18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

По мнению экспертов, решение о разделении Западно-Сибирского края на самостоятельные регионы, принятое ровно 75 лет назад, было ошибочным.

ЧЕМУ РАДОВАТЬСЯ?

Выступая на всероссийской научно-практической конференции «Алтайский края: состояние и перспективы развития», приуроченной к 75-летию образования Алтайского края, известный экономист, профессор и начальник Новосибирскоблстата Александр Кисельников с горечью заявил: «По большому счету праздновать нечего». И пояснил на примере итогов развития Сибири и Новосибирской области (она, кстати, была создана одновременно с Алтайским крае и в эти дни также отмечает юбилей) свой нерадостный вывод конкретными  цифрами – как-никак  статистик!

Оценивая произошедшее 75 лет назад историческое событие, ставшее поводом для нынешнего праздника, Александр Кисельников  был категоричен: решение о дроблении самодостаточного во всех отношениях макрорегиона -  Западно-Сибирского края (ЗСК), проходившем с 1937 по 1944 годы, было фатально ошибочным для последующего развития Сибири. Напомним, тогда на обломках ЗСК возникли четыре региона – сначала Новосибирская область и Алтайский край, а затем Кемеровская (1943) и Томская (1944) области. Никаких особых причин для дробления мощного суперрегиона, каковым являлся ЗСК, не было. Кроме, разумеется, политических. «Все было сделано по принципу «разделяй и властвуй», - отмечает профессор Кисельников. Причем, как пишут историки, первыми властными структурами, появлявшимися во вновь созданных регионах,  были органы НКВД.  

Doc22.ru Профессор Кисельников считает, что радоваться сибирякам пока нечему.

Профессор Кисельников считает, что радоваться сибирякам пока нечему.

По  словам известного ученого, нынешняя социально-экономическая ситуация Сибири весьма плачевна: «Сегодня в Сибири идут деструктивные процессы. В терминах марксовой теории идет суженное воспроизводство. Экономика развернулась в сторону рыночных и нерыночных услуг  и т.н. домохозяйств».  Особенно печально положение дел на юге Западной Сибири, который, впрочем,  вполз в стагнирующуя ситуацию еще в советское время, в 80-х годах. Уже тогда южносибирские регионы стали уступать по темпам своего развития среднероссийским показателям. 

Ученые и специалисты видели возникшие тогда проблемы, игнорирование которых грозило перерастанием стагнации в деградацию. Еще в советское время в рамках программы «Сибирь», разработанной в Сибирском отделение АН СССР по инициативе его председателя академика Гурия Марчука, предлагалось ускоренное и комплексное развитие Сибири.  Ставились стратегические задачи. Первая: максимально перерабатывать добываемое сырье. Причем базой такой переработки должны были стать южносибирские регионы, в том числе и Алтайский край. А вторая: Сибирь должна развиваться более высокими темпами, опережающими среднероссийские на 20-25 процентов.

Масштабным планам сбыться было не суждено. Более того, ситуация настолько ухудшилась, что сегодня в рамках Стратегии развития Сибири, выступлениях ведущих сибирских ученых (к примеру, директора Института экономики СО РАН Кулешова) уже и не формулируются цели такого масштаба и уровня.  Достичь бы среднероссийских показателей в ближайшее десятилетие да сосредоточить развитие на базе неких «локомотивов роста» - отдельных сохраняющих конкурентоспособность отраслях и предприятиях. О каком уж опережающем развитии восточных территорий России можно говорить, когда внутренний валовой продукт Сибири постоянно и неуклонно снижается?! Доля транзакционных секторов экономики (к примеру, торговли, сферы услуг) многократно превышает долю реального сектора экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства.  А по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения диспропорции и вовсе достигли критических значений. По словам директора Института экономики Уральского отделения РАН, академика Александра Татаркина,  проанализировавшего  положение дел в городах-«миллионниках», в 2011 году в Москве на москвича приходилось 133 тыс. бюджетных рублей, питерца – 88 тысяч, в то время как на жителя Красноярска – 28 тыс. руб., новосибирца только 24,8 тыс., а на омича всего-навсего 12,8 тыс. целковых. Что уж говорить о сельских жителях других, менее обеспеченных регионов Сибири!.. Между тем, по уточненным данным академика Абела Аганбегяна, который приводит более впечатляющие цифры, Москва по расходам бюджета на душу населения уже превзошла  в несколько раз  Нью-Йорк.

Несмотря на все разговоры о модернизации, снижается и научный потенциал Сибири, которая когда-то  развивалась как раз по инновационному пути.

- Потребность в научных исследования сужается как шагреневая кожа, - считает проректор по научной деятельности Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Анатолий Шишкин. – Причем объясняется этот факт их невостребованностью со стороны реального сектора экономики.

Doc22.ru Проректор «Плешки» Шишкин с горечью наблюдает, как наука  скукоживается наподобие шагреневой кожи.

Проректор «Плешки» Шишкин с горечью наблюдает, как наука  скукоживается наподобие шагреневой кожи.

Дошло до того, что Сибирь сегодня рассматривается федеральными ведомствами и мировыми державами в качестве «резервной территории» России (так охарактеризовал отношение «центра» директор Института экономики СО РАН, академик Валерий Кулешов), некоего ресурсного «запасника», развитие которого не входит в актуальную стратегию развития страны, а проблемы ее не включены в общероссийскую повестку дня. А ведь по сути дело, только присоединение Сибири к России и превратило ее в великую державу, а наличие макрорегиона в составе государства во многом и поддерживает этот статус единственного в мире евроазиатского государства.

СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ

Анализируя социальные аспекты деградации Сибири, ученые невесело шутят: ««Из фольклора исчезло пожелание сибирского здоровья». Оно и понятно. Социальные проблемы, в тех или иных формах и масштабах, с разной степенью остроты, существуют во всех сибирских регионах. В Алтайском крае, по мнению Кисельникова, это проблемы миграции. По его данным, с Алтая с 2002 по 2010 гг. выехало 180 тыс. человек (7,2 процента населения). Уезжали из края, в основном, в Новосибирск. А ведь Алтайский край – регион благоприятный во многих отношениях, комфортный для проживания с точки зрения природно-климатических условий.  Уезжают из-за того, что низок уровень жизни. И это при том, что предыдущие 400 лет сибирской истории характеризовались как раз постоянным и неуклонным ростом населения, который в разы опережал аналогичный показатель Европейской России. А Алтайский край, по словам проф. Кисельникова, и вовсе являлся своеобразной «корневой системой» всей Сибири. Именно сюда, на Алтай, направлялись основные переселенческие потоки, растекаясь затем по всей Сибири. Сегодня происходит с точностью до наоборот.

Впрочем, нынешним социальным проблемам края есть  вполне объективные и обоснованные объяснения. Так, сибирский академик-аграрий Иосиф Курцев, бывший зампредседателя СО РАСХН,  убедительно доказал: чем выше удельный вес аграрного производства в ВРП, чем значительнее доля сельского хозяйства в структуре региональной экономики,  тем ниже уровень жизни населения. 

Doc22.ru Численность населения регионов СФО в 2002-2010 годах

Между тем практически во всех регионах Сибири наблюдается убыль населения, а прирост отмечается лишь в тех немногочисленных территориях, где низок уровень развития экономики, а деструктивные процессы микшируются значительными бюджетными дотациями. Даже в  относительно благополучном, казалось бы, Новосибирске городские власти бьют тревогу. За последние годы численность узбеков выросла в 7,8 раза, и они стали третьей по численности национальной категорией населения.

- Даже если удастся решить проблему обезлюдения, депопуляции сибирских регионов, то структура населения будет абсолютно другой. Оно уже не сможет заниматься высокими технологиями, инновациями и проч. Американцы сигнализируют нам из разных источников: не умеет использовать богатые природные ресурсы, не осваивайте их, не лезьте! – с горечью констатирует Александр Кисельников.  

И хотя в последнее время смертность падает, а рождаемость растет, это ненадолго, утверждают специалисты, и никак не связано с государственной политикой. А объясняется, скорее, объективными демографическими трендами, которые к тому же уже в ближайшие годы  вновь начнут характеризоваться негативными тенденциями.

Без государственной программы, стратегии, серьезных системных преобразований не обойтись, считают ученые, выдвигая, впрочем, разные предложения.

ЧЕМ БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ МОГУЩЕСТВО СИБИРИ?

По словам академика Татаркина, «нужен федеральный закон о промышленной политике. Государство должно определять приоритеты, а под них создавать институт их реализации». Академик также считает, что нужна обоснованная федеральная схема размещения производительных сил с разбивкой по регионам и муниципальных образованиям. «В противном случае распадется единое экономическое пространство», - резюмировал Александр Татаркин.

Doc22.ru Академик Татаркин спит и видит, что в России наконец-то будет принят закон о промышленной политике.

Академик Татаркин спит и видит, что в России наконец-то будет принят закон о промышленной политике.

Иными словами, «государственники» рассчитывают на то, что в Москве обратят наконец внимание на сибирские проблемы. Однако их оппоненты, в первую очередь, сибирские ученые, полагают, что рассчитывать и уповать на федеральный центр не приходится. В приоритетах Кремля есть много чего – Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу  и проч. проч. Но вот развитие Сибири не просматривается. А потому полагаться сибирским регионам надо только на себя.  Как говорил Николай II, «объединяйтесь и старайтесь». Другое дело, что пока в Сибири нет ни управленческого института, который бы был в состоянии возглавить и направлять интеграционные процессы, ни внятного документа, обоснованной и просчитанной программы, которые бы могли стать «знаменем» такой интеграции.

Предвижу возражения: есть же Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС) и Полпредство Президента в Сибирском федеральном округе.  Почему бы им не возглавить центростремительные тенденции? Тем более что о поддержке межрегиональной интеграции в рамках Сибирского федерального округа полпред Виктор Толоконский заявил на днях, во время своего приезда на празднование юбилея Алтайского края  в интервью информационно-аналитическому сайту Doc22:

- Для нас важно, чтобы крупные межрегиональные проекты регионов СФО находились в зоне особого внимания госкомпаний, которые занимаются развитием инфраструктуры, правительства при формировании госпрограмм. Не только конкуренция между регионами должна быть, но и интеграция. В противном случае мы можем упустить время…

Да и на федеральном уровне укрупнение субъектов федерации, их кооперация, координация или интеграция в разных видах (к примеру, в виде разного рода агломераций) только приветствуется. Однако критики весьма скептически оценивают в качестве базы или «руководящей и направляющей силы» этих процессов ныне существующие в Сибири институты, как государственные, так и общественные.

- В своем нынешнем виде полпредство по своим полномочиями не обладает функциями хозяйственного управления, не распоряжается финансами и обладает ограниченным кадровым потенциалом.  Однако хочется соответствовать «высокому статусу». Поэтому полпредство и руководит работой по разработке «Стратегии развития Сибири», - заявил Александр Кисельников, подвергнув сомнению эффективность этой работы.

Никакой серьезной роли нет сегодня и у МАСС,  построенной на принципах консенсуса. Это сейчас  своеобразная дискуссионная площадка, «клуб губернаторов», с которым федеральному центру весьма удобно общаться, что называется, «оптом». И хотя первоначальные амбиции основателей ассоциации были весьма велики, а планы грандиозны, ни один межрегиональный проект в рамках МАСС так и не был реализован. Говорят, на банкете по случаю создания ассоциации (именно глава алтайской делегации Алексей Кулешов и предложил, кстати,  «столицей» ее сделать Новосибирск) глава Новосибирской области Виталий Муха заметил, что мощь Сибири позволяет ей победить в войне любого противника, кроме, разве что, США. И хотя, по словам Кисельникова, участвовавшего в разработке документов «Сибирского соглашения», «никаким сепаратизмом там и не пахло», известно, что на гребне центробежных тенденций российским руководством всерьез изучалась возможность в случае создания «Сибирской республики» передачи ей нескольких  воинских частей.

Впрочем, военные и без этого внесли свой вклад в развитие Сибири. Как известно, в постсоветское время появился Сибирский федеральный округ, куда не были включены крупнейшие сырьевые регионы Сибири, такие как Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, отошедшие по непонятным резонам к Уральскому федеральному округу.   По некоторым данным, идеологом такой нарезки округов был Генштаб, который тогда возглавлял Анатолий Квашнин. Ему потом и выпало пожинать плоды собственного творчества, когда он стал полпредом в СФО, где практически все регионы, за исключением Красноярского края, были дотационными. Да и тот обеспечивает себя за счет одного налогоплательщика – «Норильского никеля».

Где же выход?...

БОРОДИНСКАЯ БИТВА 

Между тем интеграционные тенденции уловил и другой ученый – известный алтайский экономист Владимир Бородин. Два года назад  на конференции в Белокурихе профессор  Владимир Бородин выступил с докладом «Региональная интеграция – эффективный инструмент модернизации экономики Алтая», в котором выступил с неожиданными предложениями. По его словам, несмотря на буквально титанические усилия, которые прикладывают краевые власти, переломить ситуацию с отставанием Алтайского края от среднероссийского и среднесибирского уровня  социально-экономического развития не удается. «Основной причиной этого, на наш взгляд, является несовершенная в рыночных условиях структуры экономики края. Крайне низкий собственный инвестиционный потенциал, низкая инвестиционная привлекательность (за редким исключением) производственных секторов, географическая и транспортная удаленность от рынков сырья и потребителей промышленной продукции.  Вступление России в ВТО в 2011 году еще более усугубит неконкурентоспособность экономики Алтайского края. Именно вследствие преобладание в ее структуре неконкурентоспособных отраслей – обрабатывающей и сельского хозяйства в том виде, в каком оно сегодня существует. Интенсивность конкуренции усилится и внутреннем региональном рынке. К нарастающей угрозе нашего сельскохозяйственного производства относится достижения Кемеровской и Новосибирской областей уровня самообеспечения продовольствием, высоких удельных показателей производства по основным видам сельхозпродукции», - констатировал Владимир Бородин.

По мнению ученого, выбор здесь небольшой. Либо искать внутренний источник модернизации, тем самым обрекать себя на инерционный вариант развития и проведения модернизации. Либо путем экономической интеграции с соседними территориями – Новосибирской, Кемеровской областями и Республикой Алтай – создать территорию с современной структурой экономики, обладающей высокими финансовым и научным потенциалом модернизации. 

С точки зрения профессора Бородина, сразу оговорившегося, что ожидает бурю упреков в свой адрес, основными целями интеграции должны стать: 

  • создание территориально-хозяйственного пространства с конкурентоспособной многосекторной многоукладной экономикой, обладающей достаточным собственным потенциалом для модернизации и дальнейшего саморазвития
  • расширение рыночного поля
  • снятие искусственных препятствий для пространственного товарообмена
  • повышение устойчивости экономики путем совершенствования ее структурных пропорций, концентрации объединенного инвестиционно-финансового капитала на приоритетных направлениях с высокой социально-экономической эффективностью
  • формирование более качественной конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата
  • в организации внутреннего рынка труда предотвращение утечки квалифицированной рабочей силы. 

Конечная цель предлагаемого известным алтайским экономистом варианта экономической интеграции – создание Южно-Сибирской агломерации в качестве компактной пространственной группировки городских и сельских поселений, объединенных в единое целое производственными, трудовыми, культурными, бытовыми и рекреационными связями. 

- Как нам представляется, реализация возможностей подобной интеграции позволит решить главную задачу: создать устойчивую, саморазвивающуюся экономическую систему с приемлемыми для населения стандартами уровня качества жизни. Учитывая ряд негативных результатов прошлого опыта экономической интеграции ряда регионов (Кемеровская область и Алтайский край, Алтайский край и Республика Алтай), успех этого процесса будет зависеть в первую очередь от политической консолидации и поддержки местных элит и гражданского общества. Особенно важно обеспечить равный доступ всех территорий, а также проживающих в них граждан к бюджетным статьям и социальным гарантиям вне зависимости от места их нахождения и административного статуса, - детализировал свой план Бородин, подчеркнувший, что в качестве первого шага необходимо сформировать экономический совет интегрируемых территорий, на который возложить задачи выработки концепции экономической интеграции.

Doc22.ru Профессор Бородин готов за правду взойти на костер.

Профессор Бородин готов за правду взойти на костер.

Отвечая на вопросы коллег-ученых и чиновников, Бородин заявил тогда, в декабре 2010 года: 

- На первом этапе возможна экономическая интеграция без интеграции политической. Вспомните совнархозы. Это не была глупая идея, она не сопровождалась политической интеграцией, созданием единых административных субъектов. Но, наверное, когда-то, если бы реформа продолжилась, это и привело бы к административной интеграции. Конечно, реализовывать возможности такого интегрированного экономического пространства более логично, когда есть единый административный орган управления. У нас есть несколько вариантов административного устройства такой большой территории, которые предусматривают совершенно иные подходы, чем ныне существующие. Есть такое понятие – территориально-хозяйственный уклад, что предполагает иное административно-территориальное устройство. Но это тема отдельного разговора. 

Напомним, что в то время еще сильны были идеи укрупнения регионов, которые мировой кризис окончательно, казалось бы, снял с повестки дня. Однако он на самом деле проблемы укрепления единого экономического пространства и региональной интеграции актуализировал. В частности, в Сибири. И в особенности для Алтайского края. К слову, многие прогнозы и сценарные предположение, высказанные в ходе той конференции в декабре 2010 году, сегодня сбылись. 

- Я уверен, и готов пойти в своем убеждении на костер, что экономика Алтайского края и далее будет менее конкурентоспособной, чем Новосибирской области или Кузбасса. Во-вторых, историей доказано, что наша территория не может создать необходимый потенциал, в первую очередь – финансовый, который может двинуть инновации. В плане финансового капитала Алтайский край был слаб всегда. И последнее. Все, что я предлагаю, совершенно не значит, что завтра мы бросимся в рукопашную, чтобы объединяться. Но держать этот вариант в голове, просчитывать последствия. Ведь будет хуже, если нас сверху «модернизируют» в этом направлении. А такая опасность, вы знаете, тоже есть. Может быть, начать потихоньку думать сегодня?.. –  эмоционально подытожил профессор Бородин.

Напомню, все это было сказано алтайским ученым два года назад. Однако, как показала состоявшаяся  в Белокурихе в преддверии юбилея создания Алтайского края и Новосибирской области Всероссийская научно-практическая конференция, проблема интеграции сибирских регионов сохраняет свою актуальность и сегодня. И важно, как заявил в Барнауле Полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский, что «даже в эти праздничные дни обсуждаются проблемы и перспективы дальнейшего развития», что юбилей становится поводом  для смелых планов и масштабных инициатив, сопрягающих будущее сибирских регионов.

Артем Кудинов.