В Алтайском крае продолжает расти заработная плата
К такому выводу пришли авторитетные федеральные эксперты, подготовившие специальный доклад о положении дел в регионе.
|
Годы | Среднее по субъектам РФ | СФО | Алтайский край |
2000 | 110,6 | 107,5 | 111,7 |
2001 | 106,0 | 106,9 | 107,1 |
2002 | 105,5 | 104,1 | 103,8 |
2003 | 107,6 | 107,5 | 107,7 |
2004 | 107,4 | 108,3 | 107,2 |
2005 | 107,6 | 104,8 | 101,6 |
2006 | 108,3 | 106,2 | 110,2 |
2007 | 108,3 | 107,5 | 109,5 |
2008 | 105,7 | 104,1 | 103,3 |
Источник: Росстат
В период с 2001 по 2009 годы удельный вес ВРП Алтайского края в региональной экономике в разные годы колебался от 0,6% до 0,8%. При этом удельный вес населения края в РФ составляет в среднем 1,8%. Подобное положение дел говорит о недостаточном уровне общественной производительности труда.
Высокая энергозависимость края является одной их ключевых причин, ограничивающих экономическое развитие региона. Естественно, это ведет к низкой рентабельности производства. По данным, приведенным в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года (I раздел) (источник информации: http://www.chem-astu.ru/regional/strateg_1.htm), «практически 100% используемых первичных энергоресурсов край получает из источников, находящихся в ведении других субъектов Российской Федерации. Основным сырьем для производства тепло- и электроэнергии в крае служат угли Канско-Ачинского и Кемеровского угольных бассейнов». Кроме того, невысокая рентабельность производства в регионе определяется низким уровнем газификации, который, по разным данным, составляет от 4% до 7%.
В то же время в посткризисном 2010 году регион показывал последовательный рост основных макроэкономических показателей, наблюдался рост важнейших для края отраслей экономики – сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленностей.
Таблица 2. Индексы физического объема основных экономических показателей Алтайского края за январь-октябрь 2010г. (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатель | СФО | Алтайский край |
Индекс промышленного производства: | 108,6 | 122,8 |
в т.ч. добыча полезных ископаемых | 110,7 | 74,6 |
в т.ч. обрабатывающие производства | 107,9 | 127,5 |
Строительство жилых домов | 99,3 | 88,2 |
Оборот розничной торговли | 102,4 | 104,6 |
Объем платных услуг населению | 98,9 | 100,8 |
Источник: Новосибстат
Таблица 3. Удельный вес Алтайского края в Сибирском федеральном округе по основным социально-экономическим показателям за январь-октябрь 2010г. (в % )
Показатель | СФО | Алтайский край |
Добыча полезных ископаемых | 100 | 0,5 |
Обрабатывающие производства | 100 | 7,7 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 100 | 127,5 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» | 100 | 4,3 |
Строительство жилых домов | 100 | 10,9 |
Оборот розничной торговли | 100 | 10,1 |
Объем платных услуг населению | 100 | 10,6 |
Источник: Новосибстат
В конце 2010 года глава Главного управления экономики и инвестиций региона Михаил Щетинин заявил, что рост промышленного производства отмечен в 43 муниципальных образованиях края, тогда как в 2009 году эта цифра составила – 29. Подобные результаты дают возможность прогнозировать увеличение числа районов и городов с уровнем развития «средний» и «выше среднего». В 2011 году, по плану местных чиновников, в эту группу войдет около 60% муниципалитетов (источник информации: Российская газета - Экономика Сибири №5375 от 30 декабря 2010г. (http://rg.ru/2010/12/30/reg-sibir/altay.html)). В целом в 2010 году индекс промышленного производства составил 122,8%, что более чем в 2,5 раза превышает среднероссийские показатели. В 2011 году темп промышленного роста прогнозируется 112,9%. Индекс промышленного производства, по планам краевой администрации, в 2011 году составит 104,7%. Практически по всем видам экономической деятельности региональные власти рассчитывают преодолеть кризисный спад.
Весомый вклад в существенное улучшение показателей промышленного производства вносят системообразующие предприятия реального сектора экономики края ОАО «Алтай-вагон» и ОАО «Алтайкокс», поставляющие продукцию как на межрегиональные, так и на международные рынки.
В то же время в период умеренных темпов прироста основных макроэкономических показателей, отличных от предкризисного периода, особо актуальным является создание новых производств. Что касается создания новых крупных производств, до в 2010г. были введены в эксплуатацию такие крупные комплексы, как завод по производству каркасно-панельных домов по шведской технологии (Холдинг «Алтайлес») и цех по производству деревянных оконных блоков (ООО «Вектор»).
2010 год для Алтайского края ознаменовался также восстановлением инвестиционной активности. Так, отмечено последовательное увеличение объемов кредитования реального сектора экономики. По итогам года ожидается прирост инвестиций в основной капитал на уровне 4,5%. При этом важно подчеркнуть, что ни в кризисном 2009, ни в посткризисном 2010 году краевая администрация не сокращала объемы государственной поддержки предприятий реального сектора экономики. А объем средств, привлеченных в рамках различных федеральных программ и проектов, увеличился на 16% и превысил 14 млрд. руб. (на капитальные вложения направлено около 10 млрд.). Среди крупных инвестиционных проектов, реализованных в 2010 году, можно назвать запуск золотодобывающего предприятия в Курьинском районе Алтайского края, инвестиции в него составили около 500 млн. руб.
Доля инвестиций в ВРП в 2010 году, по предварительным данным, составит 15,9%. При этом в 2011 и 2012 годах планируется довести этот показатель до 20%. Основной поток инвестиций направлен на развитие горнодобывающей промышленности края. Так, ОАО «Сибирь-Полиметаллы» (дочерняя структура УГМК) работает сразу на трех месторождениях полиметаллов, что предполагает серьезные финансовые вложения с ее стороны в дальнейшем.
Кроме того, серьезные потоки денежных средств, по прогнозам, будут продолжать вкладываться в пищевую промышленность региона. В настоящее время доля пищевой промышленности в ВРП составляет 35%, что является одним из самых высоких показателей в стране. При этом региональные власти ставят перед собой задачу увеличить долю отрасли до 45%. Если планы удастся реализовать, то это будет самый высокий показатель доли пищевой промышленности в РФ. Наиболее крупными предприятиями краевой пищевой промышленности являются динамично развивающиеся ЗАО «Алтайский бекон» и ЗАО «Алтайский бройлер».
В 2010 году в сельском хозяйстве наблюдалась благоприятная ценовая конъюнктура на зерновом рынке для сельхозтоваропроизводителей по сравнению с 2009 годом. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2009 году превысил 4,4 млн. тонн, что соответствует среднему уровню за предшествующие пять лет. Динамично развивается животноводство, сохраняется прирост по основным направлениям. Производство скота и птицы на убой выросло на 11,1%, молока — на 1,9%, яиц — на 1,6%. На 2011 год в АПК Алтайского края планируется выйти на темп роста 107% при валовом сборе зерновых около 4,4 млн. тонн и увеличении объемов производства животноводческой продукции на 3,5%.
Алтайский край располагает самой большой площадью пашни в России. Пятая часть сельскохозяйственной продукции, производимой в СФО, - из Алтайского края, который давно носит неофициальное название «житница России».
Поголовье крупного рогатого скота в крае - третье по численности в стране. Кроме того регион традиционно занимает одно из ведущих мест по поголовью свиней и лошадей, не сдает лидирующих позиций в производстве молока на душу населения.
Одной из точек роста экономики края в 2010 году стал туризм. По экспертным оценкам, туристический поток в 2010 году увеличится на 15-20% по сравнению с результатами 2009 года. По предварительным прогнозам, общегодовой поток туристов и экскурсантов за 2010 год составит более 1,1 млн. чел. Число иностранных туристов по итогам года ожидается в пределах 100 тыс. человек (источник информации: http://regnum.ru/news/fd-siberia/altaykray/economy/1337834.html).
Следует отметить, что Алтайский край обладает красивейшей природой с уникальным ландшафтным пейзажем (как горным, так и равнинным), изумительной флорой и фауной, знаменит лечебными грязями, минеральными и питьевыми водами. Эти факторы в сочетании с благоприятным климатом юга Западной Сибири и богатым историко-культурным наследием создают все необходимые предпосылки для успешного развития туристско-рекреационного бизнеса в регионе. «Комплексная программа развития туризма» была разработана в Алтайском крае еще в 2006 году. В настоящее время в регионе последовательно реализуются ключевые положения программы: это разносторонняя география туризма, привлечение финансовых средств с помощью участия в федеральных конкурсах, развитие инфраструктуры.
Главным проектом туристической отрасли Алтайского края является проект «Бирюзовая Катунь». В 2011 году на территории ОЭЗ начинают активно работать инвесторы. В реализации проекта туристической ОЭЗ была задержка, связанная с реорганизацией курирующего ведомства – Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. Управленческие функции, ранее закрепленные за агентством, перешли к Минэкономразвития. Хотя на установление межведомственных контактов потребовалось время, в конце 2010 года два инвестора прошли соответствующую регистрацию и с весны 2011 года одни начнут работать, а другие – завершат проектные работы. Долгое время реализации проекта особой экономической зоны туристско-рекреационного типа мешали инфраструктурные проблемы Алтайского края. Однако уже в 2011 году планируется завершить строительство дороги к ОЭЗ. Кроме того, в конце 2010 года наметилось решение вопроса по Бийскому аэропорту: Минтрансом России уже официально заявлено, что строительство аэропорта начнется с 2012 года. При этом не исключено, что часть средств будут получены в 2011 году.
Важными проектами в развитии туристического комплекса региона также являются трансграничный туристический маршрут «Алтай – Золотые горы», проекты «Белокуриха-2» и ставший уже брендовым маршрут «Малое золотое кольцо Алтая», который проходит по двум городам (Бийск, Белокуриха) и четырем районам (Бийский, Красногорский, Алтайский и Смоленский) Алтайского края.
В настоящее время рассматривается возможность развивать сельский туризм в регионе совместно с Национальным институтом туризма Франции. Французская сторона предложила свой вариант проекта соглашения о сотрудничестве, который изучается специалистами администрации края. Подписание соглашения запланировано на март 2011 года, во время работы туристической выставки ITB в Берлине, в которой регион примет участие. Традиционно Алтайский край принимает участие и в крупнейшей туристической выставке «Интурмаркет».
Нельзя не отметить также алтайский биофармацевтический кластер, который, несмотря на недолгий период своего существования (3 года), показывает положительную динамику развития. Так, в кризисном 2009 году индекс темпа роста промышленного производства предприятий кластера составил 104%, объем производства — 8 млрд. рублей. В 2010 году, по предварительным оценкам, этот показатель составит 108-110%. Алтайский биофармацевтический кластер образован в 2007 году. Центром его формирования является наукоград Бийск. В составе кластера находятся 25 предприятий, среди них такие фармацевтические гиганты, как ЗАО «Алтайвитамины», ЗАО «Эвалар» и ФГУП ФНПЦ «Алтай». Участниками кооперационного производства выступают также предприятия и организации по сбору и первичной переработке лекарственного сырья, плодов фруктовых, ягодных и овощных культу. Среди научных предприятий, участвующих в процессе создания конечного продукта можно отметить ИПХЭТ СО РАН, ФГУП ФНПЦ «Алтай», НИИС им. Лисавенко и других. Биофармацевтический кластер края ориентирован на создание, организацию производства и выпуск современных высокоэффективных и экологически чистых лекарственных препаратов и витаминной продукции, в которых используется исключительно местное сырье. В результате получается достаточно наукоемкий и дорогой продукт, пользующийся спросом во всем мире и не требующий больших затрат на перевозку.
Несмотря на то, что по данным Алтайкрайстата за январь-сентябрь 2010 года, среднемесячная заработная плата в крае в реальном выражении выросла на 4,1% и составила 11 141 руб. (для сравнения: в 2009г. уровень среднедушевых доходов в месяц был равен 18 785 руб.), недостаточный уровень доходов населения края остается одной из главных проблем социально-экономического развития региона. В Алтайском крае заработная плата ниже среднероссийской в 1,5-1,7 раза, а в Сибирском Федеральном округе – одна из самых низких. Основная причина такого положения дел кроется в аграрной ориентированности региональной экономики. Если в среднем по России доля сельского населения составляет 27%, то в Алтайском крае почти половина (46,4%) населения проживает в сельской местности.
В то же время региональные власти предпринимают меры для корректировки качества жизни сельского населения. К примеру, власти активно осваивают малоэтажное жилищное строительство, решая тем самым не только социальные, но и задачи долгосрочного экономического роста. Ведь от обеспеченности сельских территорий удобным и доступным жильем во многом зависит развитие основной отрасли экономики края – сельского хозяйства.
Всего в Алтайском крае сегодня действует более 20 предприятий представляющих различные технологии малоэтажного домостроения, совокупный объем производства трех самых крупных из них - в Новоалтайске, Топчихе и Бобровке – превышает 100 тыс. кв. метров малоэтажных домов. В целом суммарная годовая мощность предприятий, осуществляющих производство комплектов малоэтажных жилых домов и строительство малоэтажного жилья на территории края, составляет около 2500 домов общей площадью около 250 тыс.кв. метров. Алтайский край – лидер малоэтажного строительства: более половины строящегося здесь жилья составляют индивидуальные дома. В регионе активно осваивают и комплексную малоэтажную застройку. По данным на 1 августа 2010 года, в регионе строилось порядка 10 тыс. индивидуальных жилых домов площадью более 800 тыс. кв. метров, а общий задел земельных участков, сформированных для комплексного освоения, достигает 6 тыс. га. По программе малоэтажного строительства в крае уже возводят 20 современных поселков.
Проблема моногородов. К монопрофильным городам можно отнести практически все 12 городов Алтайского края, за исключением Горняка и Змеиногорска. Однако тяжелее всех в кризисный 2009 год сложилась ситуация в г. Рубцовске, третьем по численности населения городе региона. Проблемы Рубцовска широко освещались в центральных средствах массовой информации, поэтому общественность всей России смогла увидеть демонстрации, митинги и акции протеста, охватившие город летом 2009 года. После фактического банкротства градообразующего предприятия рубцовского завода «Алттрак» (завод с 2004г. был подконтролен новосибирской промышленно-коммерческой группе «РАТМ») в результате существенного снижения объемов производства (если в 2008 году на предприятии был выпущен 141 трактор, то в 2009 эта цифра сократилась до 34 тракторов), сумма задолженности перед работниками превысила 83 млн. руб.
Следует отметить, что требования губернатора Александра Карлина к собственникам предприятия в кратчайшие сроки погасить долги изначально не возымели должного эффекта. При этом особое возмущение у работников завода вызвали публикации местной прессы, поспешившей сообщить о начавшейся выплате долгов. Общественность связала подобную «неосведомленность» прессы с приездом В. Путина в регион.
К началу 2010 года долги по зарплате перед сотрудниками завода возросли до суммы более 100 млн. руб., что вылилось в новые акции протеста и массовые голодовки. И только после смены руководства заводом ситуация на предприятии начала стабилизироваться. В июне 2010 года в связи со сменой собственника (новым владельцем «Алттрака» стала челябинская «Группа развития управления») на предприятии начали работу специалисты из других регионов, цель которых была определить перспективы промплощадки и подготовить программу антикризисных мер.
После 10 июня 2010 года были выплачены все долги по зарплате работникам «Алттрака». В настоящее время погашены долги перед всеми 2,5 тыс. рабочих. Кроме того, проверкой ситуации, сложившейся на «Алттраке» занимается Генеральная прокуратура РФ.
После выплаты всех долгов по зарплате работникам «Алттрака», по данным Росстата на 1 января 2011 года, Алтайский край, долгое время бывший лидером по просроченной задолженности, переместился в конец списка по задолженности заработной платы в СФО (на 11 место из 12-ти субъектов СФО). В настоящее время задолженность по заработной плате в Алтайском крае составляет 3,2 млн. руб. Для сравнения, в Иркутской области, которая возглавляет список, эта сумма составляет 89,4 млн. руб., что почти в 28 раз больше.
Среди моногородов Алтайского края отдельно выделяются Алейск, Заринск и Новоалтайск. Эти моногорода летом 2010 года презентовали свои комплексные инвестиционные планы (КИП).
Алейск намерен позиционировать себя как центр сельскохозяйственного кластера. Здесь решено модернизировать экономику в направлении развития животноводства, производства сельскохозяйственной продукции и продукции сельхозпереработки. Также город планирует развивать свой логистический потенциал, а, кроме того, стать оздоровительным центром. Предполагается построить современный элеватор, мясокомбинат и завод по производству кормовых дрожжей. Запланировано строительство ряда объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры. В их числе строительство 9 глубоководных скважин и завода по производству бутилированной воды (качество воды – больная тема для города). Естественно, если будет открыто федеральное финансирование.
Новоалтайск поставил целью уйти от тотальной (по определению администрации города – «критической») зависимости от «Алтайвагона». Город запланировал с господдержкой реализовать четыре магапроекта (общей стоимостью 10 млрд. рублей), которые дадут дополнительно 2 тыс. рабочих мест. Реализация проектов позволит снизить зависимость от градообразующего предприятия с нынешних 60 % до 48 %, а безработицу – с 4,3 до 1,3 %.
КИП Заринска направлен на развитие малого и среднего бизнеса, который сегодня варится в собственном соку и ориентирован в основном на удовлетворение внутреннего спроса. Планируется существенно снизить уровень безработицы за счет открытия новых производств, резко увеличить объемы строительства жилья. «Алтай-кокс» здесь не в счет, господдержка моногородов не предполагает финансовой помощи градообразующим предприятиям, к тому же таким мощным и имеющим хорошие перспективы.В настоящее время КИПы всех трех городов рассматриваются рабочей группой по модернизации моногородов при правительственной комиссии по повышению устойчивости развития экономики Минэкономразвития РФ (прим: Финансирование проектов, направленных на комплексную модернизацию моногородов России будет осуществляться из четырех источников: федерального, регионального, муниципального и частных источников. Однако доля федерального финансирования будет самой большой.).
Работа по проблеме моногородов Алтайского края ведется также и на уровне региональной администрации. Так, в июле 2009 года губернатор Алтайского края Александр Карлин подписал постановление о создании подгруппы по мониторингу социально-экономического положения монопрофильных городов региона. Подгруппа создана в составе межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края. Однако оценивать результаты деятельности подгруппы пока еще рано.
Алтайский край долгое время относился к многочисленной группе регионов-реципиентов, т.е. получал дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (прим: Этот вид дотаций является ключевым видом трансфертов из федерального бюджета в региональные, а их доля в общем объеме трансфертов составляет порядка 35-40%.). Однако в 2007г. ситуация в корне изменилась. И в течение следующих лет исполнение бюджетов края характеризовалось положительным сальдо, хотя изначально планировались дефицитные бюджеты. Примечательно, что кризис не смог внести коррективы в наметившуюся положительную тенденцию.
Таблица 3. Исполнение бюджета Алтайского края в 2007, 2008, 2009 гг.
Год | Доходы, тыс. руб. | Расходы, тыс. руб. | Дефицит, тыс. руб. |
2007 | 38175068 | 37642846 | +532222 |
2008 | 49281046,2 | 48440678,9 | +840367,3 |
2009 | 54895988,2 | 54874070,4 | + 21917,8 |
Источники: Закон Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2007 год» от 04.07.2008 №65-ЗС; Закон Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2008 год» от 02.07.2009 № 47-ЗС; Закон Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2009 год» от 05.07.2010 № 64 –ЗС
Таблица 4. Утвержденные бюджетные планы Алтайского края на 2007, 2008, 2009 гг.
Год | Доходы, тыс. руб. | Расходы, тыс. руб. | Дефицит, тыс. руб. |
2007 | 36892514 | 37499368 | -606854 |
2008 | 52021023,4 | 52903762,7 | -882739,3 |
2009 | 54033057,7 | 57120732,8 | -3087675,1 |
Источники: Закон Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2007 год» от 04.07.2008 №65-ЗС; Закон Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2008 год» от 02.07.2009 № 47-ЗС; Закон Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2009 год» от 05.07.2010 № 64 –ЗС
Аналитики называют 4 устойчивые тенденции в бюджетном процессе Алтайского края, которые сформировались в последние годы:
1) первая тенденция связана с ростом доли собственных доходов региона, что позволило ему снизить финансовую зависимость от федеральных финансовых инъекций. В кризисный период этот тренд несколько замедлился, но уже в 2010г. он практически полностью восстановился: по предварительным прогнозам, в 2010г. в консолидированном бюджете собственные доходы составят 52%. При этом региону предстоит совершить настоящий финансовый рывок, увеличив в течение следующих пяти лет долю собственных доходов с 52 до 68% (в денежном выражении это составит 10 млрд. руб.);
2) значительная индексация социальных обязательств на краевом уровне. К примеру, в бюджете на 2011 год заложен 15%-ный рост компенсаций расходов на услуги ЖКХ, в нем присутствуют повышенное на 6,5% денежное довольствие сотрудников ОВД. Темпы роста расходов на здравоохранение составят 22%, а на образование – 17%. За счет бюджета также увеличится рост заработных плат. В 2011 году они составят около 45% от общего консолидированного финансового результата;
3) увеличение расходов на экономику региона. В 2011 году они вырастут на 6,63 млрд. руб. Приоритеты здесь тоже хорошо известны. В первую очередь это модернизация дорожного хозяйства и ЖКХ. Значительный объем средств будет направлен на поддержку сельского хозяйства. И это тоже вполне объяснимо, поскольку краю необходимо активнее участвовать в различных федеральных программах на условиях бюджетного софинансирования;
4) четвертый тренд связан с поиском резервов и наполняемостью муниципальных бюджетов. Это взаимосвязанные процессы. Органам местного самоуправления давно уже сверху рекомендуют внимательно присмотреться к налогооблагаемой базе и увеличивать охват налогоплательщиков. Отсюда все коллизии, связанные с принятием/непринятием корректирующих коэффициентов по земельному налогу и ЕНВД. По данным УФНС по Алтайскому краю, в 2010 году более 20 районов не получали в бюджете запланированные доходы. Для сравнения, в начале 2010 года. их насчитывалось 31. Таким образом, некоторые резервы уже найдены.
Что касается объема государственного долга Алтайского края, то за последние 6 лет сократился в 6,2 раза. По данным краевого комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, объем долговых обязательств краевого бюджета уменьшился с 3 млрд. 370,96 млн. руб. в 2005 году до 539,94 млн. руб. на 1 января 2011года.
Важно отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета этого субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В Алтайском крае эта норма строго соблюдается.
С 2005 по 2010 годы Алтайский край своевременно и в полном объеме исполнял обязательства перед федеральным бюджетом по реструктуризированной задолженности. За это время на исполнение долговых обязательств направлено 3 млрд. 15,9 млн. руб., расходы по обслуживанию государственного долга составили 521,9 млн. руб. Своевременное и досрочное выполнение соглашений с Минфином России и Федеральным агентством по государственным резервам обусловило списание 2 млрд. 173 млн. руб. основного долга, пеней и штрафов.
Политика, которую проводит Алтайский край в сфере государственных внутренних заимствований, направлена на минимизацию затрат на обслуживание государственного долга региона, обеспечение низкой долговой нагрузки, своевременное и полное исполнение принимаемых обязательств. Она позволила, начиная с 2005 года, сократить расходы по обслуживанию государственного долга Алтайского края в 4,4 раза: с 70,9 млн. руб. до 16,2 млн. руб. В ноябре-декабре 2010 года сумма государственного долга Алтайского края уменьшилась более чем на 1 млрд. 285 млн. рублей – до 539,94 млн. руб.
Следует отметить, что по данным на 1 ноября 2010 года в абсолютном выражении в Сибирском федеральном округе меньший, чем у Алтайского края объем государственного долга имели лишь республики Тыва и Алтай. Объем государственного долга республик Тывы и Алтая в расчете на душу населения составлял 0,48 тыс. руб. на человека и 3,73 тыс. руб. на человека соответственно. В Алтайском крае – 0,51 тыс. руб. на человека.
Нельзя не отметить также успешность действий региональных властей в лоббировании различных проектов, реализуемых на территории края.
Далее представлены данные о субвенциях, субсидиях и иных трансфертах, выделявшихся Алтайскому края с 2007 по 2009 гг.
Таблица 5. Субвенции, субсидии и иные трансферты в бюджет Алтайского края в 2007- 2009 гг., тыс. руб.
Год | Уточненный план | Кассовое исполнение | |
2007 | Безвозмездные поступления (субвенции, субсидии и иные трансферты) | 22276821 | 22199264 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ | 22274903 | 22197345 | |
Всего доходов | 36892514 | 38175068 | |
Налоговые и неналоговые доходы | 14615693 | 15975804 | |
2008 | Безвозмездные поступления (субвенции, субсидии и иные трансферты) | 30145053,4 | 28664979,3 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ | 28855675,4 | 27828242,0 | |
Всего доходов | 52021023,4 | 49281046,2 | |
Налоговые и неналоговые доходы | 21875970,0 | 20616066,9 | |
2009 | Безвозмездные поступления (субвенции, субсидии и иные трансферты) | 36168252,0 | 36173598,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ | 32886259,1 | 32891605,2 | |
Всего доходов | 54033057,7 | 54895988,2 | |
Налоговые и неналоговые доходы | 17864805,7 | 18722390,2 |
Источники: Приложение 2 к Закону Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2007 год» от 04.07.2008 №65-ЗС; Приложение 2 к Закону Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2008 год» от 02.07.2009 № 47-ЗС; Приложение 2 к Закону Алтайского края «Об исполнении краевого бюджета за 2009 год» от 05.07.2010 № 64 –ЗС
Среди наиболее заметных достижений краевой администрации в сфере привлечения средств федерального бюджета на нужды региона следует отметить проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», который в 2010 году был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020г. При этом в общероссийском конкурсе региональных стратегий и программ он признан лучшим комплексным инвестиционным проектом, обеспечивающим развитие территории. В состав мегапроекта «Алтайского Приобья» входят такие крупные проекты, как строительство кондиционной станции мощностью 600 МВт на базе Мунайского угольного разреза и проект компании «Пава» по глубокой переработке зерна.
Таким образом, в целом качество управления бюджетным процессом в Алтайском крае можно признать успешным, а финансовую зависимость региона от центра низкой.
По данным последнего доклада Минрегиона об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в 2009 году (прим: Анализ эффективности деятельности органов испол6нительной власти субъектов РФ проведен по следующим сферам: экономический рост, доходы населения, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство, дорожное хозяйство, обеспечение безопасности граждан и организация государственного управления.), Алтайский край не занимает лидирующие позиции среди других регионов.
Значительная динамика в Алтайском крае также отмечается в сфере образования, государственного и муниципального управления.
В то же время не совсем удачно дела обстоять в расходовании бюджетных средств на нужды здравоохранения.
Таблица 6. Алтайский край в докладе Министерства регионального развития об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в 2009г.
Показатель | Место |
Доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджетов субъектов РФ | 57 |
Доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджетов субъектов РФ на здравоохранение | 68 |
Доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджетов субъектов РФ в сфере государственного и муниципального управления | 55 |
Доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджетов субъектов РФ в ЖКХ | 2 |
Доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджетов субъектов РФ | 61 |
Рис. 1
Источник: Континент-Сибирь №33 (675), август 2010г.
По данным на 1 сентября 2010 года, следственными подразделениями следственного управления СКП РФ по Алтайскому краю зарегистрировано 315 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, совершенных должностными лицами и служащими органов государственной власти и местного самоуправления. По результатам проверки по указанным сообщениям возбуждено 115 уголовных дел. При этом большинство уголовных дел – в отношении должностных лиц органов местного самоуправления - 34, в отношении должностных лиц правоохранительных органов - 29, в отношении граждан по фактам дачи взятки – 23. За указанный период общая сумма причиненного материального ущерба по уголовным делам коррупционной направленности в Алтайском крае составила более 23 млн. руб. При этом компенсировать ущерб удалось на сумму всего лишь 450 тыс. руб.
Нельзя не отметить довольно резонансные коррупционные скандалы последних лет, в которые были вовлечены такие, представители истеблишмента края, как 1) начальник Федерального казначейства по Алтайскому краю Сергей Гусев (в мае 2010 года против него было возбуждено уже третье по счету уголовное дело, в рамках которого он обвинялся в нецелевом расходовании бюджетных средств на сумму более 30 млн. руб.); 2) Алексей Вальков, 3) Мэр Бийска Анатолий Мосиевский (он подозревается в вымогательстве 15 млн. руб. у предприятия ЗАО «Барнаул-Моторс»); 4) экс-мэр Барнаула В. Колганов (в отношении Колганова расследуется уголовное дело по двум статьям – «халатность» и «злоупотребление должностными полномочиями». Уголовное дело связано с незаконной реализацией муниципальной собственности через управляющие компании) и др.
Часто региональные СМИ и сами фигуранты коррупционных скандалов не без оснований объясняют возбуждение уголовных дел политическим заказом. И хотя в регионе нередко имеют место быть и т.н. «заказные дела», нельзя не признать, что в регионе постепенно начинает развертываться антикоррупционная кампания.
Более масштабным результатам в борьбе с коррупцией в крае мешает недавно сформированная нормативно-правовая база, антикоррупционное законодательство региона. Некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований» в своем ежегодном мониторинге антикоррупционной деятельности в регионах РФ (февраль 2010г.) называет край аутсайдером рейтинга, отметив что «Алтайский край начал антикоррупционную политику с введения порядка антикоррупционной экспертизы (прим: Постановление Администрации Алтайского края от 26.05.2009 г. № 232 «Об экспертизе проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность») и замыкает рейтинг с 1 баллом» (при максимальной оценке – 7,5 баллов). Логично, что качество организационно-законодательной базы противодействия коррупции также низко оценено в рейтинге (5 баллов при в диапазоне оценок от 2,8 до 13,6).
Тем не менее, региональные власти продолжают вести организационную деятельность, делая важные шаги в направлении борьбы с коррупцией. Так, совсем недавно 26 января 2011г. губернатор Алтайского края А. Карлин подписал распоряжение, которым утверждается состав региональной антикоррупционной комиссии. Ее возглавляет лично глава региона.
В состав созданного органа также входят Главный федеральный инспектор в Алтайском крае, заместители Губернатора, руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти, краевых исполнительных и законодательных органов власти, представители общественности.
Например, в комиссию включены прокурор региона, начальник Главного управления внутренних дел, председатели Алтайского краевого суда и Арбитражного суда, председатель Счетной палаты региона, руководители территориальных управлений: ФСБ России, Министерства юстиции РФ, Федеральной миграционной службы. Также в нее вошли руководители: Судебного департамента в Алтайском крае; следственного управления Следственного комитета РФ по краю; Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в крае; представители Алтайского краевого Законодательного Собрания, Общественной палаты региона.
На антикоррупционную комиссию возложена задача по организации взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, обеспечению условий для осуществления ими единой государственной политики в области противодействия коррупции. Также она занимается определением приоритетных направлений в сфере борьбы с коррупцией и выработкой рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению данного негативного явления.
Интересно, что в рейтинге сайтов субъектов РФ, по версии РА «Эксперт» по размещению госзаказа, сайт госзакупок Алтайского края занимает вполне достойное 33-е место (источник информации: http://www.raexpert.ru/releases/2010/Dec20a/). В рейтинге прозрачности госзакупок в 2009 году Алтайский край занял 2-е место.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что качество антикоррупционной политики в регионе пока нельзя назвать высоким. В то же время, проводимая властями края политика в этом направлении может принести свои плоды в ближайшее время при условии наличия действительной политической воли региональной администрации по решению данной проблемы.
В Алтайском крае сегодня имеется сразу несколько перспективных крупных инвестиционных проектов. За инвестиционную политику в регионе отвечает Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Таблица 7. Перечень первоочередных инвестиционных проектов реализуемых в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири»
Наименование | Стоимость | Сроки реализации |
Агропромышленный кластер | ||
1. Строительство и техническое оснащение современного свиноводческого комплекса на 300 000 голов (ООО «Алтаймясопром») | 6,2 млрд. рублей | 2009-2012 гг. |
2. Строительство свинокомплекса производительностью 31,78 тыс.тонн мяса в живом весе в год (ЗАО «Алтайский бекон») | 4,7 млрд.рублей | 2011-2013 гг. |
3. Создание вертикально интегрированного птицеводческого комплекса с незамкнутым циклом по производству 63 тыс. тонн мяса бройлеров в год (инициатор ЗАО «Алтайский бройлер») | 6,9 млрд.рублей | 2008-2012 гг. |
4. Строительство животноводческого комплекса по производству молока и мяса с общим содержанием 4000 голов дойного стада и 6000 голов молодняка крупнорогатого скота (всего 10000 голов) (ООО «Западное») | 5,4 млрд.рублей | 2008-2011 гг. |
5. Создание транспортно-логистического терминала (ООО «МОпСТ») | 1,5 млрд.рублей | I этап - 2011-2012 гг.II этап – 2013-2016 гг. |
6. Глубокая переработка пшеницы на реконструированном мелькомбинате с. Ребриха (ОАО «Пава») | 10,5 млрд.рублей | 2011-2015 гг. |
7. Модернизация завода по производству подсолнечного масла (ООО «АгроСиб-Раздолье») | 2,1 млрд.рублей | 2008-2011 гг. |
8. Выращивание и глубокая комплексная переработка льна-межеумка маслиничного (ООО «НПО «Алтайский лен»); | 0,5 млрд.рублей | 2008-2011 гг. |
Биофармацевтический кластер | ||
9. Развитие предприятия по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО "НПФ «Алтайский букет») | 1,2 млрд.рублей | I этап – 2008-2012 гг.II этап – 2013-2015 гг. |
10. Строительство комплекса глубокой переработки пшеницы на аскорбиновую кислоту, клейковину, сорбит, коммерческих крахмал, субстанцию глюкозы, кормовой дрожжевой белок» (ООО НПК «Карбоник») | 6,4 млрд.рублей | 2011-2013 гг. |
Топливно-энергетический кластер | ||
11. Строительство Алтайской конденсационной электрической станции (КЭС) 660 Мвт, схема выдачи электрической мощности Алтайской конденсационной электрической станции (КЭС) 660 МВт, строительство Мунайского разреза производительностью 4 млн.тонн в год, строительство автомобильной дороги г. Бийск – Алтайская КЭС (130 км) в Солтонском районе Алтайского края (ООО «Алтайская КЭС») | 55,2 млрд.рублей | I этап – 2011-2017 гг.II этап – 2018-2024 гг. |
Туристско-рекреационный кластер | ||
12. Строительство инфраструктурных и основных объектов ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Администрация Алтайского края) | 30,0 млрд.рублей | 2007-2027 гг. |
Общая стоимость | 130,6 млрд.рублей |
Важно подчеркнуть, что все крупные инвестиционные проекты края находятся в стадии реализации, работы ни по одному из них не были заморожены даже в кризисный период.
По данным известного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства «Эксперт», Алтайскому краю в 2010 году присваивался инвестиционный рейтинг 3В1, что означает пониженный потенциал, умеренный риск.
При этом РА «Эксперт» среди преимуществ края называет его «главное богатство – плодородные земли и многочисленное сельское население, не утратившее трудовые навыки». К недостаткам «Эксперт» относит упоминаемый ранее дефицит топливно-энергетических ресурсов.
Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 62-е место, а по инвестиционному потенциалу – 26-е место. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – социальный. Наибольший потенциал – трудовой, инновационный.
Из международных компаний оценкой кредитного рейтинга Алтайского края занималось международное рейтинговое агентство «Фитч Рейтингс»/Fitch Ratings, которое в 2009 году повысило долгосрочные кредитные рейтинги Алтайского края в иностранной и национальной валюте с уровня «BB-» до «BB» и национальный долгосрочный рейтинг с «A+(rus)» до «AA-(rus)». Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте подтверждён на уровне «B». Одновременно агентством был изменён прогноз с «Позитивного» на «Стабильный» (источник информации: http://www.fitchratings.ru/regional/finances/ratings/list/index.wbp?order=2).
Нельзя не отметить тот факт, что Алтайский край активно презентует свои инвестиционные проекты на международном уровне. К примеру, инвестиционный проект ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» неоднократно представлялся в рамках презентаций российских ОЭЗ в Нидерландах (Амстердам), в Великобритании (Бирмингем), в Японии (Токио), перед китайскими (в рамках V российско-китайского экономического форума в Москве) и итальянскими (в рамках рабочей группы «Италия-Россия») инвесторами и др.
В 2010 году региональные власти активно продвигали на международном уровне проект игорной зоны «Сибирская монета». Так, в июне 2010 года был заключен протокол о намерениях по сотрудничеству в рамках реализации проекта игорной зоны «Сибирская монета» между Администрацией края и компанией «Holding V», которая готова представлять проект на ведущих специализированных международных выставках и привлекать российские и зарубежные компании к строительству объектов на территории комплекса.
Кроме того, в августе 2010 года состоялся деловой визит делегации Алтайского края в Словению, по итогам которого подписан протокол намерений о сотрудничестве в развитии игорной зоны «Сибирская монета» между Администрацией края и компанией «Hit d.d.».
В ноябре 2010 года официальная делегация Алтайского края приняла участие в международном строительном форуме «Мипим-Азия 2010». Основная цель выставки – привлечение инвестиций, помощь в поиске партнеров и заключении сделок с инвесторами Азиатского региона. На данном мероприятии свои экспозиции представили крупные строительные компании мира. В рамках состоявшегося мероприятия была проведена масштабная презентация проекта «Сибирская монета» для иностранных инвесторов, в которой приняло участие более 100 чел.
Кроме того, была организована встреча с Генеральным консулом Российской Федерации Гонконга и Макао Грицаем С.Н., на которой обсуждались возможные направления сотрудничества Алтайского края и Гонконга. Как наиболее перспективные названы: привлечение туристов из Гонконга в Алтайский край с целью лечения и отдыха и реализация совместных проектов по лесопереработке. Также были рассмотрены варианты сотрудничества по поиску инвесторов и партнеров в Гонконге с официальным агентством по прямым иностранным инвестициям при Правительстве Гонконга «Invest Hong Kong». Проведены встречи и переговоры с представителями международных компаний, таких как корейские компании «Galaxy», «Gangwon», «Emperor Group», американская компания «Partners&Sirny», международная компания «KPMG».
Рис. 2. Мониторинг инвестиционной активности Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (источник информации: http://www.econom22.ru/investment/InvActivnost/)
Несмотря на то, что властная элита Алтайского края отличается закрытостью, политическая жизнь региона прошедшего года характеризовалась повышенным динамизмом.
Противостояние экс-мэра Барнаула Владимира Колганова и губернатора Александра Карлина (возглавляет регион с 5 августа 2005 года), вылилось в настоящий политический скандал, который вышел далеко за рамки отдельного региона.
Александр Карлин, заручившись поддержкой «Единой России» в августе 2010 года отстранил от должности мэра Барнаула Владимира Колганова, обвинив того в систематическом невыполнении своих обязанностей. Краевой президиум «Единой России» предложил мэру уйти добровольно, и Колганов формально подчинившись партии заявил на экстренном созыве заседания БГД, что не согласен с таким решением, и вскоре городская дума не приняла его отставку. Как заявила тогда, спикер гордумы Людмила Зубович депутаты «посчитали неправильным связывать политические интересы с каждодневной хозяйственной работой по управлению городом» и «крайне нецелесообразным устраивать эксперименты на муниципальном уровне власти в разгар подготовки к отопительному сезону, в условиях, когда продолжаются кризисные явления в экономике».
Окрыленный поддержкой Владимир Колганов даже подал в суд на действия Александра Карлина. Кроме того, 13 из 35 заявили о готовности выйти в отставку. Однако силы в конфликте изначально были неравны. 27 августа депутаты Барнаульской городской Думы все же утвердили предложенную А. Карлиным кандидатуру Игоря Савинцева на должность исполняющего обязанности мэра города вместо отрешенного от должности Владимира Колганова. А 9 сентября Железнодорожный районный суд оставил в силе постановление об отрешении главы Барнаула.
Владимир Николаевич Колганов занимал пост мэра Барнаула с марта 2003 года В 2008 году он был переизбран на второй срок при поддержке партии «Единая Россия». Однако вскоре эти выборы были признаны недействительными Центральным районным судом Барнаула, но позже решение районного суда отменил краевой суд. В дальнейшем работа Владимира Колганова неоднократно становилась объектом жесточайшей критики со стороны Александра Карлина. Основным поводом для критики всегда служило коммунальное хозяйство Барнаула.
Полноценный политическим кризис, хотя и локального масштаба, произошедший в августе 2010 года, свидетельствовал о расколе внутри региональных элит, в т.ч. внутри краевого отделения «Единой России», поскольку все участники конфликта являлись депутатами «ЕР». Однако попытка некоторых общественных деятелей и экспертов представить сложившуюся ситуацию так, будто бы «Единая Россия», не контролирует ситуацию в регионе и что в партии идет «раздрай», который напоминает последние годы КПСС, представляется не совсем убедительной. Отрешение В. Колганова и его команды как раз больше похоже на попытку объединить и цементировать региональное отделение партии.
Вскоре после отстранения В. Колганова от должности был изменен и Устав Барнаула, в результате чего были отменены прямые выборы главы столицы края.
Похоже, 2010 год стал «переломным» в плане серьезного наступления на права органов местного самоуправления в регионе. По мнению экспертов, изменение Устава Барнаула является своеобразным сигналом вышестоящим органам и Кремлю о том, что региональные власти стремятся вытроить жесткую вертикаль на местах, позволяющую полностью контролировать ситуацию в регионе.
Итак, фактически отставку Владимира Колганова и изменение Устава Барнаула можно считать началом подготовки краевых властей к федеральным выборам. Главная стратегическая линия – изменение порядка формирования муниципальных органов власти (то есть встраивание муниципалитетов, которые обладали некой, по крайней мере, формальной независимостью от государственных структур, во властную вертикаль) - во многом связана с проблемой подконтрольности глав муниципалитетов в преддверии выборов в Госдуму. Главы все-таки ближе к избирателям, чем региональные власти.
Однако нельзя не отметить следующее: без сомнения, введение института сити-менеджера и т.п. становится мощным трендом в современной России, однако, в Алтайском крае этот процесс, имеет неприятный скандальный оттенок и вызывает крайне негативное отношение со стороны общественности.
Также вызывает беспокойство рост протестного потенциала в регионе, который, как известно, является следствием отчуждения общества от власти. По результатам опроса, проведенного недавно Фондом «Общественное мнение», 38% жителей Алтайского края допускают для себя возможность принять участие в акциях протеста. Для сравнения, в среднем по России эта цифра составляет 22%. 38% - показатель, конечно, не критический, но требует серьезной работы с общественностью. Игнорировать подобную тенденцию региональным властям опасно, особенно, на пороге большого электорального цикла 2011-2012 гг. Если растущий протестный потенциал не будет находить легальных способов выражения, то он может выплеснуться в крайних формах…
В любом случае, усиление электоральной поддержки «Единой России» и позиций кандидатов власти в регионе – первейшая политическая задача, которая стоит перед Александром Карлиным, тем более что результаты федеральных выборов в Алтайском крае, хотя и не самые низкие, но все же не дотягивают до общероссийских показателей.
Таблица 8. Итоги выборов депутатов ГД-2007
Название партии | Результат на федеральном уровне | Алтайский край, % | Алтайский край, голосов |
«Единая Россия» | 64,3% | 55.23% | 666941 |
КПРФ | 11,57% | 17.04% | 205812 |
ЛДПР | 8,14% | 10.54% | 127255 |
«Справедливая Россия» | 7,74% | 8.82% | 106454 |
Источник: Данные ЦИК РФ
Таблица 9. Итоги выборов президента РФ в 2004г. и 2008г.
Год | Кандидат | Результат на федеральном уровне | Алтайский край |
2004 | В. Путин | 71,31% | 67.64% |
2008 | Д.Медведев | 70,28% | 60.35% |
Источник: Данные ЦИК РФ
Таблица 10. Итоги выборов в Алтайское краевое законодательное собрание-2008
Название партии | Кол-во депутатов, % | Кол-во депутатов, чел. |
«Единая Россия» | 66,1% | 45 |
«Справедливая Россия» | 13,2% | 9 |
КПРФ | 10,2% | 7 |
ЛДПР | 8,8% | 6 |
Независимые депутаты | 1,7% | 1 |
Источник: Данные ЦИК РФ
В Алтайском крае в течение последних 3 лет наблюдается положительная динамика многих социально-экономических показателей: регион сумел удержать рост макроэкономических показателей и в кризисный, и в посткризисный период. При этом прослеживается прямая зависимость улучшения динамики от скоординированной деятельности региональных властей: основные достижения развития края пришлись на работу действующего губернатора края Александра Карлина и его команды.
С момента вступления в должность губернатора Алтайского края А. Карлина фиксируются: улучшение инвестиционного климата; уменьшение зависимости региона от федерального бюджета; результативность лоббистской деятельности властей; улучшение качества управления бюджетным процессом.
В настоящее время наблюдаются процессы консолидации власти, которые, однако, нередко проходят в скандальной и антидемократической обстановке. Ярким примером чего стала нашумевшая отставка экс-мэра Барнаула В. Колганова. А. Карлин и его окружение накануне выборного цикла 2011-2012 гг. активно объединяют региональное отделение партии «Единая Россия», встраивают муниципалитеты во властную вертикаль, ужесточают контроль за региональными СМИ.
В то же время краевые власти испытывают проблемы в налаживании диалога с местным населением, о чем свидетельствует рост протестной активности в регионе. Таким образом, политическая стабильность в регионе и успешность электорального цикла 2011-2012 гг. в настоящее время зависит от политической мудрости краевого руководства, которая должна быть основана на понимании того, что успешность региональной власти зависит не только от одобрения центра, но, в первую очередь, от масштабной поддержки снизу.