эта программа разработана по инициативе губернатора Александра Карлина при поддержке депутатов АКЗС и партии «Единая Россия», финансирование запланировано на 2010-2012 годы на средства  всех уровней. Стоимость проекта 6,5 млрд. рублей. При этом 61 проект будет построен или реконструирован в сельской местности. В бюджетах муниципалитетов предусмотрены средства на софинансирование...

 

Алтайский край стал первым субъектом Российской Федерации, разработавшим Программу устойчивого развития сельских территорий. В настоящее время при доработке программы учитываются предложения общественности и научных организаций, государственных и муниципальных органов управления...

 

Опыт развитых стран показывает, что такие программы становятся основным документом в жизни сельского сообщества и периодически обновляются в зависимости от меняющихся внешних и внутренних условий и задач, стоящих перед сельскими территориями...