В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций
В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций
На прошедшей 17 декабря в Белокурихе VI Межрегиональной научно-практической конференции «Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности региона: модернизация экономики и общества. Региональный аспект» председатель Президиума Региональной общественной организации «Вольное экономическое общество Алтайского края», д.э.н., профессор АлтГТУ Владимир Бородин выступил с докладом «Региональная интеграция – эффективный инструмент модернизации экономики Алтая». Публикуем текст его выступления. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ АЛТАЯ. Белокуриха 17 декабря 2010 года - Анализ динамики внутреннего регионального продукта Алтайского края по добавленной стоимости, который мы регулярно проводим, подтверждает медленное сползание структуры экономики нашего региона к экономике аграрно-промышленного типа с высокой долей (более 50 процентов) торговли и услуг.
Структура занятости экономически активного населения как бы подтверждает эту тенденцию. У нас более 50 процентов населения занято в непроизводственных видах деятельности. В сельском хозяйстве и связанном с ним производстве пищевых продуктов – 15-16 процентов, 17 процентов занято в промышленном производстве. Должен заметить, что занятость в крупных городах в крае преимущественно продолжает обеспечивать промышленность, что бы мы на этот счет не говорили. Мы фактически стащили в города население, и если мы там уничтожим еще и промышленность или не преобразуем ее в мелкотоварное промышленное производство, то все это может иметь весьма негативные социально-экономические последствия. Следует ожидать дальнейшего снижения занятости в производственной сфере за счет сокращения рабочих мест на крупных и средних промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Алтай постепенно становится регионом с избыточными трудовыми ресурсами. Все чаще приглашают на работу в соседние регионы квалифицированных рабочих из Алтайского края. Мы провели сравнительный анализ социально-экономического положения края и соседних территорий – Новосибирской и Кемеровской областей, Республики Алтай. Провели его на вполне достоверных данных российской статистики. Анализ базовых индикаторов уровня социально-экономического развития этих субъектов показывает, что из 14 показателей наивысшего значения по 11 имеет Кемеровская область, по двум – Новосибирская, Алтайский край имеет место по одному – протяженности автодорог с твердым покрытием. Особенно сильное отставание на всем протяжении анализируемого периода отмечается в показателях, которые определяют возможности региона, таких как инвестиции в основной капитал, объем экспорта, доходы консолидированного бюджета на душу населения, валовый региональный продукт на душу населения. Показателя уровня жизни населения Алтайского края стабильно на протяжении всего постреформенного периода уступают не только соседним регионам, но и значительно ниже средних значений по регионам Российской Федерации. Я понимаю, насколько эта тема болезненна для всех нас, насколько она трудно воспринимается и переваривается нашей администрацией. Должен сказать, что в последнее время колоссальные усилия по ряду направлений предпринимают краевые власти, как администрация края, так и Законодательное собрание, чтобы коренным образом поменять эту ситуацию. Но она, к сожалению, не меняется. И основной причиной этого, на наш взгляд, является несовершенная в рыночных условиях структуры экономики края. Крайне низкий собственный инвестиционный потенциал, низкая инвестиционная привлекательность (за редким исключением) производственных секторов, географическая и транспортная удаленность от рынков сырья и потребителей промышленной продукции. Кстати, на мой взгляд, вступление России в ВТО в 2011 году еще более усугубит неконкурентоспособность экономики Алтайского края. Именно вследствие преобладание в ее структуре неконкурентоспособных отраслей – обрабатывающей и сельского хозяйства в том виде, в каком оно сегодня существует. Интенсивность конкуренции усилится и внутреннем региональном рынке. К нарастающей угрозе нашего сельскохозяйственного производства относится достижения Кемеровской и Новосибирской областей уровня самообеспечения продовольствием, высоких удельных показателей производства по основным видам сельхозпродукции. Таким образом, вступив в XXI век, регион стоит перед выбором стратегического варианта своего развития. Кстати, уже не первый раз. Такая же ситуация возникла в истории Алтая как минимум дважды: после того, как закончился «демидовский период», и после разрухи, принесенной Гражданской войной. Выбор здесь, по нашему мнению, небольшой. Либо искать внутренний источник модернизации, тем самым обрекать себя на инерционный вариант развития, проведения модернизации. Либо путем экономической интеграции с соседними территориями – Новосибирской, Кемеровской областями и Республикой Алтай – создать территорию с современной структурой экономики, обладающей высокими финансовым и научным потенциалом модернизации. Экономическая интеграция наших регионов делает структуру экономики более конкурентоспособной, более жизненной, обладающей большим потенциалом саморазвития. Проникновение капитала из Новосибирской и особенно Кемеровской областей уже происходит. К примеру, было много страхов в отношении поглощения энергосистемой Кузбасса энергосистемы Алтайского края. Недавно разговаривал с нашими энергетиками: «Ну что, стало хуже? Да нет!». Так что, все это из разряда наших страхов перед последствиями возможной экономической интеграции. Нам представляется, что основными целями интеграции являются следующие:
Конечная цель варианта экономической интеграции – создание Южно-Сибирской агломерации в качестве компактной пространственной группировки городских и сельских поселений, объединенных в единое целое производственными, трудовыми, культурными, бытовыми и рекреационными связями. Как нам представляется, реализация возможностей подобной интеграции позволит решить главную задачу: создать устойчивую, саморазвивающуюся экономическую систему с приемлемыми для населения стандартами уровня качества жизни. Учитывая ряд негативных результатов прошлого опыта экономической интеграции ряда регионов (Кемеровская область и Алтайский край, Алтайский край и Республика Алтай), успех этого процесса будет зависеть в первую очередь от политической консолидации и поддержки местных элит и гражданского общества. Особенно важно обеспечить равный доступ всех территорий, а также проживающих в них граждан к бюджетным статьям и социальным гарантиям вне зависимости от места их нахождения и административного статуса. В качестве первого шага необходимо сформировать экономический совет интегрируемых территорий, на который возложить задачи выработки концепции экономической интеграции. Я понимаю, сколько разных мнений будет по этому поводу. В чьих-то сердцах эта идея вызовет бурю негодования. Но мы для того и проводим такие конференции, чтобы высказывать на них различные точки зрения, обсуждать их, предлагать их для обдумывания власти.
Отвечая на вопросы участников конференции, Владимир Бородин пояснил свою позицию:
|