Одна из самых главных проблем горожан - новый налог на имущество. Квитанции на его уплату приходят как раз сейчас. Люди смотрят на цифры круглыми глазами: то, что раньше стоило тысячи, теперь - десятки тысяч.
- Налог на имущество - около 20 тысяч рублей за наше строение, - говорит житель поселка Спутник Ольга Самохина. - В прошлом году было 12 тысяч. Наш дом в 2009 году БТИ оценивало в 1 млн. 965 тысяч, а теперь без нашего ведома увеличили эту сумму до 2 миллионов 385 тысяч рублей. Дому 15 лет - почему он дорожает, почему, например, износ не считается?
Соседям Ольги Самохиной, семье Михайловых, пришла квитанция на 20 тысяч рублей - а в 2009 году платеж был 16 тысяч. Пенсионерке Наталье Калининой с улицы Вишневой, 25 за полдома пришло 6.800, хотя в прошлом году она платила 2.500 рублей. Такая же ситуация в других поселках Барнаула.
- В 2008 году мы платили за дом 4.800, в 2009 году - уже 11 тысяч, а нынче квитанция пришла на 12.500, - говорит жительница поселка Авиатор Татьяна Серик. - Сын за дом платил 690 рублей налога, а теперь квитанция пришла на 2.150 - в три раза больше!
Затея понятна: городские власти пытаются таким образом пополнить муниципальную казну. Подчеркну: продав или отдав немало имущества за бесценок друзьям и товарищам, бросив на самообеспечение школы и детские сады, мэрия, понимая, что какие-то деньги в бюджете все же должны быть, пытается хоть немного наполнить его за счет горожан.
Интересную позицию в этой ситуация заняли депутаты Барнаульской городской думы и ее председатель Людмила Зубович. Можно было каким-то образом минимизировать удар: учесть, например, разницу в характеристиках домов - может, у кого-то хоромы и с него действительно можно взять 20-30 тысяч. Но большинство-то жителей наших поселков построили свои дома на последние деньги, из последних сил.
Юрий Павлов, один из того депутатского меньшинства, которое пытается отстаивать в гордуме интересы горожан, рассказывает:
- По нашему предложению собрали комиссию. Выяснили, что лучший выход был бы дополнительно дифференцировать ставки налога. Предлагали уменьшить саму ставку. У городской думы есть для этого полномочия. Еще весной эти предложения были выработаны и представлены Людмиле Зубович с тем, чтобы она вынесла их на обсуждение БГД. И вот уже полгода прошло - ничего не рассмотрено. В результате барнаульцы получают сейчас квитанции, суммы в которых для многих неоплатные! Есть выход: обратиться в БТИ, там пересчитают стоимость дома, и налогооблагаемая база уменьшится. Но, во-первых, не все об этом знают, а во-вторых, переоценка тоже не задаром делается. И главное - зачем вообще людей ставить в такую ситуацию? Мало, что ли, у нас без этого проблем?
На последнем заседании гордумы в августе Людмиле Зубович напомнили о том, что надо бы рассмотреть вопрос о налоге. Ответом была тишина. Вот письма в защиту Владимира Колганова писать - на это у нее и некоторых депутатов время есть. А принять решение в интересах горожан - некогда.
Расчет у муниципальных чиновников и депутатов, действующих в этом случае с чиновниками заодно, простой: какая-то часть барнаульцев вынет из карманов последнее и заплатит. С других можно будет выколачивать деньги через суды и с помощью судебных приставов. А в ответ на претензии горожан - рассказывать про мировой кризис и тяжелое положение в стране.
Долги
Еще одна глобальная проблема - городской транспорт. Мы уже писали о том, как городская администрация пыталась в августе продать имущество МУП «Горэлектротранс». Причина - долги предприятия перед ОАО «Барнаульская гор-электросеть». Откуда? Близкие к мэрии СМИ пишут о том, что это, мол, было тяжелое наследство тогдашнего директора трамвайно-троллейбусного предприятия Рейнгольда, оставившего после себя долгов на десятки миллионов. Между тем ситуация была немного иная: долги образовались из-за того, что федеральный бюджет не погашал проезд льготников. Только в 2009 году центр наконец погасил долги перед ТТП за 2006 год - около 70 миллионов рублей. Виноват ли Рейнгольд в том, что его трамваи и троллейбусы продолжали возить бабушек и дедушек практически за свой счет? Об этом, думаю, стоит бабушек и дедушек спросить.
Новый директор Сергей Семдянкин начал с того, что наладил на предприятии учет и контроль. Даже билеты, например, выдавались кондукторам в специальных коробочках (диспенсерах), чтобы кондукторы не продавали «свои» абонементные талоны (был у них такой способ подработки). В результате принятых Семдянкиным мер по итогам 2009 года МУП «Горэлектротранс» имело прибыль в 40 млн. рублей. А уже в 2010 году, когда энергетики подали иск о банкротстве «Горэлектротранса», долгов было на 35 миллионов. Как можно вогнать в долги предприятие, на котором ежедневно и не бесплатно ездит полгорода? По некоторым данным, вместо платежей за электроэнергию в МУП ремонтировали крышу, ставили автоматические ворота на троллейбусных гаражах. (На житейском уровне это выглядит так: за коммуналку платить не буду, а куплю себе норковую шубу!). Почему руководство предприятия считало, что именно ворота являются предметом первой необходимости? Депутаты гордумы могли бы спросить об этом Сергея Семдянкина - он ведь тоже депутат. Но не спросили.
Мы уже писали о том, что ситуация с МУП «Горэлектротранс» сильно похожа на преднамеренное банкротство, результатом которого может стать ликвидация в Барнауле трамвайно-троллейбусных перевозок. Автобусные предприятия станут монополистами - и тогда неизвестно, какие цены покажутся им приемлемыми. И что тогда?
А еще ведь есть проблема «Южкома» - управляющей компании, которая подмяла под себе целый поселок Южный и жировала за его счет несколько лет. Сейчас с наследием «Южкома» разбирается конкурсный управляющий. Открывает много интересного. Но об этом - в другой раз...