18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
 Этот тезис стал лейтмотивом выступления председателя Алтайского краевого Законодательного собрания Ивана Лоора на завершившейся в конце прошлой неделе в Алтайском крае научно-практической конференции «Возможности развития сельских территорий Алтайского края и Сибири – новое прочтение реформ П.А.Столыпина». Публикуем текст его выступления.






Развитие сельскохозяйственных территорий как залог продовольственной безопасности России


Выступление председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания И.И.Лоора на научно-практической конференции в секции «Продовольственная безопасность и экспортные возможности агропромышленного комплекса.
г.Белокуриха 5 августа 2011 года




Уважаемые коллеги!

Позвольте поприветствовать всех участников нашего сегодняшнего заседания от имени депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания. Мы особо признательны нашим гостям, крупным руководителям и авторитетным экспертам. Особо хочу отметить лично Андрея Николаевича Клепача, который хорошо знает наш край, понимает проблемы сельского хозяйства и всегда старается их решать.

Всего год остается до празднования 150-летия со дня рождения великого реформатора, которое в соответствии с Указом Президента России Д.А.Медведева будет отмечаться на государственном уровне. Сегодня работает оргкомитет по подготовке к празднованию под председательством премьер-министра В.В.Путина. В состав оргкомитета входят, в том числе, губернатор Алтайского края А.Б.Карлин и присутствующий здесь А.Н.Клепач. И это дает нам основание рассчитывать, что Столыпинские мероприятия, проводимые на Алтае, займут достойное место в общероссийской программе празднования.

Для Алтайского края фигура Столыпина имеет особое значение. Его переселенческая политика придала невиданный импульс развитию нашей территории. И что характерно – именно алтайские села произвели наибольшее впечатление на Столыпина в ходе его знаменитой поездки в Сибирь, 100-летие которой отмечалось в прошлом году. Как писал сам Петр Аркадьевич,«лучше всего живется поселенцам на бывших кабинетских землях Алтая».

Об итогах Столыпинской аграрной реформы для Сибири можно говорить долго, я приведу лишь несколько цифр. В Алтайский округ переселилось более 730 тысяч человек, это около 40% всех приехавших в Сибирь и Дальний Восток.

Площадь посевов на Алтае увеличилась на 85%. Но развитие сельского хозяйства носило не только экстенсивный, но и интенсивный характер. Резко возросла техническая вооруженность крестьянского труда, и в итоге на одно крестьянское хозяйство в Сибири приходилось в 2 раза больше орудий, чем в Европейской России.

Только в Алтайском округе возникло, по разным данным, от 700 до 1000 переселенческих поселков. Несколько крупных сел на Алтае получили статус городов. На Алтай пришла железная дорога.



И сегодня при обсуждении аграрной политики России мы все чаще обращаемся к опыту Столыпинской аграрной реформы.

Важнейшим документом, определяющим основные задачи аграрной политики, наряду с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и Государственной Программой развития сельского хозяйства стала принятая в прошлом году Доктрина продовольственной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120).

К сожалению, сегодня мы по многим показателям еще далеки от тех пороговых значений, которые определены Доктриной как уровень безопасности. Я назову лишь некоторые из них. Пороговые значения самообеспечения сельхозпродукцией продовольствием определены:
  • по зерну – не менее 95 процентов;
  • по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов ( в настоящее время 67%);
  • по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов ( в настоящее время 78%);;
  • по сахару – не менее 80 процентов ( в настоящее время – около 55%).



Общая сумма закупок продовольствия за рубежом составила (по информации Минсельхоза) – 36,4 млрд. долларов США, или порядка триллиона рублей, при экспорте в сумме 8,8 млрд. долларов. Причем по сравнению с 2005 годом стоимость закупаемого продовольствия выросла в 2 раза!



Таким образом, мы закупаем продовольствия за рубежом на сумму в 6,5 раз большую, чем направляется на поддержку сельского хозяйства в рамках Госпрограммы за счет и федерального, и региональных бюджетов (143 млрд.в 2010 году).

Я напомню широко известные слова Петра Аркадьевича – «сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем сибирская золотопромышленность». А сегодня Россия закупает 130 тысяч тонн сливочного масла за рубежом на сумму более полумиллиарда долларов в год (2010 г. – 503 млн. долларов)! При этом склады сибирских маслосыроделов в этом году оказались затоваренными.

Каким образом агропромышленный комплекс сможет обеспечить надежную продовольственную безопасность страны? Мы убеждены, этого можно достичь только при существенных изменениях парадигмы государственной аграрной политики.

Прежде всего, необходимо:
  • во-первых: существенное увеличение объемов государственной поддержки, причем не только собственно сельского хозяйства, но и ряда смежных отраслей;
  • и, во-вторых: концентрация господдержки на прорывных направления и потенциальных точках роста.

Эта позиция послужила толчком к разработке концепции придания отдельным регионам России статуса особо значимых аграрных территорий.

Впервые инициатива о создании в стране особо значимых аграрных территорий была озвучена Губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в присутствии Дмитрия Анатольевича Медведева, и получила его поддержку.

Содержание инициативы раскрыто в двух разработанных нами документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации».



Конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции особо значимых аграрных территорий обобщены в проекте «Комплексное развитие Алтайского Приобья», который внесен в Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденных в июле 2010 года Председателем Правительства России Владимиром Владимировичем Путиным.

В чем, вкратце, заключается ключевая идея нашей инициативы?

Полагаем, что действующий механизм господдержки аграрного сектора не учитывает глубину межрегиональных различий, которые оказывают серьезное влияние на эффективность сельхозпроизводства.

С одной стороны, аграрный потенциал и степень агропромышленной специализации территорий существенно отличаются.

А с другой стороны, в зависимости от бюджетной обеспеченности регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей. И зачастую, именно аграрные регионы больше всего ограничены в бюджетных ресурсах.

Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к поддержке агропромышленного комплекса территорий России.

Сегодня же, к сожалению, механизм федеральной государственной поддержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны.

Так, например, более четверти пашни в стране и более четверти всего валового объема продукции сельского хозяйства России приходится на долю всего 7 регионов страны.

Мы предлагаем создать своего «локомотивы роста» аграрной экономики всей страны. Кстати, такой подход сегодня широко применяется в развитии туризма, инновационного комплекса, транспорта, энергетики и других отраслей.

Убеждены, что при системном подходе к развитию таких территорий отдача будет многократной. Регионы – продовольственные доноры – в обмен на приоритетную государственную поддержку будут брать на себя дополнительные обязательства по увеличению производства сельхозпродукции.

Надо сказать, что необходимость региональной специализации агропромышленного комплекса давно стала аксиомой для аграрной экономической науки. И те страны, которые можно сравнить с России по площади, по разнообразию природных условий, по масштабам сельскохозяйственного производства – США, Канада, Австралия, - шли именно по такому пути. Например, в США региональная специализация позволила повысить эффективность сельского хозяйства в 2-3 раза.

Каковы критерии, позволяющие выделить в России особо значимые территории? В нашем законопроекте их предлагается три:

Первый: доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте – не менее 8 процентов.

Второй: площадь пашни – не менее 3 миллионов гектар.

И наконец, доля сельского населения в общей численности населения региона - не менее 30 процентов.



По нашим предварительным расчетам, в рамки предложенных критериев входят порядка семи-восьми крупнейших аграрных регионов страны: Республика Башкортостан, Татарстан, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, Воронежская, Оренбургская, Ростовская области.

Безусловно, эти критерии и пороговые значения – не окончательный вариант. В то же время, для нас принципиально, что дополнительная поддержка должна распространяться на регионы аграрной или аграрно-промышленной специализации. Индустриальные регионы, особенно с развитой добывающей промышленностью, как правило, имеют собственный ресурсный потенциал для поддержки сельского хозяйства. Принципиальным требованием является и наличие значительных земельных ресурсов, которые позволяют обеспечивать животноводство кормами за счет собственных ресурсов.

Охарактеризовать потенциал и вместе с тем и проблемы особо значимых аграрных территорий можно на примере Алтайского края.

Алтайский край является крупнейшим аграрным регионом и играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности в Сибири и на Дальнем Востоке. Сельское хозяйство играет определяющую роль в формировании экономики края – на долю сельского хозяйства приходится 15% валового регионального продукта (2008 год) (по России - около 4%), в сельской местности проживает 45% населения региона.






По площади пашни (6,5 миллиона гектаров) Алтайский край занимает первое место в России, по поголовью крупного рогатого скота – четвертое.



По ряду позиций Алтайский край занимает лидирующие позиции на российском продовольственном рынке - 1-е место по производству муки, 1-е место по производству сыра, второе место – по производству крупы. Характерный пример: в прошлом году три четверти гречихи в стране выращено в Алтайском крае.






Алтайский край отличает многообразие природно-климатических зон и выращиваемых сельскохозяйственных культур. Наличие семи природно-климатических зон – от полупустынь до альпийских лугов – позволяет выращивать практически все традиционные для нашей страны культуры, вплоть до винограда.

Поддержка сельскохозяйственного производства является приоритетом нашей бюджетной политики. В результате последней корректировки краевого бюджета доля расходов на поддержку сельского хозяйства составила около 10% от собственных доходов бюджета! Для сравнения - доля расходов на сельское хозяйство в консолидированном бюджете России (федеральный и региональные бюджеты) в среднем составляет порядка 1,5% - 1,7%.



Вместе с тем, с учетом масштаба нашего аграрного сектора объемы государственной поддержки оказываются недостаточными. Имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получил средств по Госпрограмме более чем в 2 раза меньше, чем в среднем по России.

(За счет всех бюджетов на 1 га пашни на Алтае в 2011 году приходится 570 рублей, в среднем по России – 1400 рублей. В том числе, за счет федерального бюджета – 440 рублей в Алтайском крае, в среднем по России – 1090 рублей. За счет регионального бюджета в Алтайском крае – 130 рублей, в среднем по регионам России – 310 рублей).



В итоге, несмотря на очень высокую долю бюджетных расходов на сельское хозяйство наши крестьяне получают меньше средств, чем их коллеги большинства других регионов. Мы не можем обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне!

А если бы федеральное финансирование для Алтайского края осуществлялось по среднероссийскому показателю, то край мог бы в этом году получить дополнительно по 640 рублей на гектар пашни, или порядка 4,2 миллиарда рублей!

Говоря о господдержке АПК особо значимых аграрных регионов, хочу обратить внимание еще на один аспект. Алтайский край вносит весомый вклад в продовольственную безопасность всей страны. За пределы края ежегодно вывозится около 80% муки и крупы, около 70% сыра и 20% животного масла. Тем самым, обеспечение продовольствием населения других территорий приводит к дополнительной нагрузке на бюджет края. В целом, по экспертной оценке, более половины выделяемого из краевого бюджета объема государственной поддержки сельскому хозяйству фактически «уходит» за пределы региона.

Какие формы поддержки должны применяться для развития особо значимых аграрных территорий?

Необходимо использовать, прежде всего, зарекомендовавшие себя меры государственной поддержки, но на особых, льготных условиях. Кроме того, считаем необходимым предложить ряд новых и эффективных механизмов государственной поддержки.

Эффективному развитию молочного животноводства будет способствовать субсидирование части затрат на реализацию молока базисной жирности. При этом на объемы, превышающие расчетные потребности населения региона, нужно применять повышающий коэффициент относительно ставки субсидий. Аналогичная мера предлагается в части субсидирования производства мяса. ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭТОТ ПУНКТ СНЯТЬ ИЛИ ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ, ПОСКОЛЬКУ МИНСЕЛЬХОЗ ЗАЯВИЛ О ВВЕДЕНИИ СУБСИДИЙ НА ЛИТР ТОВАРНОГО МОЛОКА.

Законодательно надо закрепить субсидии на качественную конечную продукцию, производимую в Сибири – это масло, сыр, сухое молоко, колбасы и др. Мы убеждены, что такая мера позволит вернуть сибирскому маслу и сыру ту славу, которая в Столыпинскую эпоху доходила до Западной Европы.

Еще одна важнейшая тема – обеспечение доступа сибирского продовольствия к рынкам сбыта. Сегодня из-за высоких транспортных тарифов зачастую наша продукция оказывается просто неконкурентоспособной. Мы благодарны Правительству и Министерству за пролонгирование практики льготного коэффициента на перевозку зерна и муки на дальние расстояния. В то же время, мы убеждены, что льготный понижающий коэффициент в размере 0.3 необходимо установить на постоянной основе и применять его начиная с первого километра пути. Это касается не только Алтайского края, но и других ведущих аграрных регионов Сибири – Новосибирской, Омской областей, Красноярского края.






Кстати, аналогичная проблема возникала и в эпоху Столыпина. Существовал так называемый Челябинский тарифный перелом, дискриминирующий железнодорожный тариф, который сдерживал экспорт зерна из Сибири и препятствовал развитию сибирской мукомольной промышленности. И кстати, именно благодаря позиции Столыпина этот удушающий тариф был отменен.

Также мы предлагаем начать за счет средств федерального бюджета софинансирование восстановительной работы в лесозащитных полосах.

Для развития правовых институтов необходимо субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на оформление земельных участков.

Мы предлагаем также предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капитального ремонта, комплексной реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных оросительных систем. Для нашего края это особенно актуально в связи с тем, что 4 млн. гектаров пашни края, или более 60% находятся в зоне рискованного земледелия вследствие недостаточного увлажнения.



Хочу обратить внимание еще на один момент. Мы предполагаем реализацию целого ряда проектов по развитию инфраструктурных отраслей. В частности, предусматривается развитие социальной сферы села, строительство и реконструкция объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики, на принципах и механизмах государственно-частного партнерства.

И здесь мне снова хотелось бы провести аналогии с опытом столыпинской реформы.

В ходе реформы П.А.Столыпина государство активно развивало социальную и производственную инфраструктуру заселяемых районов. Выделялись ссуды сельским обществам на строительство общественных зданий. Проводились мероприятия по созданию инфраструктуры заселяемых местностей: строительство новых и ремонт старых дорог, ирригационные и гидротехнические работы.

Убеждены, что такой же системный, не узкоотраслевой подход к развитию особо значимых аграрных территорий нужен и сегодня.

Здесь бы мне особенно хотелось подчеркнуть, что ряд этих мер (оформление земли, мелиорация, социальная и инженерная инфраструктура, лесовосстановление и другие) относятся к так называемой «зелёной корзине» мер поддержки АПК, которая установлена в рамках Всемирной торговой организации. Напомню, что государственная поддержка по этим направлениям, которые не оказывают прямого воздействия на товарный рынок, не подлежит ограничению в рамках обязательств, которые берут на себя страны при вступлении в ВТО.






Есть еще один вопрос, который важен не только для Алтайских или Сибирских крестьян, но и в той или иной степени для жителей 41-го региона России. Это вопрос о так называемом «поясном коэффициенте». Для Алтайского края, например, он был в свое время установлен в размере 1,15 – 1,20 и позволял хотя бы частично компенсировать жителям региона дополнительные расходы, связанные с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. Сегодня экономическая роль это механизма практически полностью нивелирована. А ведь проблема сохранения населения в Сибири становится с каждым годом все более острой.









Я убежден, что мы сегодня вправе поставить вопрос о выплате поясного коэффициента для работников реального сектора за счет федерального бюджета. Если государство заинтересовано в прекращении депопуляции сибирских регионов, эта мера просто необходима.

Кроме того, выплата надбавок из федерального бюджета позволить вывести из тени сотни миллиардов рублей!

Я понимаю, что масштаб таких выплат очень существенен, но и задача сохранения Сибири, которая имеет и экономическое, и геополитическое значение, делает эти расходы оправданными!

Уважаемые коллеги, наши инициативы в рамках концепции особо значимых аграрных территориях прошли очень широкое и детальное обсуждение на уровнях, в том числе в Правительстве и Федеральном Собрании, и везде получили поддержку. Они касаются целого ряда регионов, где проживает более 25 миллионов россиян, или каждый шестой! И я уверен, что ее принятие позволит существенно укрепить продовольственную безопасность страны, обеспечить россиян качественным и безопасным питанием на многие десятилетия.

Спасибо за внимание.