18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В столице Алтайского края задумываются о безопасности пешеходов: как ее обеспечить, не нарушая городской ландшафт и экономя бюджетные средства. Кто, в конце концов, должен заниматься строительством внеуличных пешеходных переходов?

«Алтайский строительный портал» рассуждает об актуальности строительства подземных переходов в Барнауле. Как свидетельствуют данные статистики ГИБДД,  с каждым годом число ДТП с участием пешеходов растет, особенно на «проблемных» участках барнаульских дорог. В частности, у ТРЦ «Европа», где в ближайшие годы ни подземного, ни наземного перехода, увы,  может так не появиться. Между тем в столице Алтайского края один из пяти подземных переходов решено ликвидировать за ненадобностью. Речь о «подземке» на пр. Космонавтов у «Алтайского моторного завода». Об этом и других примечательных фактах из истории и настоящего барнаульских подземных переходов рассказывает Интернет-портал. Печатается с сокращениями.


ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

В Барнауле внеуличные пешеходные переходы представлены исключительно подземными. Очевидно, в городе делали выбор именно в пользу «тоннелей», потому что за ними числится куда больше достоинств, чем за «мостиками»-виадуками.

К достоинствам подземного перехода относят его небольшую глубину залегания (где-то 1,5 средних человеческих роста), а также возможность использования пространства под проезжей частью в коммерческих целях (для размещения газетных киосков, других торговых объектов, ремонтных мастерских и т.д.). Кроме того, они не нарушают архитектурного облика улицы и прилегающей застройки. Вдобавок тоннели более удобны для пешеходов, что особенно важно для пожилых людей, инвалидов и пешеходов с детьми, тележками и т.п. Не стоит оставлять без внимания и психологический фактор – спускаться вниз, то есть в тоннель, проще, чем подниматься вверх, то есть на «мостик». К недостаткам же подземников относится очень дорогое строительство, т.к. для их возведения чаще всего требуется перекрывать улицу и вести земляные работы, а в ряде случаев — перекладывать инженерные магистрали.

В число достоинств надземного перехода относят сравнительно невысокую стоимость - они дешевле в строительстве, чем переходы подземные. Во время их возведения, как правило, нет необходимости надолго перекрывать проезжую часть. Наряду с этим у них есть серьезные недостатки. Если высота подземного перехода от его пола до уровня тротуара редко превышает 3 метра, то высота надземных переходов никак не может быть меньше 5 метров. А дополнительные метры, как несложно догадаться, - это дополнительные лестничные пролеты, которые приходится преодолевать для перехода улицы. Также виадуки плохи из-за невозможности постройки в местах с узкими тротуарами (лестницы будут находиться прямо перед окнами квартир) и исторических центрах городов (конструкция может испортить вид).

БАРНАУЛЬСКИЕ ПЕРЕХОДЫ – САМЫЕ СТАРЫЕ И МОЛОДЫЕ

В это трудно поверить, но в Барнауле история местных подземных пешеходных переходов никем не написана. Полных сведений о том, когда, по чьему заказу и т.д. строились городские «тоннели», мы не получили (хотя на это стопроцентно рассчитывали) ни в комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации г. Барнаула, ни на кафедре организации и безопасности движения факультета энергомашиностроения и автомобильного транспорта АлтГТУ им. И.И.Ползунова. Какой-либо «летописи» городских дорог в Барнауле нет. Поэтому информацию о переходах собирались по крупицам и обращаясь к разным источникам информации.

Начнем с перехода на пр. Космонавтов. Строил его сам «Алтайский моторный завод», одно из старейших промышленных предприятий краевого центра (решение о его создании в Барнауле было принято в мае 1955 года). Переход у завода, который должен был обеспечить безопасный проход к предприятию многим тысячам его рабочих в советские годы, насколько нам удалось выяснить, является самым старым в городе. К сожалению, на заводе не смогли найти документ, в котором отражена дата строительства перехода. Как нам сообщил директор предприятия Александр Каменев, скорее всего, он не уцелел. Согласно же заявлениям «старожилов» завода, с которыми беседовал Александр Михайлович, переход был построен примерно в 1970 году.

Сейчас подземный переход на пр. Космонавтов пребывает в стадии консервирования, иными словами, его засыпают, то есть ликвидируют (входы в переход уже заварены металлическими трубами). В комитете по дорожному хозяйству городской администрации Барнаула сообщили, что решение о ликвидации перехода принято по двум причинам. Во-первых, переход находится в крайне плачевном состоянии, во-вторых, вкладывать средства в его реконструкцию нет смысла, поскольку сейчас он по понятным всем причинам (количество рабочих на заводе в разы меньше, чем при СССР) мало востребован. Для безопасного движения через улицу у завода установлен светофорный объект, т.е. создан регулируемый пешеходный переход.

Немногим моложе «тоннеля» на пр. Космонавтов целый комплекс подземных переходов на пл. Октября - важнейшей развязке транспортных магистралей, от которой транспорт расходится во все районы города. Когда создавалась, площадь имела один существенный недостаток - смешение транспортных и людских потоков. Эту проблему удалось решить благодаря постройке комплекса подземных переходов. Как сообщил главный инженер МУП «Дорожник-2» Октябрьского района Барнаула Иван Карнаухов (переходы эксплуатирует МУП), в паспорте объекта сказано, что он был сдан в эксплуатацию в 1976 году. Строили его по заказу города.

Напомним, что в 2011-2012 годах в переходе велась реконструкция, поводом для которой стали преобразования на площади: ликвидация торговых рядов цветочниц, реконструкция Молодежного театра Алтая, замена памятника В.И.Ленину на скульптуру сеятеля, косметический ремонт фасадов зданий, окружающих площадь. Среди основных изменений в облике самого подземного перехода, замеченных горожанами – входы были оборудованы навесами и открывающимися в обе стороны дверями.

Намного современнее два перехода на Павловском тракте – у остановок «Мастерские» и «Панфиловцев». Как сообщили в комитете по дорожному хозяйству администрации Барнаула, первый строили в 1995-1997 годах по заказу ТЭЦ-3, второй – по в 1991 году по заказу города. Тот и другой переход недавно отремонтировали: подштукатурили, побелили, покрасили, заасфальтировали, заменили электропроводку и установили новые лампы освещения. На подземном переходе на ост. «Панфиловцев» заменили входные двери. На входных узлах переходов должны были смонтировать козырьки из поликарбоната такие же, как на переходах на пл. Октября.

Следует отметить, что острая необходимость в ремонте перехода на «Панфиловцев» созрела 18 июля 2010 года, когда в результате сильного ливня сам переход был затоплен настолько, что по нему можно было плавать.

Напомним так же, что год назад на одном из подземных переходов (остановка «Мастерские») были капитально отремонтированы лестничные марши. Но поскольку их ремонтировали уже в морозы, по весне они «потекли». Работы пришлось переделывать.

Всего в Барнауле, напомним, насчитывается пять подземных переходов. Пятый по счету располагается под ул. Мамонтова и входит в состав комплекса Нового моста через р. Обь. Он соединяет знаменитую лестницу нагорного парка с самым началом проспекта Социалистического, позволяя пешеходам не перебегать оживленную проезжую часть на въезде (выезде) в Барнаул.

Строительство всего мостового комплекса вместе с переходом (по проекту инженера Митькевича) началось в конце 1980-х годов, но велось очень медленно, а в начале 1990-х годов вообще было заморожено. Возобновилось оно после визита в Барнаул Бориса Ельцина в мае 1992 года. Президент России прямо на берегу Оби подписал проект указа и распоряжение о финансировании строительства нового моста в Барнауле. Через пять лет, в 1997 году состоялось его торжественное открытие.

Начальник ГУП «Обской мост» Андрей Карпенко («Обской мост» эксплуатирует данный дорожный комплекс) нам сообщил, что ввод в эксплуатацию комплекса происходил в несколько этапов. На предприятии не нашли точной даты ввода в эксплуатацию подземного перехода. Ориентировочно сдача происходила в 1994 – 1995 годах.

КОГДА ПОЯВИТСЯ ПЕРЕХОД У ТРЦ «ЕВРОПА»?

В очередной раз о необходимости строительства внеуличного пешеходного перехода у ТРЦ «Европа» (на пересечении Павловского тракта и ул. Георгиева) общественность Барнаула заговорила, как водится, когда произошла трагедия. 9 августа 2012 года девушка, управляя автомобилем Honda, совершила наезд на группу детей. Они шли на запрещающий сигнал светофора по пешеходному переходу в ТРЦ «Европа». После этого ДТП сообщество барнаульских автомобилистов инициировало сбор подписей под обращением к краевым властям. В нем горожане предлагали городским властям разработать целевую программу с выделением средств из краевого и федерального бюджета для строительства надземных или подземных переходов на самых «кровавых» участках дорог столицы Алтайского края. Вскоре власти Барнаула заявили, что у ТРЦ «Европа» будет построен первый в городе надземный пешеходный переход.

При этом в мэрии сообщали, что средства на финансирование объекта включены в городскую программу «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2017 годы». Общая стоимость строительства составит 15 млн. рублей. Планировалось, что при строительстве перехода будут привлечены средства из федерального бюджета, а также средства владельцев торговых объектов, размещающихся у перекрестка.

Однако уже в январе 2013 года, начальник отдела ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Александр Колпаков на пресс-конфренции заявил, что у ТРЦ «Европа» намерены построить не надземный, как ранее озвучивалось властями города, а подземный пешеходный переход. Со слов Колпакова, предполагается, что в финансировании проекта примут участие ТРЦ «Европа» и соседние предприятия, поскольку переход по большей части нужен для их посетителей. Он отметил, что скоро, насколько ему известно, г-н Ракшин собирается построить поблизости с ТРЦ «Европа» ТРЦ «Жара», в котором разместятся аквапарк (есть такие планы) и «Ниссан-центр», а это значит, что потребность в подземном пешеходном переходе увеличится.

Более того, Колпаков сказал, что власти города обдумывают, где построить второй подземный пешеходный переход. Есть два варианта: на пересечении пр. Строителей и пр. Социалистический (у железнодорожного вокзала) или на пересечении пр. Ленина и ул. Пионеров (у Нового рынка).

Между тем сегодня тема строительства перехода у ТРЦ «Европа» «заглохла». Источник в администрации города сообщил, что город может получить финансовую поддержку при строительстве перехода из федерального бюджета, если только будет строить надземный переход (соответствующая федеральная программа, с его слов, предусматривает лишь строительство надземных). Между тем, власти Барнаула не считают строительство надземного перехода уместным. Средствами городского бюджета строить «тоннель» город пока не планирует, а торговые предприятия, мягко говоря, не горят желанием принять финансовое участие в реализации данного проекта. В результате переход до сих пор не построен и когда будет построен - не известно. Нет до сих пор и  самого проекта, потому и цена строительства «подземки» у «Европы» не называется даже приблизительно.

Между тем, перекресток ул. Георгиева - Павловский тракт по-прежнему остается одним из лидеров в Барнауле по количеству совершаемых на нем ДТП. Как сообщили в пресс-службе городского ГИБДД, с начала 2013 года по 23 октября здесь произошло 13 ДТП, в которых пострадало 15 человек, в том числе 2 детей.

Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю Петр Богомолов так прокомментировал состояние дел и перспективу строительства злополучного подземного перехода:

- После открытия таких крупных торговых центров, как «Европа», АНТ, «Москва», интенсивность движения транспорта и пешеходов на перекрестке ул. Павловский тракт – ул. Георгиева значительно возросла. Соответственно возросла и аварийность. Строительство внеуличного (подземного или надземного пешеходного) перехода позволило бы разделить в пространстве транспортные и пешеходные потоки. Госавтоинспекцией неоднократно вносились предложения в органы местного самоуправления Барнаула о строительстве внеуличного пешеходного перехода на данном перекрестке, но в связи с отсутствием финансирования данных мероприятий в бюджете города какого-либо прогресса нет.

МОЖНО ЛИ «ЕВРОПУ» ЗАСТАВИТЬ ПОСТРОИТЬ ПЕРЕХОД?

Можно ли заставить частные компании принимать участие в строительстве внеуличных пешеходных переходов? Этот вопрос задают очень часто. Увы, ответ на него категоричный: «Нет!».

Впрочем, Министерство транспорта РФ разработало поправки к закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Согласно этому законопроекту, объекты дорожного сервиса и стационарные торговые объекты, требующие доступа к автомобильным дорогам, должны будут заключить договоры с их владельцами о присоединении. Уже работающие объекты должны заключить такие соглашения до 1 января 2015 года. В этих договорах будет оговорен размер платы за присоединение к дороге.

В Минтрансе пояснили, что речь идет о стартовом платеже, за которым последуют ежегодные. Размер платы будет зависеть от требуемого объема работ по строительству, ремонту и содержанию подъездов к таким объектам, а не от автомобильного трафика. Однако если трафик вырастет, то размер платы может увеличиться — например, если потребуется добавить полосу движения на подъезде к объекту или предусмотреть дополнительный заезд.

Вполне логичным в этом проекте выглядело бы и участие в финансировании строительства внеуличных пешеходных переходов. Но, как мы видим на примере перекрестка у ТЦ «Европа», пока в этом вопросе благих намерений и обещаний больше, чем реальных дел. 

«Алтайский строительный портал».