В Алтайском крае продолжает расти заработная плата
В регионе краевые власти организовали совещание молокопереработчиков с целью обсуждения перспектив создания нового регионального кластера. В работе заседания Совета молочного кластера Алтайского края приняли участие директор КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» Александр Кондыков, начальник Управления края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина, а также руководители крупнейших молокоперарбатывающих предприятий региона – ООО «Алтайская буренка», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Модест», ООО «ТД Киприно «, ООО «ТПК Плавыч», ООО «Рикон», Алтайского НИИ животноводства и ветеринарии и др. С докладом выступили разработчики Стратегии и Программы развития молочного кластера – представители АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) из Москвы. Руководитель проектов НИСИПП Анна Никитченко отметила, что молочная отрасль Алтайского края является ключевой, о чем свидетельствует и ее доля в ВРП, и число занятых в ней. Более 80 процентов предприятий отрасли относятся к малому и среднему бизнесу. Однако по производительности труда и эффективности производства отрасль существенно отстает от российских лидеров, к примеру, от Белгородской области. - В Алтайском крае между тем есть потенциал для коренного улучшения положения дел в молочной отрасли и существенного повышения ее конкурентоспособности, - заявила Никитченко, отметив, что предпосылкой для создания в Алтайском крае - крупнейшем за Уралом регионе-производителе молока - молочного кластера является, помимо всего прочего, и наметившаяся в регионе консолидация отрасли. Так, если в 2005 году в крае было 104 молокоперерабатывающих предприятия, сегодня – 67. Анна Никитченко, видимо, не ожидала от алтайских переработчиков такого скептицизма. - Проблемы отрасли можно решить путем ее консолидации, вертикальной интеграции в формате кластера. Он позволит вывести алтайскую продукцию на новые рынки, осуществить транфер новых технологий и создать новые рабочие места в отрасли, - отметила московский консультант, подчеркнув, что формат кластера позволит его участникам пользоваться господдержкой, не нарушая условия ВТО. Эксперт НИСИПП Виктория Любшена предложила алтайским переработчикам на базе кластера создать единый экобренд и единую сбытовую компанию для эффективного продвижения алтайской продукции, что, по ее мнению, позволит снизить издержки для каждого в отдельности участника кластера. Мировой маркетинговый опыт, о котором рассказала Виктория Любшена, не слишком заинтересовал весьма практичных алтайских бизнесменов. Между тем инициативы и предложения авторов проекта, заказчиком которого, как выяснилось, выступил «Алтайский центр кластерного развития», энтузиазма у алтайских производителей молочной продукции не встретили. Директор ООО «Рикон» Олег Махнаков заметил, что сравнивать Белгородскую область и Алтайский край по уровню поддержки производителей молока некорректно. - Если бы был реальный крупный инвестор, готовый решать проблемы отрасли на всех уровнях, то смысл обсуждать перспективы создания в Алтайском крае молочного кластера был бы. Какие вопросы вы готовы и можете решать? – обратился директор ООО «ТД Киприно» и председатель Алтайского союза сыроделов Денис Зюзин к организаторам совещания.- Нам сегодня не хватает доступных кредитных ресурсов, много вопросов вызывает система налогообложения, сбыт продукции и т.д. Чем вы сможете помочь, каким ресурсом обладаете?.. Александру Кондыкову молочный кластер видится как «клуб единомышленников». Директор КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» Александр Кондыков в ответ пояснил, что создаваемый молочный кластер не призван решать проблемы производства молока в Алтайском крае, поскольку это «клуб единомышленников». - Мы предлагаем вам объединиться, чтобы вы сообща решали свои проблемы, - заявил Кондыков. А Анна Никитченко пообещала поддержку создаваемому кластеру со стороны Минэкономразвития и Внешэкономбанка, а также содействие крупных ритейлеров в продвижении продукции алтайской «молочки». У алтайских молокопереработчиков особого энтузиазма амбициозные планы москвичей не вызвали. Однако алтайские переработчики скептически отнеслись к этим обещаниям. А генеральный директор ЗАО «Барнаульский молкомбинат» (БМК) Александр Балушин заявил: - Если вы хотите оптимизировать рынок, то надо понимать, что консолидация, кооперация хороши там, где у них есть почва. Мы обозначили проблемы, за вами – предложения по их решению. Самая больная проблема – реализация готовой продукции и выход на новые рынки сбыта. Задача кластера, на мой взгляд, в том, чтобы выстроить правильные отношения со всеми участниками рынка и двигаться вперед очень аккуратно. Здесь сидят практики, которые прекрасно разбираются во всех проблемах отрасли. Если инициаторы создания молочного кластера готовы предложить нам что-то новое или указать на наши ошибки, мы готовы в этом обсуждении участвовать. Мы – бизнесмены, и понимаем, что тратя свое время, должны получать какую-то отдачу. Александр Балушин предложил московским экспертам ценить время алтайских бизнесменов. Главный сыродел Алтая Денис Зюзин готов принять московских консультантов на работу. Кем – Анна и Виктория предложили бизнесмену обсудить за ужином, чем немного его обескуражили. А Денис Зюзин подытожил, обращаясь к московским гостям: - Под этот проект вы не привлечете ни одного алтайского предприятия. Никто ни о чем не договорится. Пока все ваши исследования слишком далеки от реальности. А она, увы, такова, что белорусское молоко под брендом «Бабушкина крынка» скоро появится на прилавках барнаульских магазинов. Я с уважением отношусь к проделанной вами работе и даже готов вас принять к себе на работу, чтобы вы на практике познакомились с нашими проблемами, а потом предложили механизмы их решения. |