18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Общесибирский деловой журнал «Приходный ордер» публикует материал о будущем выращивания зерновых культур в Алтайском крае, традиционно считающемся «житницей России».  Полагаем, что проблемы, поднимаемые журналом, окажутся в центре внимания традиционной Зимней зерновой конференции, которая пройдет в начале марта в Белокурихе.


 

ВОСТОЧНЫЙ ГАМБИТ

Сибирские производители и переработчики зерна рассчитывают на поддержку государства в выходе на внешние рынки сбыта

Сколько зерна нужно Сибири, чтобы и себя обеспечить, и на экспорте заработать? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. А они, что ни год,  выстраиваются в новую причудливую мозаику. Что ни урожай – беда. В один год он слишком хорош, и тогда - проблема перепроизводства, так как до внешних  рынков  сбыта не добраться, против  экспорта сибирского зерна и муки и железнодорожные тарифы, и большая  удаленность от зерновых портов. В другой год  засуха, и в этом случае резко падает рентабельность сельхозпроизводства, возникают проблемы с выплатой банкам кредитов.  И как тогда тому же Алтайскому краю решать стратегическую задачу увеличения почти вдвое валового сбора зерна в ближайшие несколько лет? Как в этой ситуации будет развиваться глубокая переработка зерна, на которую все ведущие эксперты предлагают сегодня ориентироваться?  Как решать задачу обеспечения продовольственной безопасности, которую сибиряки готовы решать, но без продуманной и действенной поддержки государства едва ли осилят?

Сибиряки сегодня знают, какие сельскохозяйственные культуры  и в каком объеме производить, чтобы и страну обеспечить, и спрос мировых  рынков насытить. Но понимать – одно. Даже договариваться о поставках на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона – всего лишь полдела. Алтайскую муку, к примеру, индонезийцы распробовали, она их устраивает, потому как экспортеры из Алтайского края много работали над получением сертификата SNI, открывающего им необъятный продовольственный рынок Индонезии и ряда других стран этого региона.  Первая отгруженная в Индонезию партия была скромной – 400 тонн алтайской муки. Сегодня индонезийцы подтвердили, что готовы закупить 100 тысяч тонн. Вопрос – как довезти, чтобы по пути не растерять всю рентабельность, весь смысл производства зерна и его переработки на Алтае?

 «Контрагенты выходят на нас с предложением приобретать ежегодно до 100 тыс. тонн нашей продукции. Но пока по цене мы не проходим на этот рынок. У Турции совсем маленькое плечо доставки до Индонезии, и при наших транспортных издержках мы уступаем конкурентам», - сетует Виталий Копытов, генеральный директор компании «Алтайские мельницы»,  ориентированной на экспортные операции и включающей четыре крупнейших зерноперерабатывающих предприятия  края. Копытов подчеркивает, что без государственной поддержки экспорта зернопереработчики края не смогут закрепиться на индонезийском рынке. По словам гендиректора «Алтайских мельниц», власти прислушиваются к мукомолам,  «но процедура утверждения какого-либо субсидирования достаточно длительная».

О важности государственной поддержки мукомолы Сибири говорили на IV Международной конференции «Зернова Сибирь», которая проходила в ноябре в Барнауле.  Впервые, надо сказать, в главном зернопроизводящем и зерноперерабатывающем регионе Сибири, ее житнице – Алтайском крае. Участники форума обозначили  наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются производители и переработчики сельскохозяйственной продукции в Сибирском Федеральном округе, обсудили пути их решения.

Как «излишки» пустить в дело

В 2009 году в Сибири было собрано 20 млн. тонн зерна. Рекордный урожай и большая проблема, учитывая, что собственное потребление не превышало 8 млн. тонн, а дальневосточный порт даже  и не начали строить. В 2011 году погодно-климатические условия были не столь благоприятными, и общий урожай составил около 14 млн. тонн. Собрать больше помешала местами засуха, местами дефицит влаги в почве. В тех сибирских регионах, засуха которых почти не коснулась, урожай прошедшей осенью был получен даже больший, чем годом ранее. Это Красноярский край, Кемеровская и Новосибирская области. Стоит добавить, на урожайности сказались проводимое масштабное техперевооружение, внедрение эффективных технологий землепользования, обновление семенного фонда с акцентом на высокопродуктивные элитные сорта. Такая работа успешно и более масштабно, нежели у соседей, ведется на протяжении последних шести лет и в Алтайском крае, но засуха, от которой пострадала почти треть зернового клина, а это 1,7 млн. га, не позволила получить более высокий, чем 4,2 млн. тонн,  урожай. Впрочем, это средний  за пять лет валовый сбор зерна. Так что провала – при значительной господдержке в 5 млрд. рублей – удалось избежать. Вот кто больше других  пострадал от засухи, так это Забайкальский край, собравший вдвое меньше, чем в прошлом году. 

С учетом развития перерабатывающей отрасли и животноводства, излишки, предназначенные для отправки на экспорт, составят, по октябрьскому прогнозу президента Национального союза зернопроизводителей России Павла Скурихина, 2,5-3 млн. тонн. Для Сибири такой объем был бы более чем оптимален, учитывая, что, к примеру, самый крупный зерносеющий регион СФО – Алтайский край,  по словам начальника Главного управления сельского хозяйства Александра Чеботаева, ежегодно  за пределы России вывозит в среднем по 25 тыс. тонн зерна, что составляет самую малость - 0,6% от среднегодового объема производства зерна.  А можем многократно больше, причем не зерно экспортировать, а муку и крупы, то есть продукцию с высокой добавленной стоимостью.

По оценке Павла Скурихина, «излишки» нужно отправлять на экспорт,  а это станет возможным после того, как государство снимет  инфраструктурные ограничения. Транспортные расходы на доставку остаются слишком большими, что не в лучшую сторону отражается  на конкурентоспособности сибирского зерна и муки.  

Участники конференции «Зерновая Сибирь» были единодушны во мнении: организация Дальневосточного зернового коридора становится одним из приоритетов стратегического развития рынка. Между тем, как согласились все участники дискуссии, без государственных субсидий на транспортные расходы алтайским производителям будет крайне сложно сохранить свои позиции на внутреннем рынке. Выйти же на экспорт и вовсе кажется проблематичным. Наиболее серьезную трудность, тормозящую производство зерна в Сибири, в частности, в Алтайском крае, представляет проблемная логистика и высокая стоимость транспортных расходов. А вывозить надо, пусть предпочтительно не зерно, а муку и крупы, но надо. Ведь Алтайский край был и остается  важнейшим регионом, производящим значительную часть зерна России.

Причем, как неоднократно подчеркивалось на форуме, в крае в расчете на душу населения традиционно производится зерна в 2,6-2,7 раза больше, чем в среднем по стране. И совершенно логично, что Алтайский край ищет способы реализации своей продукции за пределами региона. Потому-то алтайских мукомолов так манит густонаселенная и динамично развивающаяся Юго-Восточная Азия, Китай.

Второй путь решения проблемы сбыта произведенного на Алтае зерна предполагает увеличение спроса на зерно в животноводстве. Но для этого оно должно активно развиваться, наращивать свои производственные мощности, а это дело не быстрое и весьма капиталоемкое.

Существуют проблемы и с привлечением инвестиций на реализацию крупных проектов в области глубокой переработки зерна. Об этом на конференции «Зерновая Сибирь» говорил Владимир Чернобровин, генеральный директор ОАО «Пава», одного из лидеров зерноперерабатывающей промышленности России и инициатора такого проекта в Алтайском крае: «При всей значимости проектов по глубокой переработке зерна проблематично их финансирование. Все подобные проекты достаточно дорогостоящие. В Алтайском крае нет ни одной компании, которая бы по требованию банка смогла инвестировать собственные средства в объеме 30% от стоимости всего проекта». В общем, банки считают такие проекты слишком рискованными, а инвесткредиты чересчур «длинными».  Между тем, по мнению Александра Бедарева, председателя Совета директоров Сибирского зернового союза и генерального директора агропромышленной компании «Мельник», именно глубокая переработка зерна – это выход, перспектива для такого зернопроизводящего и зерноперерабатывающего региона,  как Алтайский край.

-  Глубокая переработка не только шанс для села, зернопроизводителей, но и выход из уже критической ситуации для зерноперерабатывающей отрасли. Глубокая переработка - это реальность. Экономическая ситуация такова, что, на мой взгляд, уже в ближайшие 3-5 лет начнется практическое осуществления таких проектов, – подытожил Бедарев.

Как бы то ни было, осуществлять эти инновационные для АПК проекты, решать застарелые транспортные проблемы и осваивать новые рынки сбыта аграриям Сибири придется  уже в новых макроэкономических условиях – не за горами вступление России ВТО со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Приходный ордер», декабрь 2011 – январь 2012.