В Алтайском крае продолжает расти заработная плата
На прошлой неделе в Белокурихе прошел «круглый стол» «Алтайский биофармацевтический кластер. Практика и перспективы использования продукции пантового оленеводства в санаторно-курортной деятельности». Инициатором и организатором его проведения стал руководитель группы компаний «Пантопроект» Николай Фролов, энтузиазму которого отрасль во многом обязана динамичному развитию в последние годы. В интервью информационно-аналитическому сайту Doc22 г-н Фролов рассказал о нынешнем состоянии производства продукции пантового оленеводства, проблемах и перспективах развития отрасли в Алтайском крае.
- Разработаны две региональные целевые программы – в республике и крае, а это нелегкое дело. Мы участвовали в разработке этих программ, которые сегодня находятся в стадии согласования и утверждения. Уже есть две медицинских технологии. В начале будущего года планируется регистрация еще одной медицинской технологии – «Бочка Алтая». Делается много в пределах того, что мы можем реально. Важнейшая роль, надо признать, все-таки принадлежит производственникам. Если бизнес не потеряет темп мотивации, то динамика развития сохранится и впредь. Сегодняшний «круглый стол» является в известном смысле продолжением конференции и посвящен одному из аспектов функционирования отрасли – использованию пантовых продукции и технологий в санаторно-курортной системе. Это актуально потому, что санаторно-курортная система – некий высокий уровень, свидетельствующий о качестве продукции, приносит наибольший эффект. К тому же санаторно-курортная система – весьма эффективный маркетинговый инструмент.
- Насколько активно в развитии отрасли участвуют региональные власти – и краевая, и республиканская?
- Был этап, когда власти не мешали. А это важнейшее условие развития производства, это хорошо. Сегодня другой этап, когда нам необходимо сотрудничать. И мы об этом заявили. Через региональные программы мы выходим на серьезное сотрудничество с властью. Без этого никак нельзя. И вовсе не потому, что мы нуждаемся в каких-то финансовых ресурсах. Мы, производственники, эту задачу должны сами решать. А вот в том, чтобы в условиях ограниченных бюджетов объединялись усилия всех участников процесса - медиков, исследователей, производственников и власти, решающая роль принадлежит власти. Сегодня власть говорит: да, я вместе с вами, я готова активно участвовать!.. Достаточно сказать, что Татьяна Алексеевна Зеленина (начальник Управления пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края – Авт.) заявила о том, что краевая программа – уже на выходе. А это официальное признание смысла нашей общей работы в интересах развития всего региона.
- Что представляет собой ваша группа компаний?
- В нее входит три компании, которые занимаются производством продукции, остальные – ее продвижением на рынке. «Пантопроект» уже 14 лет специализируется только на пантопереработке в готовые препараты. Собственной продукцией мы обеспечиваем более 20 санаториев. Основной объем продаж осуществляется через аптечную сеть России. Поставляем свою продукцию и за рубеж, в первую очередь – Южную Корею, Чехию, Казахстан, Украину, Белоруссию.
- Как вы относитесь к разработке «пантового бренда» Алтая, который мог бы занять достойное место в имидже региона, наряду с сыром и медом?
- Мне кажется, своеобразным «зонтиком» для всех брендов – будь то мед, сыр или панты – является ключевое слово – Алтай. Сегодня Алтай в стране и мире воспринимается очень положительно. Но бренд должен расшифровываться через определенные группы продуктов и услуг. На рынке пантовой продукции сегодня работает мало производителей, это сложный, весьма специфичный бизнес. Это сложнее, чем пищевка. Нас, переработчиков, мало, не больше десятка. Причем с очень разным уровнем. Мы не конкурируем друг с другом и безусловно могли бы кооперироваться. Высший уровень конкуренции – умение кооперироваться. Вижу в этом большие возможности, и задача «круглого стола» - об этом заявить.
- Как бы вы оценили емкость рынка?
- Ну, это вообще-то весьма консервативная характеристика, которая зависит от многих объективных и субъективных параметров. К примеру, в этом году на 40 процентов вырос туристический поток на Алтай. Оказывается, горело Подмосковье, и все приехали сюда. Рынок не уменьшился, он будет расти по мере того, как население будет осознавать: забота о здоровье лежит на самих гражданах. К тому же сегодня государство активно «перекладывает» заботу о здоровье на самого человека. К примеру, тех же профбольных будут финансировать из бюджета не три, как ранее, а только две недели. В этом смысле рынок будет только расширяться. Другое дело, кто его займет: китайские препараты через сетевой маркетинг либо российская продукция. Сегодня до 90 процентов пантовой продукции идет на экспорт, в основном в Южную Корею, в виде сырья. Очень немногие производители экспортируют пантовую продукцию в виде готовых препаратов. Остальное потребляется внутри России. Емкость рынка, как в России, так и за рубежом, огромна. Особенность российского рынка заключается в том, что он признает китайский опыт, на котором основывается наш подход к созданию и производству препаратов, и сочетает его с европейской культурой потребления готовой продукции. Это уникальное сочетание открывает очень большие возможности. Однако чтобы их реализовать нужна целая система мер и усилий.
- Что, по вашему мнению, является основным сдерживающим фактором развития производства пантовой продукции в Алтайском крае?
- Главным сдерживающим фактором является разобщенность участников всего процесса. Чем больше мы – власть, наука, практика, производство - будем объединять свои усилия, тем будет лучше результат.
Беседовал Артем Кудинов
|