18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Эскалация криминального скандала вокруг руководства Барнаула является закономерным итогом эволюции городской власти в последние годы.

 

ЗАКОНОМЕРНОЕ ФИАСКО

 

Собственно, такая оценка стала общим местом в рассуждениях местных наблюдателей и экспертов о положении дел в социальной сфере и экономике краевой столицы. Претензий к нынешнему градоначальнику и его команде накопилось немало, скандалы вокруг их деятельности не затихают, вспыхивая и разгораясь то в одной, то в другой сфере городской жизни.

 

А она, эта жизнь, в последние годы не радует ни горожан, ни краевые власти, вынужденные пристально следить за печальным развитием событий в Барнауле, где проживает почти четверть жителей Алтайского края и сосредоточен огромный экономический потенциал.

 

Взять, к примеру, производство промышленной продукции в городе, который еще недавно считался индустриальной столицей края. Сегодня по этому показателю Барнаул довольствуется скромным 7 местом среди городов и районов края. Это по официальным данным Алтайкрайстата. А лидирует в этом списке Заринск, затем идут Алейск и Благовещенский район. Четвертую строчку занимает Бийск, за ним - Рубцовский район. Барнаул замыкает «великолепную семерку», будучи обойденным даже сельскими  Ребрихинским и Зональным районы. Этого ли места достоин главный город Алтайского края, чей потенциал несоизмеримо выше обогнавших его в списке муниципальных образований?

 

Вот и получается, что отсутствие у городской власти системной работы с предприятиями города, внятной промышленной политики приводит к сокращению производства, а значит, к снижению занятости населения, его реальных доходов и пополнения городского бюджета. А все это ведет к росту социальной напряженности в Барнауле.

 

Еще несколько цифр. По итогам 9 месяцев этого года снижение  производства продукции в Барнауле зафиксировано по многим видам: от  дымососов, дизелей, мостовых кранов до строительных материалов и даже продовольственной группы товаров, например колбасных изделий.

 

Конечно, сказывается негативное воздействие кризиса. Но тогда, спрашивается, почем даже в условиях кризиса в ряде территорий, никогда не ходивших в экономических лидерах края, возросла инвестиционная активность? Например, в Чарышском районе привлечено инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования   в 5,6 раза больше, чем в 2008 году, в Алтайском районе почти на 50 процентов, в Камне-на-Оби на 14 процентов. При этом в Барнауле произошел спад, объем инвестиций сократился на 30 (!) процентов.

 

По размеру заработной платы, Барнаул занимает только 4 место. Значительно выше заработная плата в Заринске, Белокурихе и Новоалтайске. И главное, что практически все районы края в этом году обеспечили рост заработной платы от 12 до 32 процентов. Среди городов в Алейске, например, зарплата выросла на 23, в Славгороде - на 16, Бийске - на 11 процентов. А в столице края рост составил только 8 процентов.  При этом работодатели в городе Барнауле задолжали своим работникам  40 миллионов рублей, выше показатель только в Рубцовске – 83 млн. рублей.  Для понимания ситуации приведем еще один пример, в этом году количество безработных в Руцовске увеличилось в 1,5 раза, а в Барнауле – в 2,6 раза. Между тем, аффилированные с чиновничье-олигархическим кланами Барнаула СМИ не перестают рассказывать о «катастрофическом» положении дел в Рубцовске, тщательно замалчивая реальную ситуацию в краевом центре.

 

Между тем, единственное, с чем хорошо в краевой столице, так это с торговлей. По этому показателю она удерживает «почетное» первое место среди городов и районов. Однако может ли это быть единственным предметом гордости?..

 

Можно с уверенностью сказать, что Стратегии развития города  до 2010 года провалена, так как главная  цель -  «обеспечение устойчивого экономического роста» - не достигнута.  Заявленная и разрекламированная городскими властями  Стратегия потерпела фиаско практически по всем показателям, по всем направлениям.

 

БЕЗ РУЛЯ И БЕЗ ВЕТРИЛ

 

Казалось бы, столь печальные итоги должна настроить власть на преодоление допущенного отставания, мобилизацию всех административно-управленческих ресурсов, консолидацию всех конструктивных сил в интересах социально-экономического развития Барнаула, улучшения жизни горожан. Однако этого не происходит. Городские чиновники, руководство города озабочено, как показывают события последних месяцев, своими корыстными проблемами, а на жителей города им попросту наплевать.

 

Взять уже набивший оскомину скандал вокруг управляющих компаний. Фактически жители города оказались брошенными мэрией Барнаула на произвол судьбы. Градоначальник и его подчиненные не могли выработать ясной и четкой позиции, умыв руки и оставив недоумевающих жителей один на один с запутанной ситуацией. В результате резко возросли неплатежи за потребленные коммунальные услуги, усилилась напряженность на рынке ЖКХ. Ну и, разумеется, недовольство безволием и бесхребетностью городской власти.

 

Очевидно, что в последние месяцы администрация Барнаула фактически утратила контроль над городским хозяйством, которое становится по существу неуправляемым. Благо, что еще на уровне районов города сохраняется какая-то власть, которой все чаще приходится действовать на свой страх и риск, брать инициативу на себя.

 

И при этом скандальную славу приобретают сомнительные, с точки зрения законности, «проекты» мэрии Барнаула. Взять, к примеру, строительство городской свалки между поселками Лесной и Новомихайловка, напротив Власихи. Решение об этом, как выяснилось, принято было без учета мнения и интересов местных жителей, без расчетов экономической целесообразности такого строительства.  Как говорится, наобум Лазаря. Между тем, год назад были одобрены проекты нескольких частных фирм стоимостью 2 млрд. руб. Они-то и поделили между собой деньги городского бюджета, т.е. налогоплательщиков – жителей Барнаула, и опять же горожан, с которых планировалось взимать коммунальные платежи по повышенным тарифам. Среди «счастливчиков»-бизнесменов оказалась и мифическая московская фирма «Экотехпром», получившая почти 555 млн. руб. И что же, думаете предприимчивые бизнесмены планировали создать современное предприятие по утилизации бытовых отходов, их переработке по самым передовым технологиям, улучшив таким образом  экологию города? Да ничуть не бывало! Предполагалось вырыть яму, куда и сваливать мусор. Не слишком ли дорогое удовольствие – банальная свалка за полмиллиарда рублей?.. К тому же, как выяснилось, никакого предприятия «Экотехпром» в Москве не зарегистрировано, по указанному адресу проживает гражданка кавказской национальности, да и ту ищи-свищи.

 

Кстати, есть серьезные зарубежные инвесторы, которые готовы построить в Барнауле завод по переработке мусора в порошок, из которого можно делать асфальт, тротуарную плитку. Причем в этом случае городской бюджет должен профинансировать только 20 процентов от стоимости проекта. Это 16 миллионов рублей вместо пятисот с лишним. Однако, видимо, городские власти действуют по принципу «своя рука –владыка», наталкивая на закономерные сомнения в отсутствии корыстного расчета и коррупционной составляющей в этом сомнительном «мусорном» прожекте.

 

Это один из самых последних, может быть, самых вопиющих примеров. Но список «художеств» городской власти можно продолжать. К примеру, набившая оскомину пресловутая «точечная застройка» или вызывающее игнорирование мэрией Барнаула судебных решений, за неисполнение которых городская казна рассчитываются опять деньгами налогоплательщиков, а не виноватых в таком правовом нигилизме чиновников.

 

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

 

Следствием снижения управляемости городских хозяйством со стороны мэрии Барнаула стало резкое увеличение неэффективных расходов.  В соответствии с  Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №  607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008  №1313-р по реализации данного указа осуществлен расчет объема неэффективных расходов, произведенных местными бюджетами в 2008 году по отраслям: управление, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Так вот, Барнаул по этому показателю побил все рекорды. Сумма неэффективных расходов по итогам 2008 года составила в краевом центре 431 700 000 рублей, из них в сфере ЖКХ – 183 252 000 руб., транспорта – 157 002 000 руб., образования – 91 446 000 руб.

 

Как пояснили контролирующие органы, неэффективные расходы в Барнауле сложились:

  • по управлению – в результате превышения нормативного значения расходов на содержание органов местного самоуправления;
  • по образованию – в связи с низким уровнем наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях по сравнению с нормативным значением, неполной нагрузкой по количеству учеников в расчете на 1 педагогического работника и излишней численностью работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала в общеобразовательных учреждениях по сравнению со средними показателями по районам (городам) края;
  • по здравоохранению – за счет недостаточной длительности работы койки в учреждениях здравоохранения по сравнению с нормативным значением;
  • по жилищно-коммунальному хозяйству – в результате предоставления компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек потребителям жилищно-коммунальных услуг;
  • по транспорту – в связи с предоставлением субсидий юридическим лицам вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом.
 

Надо понимать, что этими гигантскими для городского бюджета суммами некомпетентность, халатность и злоупотребления чиновников оплачивают все жители Барнаула.

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-БАРНАУЛЬСКИ

 

Doc22 уже писал о скандальной ситуации с приватизацией барнаульского Дома быта, который городские власти пытались по дешевке продать «родственным» коммерческим структурам, аффилированным с ФПГ «Сибма» Анатолия Банных. Между тем, это не единственный случай, когда в ущерб интересам города (а значит, и горожан) распродается муниципальное имущество.

 

Депутаты Барнаульской городской думы рассказывают, что немало вопросов вызвала приватизация находившегося в муниципальной собственности банно-прачечного хозяйства. На его основе было создано ОАО «Быт-Сервис», куда и перешло все имущество муниципалитета. 16 бань и 11 земельных участков в Барнауле были оценены всего-навсего в 100 млн. руб. И это при том, что 49 процентов акций созданного ОАО получило ООО «Быт-Сервис», внесшего в уставный капитал новоиспеченной «акционерки» весьма сомнительное с точки зрения ликвидности непрофильное имущество по явно завышенной цене.

 

Во всяком случае, об этом говорят депутаты, убежденные, что реальная рыночная стоимость всех этих объектов городской соственности занижена в несколько раз и составляет, по их оценкам, не менее 700 млн. руб.

 

Теперь завершилась (завершилась ли?) и коллизия вокруг продажи 100-процентного пакета акций ОАО «Стольный град», которому принадлежит огромное здание в центре Барнаула – городской Дом быта. Все эти 100 процентов акций находились в собственности города. Причем в рамках приватизации муниципальный Дом быта, оцененный в 213,4 млн. рублей, был внесен в качестве обеспечения уставного капитала ОАО "Стольный град". 100% акций остались за муниципалитетом. Уже на том этапе прокуратура неоднократно вмешивалась в замыслы городских чиновников продать привлекательный объект за «смешные» деньги. Действительно, сначала лот, выставленный на аукцион, чиновники оценили в 107 млн. руб., т.е. вдвое ниже его рыночной стоимости, которая, впрочем, тоже вызывает большие сомнения. Достаточно сказать, что площадь Дома быта, находящегося к тому же на «красной линии» краевой столицы, около 10 тыс. кв. метров.

 

Первый аукцион, намеченный на 9 сентября, не состоялся в связи с отсутствием заявок. Начальную цену снизили, доведя ее до смехотворной -  84,3 млн. рублей. Говорят, в интересах потенциального покупателя. На вопрос о том, как можно выставить объект стоимостью 213,4 млн. рублей за 84,3 млн. рублей, городские чиновники так и не смогли толком объяснить.

 

В результате торгов цена дошла до 131 млн. руб., а победителем аукциона стала никому неизвестная московская компания «Отель-Холдинг», за которой стоит, как говорят, все тот же Анатолий Банных. Другие участники торгов уже заявили о своем намерении обжаловать их итоги и обратились с жалобой в прокуратуру Алтайского края, полагая, что их права были нарушены.

 

Яркой иллюстрацией эффективности приватизационной деятельности властей Барнаула стал недавний пожар в бывшем кинотеатре «Чайка», который после его передачи в частные руки был превращен в подпольный притон. Некогда очаг культуры в один миг стал очагом пожара, откуда с визгом и криками, распугивая одиноких полуночных прохожих, разбегались полуодетые проститутки… «Бардак - он везде бардак», - грустно подытожил офицер-пожарный, наблюдая всю эту вакханалию. Трудно с ним не согласиться…

 

АГОНИЯ ВЛАСТИ

 

Депутат Барнаульской городской думы Екатерина Быкова отмечает: «Большинство муниципалитетов в нашей стране идет по пути первоочередной продажи малоликвидного имущества, оставляя наиболее привлекательное имущество на «черный день» - ведь его всегда можно выгодно продать по выгодной цене.  Однако администрация Барнаула предпочитает совсем другие вариант – продавая в первую очередь самые привлекательные объекты. Причем заранее известным покупателям по заранее известной цене. Особенно настораживает то, что часть продаваемых объектов являются объектами коммунальной инфраструктуры и социально значимыми объектами, коммерчески привлекательными, имеющими в своих активах на разных правах собственности дорогостоящее имущество, как то недвижимое и движимое имущество, земельные участки и т.д.»

 

Причем все – и городские депутаты, и политики, и общественники Барнаула – убеждены: в последнее время распродажа по бросовым ценам городского имущества, недвижимости осуществляется ускоренными темпами, форсировано, торопливо.

 

Оно и понятно. В начале декабря мэру Барнаула Владимиру Колганову было предъявлено новое, более серьезное обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.2 ст. 285 УК РФ). Следователи пояснили, что подозреваемый градоначальник злоупотребил полномочиями при заключении договоров доверительного управления муниципальным имуществом с управляющими компаниями в период с 2005 по 2008 год. Это повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в связи с недопоступлением в бюджет города Барнаула денежных средств в размере более 19 млн. руб., полученных от реализации муниципального имущества. Напомним, что ранее Колганову инкриминировалась более «мягкая» статья УК (ст. 293 ч.1), а сам он подозревался в халатности. А буквально на днях в кабинетах руководителей мэрии, квартирах и коттеджах городских чиновников прошли обыски и изъятия документов. Понятно, что это свидетельствует о серьезности намерений следственных органов и наличии достаточных оснований для столь радикальных действий.

 

Вот в этой обстановке и торопятся городские власти решить свои проблемы. На очереди уже реорганизация МУП «Барнаулкапстрой», который контролирует строительный рынок города, распоряжается выделенными под застройку земельными участками. И все по той же схеме – из МУП в ОАО со 100-процентным капиталом мэрии, а затем распродажа пакета акций по бросовой цене близким к городским властям коммерческим структурам. Готовится к продаже пакет акций и ОАО «Барнаульская горэлектросеть». Распродаются муниципальные доли в предприятиях ЖКХ. Готовятся к продаже в частные руки муниципальные аптеки. Понятно, что все это может иметь самые непредсказуемые последствия для населения краевого центра: и рост тарифов на услуги ЖКХ, цен на лекарства, жилье, электроэнергию...

 

Учитывая стратегическую значимость для экономики города и края объектов, готовящихся сегодня городскими властями к распродаже, городские депутаты, барнаульские политики и общественники настаивают на немедленном прекращении разбазаривания муниципальной собственности, наложении моратория на осуществлении приватизации муниципального имущества. В противном случае банкротство верхушки руководства Барнаула может повлечь за собой серьезные проблемы для экономики и социальной сферы краевого центра, всех без исключения его жителей.

 

Между тем городские чиновники всячески пытаются придать коллизиям с криминальным оттенком некий политический характер. Они не скрывают своего желания отождествить свое присутствие во власти с сохранением принципов местного самоуправления, гарантией которых они считают свое присутствие у кормила власти. Во всяком случае, некоторые близкие им финансово и организационно политики, политологи и медийные деятели пытаются убедить горожан в том, что уголовное расследование правоохранительными органами в отношении деяний барнаульских руководителей является заказным и преследует цель нанести удар «вертикалью власти» по остаткам муниципальной «незалежности» в столице края. Вот уж поистине: в огороде бузина, а в Киеве – дядька.  Очевидно, правда, что ни на какую общественную и политическую поддержку городская власть Барнаула сегодня рассчитывать не может. Более того,  кредит доверия к ней со стороны горожан, если он  и был, то сегодня исчерпан полностью и окончательно.